Понятие и виды экологического вреда. Принципы и порядок возмещения экологического вреда. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и виды экологического вреда. Принципы и порядок возмещения экологического вреда.



Вред, причиняемый нарушением правовых экологических требований, называется в доктрине экологического права экологическим или экогенным вредом.

Под экологическим вредом понимается любое ухудшение состояния окружающей среды, произошедшее вследствие нарушения правовых экологических требований. Он прежде всего проявляется в форме загрязнения окружающей среды, порчи, уничтожения, повреждения, истощения природных ресурсов, разрушения экологических систем.

Вследствие названных форм деградации природы может быть причинен вред здоровью и имуществу граждан и юридических лиц. Такой вред называется экогенным. Вред здоровью и имуществу граждан и юридических лиц неблагоприятным воздействием на окружающую среду не всегда связан с нарушением требований законодательства об окружающей среде. Он может причиняться вследствие стихийных бедствий - землетрясений, наводнений и т.п.

Подчеркнем, что экологический вред имеет другие общественно значимые проявления. Они касаются, в частности, демографической сферы: снижение продолжительности жизни, уменьшение прироста населения.

Экологический вред часто связан с упущением выгоды, то есть неполучением природопользователем доходов, которые он мог получить при обычных условиях. Например, фермер мог получить более высокий урожай сельскохозяйственных культур, если бы не была загрязнена окружающая среда.

Новым для российского экологического права элементом экологического вреда является моральный вред. Моральный вред может заключаться в нравственных переживаниях в связи невозможностью продолжать активную общественную жизнь, с потерей работы, а также и с физической болью, связанной с повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий. Так как природа удовлетворяет эстетические (духовные) потребности человека, уничтожение, к примеру, зеленых насаждений в городах также может рассматриваться как фактор причинения морального вреда и соответственно должно служить основанием для его возмещения. Соответствующие иски могут предъявляться в контексте нарушения права на благоприятную окружающую среду.

Законодательством предусматривается судебный и внесудебный порядок возмещения экологического вреда. Соответствующая обязанность может быть исполнена по решению суда - общего или арбитражного. Внесудебный порядок возмещения реализуется рядом способов, включая добровольное возмещение, посредством страхования риска причинения экологического вреда и в административном порядке. Добровольный способ возмещения вреда, редко применяемый на практике, имеет для его причинителя некоторые преимущества, пока мало осознаваемые в российском обществе. Судебный порядок может создать мощную антирекламу предприятию и иному причинителю вреда, в которой они никак не могут быть заинтересованными. При очевидности ситуации, касающейся экологического вреда, в частности, когда налицо причинитель вреда и его жертвы, вред иногда "выгоднее" компенсировать добровольно.

Административный порядок возмещения нанесенного экологического вреда применяется, как правило, при авариях и стихийных бедствиях, имеющих экологические последствия, путем принятия мер социально-экономической защиты пострадавшего населения. В качестве других форм возмещения такого вреда в административном порядке можно рассматривать оформление листка временной нетрудоспособности, оформление инвалидности.

В Федеральном законе "Об охране окружающей среды" устанавливается, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки.

Общие основания ответственности за причинение вреда определены в ГК РФ: противоправность действия (бездействия), причинная связь между действием (бездействием) и наступившим результатом (причинение вреда) и вина причинителя. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Однако законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда - в частности, если вред причинен источником повышенной опасности.

 

41. Природоохранительная деятельность правоохранительных органов.

 

Природоохранная деятельность правоохранительных органов – деятельность специализированных государственных органов, направленная на поддержание должного правопорядка в экологической сфере, предупреждение, выявление, пресечение и расследование противоправных деяний преступного и иного характера в сфере охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности.

Традиционно к правоохранительным органам относятся структуры, осуществляющие такие виды деятельности как оперативно-розыскные мероприятия, дознание и предварительное следствие. Вместе с тем далеко не все органы, наделенные подобными функциями, являются правоохранительными с точки зрения действующего законодательства и тем более не все из них осуществляют природоохранную деятельность. С учетом рассматриваемой специфики к таковым непосредственно относятся органы внутренних дел, органы федеральной службы безопасности и таможенные органы.

Наибольший объем природоохранной деятельности выполняют органы внутренних дел, поскольку в силу ст. 1 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» на них прямо возложены защита жизни и здоровья граждан, противодействие преступности (в том числе экологической), охрана общественного порядка, который складывается, в том числе с учетом уровня выполнения всеми субъектами требований экологического законодательства. Как известно, в структуре органов внутренних дел в отдельных субъектах Российской Федерации с 1990-х гг. функционировали специализированные подразделения по вопросам поддержания правопорядка именно в экологической сфере, получившие название «экологическая милиция». Кроме того, в ряде регионов были созданы специальные подразделения по противодействию незаконному вылову (добыче) водных биологических ресурсов с учетом широкомасштабной криминализации этой сферы. Очевидно, что и в условиях реформирования системы органов внутренних дел должное место будет уделено экологической специализации, поскольку нельзя предавать забвению накопленный положительный опыт, да и состояние правопорядка, преступности и иной правонарушаемости в рассматриваемой сфере не дают поводов для оптимизма. Вместе с тем следует отметить, что основное бремя природоохранной деятельности ложится на работников территориальных подразделений органов внутренних дел.

К числу основных направлений природоохранной деятельности органов внутренних дел следует отнести своевременное выявление и пресечение экологических проступков, принятие мер к привлечению совершивших их лиц к административной ответственности. Для этого, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены рамки реализации органами внутренних дел соответствующих полномочий по составлению протоколов, принятию мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (включая доставление и задержание нарушителей), наложению административных взысканий. Законами многих субъектов Российской Федерации на органы внутренних дел также возложены полномочия по административному преследованию нарушителей экологического законодательства.

Серьезное место в природоохранной деятельности органов внутренних дел занимает борьба с экологической преступностью, которая осуществляется в рамках проведения оперативно-розыскных мероприятий, в ходе которых предотвращаются и раскрываются экологические преступления, а также осуществления предварительного расследования в соответствии с установленной уголовно-процессуальным законодательством подследственностью. Именно на дознавателей и следователей органов внутренних дел приходится основной объем расследуемых правоохранительными органами экологических преступлений.

Исходя из задач, стоящих перед органами Федеральной службы безопасности, они принимают меры по минимизации и устранению угроз экологической безопасности страны, в том числе выявляют возможные проявления экологического терроризма и шпионажа, а также незаконного вывоза из Российской Федерации стратегических сырьевых ресурсов. Важная роль в этих вопросах отводится подразделениям, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Функционирующие в рамках Федеральной службы безопасности Российской Федерации пограничные органы, начиная с 1997 г. наряду со своими основными направлениями деятельности осуществляют государственный контроль за использованием и охраной водных биологических ресурсов в рамках территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Ежегодно органами пограничной службы задерживаются десятки российских и зарубежных судов, осуществляющих незаконный промысел водных биологических ресурсов, изымаются десятки тонн рыбы. При этом должностные лица пограничных органов вправе применять как меры административного преследования в рамках Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так и расследовать уголовные дела по ст. ст. 253 и 256 УК РФ.

Природоохранная деятельность таможенных органов вытекает из их сущностного предназначения, связанного с выявлением, пресечением и недопущением незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и иных грузов, однако на них прямо возложены такие задачи как: осуществление мер по охране жизни и здоровья человека, животных и растений, окружающей природной среды; реализации системы мер по пресечению незаконного оборота через таможенную границу Российской Федерации видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов. Природоохранная деятельность таможенных органов проявляется в вопросах регулирования оборота водных биологических ресурсов, где на них возложены задачи по контролю за внешнеторговыми операциями с продукцией рыбного промысла. Кроме того, на таможенные органы возложена функция контроля за трансграничными перевозками опасных отходов. Таможенные органы наделены полномочиями по осуществлению оперативно­-розыскной деятельности, проведению расследования в форме дознания фактов контрабанды, а также административного преследования нарушителей таможенных правил.

Характеристика природоохранной деятельности правоохранительных органов будет неполной без упоминания роли Следственного комитета Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которые хотя и не признаны официально правоохранительными органами, но занимают заметное место в природоохранной сфере. Следователи Следственного комитета согласно установленной подследственности расследуют более трети имеющихся составов экологических преступлений. В свою очередь должностные лица органов МЧС России наделены полномочиями по осуществлению административного преследования за нарушения правил пожарной безопасности в лесах, а также расследуют дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 261 УК РФ (уничтожение или повреждение лесных насаждений).

 

 

Природоохранные прокуратуры – специализированные органы прокуратуры, осуществляющие в пределах установленной компетенции на основе межтерриториального принципа формирования возложенные на прокуратуру Российской Федерации функции и иные направления деятельности в сфере охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности. В целом такая деятельность органов прокуратуры получила в науке и на практике название «природоохранной деятельности прокуратуры», однако нельзя говорить о том, что ее осуществляют исключительно природоохранные прокуратуры. Безусловно, природоохранные прокуратуры созданы и функционируют исключительно для осуществления природоохранной деятельности. Вместе с тем такую деятельность наряду и другими видами работы обязаны осуществлять любые прокуроры, в том числе территориальные, а также транспортные и военные, применительно к закрепленным за ними объектам надзора (соответственно объекты транспортной инфраструктуры и места дислокации воинских и других формирований). Но в тех регионах, где созданы специализированные природоохранные прокуратуры, в рассматриваемой сфере деятельности именно они несут основное бремя задач, возложенных на органы прокуратуры.

История создания таких прокуратур относится к середине 1980-х гг., когда очевидной стала потребность в специализации подхода к укреплению законности в экологической сфере, что вытекало из задач, поставленных высшим руководством страны. В этой связи были созданы Азово-Черноморская и Каспийская бассейновые прокуратуры. В 1990 г. образована и до сих пор действует Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура, юрисдикция которой распространяется на территорию Волжского бассейна, начиная с верховий р. Волги (г. Череповец) и заканчивая местом впадения ее в Каспийское море (Астраханская область). С 1997 по 2001 гг. на территории г. Москвы и Московской области функционировала аналогичная по статусу (приравненная к прокуратурам субъекта Российской Федерации) Московская региональная природоохранная прокуратура. Первая половина 2000-х гг. ознаменовалась сокращением числа природоохранных прокуратур. Вместе с тем в 2009-2010 гг. решением Генерального прокурора Российской Федерации с учетом тревожного уровня состояния законности в экологической сфере были созданы сразу пять новых межрайонных природоохранных прокуратур в Архангельской, Воронежской, Кировской и ряде иных областей.

В настоящее время в стране функционируют одна природоохранная прокуратура на правах областной – Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура и около 60 межрайонных природоохранных прокуратур, 15 из которых подчиняются Волжскому межрегиональному природоохранному прокурору, остальные – прокурорам субъектов Российской Федерации.

Участие органов прокуратуры в природоохранной деятельности вытекает из установленных в ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» функций прокуратуры, основной из которых является надзор за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов (федеральных и региональных) достаточно большим кругом субъектов, к числу которых относятся федеральные органы исполнительной власти, представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, органы военного управления, контролирующие органы, их должностные лица, а также органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций. Исходя из сказанного в сфере прокурорского надзора находится исполнение, в том числе законов, регулирующих общественные отношения в сфере охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности. При этом характерным отличием смысла и содержания надзорной деятельности органов прокуратуры от деятельности тех же органов государственного или муниципального контроля является то, что прокуроры проводят проверки только при наличии сигнала о совершенных нарушениях, которые требуют именно прокурорского вмешательства. То есть если вопрос может быть разрешен силами контролирующего органа, прокурор не вправе вмешиваться в этот процесс. Более того, в рамках Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» прокуроры согласовывают проведение органами экологического контроля внеплановых проверок на объектах предпринимательства, а также ежегодно у себя аккумулируют сведения о намечаемых на предстоящий период плановых проверках, обеспечивая доступ к такой информации любым заинтересованным лицам путем размещении ее на официальном сайте в сети Интернет.

Кроме того, прокуроры в рамках своей компетенции вправе проверять законность издаваемых перечисленными выше органами и должностными лицами правовых актов, что позволяет своевременно принимать меры по отмене не соответствующих федеральным и региональным законам актов. Специфическим направлением такой работы прокуроров является проведение ими антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в экологической сфере и принятие надлежащих мер по устранению в них коррупциогенных факторов при наличии таковых.

Среди мер прокурорского реагирования, применяемых при выявлении нарушений законов в экологической сфере, следует выделить протесты на незаконные правовые акты, представления об устранении нарушений законов, постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предостережения о недопустимости нарушения закона. Заметное место в деятельности природоохранных и иных прокуратур занимают иски и заявления (о возмещении вреда, причиненного окружающей среде или здоровью граждан, о понуждении к совершению определенных законом действий, о прекращении деятельности, осуществляемой с нарушением экологического законодательства, и др.)

Серьезное место в надзорной деятельности прокуроров занимает проверка законности осуществления оперативно-розыскных мероприятий, а также расследования уголовных дел по экологическим преступлениям органами дознания и следствия.

Одной из важных функций является координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с экологической преступностью, в рамках которой на основе анализа складывающейся обстановки в сфере исполнения экологического законодательства (в части преступных посягательств на общественные интересы в рассматриваемой области общественных отношений) вырабатываются меры по минимизации и устранению факторов, способствующих совершению экологических преступлений.

С учетом неблагоприятного в целом состояния законности в экологической сфере следует ожидать дальнейшего усиления природоохранного потенциала органов прокуратуры Российской Федерации, в том числе путем возможного создания природоохранных прокуратур регионального уровня, подобных Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуре.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1061; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.243 (0.013 с.)