СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ ПСИХОТЕРАПЕВТА



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ ПСИХОТЕРАПЕВТА



Каждый человек имеет собственную систему ценностей, которая определяет его решения и то, как он воспринимает окружающий мир и других людей.

Одна из точек зрения такова, что психотерапевт должен быть объективным, ценностно нейтральным и не вносить в процесс психотерапии свою жизненную философию и ценностную систему. Он обязан полностью сконцентрироваться на ценностях пациентов. Но это вовсе не значит, что идеальным является психотерапевт, не имеющий собственной системы ценно-

стей.

Психотерапевт, желая избежать ценностных коллизий в процессе психотерапии, должен иметь четкую позицию по некоторым вопросам. Важнейшие сферы, в которых важна эта позиция: семья, секс, аборты, религия, наркотики, психические заболевания.

Психотерапевту важно знать, какое влияние оказывают его ценности на ход психотерапии, чтобы он мог быть самим собой и тем не менее избежать навязывания собственных установок пациентам. Жизненная философия каждого человека и его ценности уникальны. Было бы слишком высокомерно думать, что только психотерапевт знает, что такое «хорошая и праведная

жизнь».

С другой стороны, нейтральность врача означает или его амбивалентность в отношении ценностей, или то, что он заботится только о «защите» процесса психотерапии от своих ценностей, и это мешает аутентичности и искренности. Психотерапевт поднимает вопросы, а ответы на них ищет и находит клиент на основе собственных ценностей.

Глава 14. Психотерапевтический климат

ПЕРЕНОС И КОНТРПЕРЕНОС В ГИПНОТЕРАПИИ

Вситуации гипнотерапии (равно как и при других направлениях психотерапии) не может происходить адекватное эмоциональное взаимодействие без принятия во внимание явлений переноса и контрпереноса. Имеется в виду перенос чувств, влечений, установок из «там и тогда» в «здесь и сейчас» и наоборот. Такую транспозицию осуществляет клиент в отношении психотерапевта (перенос) и психотерапевт в отношении пациента(контрперенос).

Перенос. Открытие явлений переноса — одно из фундаментальных достижений классического психоанализа 3. Фрейда. Данный психологический феномен присутствует в любых межличностных отношениях, однако в ситуации гипнотерапии он намного интенсивнее вследствие природы самого контакта. Психотерапевт заведомо обладает авторитетом, мало говорит о себе и соблюдает анонимность в отношении информации о клиенте, поскольку к нему обращаются за помощью. Этим облегчается возникновение переноса.

Имеются два основных определения переноса:

1. Согласно классическому психоаналитическому определению, перенос — это оживление комплекса Эдипа в терапевтической ситуации. Реакция на терапевта такова, словно он — участник ранних эдиповых отношений клиента, т.е. представляет собой отца или мать. Считая перенос универсальным феноменом психотерапевтического контакта, его можно определить как повторение в отношениях с терапевтом чувств и установок, привычных в прошлом со значимыми людьми (прежде всего с родителями).

2. Другое определение: перенос — это неадекватное и персеверативное переживание чувств, влечений, фан-

ОСНОВЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ГИПНОТЕРАПИИ

тазий, установок и задействование психических защитных механизмов, возникших в прошлом в отношениях со значимыми людьми при актуальном межличностном взаимодействии. Реакция переноса в этом контексте представляет собой повторение прошлого и неприемлема в настоящем.

В психотерапии переносу свойственны следующие

черты:

• Перенос всегда ошибочен в том смысле, что клиент представляет терапевта в ложном свете, т.е. приписывает ему черты, свойственные другим людям в других обстоятельствах и времени. Здесь терапевту важно различать реалистические реакции от реакций переноса.

• Перенос бывает положительным и отрицательным. Положительный перенос основывается на зависимости клиента от идеализированного образа отца, любящего и опекающего, вызывающего чувство защищенности. Положительная установка клиента в отношении терапевта, возникшая в силу переноса, выражает отношения прошлого. Например, клиент, которому в детстве недоставало любви, склонен видеть в консультанте чп ловека более сильного и любящего, чем тот есть на самом деле. Отрицательный перенос основывается на испытанных в детстве чувствах отвержения и враждебности. Если в процессе терапии эти установки не изменяются, терапия становится неэффективной и невозможной.

• Возникновению переноса содействуют нейтральность и неопределенность терапевта.

• Перенос — бессознательный процесс. Хотя чувства клиента по отношению к терапевту могут быть и вполне сознательными, но сам факт, что они привнесены из других, более ранних отношений, не осознается.

Глава 14. Психотерапевтический климат

• Перенос чаще возникает в сферах, где имеются неразрешенные детские конфликты со значимыми личностями. Люди склонны превратно воспринимать настоящее, когда они увязли в травматичных эпизодах провалого.

Контрперепос. Психотерапевтический контакт в гипнотерапии подобен «улице с двухсторонним движением», отсюда очевидно, что и терапевт привносит в отношения с клиентом свои жизненные затруднения. Контрперенос столь же универсальное явление в психотерапии, как и перенос. Независимо от зрелости личности психотерапевта, он человек и непременно имеет неразрешенные внутренние конфликты. Болезненные темы и порождают контрперенос, если клиент невольно их затрагивает.

Различают широкое и классическое определение контрпереноса.

В широком смысле, контрперенос охватывает все эмоциональные реакции терапевта на клиента: тогда к контрпереносу относятся и совершенно естественные реакции терапевта, не связанные с его внутренними конфликтами.

Классическое определение характеризует контрперенос как ответную реакцию психотерапевта на перенос клиента.

Промежуточное определение обрисовывает контрперенос как проецирование терапевтом своих проблем на предоставленный клиентом материал как связанный с переносом, так и не связанный с ним.

Наиболее часто встречаются следующие причины контрпереноса:

1) стремление терапевта понравиться клиентам, быть принятым ими и хорошо оцененным;

2) боязнь терапевта, что клиенты могут о нем плохо подумать, не прийти на сеанс и т.п.;

ОСНОВЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ГИПНОТЕРАПИИ

3) чрезмерная реакция на клиентов, провоцирующих у терапевта чувства, обусловленные его внутренними конфликтами;

4) стремление терапевта занимать «пророческую» позицию и давать клиентам советы, как им следует жить;

5) эротические чувства и фантазии терапевта по отношению к клиентам.

В отечественной литературе возникновение явлений переноса считается «одним из частых побочных нежелательных явлений гипнотерапии», заключающимся в возникновении влечения к врачу как к лицу противоположного пола (оно может проявляться в различных формах). Одни больные не таят своих чувств и ищут возможные способы сближения с врачом, другие, наоборот, скрывают свои чувства, в результате чего у них ухудшается состояние, нарушается сон. Некоторые больные с истерическим типом характера, добивающиеся к себе внимания со стороны врача, не достигнув цели, создают вокруг него атмосферу компрометирующих разговоров, сплетен (например, о сексуальных отношениях с ним).

ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЛИЧНОСТЬ

ПСИХОТЕРАПЕВТА

Профессия психотерапевта интересна и дает немало полезного самому врачу. Никакая другая профессия не позволяет так глубоко и близко познать столько разных людей. Нередко она доставляет чувство удовлетворенности собой, особенно когда тебя ценят пациенты, когда ты уверен, что смог помочь. Однако, несмотря на полезность профессии, зачастую она стоит занимающим -

Глава 14. Психотерапевтический климат

ся ею людям довольно дорого. Воздействие не всегда заметно со стороны, но его настоящую цену чувствует сам психотерапевт. Выделяют несколько важных аспектов этой платы:

1) угрозу утратить идентичность и «раствориться» в пациентах;

2) отрицательные последствия в личной жизни (семья, друзья);

3) угрозу психических нарушений из-за постоянных столкновений с «темными сторонами жизни» и психической патологией (К.Г. Юнг называет это «подсознательной инфекцией»).

Психологи и психотерапевты нередко забывают, что их преимущество в познании пациентов весьма относительно, поскольку они видят их в специфических условиях и, как правило, непродолжительное время. Они не имеют возможности наблюдать за деятельностью пациентов в реальной жизни и только с их слов знают об их тревоге, страхах, неудачах и в меньшей степени — о достижениях. Зачастую психотерапевт преувеличивает личностные нарушения пациента, и главнейшим последствием ошибочного представления становится ориентация на лечение, а не на понимание и выявление позитивных аспектов жизни.

Излишняя вовлеченность в профессиональную деятельность нередко заставляет страдать семью психотерапевта:

• во-первых, требования этики не позволяют ему делиться с семьей своими «психотерапевтическими» впечатлениями, поэтому члены семьи лишь приблизительно представляют, чем он занимается;

• во-вторых, психотерапия требует больших эмоциональных затрат, и иногда это значительно уменьшает эмоциональную отдачу семье. Когда на работе весь

Основы клинической гипнотерапии

день приходится выслушивать других людей и углубляться в их заботы, вечером бывает трудно проникнуться заботами жены или мужа, детей.

Психотерапия, консультирование и психологическая коррекция отнесены к профессиям, требующим большой эмоциональной нагрузки, ответственности и имеющим весьма неопределенные критерии успеха. Представителям этих профессий грозит «синдром эмоционального выгорания».

Синдром эмоционального выгорания— сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки.' Синдром выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способности видеть положительные результаты своего труда, в отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще.

Существует мнение, что наиболее подвержены синдрому сгорания люди с определенными чертами личности (беспокойные, чувствительные, эмпатичные, склонные к интроверсии или отождествлению с другими).

Наиболее частые причины синдрома эмоционального выгорания:

• монотонность работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным;

• вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;

• строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках ее исполнения;

• работа с «немотивированными» пациентами, постоянно сопротивляющимися усилиям психотерапевта;

• напряженность и конфликты в профессиональной

Глава 14. Психотерапевтический климат

среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и их излишний критицизм;

• нехватка условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации;

• работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;

• неразрешенные личностные конфликты психотерапевта.

Основные симптомы синдрома эмоционального выгорания:

• усталость, утомление, истощение (после активной профессиональной деятельности);

• психосоматические проблемы (колебания артериального давления, головные боли, заболевания пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, неврологические расстройства);

• бессонница;

• негативное отношение к пациентам (после имевших место позитивных взаимоотношений);

• отрицательная настроенность к выполняемой деятельности (вместо прежнего «это дело на всю жизнь»);

• стереотипизация личностной установки, стандартизация общения, деятельности, принятие готовых форм знания, сужение репертуара рабочих действий, ригидность мыслительных операций;

• агрессивные тенденции (гнев и раздражительность по отношению к коллегам и пациентам);

• функциональное, негативное отношение к себе;

• тревожные состояния;

• пессимистическая настроенность, депрессия, ощущение бессмысленности происходящих событий;

• чувство вины.

ОСНОВЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ГИПНОТЕРАПИИ

Влияние синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) на профессиональную позицию и личность вра-ча-гипнотерапевта

Авторитет. Психотерапевт с СЭВ неизбежно утрачивает свой авторитет как у пациентов, так и коллег. Авторитет связан прежде всего с профессионализмом и личным обаянием. Когда гипнотерапевт из-за равнодушия и негативного отношения к своей работе не в состоянии вдумчиво, внимательно выслушать жалобы пациента, допускает врачебные ошибки или проявляет агрессивность и раздражительность — он утрачивает доверие к себе как профессионалу и уважение своих пациентов и коллег.

Оптимизм. Пациент должен чувствовать здоровый оптимизм гипнотерапевта, а не желание поскорее закончить терапию. Под влиянием выгорания врач нередко демонстрирует циничное, часто жестокое отношение, преувеличивая последствия, например, несвоевременной явки на прием. (Часто это происходит из-за желания «наказать» пациента за собственную эмоциональную несостоятельность.)

Честность и правдивость. При тревоге, беспокойстве и неуверенности, вызванных СЭВ, врач утрачивает способность к правдивому и честному изложению информации о состоянии здоровья человека. Либо он излишне щадит психику больного человека, заставляя его пребывать в неизвестности, либо, наоборот, утрачивает необходимую меру в подаче диагностической или лечебной информации.

Индукция. Слово гипнотерапевта оказывает огромное суггестивное влияние на его пациента. Гипнотерапевт с СЭВ, переживающий чувства бессмысленности, безнадежности и вины, неминуемо передаст эти чувства своим пациентам в слове, интонации, эмоциональной реакции.

Глава 14. Психотерапевтический климат

Способы профилактики синдрома эмоционального выгорания:

• культивирование других интересов, не связанных с психотерапией (хобби, учеба, научные исследования, написание научных статей и т.п.);

• внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов и их реализация без санкционирования со стороны официальных инстанций;

• поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и отдыха, овладение техникой медитации и самогипноза;

• удовлетворяющая социальная жизнь; наличие нескольких друзей других профессий, во взаимоотношениях с которыми существует баланс;

• способность к самооценке без упования только на уважение окружающих;

• открытость новому опыту;

• умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни;

• чтение не только профессиональной, но и художественной литературы — для своего удовольствия;

• участие в работе профессионального сообщества;

• участие в тренингах и декадниках;

• личная терапия.

Чтобы избежать синдрома сгорания, психотерапевту целесообразно изредка, но обязательно оценивать свою жизнь вообще — живет ли он так, как ему хочется? Если настоящая жизнь не удовлетворяет, следует решить, что нужно сделать для положительных сдвигов. Только должным образом заботясь о качестве своей жизни, можно остаться эффективным психотерапевтом.



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.117.38 (0.01 с.)