НЕЙРОДИНАМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И.П. ПАВЛОВА



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

НЕЙРОДИНАМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И.П. ПАВЛОВА



Павлов Иван Петрович

(1849-1936) российский физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности, крупнейшей физиологической школы современности, новых подходов и методов физиологических исследований, академик АН СССР, лауреат Нобелевской премии за классические труды по физиологии. С помощью разработанного им метода условных рефлексов установил, что в основе психической деятельности лежат физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга. Было замечено, что однообразные и длительные раздражения (при экспериментах на животных): тепловые, поглаживания кожи, мерцающий свет лампочки, ритмичные постукивания вызывали у собак сонливость.

ОСНОВЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ГИПНОТЕРАПИИ

В других экспериментах на животных, когда собак лишали трех дистантных рецепторов (зрительного, слухового и обонятельного), животные находились в состоянии почти полной спячки и спали до 23,5 часа в сутки. Таким образом был сделан вывод, что сон можно вызвать двумя способами: путем длительного накопления раздражения в одном участке, а также путем ограничения раздражений.

В 1922 году И.П.Павлов, на основании данных собственных экспериментов, высказал положение о том, что внутреннее торможение условных рефлексов и сон — один и тот же процесс. Эти две разновидности торможения различаются только в начальных стадиях. Так, если внутреннее торможение — процесс узколокализованный и распространяется лишь на отдельные группы клеток коры больших полушарий, то при развитии сна это торможение иррадиирует на всю кору головного мозга и на нижерасположенные отделы ЦНС.

Было доказано, что торможение и сон не только переходят друг в друга, но и последовательность стадий имеют одну и ту же. Различают два механизма возникновения сна: сон активный и сон пассивный.

• Сон активный исходит из больших полушарий и основан на активном процессе торможения, впервые возникающего в больших полушариях и отсюда распространяющегося на нижележащие отделы мозга.

• Сон пассивный происходит вследствие уменьшения, ограничения возбуждающих импульсов, падающих на высшие отделы головного мозга.

Когда дистантные рецепторы «отключаются», понижается возбудимость ЦНС. В связи с этим по коре полушарий легко распространяются процессы торможения и тем самым облегчаются условия для наступления сна. Процессы торможения от однообразных раздражений оставшихся в активном состоянии рецепторов теперь

Глава 2. Природа гипноза

только усиливаются. Это дало основание И.П. Павлову прийти к выводу, что сон, даже при частичном выключении рецепторов, всегда является активным процессом, направленным на восстановление функции клеток больших полушарий.

Большое значение для понимания сонного торможения и внушения в гипнозе имеют установленные павловской школой и Н.Е. Введенским так называемые фазовые (гипнотические) состояния — переходные состояния между бодрствованием и сном. Эти фазовые состояния являются выражением различной степени интенсивности процесса торможения.

Таким образом, гипнотическое состояние представляет собой промежуточное, переходное состояние между бодрствованием и сном, при котором на фоне заторможенных с разной степенью интенсивности участков головного мозга присутствует бодрствующий, «сторожевой» пункт в коре больших полушарий, обеспечивающий возможность избирательного контакта (раппорта) между гипнотизируемым и гипнотизером. Необходимо, однако, отметить, что представление о гипнозе как о частичном сне при нейрофизиологических (особенно ЭЭГ) исследованиях не подтвердилось.

И.П. Павлов выделял три стадии гипнотического состояния: уравнительную, парадоксальную и ультрапарадоксальную.

• В уравнительной фазе сильное раздражение вызывает слабую реакцию, а слабое — сильную.

• В парадоксальной фазе гипноза слово гипнотизера приобретает необыкновенную силу; то же слово в состоянии бодрствования является слабым раздражителем (в гипнозе слово воздействует непосредственно на бессознательное, а в состоянии бодрствования — на сознание).

• В ультрапарадоксальной фазе реакция может быть достигнута посредством неадекватного стимула,

ОСНОВЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ГИПНОТЕРАПИИ

на который клетки головного мозга в состоянии бодрствования не реагируют. Например, обычный медный пятак при определенного рода внушении может вызвать ожог кожи.

ТЕОРИЯ ГИПНОЗА ЛЕОНА ШЕРТОКА

Леон Шерток(1982) расценивает гипноз как своего рода транс (транс — это концентрация внимания на каком-либо одном объекте окружающей среды или же обращение его внутрь — медитация). По его мнению, гипноз представляет собой особое состояние сознания, предполагающее определенное изменение психофизиологической реактивности организма. Шерток определяет гипноз как «четвертое состояние организма» — наряду с состоянием бодрствования, сна и активностью сновидений.

ПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ГИПНОЗА

Зигмунд Фрейдизложил свои взгляды на гипноз в 1921 году в книге «Психология масс и анализ личности». Согласно его концепции, гипноз — это перенесение в сфере бессознательного на личность гипнотизера врожденных воспоминаний о племенном вожде, вытесненных отношений детей к родителям. Этот

Глава 2. Природа гипноза

феномен, по мнению 3. Фрейда, и создает неодолимую власть гипнотизера по отношению к гипнотизируемому. Кроме того, Фрейд предполагал, что терапевтические взаимоотношения в гипнозе имеют эротическую основу, заключаются в неограниченном любовном самопожертвовании, за исключением полового удовлетворения.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ГИПНОЗА

Вопрос о психофизиологической сущности гипноза все время находится в стадии научного поиска. Результаты исследований, проводимых школой В.Е. Рожно-ва,убедительно свидетельствуют о том, что глубокий гипноз есть качественно определенное психофизиологическое состояние, возникающее как результат специфической перестройки работы мозга на особый режим. Отличительной чертой гипноза как состояния является строгая, не свойственная ни сну, ни бодрствованию избирательность в усвоении и переработке информации, жестко детерминированная параметром социальной значимости оказываемых воздействий. Особого выделения заслуживает способность субъекта, находящегося в сомнамбулической стадии гипноза, давать внушенную возрастную регрессию, тем самым возвращаться к уже пережитым периодам жизни. Здесь можно отметить особые отношения в процессах протекания времени, опирающиеся на изменения обычно присущего взаимодействия сознания и бессознательного.

Таким образом, гипноз понимается как качественно особое психическое состояние, возникающее под влиянием направленного психологического воздействия, отличающееся и от сна, и от бодрствования.

ОСНОВЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ГИПНОТЕРАПИИ

Значительное повышение восприимчивости к психологическим факторам сочетается в гипнозе с резким понижением чувствительности к действию всех других внешних природных факторов.

Применяя методику регистрации сверхмедленных колебаний потенциалов мозга, школа В.Е. Рожнова получила объективные показатели стадийного развития гипнотического состояния и установила характерную кривую изменения потенциалов, свидетельствующую о возникновении гипноза как качественно самостоятельного режима работы мозга, не похожего ни на сон, ни на бодрствование.

КЛАССИЧЕСКИЙ ГИПНОЗ

ГЛАВА 3

ПРИЕМЫ

КЛАССИЧЕСКОГО ГИПНОЗА

3.1. ГИПНАБЕЛЬНОСТЬ

Степень гипнабельности — способность пациента впадать в ту или иную степень гипнотического состояния под воздействием врача-психотерапевта — различна. Она зависит как от самого пациента, так и в большей мере от психотерапевта (его опыта, навыков, уверенности, искусства выбора того или иного метода в зависимости от индивидуально-личностных особенностей пациента и др.).

По мнению Бернгейма, гипйозу поддаются примерно 80% людей, Бирман и Форель дают цифру соответственно 85 и 90%. Причем глубокая, сомнамбулическая стадия гипноза встречается в 20% случаев.

Гипнабельность зависит и от психотерапевта. Имеются данные, что одни врачи способны загипнотизировать 10% испытуемых, другие — более 90%.

Степень гипнабельности у всех людей различна и зависит от разных факторов. Считается, что дети в возрасте от 7 до 14 лет практически все гипнабельны.

Лучше других поддаются гипнозу больные истерическим неврозом, пациенты, перенесшие черепно-мозговую травму, страдающие алкоголизмом. Гипнабельность поддается тренировке.

Считается, что проблемы с гипнабельностью возникают, как правило, при применении классических тех-

Глава 3. Приемы классического гипноза

ник гипнотизирования, которые фактически не дифференцированы и не индивидуализированы, не учитывают естественные ритмы индивидуума и другие факторы. Так называемому недирективному гипнозу (эриксо-новскому) поддаются практически все люди.

3.1.1. Пробына внушаемость

Многие врачи, прежде чем перейти непосредственно к гипнотизации, используют в своей практике пробы (тесты) на внушаемость. Следует подчеркнуть, что до сих пор не доказано, что внушаемые пациенты более восприимчивы к гипнозу, чем маловнушаемые. Начинающим психотерапевтам пробы на внушаемость помогают приобрести уверенность в собственных возможностях, а также укрепить доверие пациентов к гипнозу.

Существует множество проб на внушаемость. Рассмотрим наиболее распространенные.

Прием Констамма

Пациенту предлагают встать боком к стене и тыльной стороной сжатой в кулак руки опереться изо всех сил о стену. Глаза должны быть закрытыми. В течение минуты врач делает пациенту следующие внушения: «Обопритесь очень сильно... Напрягите мышцы плеча... руки» (можно добавить: «Почувствуйте, как рука притягивается, прижимается к стенке... Чем сильнее вы сжимаете руку в кулак, чем сильнее вы давите на стену, тем сильнее притяжение руки к стене...»). После этого просят пациента отойти от стены и свободно опустить руки. Чаще всего рука, которая «работала», сама собой поднимается, описав дугу 90° (можно дать аналогичное внушение после того, как пациент отойдет от стенки).

^™■■^■■■■■■■■■^■■■^■И

ОСНОВЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ГИПНОТЕРАПИИ

В другом варианте этого теста пациенту предлагают опереться тыльной стороной руки о стенку. Далее гипнотерапевт говорит примерно следующее: «Легонько надавите рукой на стенку, обратите внимание на температуру стенки под рукой. Теперь, когда я буду считать от одного до пяти, с каждым моим счетом ваша рука будет притягиваться к стенке все сильнее и сильнее. Один. Рука легонько притягивается к стенке, вы ощущаете под рукой легкое давление. Два. Рука притягивается сильнее. Три. Четыре. Рука крепко притянута к стенке! При попытке отойти от стенки рука будет притягиваться все сильнее и сильнее! Попробуйте отойти от стенки. Рука притягивается к стенке!» Обычно, при хорошей внушаемости, пациент как бы «приклеивается к стенке» (рис. 1).

Рис. 1. Прием Констамма («рука прилипла к стенке»)

Глава 3. Приемы классического гипноза

3.1.1.2. Тест качания

А) Пациент держит ноги сдвинутыми, корпус выпрямленным, взгляд фиксируется в точке на потолке прямо над головой. Врач, стоя позади пациента, предлагает ему закрыть глаза, сохраняя прежнее положение. Затем он дает указания: «Я хочу оценить вашу способность к расслаблению. Я положу руки вам на плечи». Сделав то, о чем говорил, врач продолжает: «Теперь я обопрусь руками на ваши плечи и вы почувствуете силу, которая тянет вас назад... Будьте спокойны, полностью подчиняйтесь этой силе... Я надежно вас страхую... Вы падаете... тянет назад (!), падаете... В этот момент врач отнимает руки и пациент начинает качаться либо падает назад (необходимо, чтобы врач был в состоянии удержать пациента). В ряде случаев, при достаточном опыте врача, когда больной клонится или падает назад, делают краткое и уверенное внушение: «Спать... Спать глубже !...» — пациент впадает в гипнотическое состояние.

Рис. 2. Пациент падает вперед 31

Основы клинической гипнотерапии

Б) Поставив пациента к себе лицом (ноги вместе, руки вдоль туловища), врач предлагает ему смотреть прямо в глаза (сам смотрит пациенту в область переносицы). Затем психотерапевт вытягивает руки, сложенные ладонями внутрь, чтобы достать ими до висков пациента, и слегка прикасается к коже в этой области. При этом врач слегка качается вперед-назад (наблюдая, следует ли за ним пациент). Затем психотерапевт «внушительно» произносит фразу: «Теперь, когда я удалю свои руки... Вас потянет вперед за ними!» При этом психотерапевт отводит руки и чуть отступает назад (рис. 2). В этот момент внушаемый пациент начнет падать в сторону психотерапевта (который должен быть достаточно ловким, чтобы подхватить пациента).

Тест сжатых пальцев

Применяется для одновременного обследования на внушаемость большой группы людей. Пациентов просят сжать пальцы рук в замок, развернуть руки ладонями наружу и поднять вверх над головой. Врач показывает пациентам, как это необходимо сделать. Затем врач просит пациентов закрыть глаза, максимально возможно сильно сжимать пальцы рук и внимательно слушать его слова. Далее врач делает следующее внушение (возможны различные вариации, в зависимости от предпочтений психотерапевта): «Представьте, что ваши руки — это тиски... Сжимайте их сильнее, еще сильнее и удерживайте сжатыми. Я буду считать от 1 до 10 (5) и с каждым моим счетом ваши руки будут сжиматься еще сильнее... Постепенно будет возникать чувство онемения в руках и тяжесть, и это поможет рукам сжиматься еще сильнее... Один.., два... три... Руки становятся более тяжелыми... Пальцы постепенно сжимаются... возникает легкое чувство онемения кончиков пальцев... четыре... пять...

Глава 3. Приемы классического гипноза

шесть... Пальцы сжимаются сильнее... Вам интересно чувствовать, как пальцы немеют и сжимаются еще сильнее... как тиски... семь... восемь... Когда я назову цифру 10 — пальцы сожмутся максимально сильно... При попытке их разжать — они будут сжиматься еще сильнее... девять... десять... Пальцы сжались... сцепились (!). Попробуйте разжать пальцы, они сжимаются еще сильнее (!)» (рис. 3).

В тех случаях, когда пальцы пациентов сжаты максимально и опытному взгляду видна «гипнотическая готовность», если дело происходит в гипнотарии, то можно сразу же перевести пациента в гипнотическое состояние любым из имеющихся в арсенале психотерапевта способов. В других случаях целесообразно дотронуться до пальцев руки пациента и сказать: «Теперь

Рис. 3. Тест сжатых пальцев

2 в- А- Ружвнков 3 3

ОСНОВЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ГИПНОТЕРАПИИ

пальцы постепенно расслабляются... медленно разжимаются... руки становятся теплыми, и полностью возвращается чувствительность».

Тест «твердые пальцы»

Испытуемому предлагают развести пальцы рук с максимальным напряжением, сделав их «твердыми, как гвозди». Далее врач внушает: «...а теперь я буду считать от одного до пяти... Обращайте внимание на свои пальцы... с каждой цифрой вначале пальцы левой руки... или правой, или обеих одновременно постепенно будут деревенеть... напрягаться... появится чувство онемения в руках... Один... пальцы постепенно напрягаются... появляется чувство онемения... легкого покалывания... Два... пальцы немеют и напрягаются сильнее... Три... еще сильнее... Четыре... пальцы крепко напряжены... как гвозди... Пять... пальцы полностью задеревенели... Попытайтесь согнуть пальцы... они напрягаются еще сильнее...»

Тест с пробирками

Перед пациентом ставят штатив с 3 заранее заготовленными пробирками и под предлогом исследования обоняния императивным голосом заявляют: «Вот три пробирки. В одной из них была дистиллированная вода, во второй —■ керосин, в третьей — слабый раствор одеколона. Укажите мне пробирку, где был керосин (одеколон)». Способность испытуемого четко дифференцировать несуществующие запахи свидетельствует о его повышенной внушаемости.

Проба с маятником Шевроле

Испытуемому дают в руки нитку с грузиком на конце, предлагают взять нитку за конец большим и указательным пальцами и, вытянув перед собой, за-

Глава 3. Приемы классического гипноза

крыть глаза. Далее внушают: «А теперь представьте, что грузик делает круговые движения... Старайтесь не двигать рукой, только представляйте круг, по которому движется грузик...» После того как грузик начал делать круговые движения, испытуемому предлагают открыть глаза и убедиться в том, что грузик двигается. После этого испытуемому вновь предлагается закрыть глаза и представить мысленно, что грузик остановился, замер, «встал, как вкопанный». Данный прием основан не столько на внушаемости, сколько на идеомоторном эффекте, тем не менее он повышает внушаемость пациентов.



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.117.38 (0.01 с.)