Порядок рассмотрения индивидуальных жалоб в европейском суде по правам человека. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок рассмотрения индивидуальных жалоб в европейском суде по правам человека.



Что такое индивидуальные жалобы? Согласно ст. 34 Конвенции о защите прав человека и основных свобод «суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения одной из Высоких Договаривающихся Сторон их прав, признанных в настоящей Конвенции или в Протоколах к ней. Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются никоим образом не препятствовать эффективному осуществлению этого права». Таким образом, заявителем может быть любой и каждый, кто подпадает под юрисдикцию государства – участника конвенции. Если нарушение имело место в период пребывания лица на территории соответствующего государства – т.е. на территории государства – участника конвенции.

Применительно к физическому лицу в практике появилось понятие как «непосредственная жертва» - с жалобой в европейский суд по правам человека может обращаться только то лицо, чьи права были непосредственно нарушены.

«Потенциальная жертва»- еще не жертва, но может ею стать. Лицо, права которого еще реально не нарушены, но могут быть нарушены в будущем. В основном такая ситуация связаны с каким либо действующим нормативно-правовым актом, в котором закреплены положения, нарушающие права человека.

«Косвенная жертва» - лицо, права которого нарушаются в связи с нарушением прав потенциальной жертвы. При этом последней нет в живых. К такой категории относились близкие родственники и иные лица, которые имеют прямой правовой интерес в рассмотрении дел по правам человека.

Статус косвенной и потенциальной жертвы устанавливает ЕСПЧ.

Группа физических лиц – жалоба подается лицами применительно к одной и той же ситуации. По поводу нарушения одного и того же права в одной и той же ситуации. Юридические лица могут защищать всего 1 право в суде – имущественное. Заявителями могут быть физические лица и неправительственные организации.

Условия приемлемости жалобы (ст. 35 Конвенции):

1. Суд может принимать дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты, как это предусмотрено общепризнанными нормами международного права (Для Российской Федерации исчерпанием внутренних средств правовой защиты будет прохождение заявителем первой и кассационной инстанций), и в течение шести месяцев с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу.

2. Суд не принимает к рассмотрению никакую индивидуальную жалобу, если она:

a) является анонимной; или

b) является по существу аналогичной той, которая уже была рассмотрена Судом, или уже является предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования, и если она не содержит новых относящихся к делу фактов.

3. Суд объявляет неприемлемой любую индивидуальную жалобу, поданную в соответствии с положениями статьи 34, если он сочтет, что:

a) эта жалоба является несовместимой с положениями настоящей Конвенции или Протоколов к ней, явно необоснованной или является злоупотреблением правом подачи индивидуальной жалобы; или

b) заявитель не понес значительный ущерб, если только принцип уважения прав человека, как они определены в настоящей Конвенции и Протоколах к ней, не требует рассмотрения жалобы по существу и при условии, что на этом основании не может быть отказано в рассмотрении никакого дела, которое не было надлежащим образом рассмотрено внутригосударственным судом.

4. Суд отклоняет любую переданную ему жалобу, которую сочтет неприемлемой. Он может сделать это на любой стадии разбирательства.

 

Процедура рассмотрения индивидуальной жалобы в ЕСППЧ

Жалоба попадает в секретариат, который регистрирует эту жалобу и дальше эта жалоба попадает в одну из секций (в какую - решает председатель суда).

В секции есть несколько комитетов и палат.

По поводу той или иной жалобы назначается судья-докладчик, который исследует жалобу и представленные доказательства. В случае, если каких-то документов не хватает, то докладчик обращается к секретариату и доформировывает дело.

Судья-докладчик представляет свое мнение по жалобе в одном из комитетов. Судьи выслушиваю докладчика и принимают решение (вариантов решения не много).

1 решение – жалоба признается неприемлемой, либо исключается из списка дел, подлежащих рассмотрению. Решение комитета является окончательным и обжалованию не подлежит. Если комитет не признал неприемлемой – то жалоба отправляется в одну из палат. В палате (7 судий) жалоба снова рассматривается на предмет приемлемости. Если признали неприемлемой, то дальше движения не будет. Если жалоба признается приемлемой, то рассматривается по существу. После вынесении решения палаты заявитель в течение 3 месяцев может обратиться в большую палату с просьбой рассмотреть по существу жалобу. В большой палате комитет из 5 судий будет решать вопрос о возможности рассмотрения. Если большая палата отказывает в рассмотрении жалобы, то решение палаты вступает в силу. Если не отказывает, то жалоба рассматривается 17 судьями, и уже их решение является окончательным.

Государству дается 3 месяца для исполнения решения суда.

Вообще суд, рассматривая дело по существу приходит к выводу – нарушено или не нарушено право. Суд констатирует факт нарушения прав. Он не предписывает «устранить нарушение таким то образом» …Он только устанавливает факт нарушения. Более того суд может решить вопрос о справедливой компенсации, который решается в случае, если попросит заявитель. В редких случаях суд сам инициировал рассмотрение справедливой компенсации.


71. Международно-правовые вопросы гражданства. Правовой статус иностранных граждан: международно-правовое регулирование

Гражданство – это правовая связь человека с государством, определяющая взаимные права и обязанности.

Первым международно-правовым актом, кодифицировавшим принципы и нормы, относящиеся к гражданству, явилась Европейская конвенция о гражданстве, принятая Советом Европы в 1997 г. В ней говорилось, что государства должны привести свое внутреннее право в соответствие с ее принципами и нормами. Основными актами по вопросам гражданства в России являются Конституция и Федеральный закон о гражданстве Российской Федерации 2002 г.

Приобретение гражданства.

Существует два основных способа приобретения гражданства:

- первоначальный - приобретение гражданства при рождении (филиация)

- производный - приобретение гражданства после рождения (натурализация, укоренение).

Государства в отношении способов приобретения гражданства придерживаются:

1. либо принципа права крови - ребенок приобретает гражданство родителей

2. либо принципа права почвы - гражданство ребенка определяется местом рождения.

Однако получили распространение смешанные системы. Первыми ввели такие системы Великобритания и США. Их гражданство приобретают как дети собственных граждан независимо от места рождения, так и дети иностранцев, родившиеся на их территории.

Что касается изменения гражданства после брака, то Конвенции о гражданстве замужней женщины 1957 г., которая предусмотрела, что брак не влияет на гражданство жены, в равной мере как и его расторжение (ст. 1). Однако, жена-иностранка может приобрести гражданство мужа в упрощенном порядке.

Европейская конвенция о гражданстве содержит следующие правила о приобретении гражданства. При рождении гражданство приобретают:

а) дети, хотя бы один из родителей которых обладает гражданством данного государства. Законодательство государства может предусмотреть исключения для детей, рожденных за рубежом;

б) дети, найденные или рожденные на территории государства, если в противном случае они окажутся лицами без гражданства.

Государства должны облегчить приобретение гражданства для следующих лиц:

- супругов их граждан;

- детей, один из родителей которых приобрел их гражданство;

- детей, усыновленных одним из граждан;

- лиц, родившихся на их территории, а также законно и обычно на ней проживающих;

- лиц без гражданства и признанных беженцев, законно и обычно проживающих на их территории (ст. 6).

Особым видом приобретения гражданства является реинтеграция, означающая восстановление ранее утраченного гражданства, например в результате вступления в брак. Право многих стран предусматривает упрощенный порядок восстановления гражданства.

Оптация - это выбор гражданства из двух или более возможных или имеющихся. Она может иметь место не только при переходе территории, но и в иных случаях, например при вступлении женщины в брак с иностранцем, при достижении совершеннолетия лицами, которые приобрели два гражданства при рождении.

Утрата гражданства

В Конвенции о сокращении безгражданства 1961 г. Если закон государства предусматривает утрату гражданства вследствие какого-либо изменения в личном статусе, как-то: вступление в брак или его прекращение, узаконение, признание или усыновление, - такая утрата возможна только при условии приобретения другого гражданства

Конвенция допускает возможность утраты гражданства лицом, которое в течение 7 лет проживает за границей.

Конвенция 1961 г. закрепила общее правило, согласно которому государство не должно лишать лицо гражданства, если в результате этого оно становится лицом без гражданства.

Двойное гражданство.

Гаагская конвенция о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве 1930 г.:

1. лицо, обладающее гражданством нескольких государств, рассматривается каждым из этих государств как обладающее только его гражданством

2. находящееся на территории государства, гражданином которого оно не является, лицо, обладающее несколькими гражданствами, рассматривается как имеющее только одно из них. Третье государство принимает во внимание гражданство того государства, в котором лицо постоянно проживает. Если это установить трудно, то признается гражданство государства, с которым лицо фактически наиболее связано.

Иностранцы.

Иностранец - лицо, не являющееся гражданином страны пребывания и обладающее гражданством другого государства.

Широкое распространение получил национальный режим, в силу которого иностранцы в принципе приравниваются в правах к местным гражданам, за некоторыми исключениями (н-р, отсутствие права на дипломатическую защиту со стороны государства пребывания и права участвовать в управлении делами государства, права избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Вместе с тем иностранцы не несут некоторых обязанностей, лежащих только на гражданах, прежде всего это касается воинской обязанности).

Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, указала на недопустимость массовой высылки иностранцев, законно находящихся на территории страны.

Таким образом, существует два основных режима иностранцев: национальный и специальный.

Национальный – положение иностранных граждан равное с местными гражданами.

Специальный – предоставление дополнительных прав (привилегий) одним иностранным гражданам по сравнении с другими (н-р, упрощенный порядок перехода границы, безвизовый въезд). Такие привилегии предоставляются, когда заключается двусторонний договор между государствами.


Дипломатическая защита

Дипломатическая защита - дипломатическая процедура, с помощью которой государство защищает права своих граждан в случае их нарушения международно-противоправным деянием другого государства, в котором они не смогли добиться восстановления своих прав, исчерпав местные средства юридической защиты.

Источники:

- Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.

- Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г.

Право на дипломатическую защиту всегда рассматривалось как дискреционное право государства: государство по своему усмотрению решает вопрос об оказании защиты в конкретном случае. Т.е. права гражданина на дип.защиту международным правом не подтверждается.

Условия оказания дипломатической защиты:

- на территории государства причинен существенный ущерб законным интересам гражданина иностранного государства. Такой ущерб может быть причинен действиями органов самого государства либо частных лиц. В последнем случае право на защиту возникает, если местное государство не предприняло необходимых мер по восстановлению нарушенных прав;

- ущерб причинен противоправными действиями.

- иностранец предварительно использовал все доступные ему юридические средства защиты прав в соответствии с законами страны пребывания, включая судебные, исключение составляют случаи, когда очевидно, что использование местного права будет безрезультатным.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1880; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.022 с.)