Психоаналитические методы в гипнотическом состоянии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психоаналитические методы в гипнотическом состоянии



4.6,1. Гипнокат арсис

Сущностью метода является восстановление и повторное переживание психической травмы, явившейся источником невроза или психогении. Для этого в гипнотическом состоянии проводится возрастная регрессия в период психической травмы и осуществляется соответствующее внушение.

Понятие катарсис («очищение») ввел Аристотель (384-322 гг. до н.э.), который утверждал в своем сочинении «Поэтика», что через сочувствие и страх трагедия добивается очищения зрителей — катарсиса духа. Как синоним, в русском языке употребляется термин «отреагирование», соответствующий латинскому «аб-реакция». За отреагированием следуют уменьшение аффективного напряжения и чувство облегчения.

Глава 4. Методы лечебного применения гипноза

Множество психокатарсических приемов использовалось в древнем мире и в средние века. Храмовый сон из языческих святилищ и асклепионов переносится в церкви и монастыри.

В эпоху эллинизма существовало 420 храмов Эскулапа, где практиковалась инкубация — ритуал, заключавшийся в том, что человек оставался спать в храме, чтобы увидеть сон, ведущий к излечению от болезней. Больные спали на окровавленных шкурах принесенных в жертву коз или баранов, в то время как «двухметровые желто-зеленые змеи всю ночь медленно скользили по мраморным плитам среди цветочных лепестков и тел спящих».

Отреагирующее значение имеет исповедь — часть христианского таинства покаяния. Прощение, которое обещает священник, беседы о конфликтах совести придают исповеди характер отреагирующей психотерапии.

В конце XVIII века австрийский невропатолог Брейер лечил больных, погружая их в гипнотический сон, во время которого он предлагал им напрячь память и вспомнить то травмирующее обстоятельство, которое привело к болезненному состоянию. Процесс такого рода воспоминания психотравмы в гипнозе и получил название гипнокатарсиса.

Считалось, что если больной вспомнит и осознает психическую травму, то освободится от патогенного ее воздействия, произойдет процесс «очищения», т.е. излечения. Гипнозу при этом придавалось первостепенное значение как средству, способствующему концентрации внимания и приводящему к состоянию гипер-мнезии — повышенной способности припоминания.

Брейер полагал, что в тех случаях, когда травмирующее обстоятельство амнезировано, оно служит источником невротического заболевания; когда же оно всплывет в сознании, то больной сможет его вновь пе-

ОСНОВЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ГИПНОТЕРАПИИ

режить и тем самым отреагировать, что и приведет к

излечению.

Позднее к работе Брейера в этом направлении присоединился 3. Фрейд, который вскоре занял доминирующее положение и направил эти исследования по своему пути, приведшему к созданию психоанализа. 3. Фрейд только в период совместной работы с Брейером занимался гипнозом — именно в виде гипнокатарсиса, но как только стали складываться основы его теории, он стал в резкую оппозицию к нему, утверждая, что гипноз, как насильственный метод воздействия на больного, искажает истинную картину заболевания и извращает патогенетические соотношения. Тем самым 3. Фрейд сыграл отрицательную роль в дальнейшем развитии гипнотерапии.

Основываясь на представлениях Брейера, 3. Фрейда и других исследователей о существенном значении неотреагированных психических травм в генезисе невротических расстройств, считается целесообразным в отдельных случаях в глубоком гипнотическом состоянии произвести «возрастную регрессию» до момента психической травмы и позволить пациенту эмоционально отреагировать на ее. При этом следует учитывать как сам характер ранее перенесенной психической травмы, ее обширность и значимость, так и возможность повторным переживанием нанести более значительный ущерб здоровью пациента (в этом случае гипнокатар-сис противопоказан).

В основе гипнокатарсиса лежит повторное воспроизведение сильной эмоции, обусловленной психотрав-мирующей ситуацией. Как правило, проводится возрастная регрессия пациента в период, когда была нанесена психическая травма. Механизм действия катарсиса состоит в освобождении от неотреагированных эмоций при отсутствии негативных последствий, имевших мес-

Глава 4. Методы лечебного применения гипноза

то в реальности. Это облегчает возможность пересмотра значимости психотравмы для пациента.

Катарсис успешен, когда тревога, связанная с восстановлением контакта с ситуацией, подавляется другими, позитивными эмоциями в условиях психотерапии, чувством защищенности и безопасности, которые создает психотерапевт. Катарсис достигается полным погружением в психотравмирующую ситуацию или путем поэтапного приближения к ней (по типу метода систематической десенсибилизации из поведенческой психотерапии).

М.М. Асатиани (1926) использовал метод, который был назван им методом репродуктивных переживаний, в лечении неврозов. Сущность метода заключалась в восстановлении и повторном переживании психической травмы, явившейся источником невроза. Для этого в гипнотическом состоянии осуществлялось соответствующее внушение. Психотерапевт направляет репродукцию переживаний и осуществляет необходимые лечебные внушения.

4.6.2. Гипноанализ

Сущность гипноанализа заключается в сочетании гипнотического состояния и психоанализа, имеет не только симптомоцентрированную, но и патогенетическую направленность.

Мы не будем подробно описывать технику гипноанализа, так как для овладения методом необходимо в совершенстве овладеть гипнотерапией и основами психоанализа, что не входит в задачи настоящего учебного пособия.

Выделяют три основные техники гипноанализа.

Первая — предложена Волбергом (L.R.Wolberg, 1945). Сущность ее заключается в следующем. Пациен-

ОСНОВЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ГИПНОТЕРАПИИ

та на первых сеансах обучают быстрому вхождению в гипнотическое состояние. После того как пациент становится способным достигать второй-третьей стадии гипнотического состояния, используют психоаналитические приемы: свободные ассоциации, внушение сновидений и их анализ, возрастную регрессию, автоматическое письмо. Важное значение придается воспоминанию психической травмы и ее катарсическому отреагированию.

Вторая — разработана Линднером (R.M.Lindner, 1958). Практически мало чем отличается от предыдущей, за исключением того, что из психоаналитических процедур применяются преимущественно свободные ассоциации. При возникновении сопротивления вместо его анализа углубляется гипнотическое состояние. На последнем этапе (после отреагирования психической травмы) модифицируют установки пациента с помощью прямых внушений в гипнотическом состоянии.

Третья техника заключается в том, что пациента вводят в глубокое гипнотическое состояние и устанавливают на бессознательном уровне сигналинг: «Да» — «Нет». Технология установления сигналинга следующая. Пациенту в глубоком гипнозе говорят следующее: «Сейчас я буду задавать вопросы вашему подсознанию. И я хочу, чтобы ваше подсознание, когда оно будет говорить «Да», поднимало указательный палец левой руки, когда будет говорить «Нет» — указательный палец правой руки». «Вас зовут Иван Иванович?» — и смотрят на реакцию, поднимается ли указательный палец левой руки. Затем задают вопрос, на который пациент однозначно ответил бы «Нет», и также смотрят на реакцию. После того как контакт с бессознательным пациентом установлен, переходят к поиску причин невротического состояния.

Для этой цели используется информация, полученная психотерапевтом в результате анализа сновидений

Глава 4. Методы лечебного применения гипноза

пациента, метода свободных ассоциаций и других аналитических приемов. Зная примерную сферу проблемы (конфликта), психотерапевт задает вопросы «бессознательному» пациента, например: «Ваше состояние связано с конфликтом с родственниками?» Если бессознательное отвечает «Да», то далее задают уточняющий вопрос: «Этот конфликт был с отцом?» Если ответ также «Да», то психотерапевт в последующем, задавая однозначные вопросы и проводя возрастную регрессию, как бы возвращает пациента назад во времени, в период психической травмы, и проводит катарсическое отреагирование.

Следует подчеркнуть, что для проведения гипно-анализа психотерапевту необходимо в совершенстве владеть не только техникой классического гипноза, но и психоанализа. Более того, не все больные в достаточной степени поддаются классическому гипнозу, равно как и психоанализу, поэтому показания к проведению гипноанализа достаточно ограничены. •

Кроме того, гипноаналитическими техниками являются методы свободного письма и свободного рисунка.

ПСИХОДРАМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ (ГИПНОДРАМА)

Метод является разновидностью групповой психотерапии, в котором сочетаются гипноз и психодрама. В отличие от классической психодрамы, ведущий игру психотерапевт (режиссер) предварительно гипнотизирует пациента (протагониста).

Создание и развитие психодрамы связано с исследованиями Якоба Леви Морено (1892-1974).

Идея о психодраме как лечебном методе возникла у Морено после того, как одна актриса рассказала ему о своих конфликтах с женихом. С помощью труппы те-

ОСНОВЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ГИПНОТЕРАПИИ

атра Морено поставил историю актрисы на сцене. Этот опыт оказался значимым и успешным как для самой пары, так и для остальных членов труппы. Таким образом, психодрама стала первым методом групповой психотерапии, разработанным для изучения личностных проблем, мечтаний, страхов, фантазий. Она основывается на предположении, что исследование чувств, формирование новых отношений и моделей поведения более эффективно при использовании действий, реально приближенных к жизни по сравнению с использованием вербализации.

Основные понятия

Ролевая игра. Заключается в исполнении какой-либо роли в любительском представлении и занимает центральное место в психодраме. Признавая естественную способность людей к игре, психодрама создает такие условия, при которых индивидуумы, исполняя роли, могут творчески работать над личностными проблемами и конфликтами.

Спонтанность. Понятие «спонтанность» и родственное ему понятие «творчество» составляют ядро теории действия и личности Морено. Оба эти понятия основываются на наблюдениях Морено за детьми, игравшими в венских парках. Он обнаружил, что дети не подвержены воздействию поведенческих стереотипов и способны полностью переселяться в мир своих фантазий (пример: игра детей детского сада и повторение того же профессиональными спортсменами. Дети продолжали играть, спортсмены через 2 часа все «выдохлись»).

Спонтанность — это тот ключ, который приводит к пониманию идеи творчества. Морено говорил, что «творчество — это спящая красавица, которая для того, чтобы проснуться, нуждается в катализаторе. Таким катализатором творчества является спонтанность».

Глава 4. Методы лечебного применения гипноза

В психодраматическом действии нет прошлого и будущего, есть только настоящее (это сближает психодраму с гештальт-терапией). При психодраматической конфронтации прошлые проблемы и будущие страхи разыгрываются по принципу «здесь и теперь».

Теле. Морено разделяет с психоаналитиками веру в силу энергии переноса, однако он расценивает понятие «перенос» как явно недостаточное для обозначения тех сильных переживаний, которые возникают в терапевтических группах. В то время как понятие «перенос» обозначает односторонний процесс передачи эмоций от клиента психологу, а контрперенос — от психолога клиенту, — «теле» обозначает двусторонний процесс передачи эмоций между клиентом и психологом.

Понятие «теле» включает в себя негативные и позитивные чувства, возникающие между людьми в психодраматическом действии. Морено определил это понятие как «вчувствование людей друг в друга — цемент, который скрепляет всю группу».

Результатом использования понятия «теле» в изучении групп является признание того, что мы видим других людей не такими, какими они есть на самом деле, а такими, какими они проявляются в отношении к нам. Групповая психодрама есть своего рода «полигон», который позволяет проанализировать наше восприятие других людей.

Катарсис. В психодраме понятие катарсиса используется в том же значении, которое определил для него Аристотель: эмоциональное потрясение и внутреннее очищение.

Если в психоанализе катарсис является вторичным по отношению к анализу, то в психодраме процессы катарсиса и интеграции более важны, чем сценарий или анализ переживаний и действий.

Инсайт. Результатом психодраматического процесса

ОСНОВЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ГИПНОТЕРАПИИ

является изменение в структуре организации перцептивного поля участников, получившее название инсайт. Инсайт — это вид познания, который приводит к немедленному решению или новому пониманию имеющейся проблемы. Иногда инсайт может возникнуть одновременно с катарсисом, а также при обсуждении переживаний, возникших в ходе психодраматического действия.

Роли в психодраме

Многие используемые в психодраме термины связаны с театром. Руководитель группы называется режиссером, который является одним из наиболее активных руководителей групп. Режиссер играет три роли: продюсера, терапевта и аналитика.

Будучи продюсером, он управляет групповым занятием и помогает членам группы перевести их мысли на язык драматического действия. Продюсер должен быть очень чувствительным ко всем вербальным и невербальным проявлениям, раскрывающим психическое состояние актеров и отражающим настроение аудитории, наблюдающей за занятием.

В роли терапевта режиссер психодрамы пытается помочь членам группы изменить неудачные паттерны поведения. С одной стороны, он может не вмешиваться в групповой процесс, позволяя группе самой продолжать занятие, с другой — он может агрессивно, настойчиво и ласково требовать от участников работы в психодраматическом действии.

В роли аналитика руководитель группы интерпретирует и комментирует поведение участников, анализирует реакции всех членов группы на какое-то действие.

Протагонист — тот член группы, который является субъектом конкретного психодраматического действия. Протагонист, изображая события из своей жиз-

Глава 4. Методы лечебного применения гипноза

ни, имеет редкую возможность дать собственную интерпретацию прошлой жизненной ситуации перед группой равных партнеров, сочувствующих ему.

Участник, задействованный в работе с протагонистом, исполняет роль «вспомогательного «Я», олицетворяет всех значимых других в жизни протагониста.

Аудитория. Состоит из членов группы, которые не играют ролей в данном психодраматическом действии. В заключительной фазе занятия они демонстрируют свои эмоциональные отношения к происшедшему и раскрывают собственные проблемы и конфликты, аналогичные обсуждавшимся во время занятия.

Аудитория, эмоционально вовлекаясь в психодраму, может достичь состояния инсайта по отношению к собственным проблемам — подобно тому, как мы узнаем что-то о самих себе, когда смотрим пьесу.

Фазы развития психодрамы

Первой фазой развития классической психодрамы является психическая разминка. Разминка состоит из трех стадий:

• постепенное раскрепощение двигательной активности участников;

• стимуляция спонтанных поведенческих реакций;

• фокусировка внимания членов группы на конкретном задании или теме.

Разминка особенно нужна в тех психодраматических группах, участники которой оказывают некоторое сопротивление исследованию определенной темы или стесняются стать первыми добровольными протагонистами.

Разминка может быть вербальной или невербальной, заимствованной из других групповых подходов или разработанной самим режиссером.

Одни виды разминки эффективны при невысоком Уровне тревожности и направлены на поощрение

Основы клинической гипнотерапии

спонтанности и создание групповой сплоченности, другие — требуют более высокого уровня самоконтроля и могут давать более эмоционально значимый материал

для обсуждения.

Вербальная разминка для медленно продвигающихся групп: «Подумайте о том, что бы вы хотели услышать (или не хотели бы услышать): от одного из людей в этой комнате; от своего друга; от члена своей семьи. Станьте этим человеком и выскажите это требование». Невербальная разминка помогает участникам косвенным образом преодолевать сопротивление открытому разговору о своих чувствах и проблемах. Функцией двигательных упражнений, таких как прогулка по комнате и разглядывание человека без произнесения слов, является генерирование энергии. Могут использоваться формы движений, применяемые в танцевальной терапии.

Вторая фаза — фаза психодраматического действия. В одних случаях режиссер сам выбирает протагониста, в других — доброволец-протагонист предлагает для действия свои личностные проблемы.

Протагонист импровизирует, пытается воссоздать прошлую ситуацию. Помещение, используемое для психодрамы, должно позволять легко маневрировать своим пространством. Классическое помещение для психодрамы имеет, как и в театре, зал для аудитории и многоуровневую круглую сцену, которая напоминает многоярусный свадебный пирог. На вершине сцены имеются частично отгороженное пространство и балкон.

Психодраматические представления отражают не только реальные события и ситуации, но и представления протагониста о будущем. Когда протагонисты рассказывают о своих скрытых мыслях и чувствах, они могут ощущать тревогу или сопротивление.

Здесь-то и нужно искусство режиссера, чтобы помочь протагонисту исследовать открывшиеся перспек-

Глава 4. Методы лечебного применения гипноза

тивы и достичь нового понимания себя без подавления актуально переживаемых чувств.

Во время этого процесса протагонист часто испытывает очень сильные эмоциональные переживания. Как только действие подходит к завершению и, возможно, достигаются катарсис и инсайт, представление заканчивается.

Последней фазой психодрамы является фаза последующего обсуждения и интеграции. Здесь само психодраматическое действие и возникшие в ходе его переживания обсуждаются как протагонистом, так и остальными членами группы.

После сообщения своих эмоциональных реакций члены группы высказывают протагонисту конкретные соображения и дают ему обратную связь.

В зависимости от целей группы во время обсуждения участники могут также давать теоретические интерпретации других возможных способов разрешения конфликта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.199.138 (0.032 с.)