Т.П. Павлович, А.Ф. Перковская, И.И. Халямина 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Т.П. Павлович, А.Ф. Перковская, И.И. Халямина



Т.П. Павлович, А.Ф. Перковская, И.И. Халямина

УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ

К ВРАЧЕБНОЙ КЛИНИЧЕСКОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

ПО ОБЩЕСТВЕННОМУ ЗДОРОВЬЮ И ЗДРАВООХРАНЕНИЮ

Методические рекомендации

Специальность: 1-79 01 01 «Лечебное дело»

 

Минск 2013


УДК 614.2(075.8)

ББК 51.1Я73

П12

 

А в т о р ы: канд. мед. наук, доц. Т. П. Павлович, канд. мед. наук, доц. А. Ф. Перковская, И. И. Халямина

 

Р е ц е н з е н т: декан факультета общественного здоровья и здравоохранения БелМАПО, к.м.н., доцент И. Н. Мороз, зав. кафедрой поликлинической терапии канд. мед. наук, доцент Р. В. Хурса

 

 

Учебные задания к врачебной клинической производственной практике по общественному здоровью и здравоохранению: Метод. рекомендации. / Т. П. Павлович, А.Ф. Перковская, И. И. Халямина - Мн.: БГМУ, 2013 – 28 с.

 

Представлены учебные задания к производственной практике по общественному здоровью и здравоохранению. Приведена схема выполнения заданий, перечень основных показателей, характеризующих работу лечебно-профилактической организации, представлена форма отчета о практических навыках, освоенных студентом во время практики.

Предназначены для студентов 5 курса лечебного факультета.

 

УДК 614.2(075.8)

ББК 51.1Я73

П12

 

 

Коллектив авторов, 2013 Белорусский государственный медицинский университет, 2013

ВВЕДЕНИЕ

Производственная практика - составная часть учебного процесса. Ее цель - закрепление знаний и умений, полученных студентами на лекциях и практических занятиях, в ходе самостоятельной подготовки. Во время практики студенты знакомятся с организационными формами медицинского обслуживания населения, изучают вопросы организации и содержания работы медицинских организаций и отдельных подразделений, рассчитывают и анализируют основные показатели деятельности организаций здравоохранения.

За время практики каждый студент должен с учетом накопленных за годы подготовки в университете знаний проанализировать работу лечебно-профилактической организации (подразделения) в соответствии с индивидуальным заданием по одной из перечисленных в методических рекомендациях тем и представить выполненное задание на кафедру. Представленный объем работы применительно к каждому заданию выполняется на всем протяжении практики во время работы в соответствующих отделениях лечебно-профилактической организации в качестве помощника врача терапевта, хирурга, акушера- гинеколога. Перечень учебных заданий к врачебной клинической производственной практике представлен в Приложении 1.

При выполнении заданий студенты закрепляют практические навыки исследовательской работы по сбору, статистической обработке материала, вычислению показателей деятельности медицинской организации, анализу полученных данных, оформлению результатов исследования (составление таблиц, схем, графическое изображение полученных данных). Для выполнения задания используются годовые государственные и ведомственные статистические отчёты, учётная медицинская документация, сведения, полученные у руководителя организации здравоохранения, ответственного за практику, заведующего отделением, врача-статистика.

При выполнении заданий студенты проводят расчет и анализ показателей, характеризующих работу больничной организации (отделения). Показатели сравниваются с республиканскими, а также с действующими нормативами или общепринятыми оценочными уровнями. Работа должна иллюстрироваться схемами, таблицами, рисунками. Оценивается деятельность организации (отделения) по методике «Модель конечных результатов» за два анализируемых года. При этом представляются коэффициенты комплексной оценки (ККО), рассчитанные кабинетом статистики, и указываются показатели деятельности, которые не достигли контрольных значений, показатели дефектов деятельности.

После вычисления указанных в задании показателей проводится анализ полученных данных, формулируются выводы. Выводы должны логично следовать из анализа. На основании выводов пишутся предложения по совершенствованию деятельности организации (структурного подразделения).

В соответствии с Приложением 3 заполняется таблица о выполнении зачетных нормативов по учебной программе врачебной клинической производственной практики по общественному здоровью и здравоохранению.

Работа по гигиеническому обучению и воспитанию среди населения проводится студентом по тематикам, предложенным в Приложении 2, представляются 2 памятки.

В случае однотипного оформления и содержания работы несколькими студентами задания не засчитываются. Если студенты вынуждены выполнять одинаковое (с разрешения кафедры) задание, при анализе деятельности организации здравоохранения за сравниваемые годы берутся данные за разные предшествующие годы.

После прохождения всех циклов производственной практики оформляется отчет о практических навыках, освоенных студентом за время производственной практики по образцу (приложение 3, таблица 1). При оформлении заданий могут быть использованы нормативные правовые документы и учебная литература, представленная в Приложении 5. Выполненное учебное задание аккуратно оформляется на листах бумаги (формат а4) и представляется в папке (скоросшивателе). Титульный лист оформляется по образцу см. Приложение 4. Задание должно быть подписано студентом. В конце индивидуального задания дается характеристика студента, подписанная руководителем практики и скрепленная печатью организации, где студент проходил практику. По окончании производственной практики студенты обязаны представить на кафедру общественного здоровья и здравоохранения университета к установленному сроку выполненные задания для проверки. Прием заданий после установленного срока проводится только с разрешения деканата факультета. После проверки заданий на кафедре проводятся собеседование.


СХЕМА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ

 

Задание 1. Организация работы центральной районной больницы

Характеристика ЦРБ, структура, управление. Мощность, структура коечного фонда. Штаты врачей, среднего медицинского персонала.

Стационар ЦРБ, мощность, структура коечного фонда (за 2 года). Поликлиника ЦРБ, мощность, структура посещений (за 2 года).

Планирование деятельности ЦРБ. Основные разделы годового плана работы ЦРБ. Финансирование ЦРБ, нормативы бюджетного финансирования расходов здравоохранения на 1 жителя (за 2 года). Смета ЦРБ, порядок составления и утверждения, структура расходов.

Выездные формы медицинской помощи населению района. Новые организационные формы работы. Реструктуризация коечного фонда, развитие стационарозамещающих технологий. Организация скорой медицинской помощи населению района. Использование автоматизированной информационно-аналитической системы здравоохранения Республики Беларусь («ИАС – Здравоохранение») в работе ЦРБ.

Основная учетная и отчетная медицинская документация.

Работа по повышению квалификации врачей-специалистов, деонтологической подготовке медицинского персонала.

Расчет показателей, характеризующих работу ЦРБ за отчетный и сравниваемый (один из предыдущих) годы:

1. Показатель укомплектованности.

2. Коэффициент совместительства врачей.

3. Среднегодовая занятость койки.

4. Средняя длительность пребывания пациента на койке.

5. Оборот койки.

6. Структура пациентов по классам болезней.

7. Частота исходов лечения (с улучшением, без перемен, с ухудшением).

8. Структура выписанных пациентов по исходам лечения.

9. Больничная летальность.

10. Показатель совпадений клинических и патологоанатомических диагнозов.

11. Средняя длительность лечения пациентов (на примере пяти наиболее часто встречающихся заболеваний).

Сравнительный анализ показателей, характеризующих работу ЦРБ, оценка деятельности по методике «Модель конечных результатов» за отчетный и сравниваемый (один из предыдущих) годы.

Сформулировать выводы и предложения по оптимизации деятельности стационара.

Задание 2. Организация медицинской помощи населению,

Задание 3. Организация работы городской больницы

Характеристика больницы, структура, управление. Мощность, структура коечного фонда. Штаты врачей, среднего медицинского персонала.

Приемное отделение больницы, штаты, задачи. Организация приема пациентов (плановых, по экстренным показаниям). Профилактика заноса инфекционных заболеваний в больничную организацию. Документация приемного отделения.

Организация лечебного процесса в стационаре. Специализированные отделения стационара, структура, мощность. Лечебно-охранительный, санитарно-гигиенический, противоэпидемический режимы.

Диагностические методы исследования. Функции, права, ответственность врача больницы. Организация снабжения отделения медикаментами, перевязочным материалом. Организация питания пациентов. Экспертиза временной нетрудоспособности.

Хирургическая помощь пациентам. Организация госпитализации в хирургическое отделение. Профилактика внутрибольничных инфекций.

Диагностические отделения, лечебно-вспомогательные отделения больницы, структура, организация работы. Хозяйственная часть.

Новые организационные формы работы больницы. Реструктаризация коечного фонда, развитие стационарозамещающих технологий (отделение дневного пребывания, хирургия одного дня). Использование автоматизированных информационно-аналитических систем здравоохранения Республики Беларусь («ИАС – Здравоохранение», «ИАС – Клиника»).

Работа по повышению квалификации врачей-специалистов, деонтологической подготовке медицинского персонала.

Основная учетная и-отчетная документация.

Расчет показателей, характеризующие работу городской больницы за отчетный и сравниваемый (один из предыдущих) годы:

1. Показатель укомплектованности.

2. Коэффициент совместительства врачей.

3. Среднегодовая занятость койки.

4. Средняя длительность пребывания пациента на койке.

5. Оборот койки.

6. Структура пациентов по классам болезней.

7. Частота исходов лечения (с улучшением, без перемен, с ухудшением).

8. Структура выписанных пациентов по исходам лечения.

9. Больничная летальность.

10. Показатель совпадений клинических и патологоанатомических диагнозов.

11. Средняя длительность лечения пациентов (на примере пяти наиболее часто встречающихся заболеваний).

Сравнительный анализ показателей, характеризующих работу городской больницы, оценка деятельности по методике «Модель конечных результатов» за отчетный и сравниваемый (один из предыдущих) годы.

Сформулировать выводы и предложения по оптимизации деятельности больничной организации.

Задание 4. Организация работы профильного отделения

Характеристика профильного отделения. Мощность отделения. Штаты врачей, среднего медицинского персонала.

Организация лечебного процесса в отделении. Лечебно-охранительный, санитарно-гигиенический, противоэпидемический режимы.

Организация работы профильного отделения. Порядок направления пациентов в отделение. Диагностические методы исследования. Функции, должностные обязанности, права, ответственность врача-специалиста отделения. Вспомогательные методы лечения пациентов. Организация питания пациентов. Организация снабжения отделения медикаментами. Экспертиза временной нетрудоспособности. Взаимодействие в работе с поликлиниками, специализированными диспансерами, другими лечебно-профилактическими организациями.

Новые организационные формы работы отделения. Реструктуризация коечного фонда, развитие стационарозамещающих технологий.

Использование автоматизированной информационно-аналитической системы здравоохранения Республики Беларусь («ИАС – Здравоохранение») в работе отделения.

Работа по повышению квалификации врачей-специалистов, деонтологической подготовке медицинского персонала.

Основная учетная и отчетная документация.

Расчет показателей, характеризующие работу отделения за отчетный и сравниваемый (один из предыдущих) годы:

1. Показатель укомплектованности врачами.

2. Коэффициент совместительства врачей.

3. Среднегодовая занятость койки.

4. Средняя длительность пребывания пациента на койке.

5. Оборот койки.

6. Структура пациентов по основным нозологическим формам заболеваний.

7. Частота исходов лечения (с улучшением, без перемен, с ухудшением).

8. Структура выписанных пациентов по исходам лечения.

9. Больничная летальность.

10. Показатель совпадений клинических и патологоанатомических диагнозов.

11. Средняя длительность лечения пациентов (на примере пяти наиболее часто встречающихся заболеваний).

Сравнительный анализ показателей, характеризующих работу отделения, оценка деятельности по методике «Модель конечных результатов» за отчетный и сравниваемый (один из предыдущих) годы.

Сформулировать выводы и предложения по оптимизации деятельности отделения.

Задание 5. Организация работы хирургического/гинекологического отделения

Характеристика хирургического/гинекологического отделения стационара. Мощность отделения. Штаты врачей, среднего медицинского персонала.

Организация лечебного процесса в отделении. Лечебно-охранительный, санитарно-гигиенический, противоэпидемический режимы.

Организация работы хирургического/гинекологического отделения. Порядок направления пациентов. Диагностические методы исследования. Функции, должностные обязанности, права, ответственность врача-специалиста отделения. Вспомогательные методы лечения пациентов отделения. Организация питания пациентов. Организация снабжения отделения медикаментами, перевязочным материалом. Экспертиза временной нетрудоспособности.

Организация работы операционного блока, структура, режим работы. Уход за послеоперационными пациентами. Профилактика послеоперационных осложнений и внутрибольничных осложнений.

Порядок выписки пациентов из отделения, связь в работе с поликлиниками и другими медицинскими организациями.

Новые организационные формы работы отделения. Реструктуризация коечного фонда, развитие стационарозамещающих технологий.

Использование автоматизированной информационно-аналитической системы здравоохранения Республики Беларусь («ИАС – Здравоохранение») в работе отделения.

Работа по повышению квалификации врачей-специалистов, деонтологической подготовке медицинского персонала.

Основная учетная и отчетная документация.

Расчет показателей, характеризующие работу отделения за отчетный и сравниваемый (один из предыдущих) годы:

1. Показатель укомплектованности врачами.

2. Коэффициент совместительства врачей.

3. Среднегодовая занятость койки

4. Средняя длительность пребывания пациента на койке.

5. Оборот койки.

6. Больничная летальность.

7. Показатель совпадений клинических и патологоанатомических диагнозов.

8. Средняя длительность лечения пациентов (на примере пяти наиболее часто встречающихся заболеваний).

9. Оперативная активность.

10. Структура оперативных вмешательств.

11. Частота послеоперационных осложнений.

Сравнительный анализ показателей, характеризующих работу отделения, оценка деятельности по методике «Модель конечных результатов» за отчетный и сравниваемый (один из предыдущих) годы.

Сформулировать выводы и предложения по оптимизации деятельности отделения.

Задание 6. Организация экстренной хирургической помощи

Характеристика хирургического отделения стационара. Мощность отделения. Штаты врачей, среднего медицинского персонала.

Организация лечебного процесса в отделении. Лечебно-охранительный, санитарно-гигиенический, противоэпидемический режимы.

Организация работы отделения. Порядок направления пациентов с экстренной хирургической патологией. Диагностические методы исследования. Функции, должностные обязанности, права, ответственность врача-специалиста отделения. Вспомогательные методы лечения пациентов с экстренной хирургической патологией. Организация питания пациентов. Организация снабжения отделения медикаментами, перевязочным материалом. Экспертиза временной нетрудоспособности.

Организация работы операционного блока, структура, режим работы. Уход за послеоперационными пациентами. Профилактика послеоперационных осложнений и внутрибольничных осложнений.

Порядок выписки пациентов из отделения, связь в работе с поликлиниками и другими медицинскими организациями.

Новые организационные формы работы отделения. Реструктуризация коечного фонда, развитие стационарозамещающих технологий.

Использование автоматизированной информационно-аналитической системы здравоохранения Республики Беларусь («ИАС – Здравоохранение») в работе отделения.

Работа по повышению квалификации врачей-специалистов, деонтологической подготовке медицинского персонала.

Основная учетная и отчетная документация.

Расчет показателей, характеризующие работу отделения за отчетный и сравниваемый (один из предыдущих) годы:

1. Показатель укомплектованности врачами.

2. Коэффициент совместительства врачей.

3. Среднегодовая занятость койки

4. Средняя длительность пребывания пациента на койке.

5. Оборот койки.

6. Оперативная активность.

7. Поздняя доставка пациентов в стационар.

8. Удельный вес оперированных пациентов.

9. Летальность пациентов.

10. Частота исходов лечения (с улучшением, без перемен, с ухудшением).

11. Показатель совпадений клинических и патологоанатомических диагнозов.

Сравнительный анализ показателей, характеризующих работу отделения, оценка деятельности по методике «Модель конечных результатов» за отчетный и сравниваемый (один из предыдущих) годы.

Сформулировать выводы и предложения по оптимизации деятельности отделения.

Задание 7. Организация работы родильного дома

Характеристика родильного дома, структура, управление. Мощность, структура коечного фонда. Штаты врачей, среднего медицинского персонала.

Организация работы приемного отделения (приемно-пропускного блока), штаты, задачи. Организация приема рожениц в физиологическое и обсервационное акушерские отделения. Профилактика заноса инфекционных заболеваний. Документация приемного отделения.

Организация работы акушерского отделения (физиологическое, обсервационное), структура, мощность, штаты. Родовой блок, структура, режим работы. Послеродовые палаты, порядок их заполнения. Отделение (палаты) для новорожденных, число коек, порядок направления новорожденных в палаты. Документация акушерского отделения.

Организация работы отделения патологии беременности, мощность, штаты, показания к госпитализации беременных. Документация отделения.

Организация работы гинекологического отделения, мощность, штаты. Порядок госпитализации пациентов в гинекологические отделения. Хирургическая помощь пациентам с гинекологической патологией. Документация отделения.

Профилактика внутрибольничных инфекций и гнойно-септических заболеваний в родильном доме. Порядок выписки из родильного дома родильниц, новорожденных, пациентов с гинекологическими заболеваниями. Взаимодействие в работе с женской консультацией, детской поликлиникой и другими организациями здравоохранения.

Новые организационные формы работы отделения. Реструктуризация коечного фонда, развитие стационарозамещающих технологий.

Использование автоматизированной информационно-аналитической системы здравоохранения Республики Беларусь («ИАС – Здравоохранение») в работе отделения.

Работа по повышению квалификации врачей-специалистов, деонтологической подготовке медицинского персонала.

Основная учетная и отчетная документация.

Вычислить основные показатели, характеризующие работу родильного дома за отчетный и сравниваемый (один из предыдущих) годы.

1. Показатель укомплектованности врачами.

2. Коэффициент совместительства врачей.

3. Среднегодовая занятость койки

4. Средняя длительность пребывания пациента на койке.

5. Оборот койки.

6. Оперативная активность.

7. Структура оперативных вмешательств.

8. Структура родов.

9. Удельный вес преждевременных родов.

10. Частота оперативных пособий в родах.

11. Частота осложнений в родах.

Сравнительный анализ показателей, характеризующих работу отделения, оценка деятельности по методике «Модель конечных результатов» за отчетный и сравниваемый (один из предыдущих) годы.

Сформулировать выводы и предложения по оптимизации деятельности отделения.

Задание 8. Организация работы отделения интенсивной терапии и реанимации

Характеристика отделения, его структура (помещения медицинского назначения). Мощность отделения. Штаты врачей, среднего медицинского персонала.

Порядок направления пациентов.

Организация лечебного процесса в отделении. Лечебно-охранительный, санитарно-гигиенический, противоэпидемический режимы. Диагностические методы исследования. Функции, должностные обязанности, права, ответственность врача. Вспомогательные методы лечения пациентов отделения. Организация питания пациентов. Организация снабжения отделения медикаментами, перевязочным материалом. Экспертиза временной нетрудоспособности.

Организация постов медицинских сестер в отделении. Уход за пациентами в отделении. Профилактика послеоперационных осложнений и внутрибольничных инфекций.

Порядок перевода пациентов из отделения реанимации и интенсивной терапии в другие отделения стационара.

Новые организационные формы работы отделения. Реструктуризация коечного фонда, развитие стационарозамещающих технологий.

Использование автоматизированной информационно-аналитической системы здравоохранения Республики Беларусь («ИАС – Здравоохранение») в работе отделения.

Основная документация отделения реанимации и интенсивной терапии (учетная, отчетная).

Организация повышения квалификации персонала отделения.

Работа по деонтологической подготовке медицинского персонала.

Расчет показателей, характеризующих работу отделения за отчетный и сравниваемый (один из предыдущих) годы:

1. Показатель укомплектованности врачами.

2. Коэффициент совместительства врачей.

3. Среднегодовая занятость койки

4. Средняя длительность пребывания пациента на койке.

5. Оборот койки.

6. Структура пациентов по классам болезней.

7. Частота исходов лечения (с улучшением, с ухудшением).

8. Структура пациентов по исходам лечения.

9. Летальность по отделению.

10. Показатель совпадений клинических и патологоанатомических диагнозов.

11. Средняя длительность лечения пациентов (на примере пяти наиболее часто встречающихся заболеваний).

Сравнительный анализ показателей, характеризующих работу отделения, оценка деятельности по методике «Модель конечных результатов» за отчетный и сравниваемый (один из предыдущих) годы. Сформулировать выводы и предложения по оптимизации деятельности отделения.

 


Приложение 1

Приложение 2

Приложение 4

ОБРАЗЕЦ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

ЗАДАНИЯ ВРАЧЕБНОЙ КЛИНИЧЕСКОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙПРАКТИКИ

 

Учреждение образования «Белорусский государственный медицинский университет»   Кафедра общественного здоровья и здравоохранения   Заведующий кафедрой доцент Т.П. Павлович   Тема:_________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________     База:__________________________________________   Руководитель практики__________________________   Исполнитель:________________________ ____________________________________ (Ф.И.О., факультет, группа)     Минск 2013  

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ И УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

 

1. Конституция Республики Беларусь 1994 г., с изм. и доп. 24.11.1996 г. и 17.10.2004 г.
2. Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» от 18.06.1993 г., с изм. и доп. 20.06.2008 г.
3. Глушанко В. С. Общественное здоровье и здравоохранение: Курс лекций. – Витебск, Издательство ВГМУ, 2001 г. – 359 с.
4. Павлович Т.П. Организация акушерско-гинекологической помощи женщинам в Республике Беларусь: метод. рекомендации / Т.П.Павлович, О.Н.Харкевич, В.А.Лискович. — Мн.: БГМУ, 2003. — 26 с.
5. Плахотя Л. П. Методика изучения заболеваемости: метод. рекомендации / Л. П. Плахотя, М. В. Мальковец. — Мн.: БГМУ, 2002. — 33 с.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение …………………………………………………………    
Схема выполнения задания……………………………………..    
Приложение 1 Перечень учебных заданий к врачебной клинической производственной практике……………………..    
Приложение 2 Тематики заданий для проведения работы по гигиеническому обучению и воспитанию среди населения….    
  Приложение 3 Зачётные нормативы по учебной программе врачебной клинической производственной практики по общественному здоровью и здравоохранению для специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело»…………………...      
Приложение 4 Образец титульного листа задания врачебной клинической производственной практики ……………….........    
Приложение 5 Нормативные правовые документы и учебная литература ……………………………………………………….  

 


Учебное издание

 

 

Павлович Татьяна Петровна

Перковская Алла Федоровна

Халямина Ирина Игоревна

 

 

Учебные задания

Т.П. Павлович, А.Ф. Перковская, И.И. Халямина

УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.87.133.69 (0.019 с.)