Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности.



В лаборатории И.П.Павлова было замечено, что поведение со бак в естественной обстановке и во время выработки условных рефлексов различное. Некоторые животные очень подвижны, возбудимы и любопытны, другие медлительны и трусливы. Меж­ду этими крайними типами имеется ряд промежуточных. На ос­новании свойств нервных процессов И.П.Павлову удалось разде­лить животных на определенные группы, причем эта классифика­ция совпала с умозрительной классификацией типов людей (тем­пераментов), данной еще Гиппократом. В основу классификации типов ВНД были положены свойст­ва нервных процессов: сила, уравновешенность и подвижность. По критерию силы нервных процессов выделяют сильный и сла­бый типы. У слабого типа процессы возбуждения и торможения слабые, поэтому подвижность и уравновешенность нервных про­цессов не могут быть охарактеризованы достаточно точно. Сильный тип нервной системы подразделяется на уравнове­шенный и неуравновешенный. Выделяется группа, которая ха­рактеризуется неуравновешенными процессами возбуждения и торможения с преобладанием возбуждения над торможением (безудержный тип), когда основным свойством является неурав­новешенность. Для уравновешенного типа, у которого процессы возбуждения иторможения сбалансированы, приобретает значе­ние быстрота смены процессов возбуждения и торможения. В за­висимости отэтого показателя различают подвижный и инерт­ный типы ВНД. Эксперименты, проведенные в лабораториях И.П.Павлова, позволили создать следующую классификацию ти­пов ВНД: Слабый (меланхолик). Сильный, неуравновешенный с преобладанием процессов возбуждения (холерик). Сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник). Сильный, уравновешенный, инертный (флегматик). Экспериментальные неврозы. В лаборатории И.П.Павлова удалось вызвать эксперимен­тальные неврозы (функциональные расстройства деятельности ЦНС), используя перенапряжение нервных процессов, что дости­галось путем изменения характера, силы и продолжительности условных раздражений. Неврозы могут возникать: 1) при перенапряжении процесса возбуждения вследствие применения длительного интенсивного раздражителя; 2) при перенапряжении тормозного процесса путем, например, удлинения периода действия дифференцировочных раздражений или выработки тонких дифференцировок на 0чень близкие фигуры, тоны и др.; 3) при перенапряжении по­движности нервных процессов, например, путем переделки поло­жительного раздражителя в тормозной при очень быстрой смене раздражителей или при одновременной переделке тормозного условного рефлекса в положительный. При неврозах возникает срыв высшей нервной деятельности. Он может выражаться в резком преобладании или возбудитель­ного, или тормозного процесса. При преобладании возбуждения подавлены тормозные условные рефлексы, появляется двигатель­ное возбуждение. При преобладании тормозного процесса ослаб­ляются положительные условные рефлексы, возникает сонли­вость, ограничивается двигательная активность. Неврозы особен­но легко воспроизводятся у животных с крайними типами нерв­ной системы: слабым и неуравновешенным. Сущность невроза заключается в понижении работоспособности нервных клеток. Нередко при неврозах развиваются переходные (фазовые) состо­яния: уравнительная, парадоксальная, ультрапарадоксальная фа­зы. Фазовые состояния отражают нарушения закона силовых от­ношений, характерного для нормальной нервной деятельности. В норме наблюдается количественная и качественная адекватность рефлекторных реакций действующему раздражителю, т.е. на раз­дражитель слабой, средней или большой силы возникает соответ­ственно слабая, средняя или сильная реакция. При неврозе урав­нительное фазовое состояние проявляется одинаковыми по выра­женности реакциями на раздражители разной силы, парадок­сальное — развитием сильной реакции на слабое воздействие и слабые реакции на сильные воздействия, ультрапарадоксаль­ное — возникновением реакции на тормозной условный сигнал и выпадением реакции на положительный условный сигнал. При неврозах развивается инертность нервных процессов или их быстрая истощаемость. Функциональные неврозы могут приводить к патологическим изменениям в различных органах. Так, например, возникают поражения кожи типа экземы, выпаде­ние волос, нарушение деятельности пищеварительного тракта, Печени, почек, эндокринных желез и даже возникновение злока­чественных новообразований. Обостряются заболевания, кото­рые были до невроза. Первая и вторая сигнальные системы Типы ВНД, о которых говорилось выше, являются общими для животных и человека. Можно выделить особые, присущие только человеку типологические черты. По мнению И.П.Павлова, в их основе лежит степень развития первой и второй сигнальных систем. Первая сигнальная система — это зрительные, слуховые и другие чувственные сигналы, из которых строятся образы вне него мира. Восприятие непосредственных сигналов предметов явлений окружающего мира и сигналов из внутренней среды организма, приходящих от зрительных, слуховых, тактильных других рецепторов, составляет первую сигнальную систему, которая имеется у животных и человека. Отдельные элементы боле сложной сигнальной системы начинают появляться у общественных видов животных (высокоорганизованных млекопитающих иптиц), которые используют звуки (сигнальные коды) для преду­преждения об опасности, о том, что данная территория занята и т.д. Но лишь у человека в процессе трудовой деятельности и социаль­ной жизни развивается вторая сигнальная система — словесная в которой слово в качестве условного раздражителя, знака, не имеющего реального физического содержания, но являющегося символом предметов и явлений материального мира, становится сильным стимулом. Эта система сигнализации состоит в восприя­тии слов — слышимых, произносимых (вслух или про себя) и ви­димых (при чтении и письме). Одно и то же явление, предмет на разных языках обозначается словами, имеющими разное звуча­ние и написание, из этих словесных (вербальных) сигналов созда­ются абстрактные понятия. Способность понимать, а потом и про­износить слова возникает у ребенка в результате ассоциации оп­ределенных звуков (слов) со зрительными, тактильными и други­ми впечатлениями о внешних объектах. Субъективный образ воз­никает в мозге на основе нейронных механизмов при декодиро­вании информации и сравнении ее с реально существующими материальными объектами. С возникновением и развитием вто­рой сигнальной системы появляется возможность осуществления абстрактной формы отражения — образование понятий и пред­ставлений. Раздражители второй сигнальной системы отражают окружающую действительность с помощью обобщающих, абст­рагирующих понятий, выражаемых словами. Человек может опе­рировать не только образами, но и связанными с ними мыслями, осмысленными образами, содержащими смысловую (семантиче­скую) информацию. С помощью слова осуществляется переход от чувственного образа первой сигнальной системы к понятию, представлению второй сигнальной системы. Способность опери­ровать абстрактными понятиями, выражаемыми словами служит основой мыслительной деятельности. Язык — это средство выражения мысли и форма существова­ния мысли. Язык закрепляет в предложениях результаты работ мышления, делает возможным обмен мыслями. Речь дает возможность создавать научные понятия, формулировать законы. Речь может участвовать в регуляции деятельности различи органов с помощью слова. Словесные раздражители являются физиологически активными факторами, они изменяют функцию органов, интенсивность обменных процессов, воз­действуют на мышечную и сенсорные системы. Вовремя сказан­ное доброе слово может повышать работоспособность, способст­вовать хорошему настроению. Неосторожно произнесенное в Присутствии больного слово может значительно ухудшить его со­стояние. Физиологические основы речи. Деятельность второй сигналь­ной системы обеспечивается функцией двигательного, слухового Я зрительного анализаторов и лобных отделов мозга. Регуляция речи связана с пусковой и регуляторной ролью коры, которая получает афферентные импульсы от рецепторов мышц, сухожилий и связок голосового аппарата и дыхательных мышц. Кортикаль­ное ядро речедвигательного анализатора находится в области вто­рой и третьей лобных извилин — речедвигательный центр Брока. Восприятие речи происходит с помощью речедвигательного и речеслухового анализаторов (центр Вернике). Для декодирования речи, воспринимаемой в акустической форме, важнейшим условием является удержание в речевой па­мяти всех ее элементов, а в оптической форме — участие слож­ных поисковых движений глаз. Процессы декодирования речи осуществляются височно-теменно-затылочными отделами левого полушария (у правшей). При поражении этих отделов коры про­исходит нарушение понимания логико-грамматических конст­рукций и счетных операций. Вторая сигнальная система допускает неоднозначные отно­шения между явлением, предметом и его обозначением (словом), что позволило человеку действовать разумно в условиях вероят­ностного событийного окружения (информационной неопреде­ленности). Это во многом способствовало развитию способнос­тей к интуитивному мышлению. Возникла принципиально новая форма мыслительной деятельности — построение умозаключе­ний на основе использования многозначной (вероятностной) ло­гики. Постоянное использование языка привело к тому, что чело­веческий мозг, как правило, оперирует неточными понятиями, Качественными оценками легче, чем количественными категори­ями, числами. Учитывая соотношения первой и второй сигнальной систем в том или ином индивидууме, И.П.Павлов выделил специфические человеческие типы ВНД в зависимости от преобладания первой или второй сигнальной системы в восприятии действительности. Людей с преобладанием функций корковых проекций, ответственных за первосигнальные раздражители, И.П.Павлов относил к Художественному типу (у представителей этого типа преобладает образный тип мышления). Это люди, для которых характерна яр­кость зрительных и слуховых восприятий событий окружающего мира (художники и музыканты). Если же более сильной оказывается вторая сигнальная система, то таких людей относят к мысли­тельному типу. У представителей этого типа преобладает логичес­кий тип мышления, способность к построению абстрактных по­нятий (ученые, философы). В тех случаях, когда первая и вторая сигнальные системы создают нервные процессы одинаковой си­лы, то такие люди относятся к среднему (смешанному типу), к ко­торому относится большинство людей. Но есть еще один крайне редкий типологический вариант, к которому относятся очень ред­кие люди, имеющие особо сильное развитие и первой, и второй сигнальных систем. Эти люди способны как к художественному, так и к научному творчеству, к числу таких гениальных личностей И.П.Павлов относил Леонардо да Винчи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.005 с.)