ТОП 10:

Разоружение и меры укрепления доверия.



Само понятие "меры укрепления доверия" было введено в оборот Заключительным актом СБСЕ 1975 г. Он предусмотрел уведомление о военной деятельности, наблюдение за ней. Подробные положения по этому вопросу содержит Документ Стокгольмской конференции СБСЕ 1986 г. Они касаются заблаговременного уведомления о военной деятельности, проводимой на определенном уровне (учения, маневры), приглашения наблюдателей на такие виды деятельности, обмена ежегодными планами этой деятельности. Вопрос о мерах укрепления доверия обсуждался и на следующих встречах ОБСЕ.

Меры доверия разрабатывались и Генеральной Ассамблеей ООН. Заключительный документ первой специальной сессии по разоружению 1978 г. подчеркнул связь разоружения с доверием: для содействия процессу разоружения необходимо укреплять доверие между государствами. Доверие содействует разоружению, а разоружение повышает доверие. В дальнейшем Генеральная Ассамблея приняла ряд резолюций о мерах доверия.

Особого внимания заслуживают двусторонние договоры и соглашения, в которых меры укрепления доверия занимают доминирующее положение (Соглашение между СССР и США об уведомлениях о пусках межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет подводных лодок 1988 г., Соглашение между Правительством СССР и Правительством США о взаимных заблаговременных уведомлениях о крупных стратегических учениях 1989 г. и др.). Эти меры представляют группу норм, входящих в институт мер укрепления доверия, которые можно охарактеризовать как сопутствующие безопасности и разоружению (уведомление, наблюдение, контрольная деятельность, информация).

Разработка и совершенствование мер укрепления доверия успешно осуществляются на региональном уровне. Это подтверждают некоторые документы СБСЕ, которые представляют самостоятельную группу мер укрепления доверия как института права международной безопасности.

В целях дополнения политической разрядки разрядкой военной в Заключительный акт СБСЕ 1975 г. был включен Документ по мерам укрепления доверия и некоторым аспектам безопасности и разоружения. В Документе говорится о предварительных уведомлениях о крупных военных учениях сухопутных войск с участием более 25 тыс. человек; о взаимном обмене наблюдателями для присутствия на военных учениях; о содействии обменам по военной линии, включая визиты военных де легаций. Дальнейшую конкретизацию меры укрепления доверия получили в Документе Стокгольмской конференции по ме рам укрепления доверия и .безопасности и разоружению в Европе (1986 г.) и Венском документе переговоров по мерам укрепления доверия и безопасности (1990 г.).

Эти документы включают договоренности о неприменении силы или угрозы силой во всех ее видах, в том числе и вооруженной. Предусмотрен ежегодный обмен информацией о военных силах (в отношении военной организации, личного состава, основных системах вооружения и техники) в зоне применения мер укрепления доверия; о планах развертывания основных систем вооружения и техники; о военных бюджетах. Выработан механизм консультаций и сотрудничества в отношении опасных инцидентов военного характера. Предусмотрена широкая сеть контактов: посещение авиа баз, обмены и визиты между представителями военного руководства, между военными учреждениями, посещение учебных занятий, обмены между командирами и офицерами командного состава до бригадного (полкового) уровня, обмены и контакты ученых в области военных исследований.

Конкретизирован и расширен объем мер уведомительного характера об определенных видах военной деятельности. В частности, военная деятельность подлежит уведомлению, когда в ней участвует в любое время 13 тыс. человек. В этих случаях дается уведомление в письменном виде всем членам ОВСЕ по дипломатическим каналам за 42 дня или более до начала военной деятельности.

В качестве обязательной меры предусмотрен обмен еже годными планами военной деятельности государств, которые передаются в письменном виде по дипломатическим каналам не позднее 15 ноября каждого года.

Введены ограничительные положения, запрещающие про ведение военной деятельности с участием более 40 тыс. чело век, если эта деятельность не была включена в ежегодный план до 15 ноября каждого года. За соблюдением всех согласованных мер укрепления доверия предусмотрен контроль в форме инспекции.

Институт мер укрепления доверия имеет неразрывную связь с институтом международного контроля. Механизмы контроля, зафиксированные в договорах, сводятся к созданию контрольных органов в рамках международных организаций, учреждению государствами специальных контрольных органов, использованию национальных технических средств контроля. Успешному осуществлению контроля способствуют согласованные дополнительные меры, такие, как оснащение военных объектов особыми опознавательными знаками (Договор между Россией и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1993 г.); согласованные правила подсчета систем вооружений; уведомление о предстоящих действиях; обмен количественными данными о вооружениях, местах их расположения и технических характеристиках.

Как метод контроля широко применяется инспекция, предусмотренная международными соглашениями.

 



84. Вооруженные конфликты. Понятие и виды.

Воруженные конфликты – это столкновение субъектов. Война – применение вооруженных сил о отношениях между субъектами права при разрыве мирных отношений.
1. Конфликты делятся на:

международные (межгосударственные);

национально-освободительная борьба (Ранее подобные конфликты оценивались как внутренние, но, согласно Дополнительному протоколу № 1 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г., «вооруженные конфликты, в которых народы борются против колониального и расистского господства и оккупации, за осуществление их права на самоопределение, являются международными вооруженными конфликтами». В практике ООН эта категория международных конфликтов включала: 1) войны колониальных стран и народов, под которыми понимаются войны народов несамоуправляющихся, а также подмандатных и подопечных территорий, находящихся под колониальным господством; 2) войны народов, борющихся против расистского господства; 3) войны, которые ведутся «народами против правительств, хотя и не являющихся колониальными или расистскими, однако действующих в противоречии с принципом равноправия и самоопределения»).
2. Вооруженный конфликт немеждународного характера – это вооруженный конфликт происходящий на территории одного государства между его вооруженными силами и другими организованными вооруженными группами с другой стороны, которые находясь под ответственным командованием осуществляют такой контроль над частью его территории, который позволяет им осуществлять непрерывные согласованные действия, а т кже соблюдать законы и обычаи войны.

3. Смешанные вооруженные конфликты:

1). внутренний конфликт, в котором одна из сторон поддерживается иностранным государством
2). изменения статуса одной из противоборствующих сторон (когда гражданская войны перерастает в национально-освободительную)

3). конфликт между государствами, действующими против него на территории иностранного государства.



85. Запрещенных средства и методы ведения военных действий.

IV Гаагская конвенция 1907 г. вводит норму, согласно которой право воюющих сторон применять средства поражения противника не является неограниченным.

Согласно этой конвенции, а также дополнительным протоколам к Женевским конвенциям 1949 г. к запрещенным способам (методам) ведения военных действий относятся:
• убийство или ранение гражданских лиц;
• убийство или ранение лиц, которые, сложив оружие или не имея средств защищаться, сдались в плен;
• убийство парламентера и сопровождающих его лиц;
• нападение на лиц, покидающих на парашюте терпящее бедствие воздушное судно и не совершающих враждебных действий: в течение всего времени спуска на землю до предоставления возможности сдаться в плен (за исключением лиц, совершающих десантирование в составе воздушных десантов и в других случаях использования десантирования с парашютом для выполнения боевой задачи);
• принуждение подданных враждебной стороны принимать участие в боевых действиях, направленных против их государства, даже в том случае, если они были на его службе до начала войны;
• отдача приказа никого не оставлять в живых, угрожать этим или вести боевые действия на этой основе;
• взятие заложников;
• вероломство;
• использование не по назначению международной отличительной эмблемы Красного Креста (Красного Полумесяца), международных отличительных знаков гражданской обороны и культурных ценностей, международного специального знака особо опасных объектов, белого флага парламентера, других международно признанных отличительных знаков и сигналов, использование фирменной одежды противника и отличительной эмблемы Организации Объединенных Наций, кроме как с разрешения этой организации;
• нападение неизбирательного характера, в том числе поражение объектов (целей), которое может повлечь потери среди гражданского населения и ущерб гражданским объектам, несоразмерные преимуществу над противником, которое предполагается получить в результате боевых действий;
• террор в отношении гражданского населения;
• использование голода среди гражданского населения для достижения военных целей; уничтожение, вывоз или приведение в негодность объектов, необходимых для его выживания;
• нападение на медицинские формирования, санитарно-транспортные средства, имеющие надлежащие отличительные эмблемы (знаки) и использующие установленные сигналы;
• огневое поражение населенных пунктов, портов, жилищ, храмов, госпиталей при условии, что они не используются в военных целях;
• уничтожение культурных ценностей, исторических памятников, мест отправления культа и других объектов, составляющих культурное или духовное наследие народов, а также их использование в целях достижения успеха в боевых действиях;
• уничтожение или захват собственности противника, кроме случаев, когда такие действия вызываются военной необходимостью;
• отдача на разграбление города или местности.

К запрещенным средствам ведения войны МГП относит те, которые причиняют излишние страдания своими поражающими свойствами:

1. сплющивающиеся в человеческом теле пули (соответствующие Декларации 1868 и 1899 гг.);

2. снаряды, имеющие единственным назначением распространение удушающих или вредоносных газов (Декларация 1899 г.);

3. яд и отравленное оружие, удушливые, ядовитые или другие подобные газы (Гаагское положение 1907 г., Женевский протокол 1925 г.);

4. бактериологические средства (Женевский протокол 1925 г.; Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г.);

5. средства воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда (Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г., п. 3 ст. 35, ст. 55 Дополнительного протокола I).

6. Нормы МГП запрещают применение и конкретных видов обычного оружия неизбирательного действия, использование которого вызывает чрезмерные повреждения или страдания: оружие, основное действие которого заключается в нанесении повреждений осколками, не обнаруживаемыми в человеческом теле рентгеном, кассетные, шариковые бомбы, мины-ловушки (Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия 1980 г. и протоколы к ней).

Запрещается подвергать нападению гражданское население, отдельных гражданских лиц или гражданские объекты с применением зажигательного оружия, а также военный объект, расположенный в районе сосредоточения гражданского населения. Нормы МГП запрещают превращать леса или другие виды растительного покрова в объект нападения с применением зажигательного оружия, за исключением случаев, когда такие природные элементы используются для того, чтобы укрыть, скрыть или замаскировать комбатантов или другие военные объекты.

В 1995 г. Протоколом IV дополнена Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие. В соответствии с этим документом запрещается применять лазерное оружие, специально предназначенное для использования в боевых действиях, с тем чтобы не причинить постоянную слепоту органам зрения человека, не использующего оптические приборы. В мае 1996 г. в Протокол II к названной Конвенции были внесены поправки, согласно которым запрещается применять противопехотные мины, не являющиеся дистанционно устаналиваемыми минами; дистанционно устанавливаемые противопехотные мины, которые не соответствуют положениям о самоуничтожении и самодезактивации; дистанционно устанавливаемые мины, не являющиеся противопехотными минами, если они не оснащены эффективным механизмом самоуничтожения или самонейтрализации, спроектированным таким образом, чтобы мина уже не функционировала как мина, когда она больше не служит военной цели, для которой была установлена.

7. Мировому сообществу после продолжительных усилий удалось запретить химическое оружие. Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г. предусматривает обязательства государств не разрабатывать, не производить, не приобретать иным образом, не накапливать или не сохранять химическое оружие, не передавать его прямо или косвенно кому бы то ни было, а также не применять его и не проводить любые военные приготовления к его применению, не помогать, не поощрять или не побуждать кого бы то ни было к проведению деятельности, запрещенной этим документом.

В 1997 г. в Оттаве была подписана Конвенция о запрещении применения, накопления запасов и передачи противопехотных мин и об их уничтожении. В целях ограничения распространения противопехотных мин в России был издан Указ «О продлении моратория на экспорт Российской Федерацией противопехотных мин», который вступил в силу с 1 декабря 1997 г.
Отдельно следует сказать о ядерном оружии. В международном праве нет общепризнанной нормы, которая запрещала бы применение ядерного оружия. Известен лишь ряд международно-правовых актов, направленных на ограничение его количества и дальнейшего качественного совершенствования, на сужение сферы его пространственного распространения.

В этом отношении вызывает интерес запрос Генеральной Ассамблеи ООН в Международный Суд относительно правомерности использования ядерного оружия или угрозы его применения.
Международный Суд пришел к выводу о том, что, во-первых, не существует ни одной международно признанной нормы, которая прямо запрещала бы при любых обстоятельствах использование ядерного оружия или угрозу его применения в ходе вооруженного конфликта; во-вторых, Суд единодушно констатировал, что любой случай применения ядерного оружия подпадает под действие норм и требований международного гуманитарного права.

Из этого следует, что хотя формального запрета на применение ядерного оружия международное сообщество пока еще не выработало, по техническим характеристикам, поражающим факторам, последствиям его применения оно подпадает под ограничения, существующие в международном гуманитарном праве.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.249.234 (0.007 с.)