Основные этапы творчества Теккерея. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные этапы творчества Теккерея.



В творчестве Теккерея можно выделить два больших этапа: первый – 1834 – 1848 -ой годы, второй – 1848 – 1863 -ий годы.

Наиболее плодотворным периодом в творчестве Теккерея были первые 14 лет его литературной деятельности (1834 – 1848). В это время искусство Теккерея как сатирика и реалиста непрерывно совершенствовалось, а реализм его углублялся. Писатель выступал в различных литературных жанрах, много и плодотворно работал. Характер его творчества в 30 – 40-х годах определялся глубоким интересом к общественно-политической жизни его времени.

Став профессиональным журналистом, Теккерей в своих статьях, а также в очерках и сатирических стихах, помещавшихся в различных газетах и журналах, живо и чрезвычайно горячо откликался на важнейшие события современности как на родине, так и за ее пределами.

С позиций демократа и республиканца он обрушивался на те явления в общественной, политической и культурной жизни, в каких она так или иначе проявлялась. Будучи талантливым графиком, он сам иллюстрировал свои статьи и очерки злыми и меткими карикатурами, удачно дополнявшими и развивавшими литературный текст.

В статьях-памфлетах Теккерей в начале 30-х годов разоблачал режим Луи Филиппа (многие.из его статей были перепечатаны в «Парижских заметках», вышедших в 1840-ом году). В очерках и заметках он высказывал свои суждения о порядках в Великобритании. В 1842-ом году Теккерей создает памфлет «Лекции мисс Тикльтоби по истории Англии», в которых сатирическое осмысление получает официальное толкование истории. Это произведение было снабжено писателем великолепными злыми карикатурами, иллюстрациями, не оставлявшими ни малейшего намека на святость и порядочность законных монархов и аристократических особ. Цикл лекций печатался в журнале «Панч», но повествование было доведено лишь до Столетней войны, так как редактор журнала был, очевидно, несколько скандализирован слишком вольным обращением молодого автора с устоявшимися авторитетами национальной истории. Комментарии мисс Тикльтоби иногда воспринимаются как откровенные выпады самого Теккерея против коронованных особ, делавших историю: «Это войны, о которых так приятно читать у Фриссуара… но в действительности они не так приятны. Когда мы читаем, что королевский сын Черный Принц сжег 500 городов и деревень на юге Франции, опустошив всю округу и изгнав население Бог весть куда, вы можете себе представить, каковы были эти войны и что если они служили хорошей потехой для рыцарей и воинов, то для народа они были вовсе не так приятны».

Обращение к истории означало для Теккерея и более пристальное внимание к современным событиям, которые имели непосредственную связь с прошлым. Наследуя великие традиции Шелли и Байрона, Теккерей пишет «Книгу ирландских очерков» (1843). Это по существу отчет писателя и публициста, посетившего страну и делящегося своими грустными впечатлениями с современниками, которые плохо знают об истинном положении ирландского народа. Теккерей отмечает вопиющие случаи безработицы, нищеты, социальной несправедливости, которые он наблюдал в Ирландии, и называет причины недовольства ирландского народа объективными, указывая, что ирландцы хотят добиться соблюдения элементарных человеческих прав. Как и Диккенс, Теккерей составляет для себя политическую программу улучшения состояния дел в стране, предлагая укрепить положение среднего класса, который станет оплотом демократических свобод и будет способствовать устранению социального неравенства. Развитие политических событий в Англии и на континенте побуждает Теккерея к созданию сатирического произведения «История будущей французской революции» (1844). Это своеобразный футурологический памфлет – предсказание, действие которого отнесено к 1884 году; в шуточном изображении событий выступают сатирически острые зарисовки характеров претендентов на престол и взгляды автора на важнейшие политические и социальные проблемы.

Существенную роль в формировании взглядов молодого Теккерея сыграло его сотрудничество во «Фрэзерс мэгезин», где он регулярно печатал очерки об известных романистах. («Романы прославленных авторов»). Статьи Теккерея были насыщены наступательным духом, полны непримиримости по отношению к обличаемому противнику. Автор горячо отстаивал общественный смысл искусства, остроумно и зло полемизируя с теми писателями, которые пытались объявить искусство самоцелью.

Политические настроения и эстетические взгляды Теккерея нашли отражение в той борьбе, которую он повел с середины 30-х годов против реакционных направлений в английской литературе этих лет.

Голос торийской реакции, ненавистной Теккерею, звучал в 30-х годах в произведениях различного характера, но все они имели в конечном счете единый общественный смысл. Теккерей ополчался против писателей, выступавших как идеологи реакционных кругов английского общества после реформы 1832 года (уголовно-романтически произведения Бульвера и его школы, фальшиво приукрашавшие благородных разбойников; творения светских авторов «школы серебряной ложки» того же Бульвера и целой плеяды писательниц и поэтесс). Критически высказывался Теккерей и против политической ориентации «Молодой Англии», главой которой являлся в то время Дизраэли.

Свое отношение к романтизму, точнее, к романтической идеализации и преувеличениям, Теккерей изложил в знаменитой «Рейнской легенде» (1845). Объектом пародии становятся романы Дюма, в которых действуют герои, совершающие невероятные подвиги и распутывающие огромное количество тайн. Нарочито преувеличивая и героизируя похождения героев Дюма, Теккерей вступает в полемику с современной историографией, утверждающей результаты прогресса в разумной и просвещенной стране. Теккерей доказывает обратное – современная эпохи негероическая, а романтических героев не существует.

Эта пародия появилась тогда, когда школа В. Скотта была вытеснена его эпигонами и посредственными учениками, которые отдали дань историческому роману, нисколько не думая о невозможности механически переносить в другое время открытия и достижения Скотта.

Все антиреалистические произведения вызывали негодование молодого Теккерея. Поэтому он полемизировал с авторами так называемого ньюгейтского романа Бульвера и его учеников не только в своих публицистических очерках, но и в ряде пародийных произведений: «Катерина» (1840), «Убого благородная» (1840), «Карьера Барри Линдона» (1844) и др.

В этих произведениях Теккерей остро, едко и смело издевался над напыщенным, играющим на мелодраматических эффектах и ложной сентиментальности творчеством своих современников. Персонажи Теккерея этого периода являются подчеркнуто приземленными. В них нет ничего от роковых, загадочных, таинственных и привлекательных героев Бульвера и Дизраэли. Это жестокая и корыстная содержательница трактира Катерина Хейс, убившая мужа, чтобы вступить в более выгодный брак. Это Джордж Брандон (пародия на денди и светского льва), соблазнивший наивную и доверчивую Кэрри Ганн, дочь хозяйки меблированных комнат.

Самым крупным из пародийных произведений стал роман «Карьера Барри Линдона», по- своему значению далеко выходящий за пределы полемики с Бульвером и его школой.

Высмеивая сторонников «ньюгейтских» романов – приключений, Теккерей изображает похождения обнищавшего английского дворянина XVIII века Барри Линдона, выдающего себя за кавалера дю Барри.

Приключения Барри оказываются столь же неприглядны, как непригляден он сам – циник, лжец, обманщик и шулер, человек, лишенный каких-либо принципов. Барри высокомерно-презрительно относится к окружающим, он самоуверен и беспринципен, готов торговать своим титулом, оружием, родиной. В жизни он преследует только одну цель – достижение наибольшей выгоды и наибольших наслаждений, какой бы ценой это ни давалось. Его образ должен был вызвать отвращение к подобным личностям и учить видеть фальшь романтической их трактовки в литературе. Барри начисто лишен всяких романтических черт. Но в отличие от романтических героев он везде преуспевает.

Теккерей, упрекавший создателей «ньюгейтского» романа в том, что изображаемые ими события происходят вне всякой связи с общественной обстановкой, тщательно следит за типичностью тех обстоятельств, в которых выступает его герой, убедительно мотивирует как его характер, так и причину его успеха.

Барри Линдон – отпрыск обнищавшего дворянского рода Ирландии. Испорченность Барри – результат того воспитания, которое он получает в совершенно деморализованной семье. Причина этой деморализации – порабощение Ирландии и ее зависимое от Англии положение. Окруженный людьми глубоко испорченными, Барри с детства убеждается в силе денег, в том, что живет в эпоху, когда только деньги могут обеспечить счастье и успех.

Мальчишкой, убив на дуэли офицера и бежав из родных мест, Барри начинает свой жизненный путь среди солдат наемной армии Фридриха II, грабит и поджигает наравне со всеми участниками захватнических войн. Он не гнушается затем роли платного шпиона, проходит все ступени успеха за карточным столом в гостиных знатных особ и владетельных князей и, наконец, женится ради денег на богатой вдове. Умирает Барри от белой горячки в стенах долговой тюрьмы.

Теккерей рисует яркий сатирический образ человека, порожденного новыми буржуазными отношениями, верного эгоистической морали. Но в центре романа жизнь того общества, которое определило этот характер. Созревшее реалистическое мастерство писателя выступает в изображении захватнической семилетней войны, которую он называет бойней для народа. Сохраняя историзм в описании прошлого, автор создает образы, не теряющие своей обобщающей силы и для современности. Стилизуя свой рассказ под мемуары, он блестяще раскрывает общественную жизнь второй половины XVIII века и высказывает о ней свои суждения.

Аристократия на континенте Европы рисуется не менее продажной, чем аристократия Британских островов. Притом автор показывает, что перед деньгами рассыпаются в прах все старинные представления о чести и элементарные понятия о честности. «Карьера Барри Линдона» – первый роман Теккерея, где писатель выступает обличителем общества, в котором решающую роль играют деньги.

Являясь защитником правды в искусстве, Теккерей, как и Диккенс, считает, что писатели «обязаны, конечно, показывать жизнь такой, какой она действительно представляется им, а не навязывать публике фигуры, претендующие на верность человеческой природе, – обаятельных весельчаков-головорезов, убийц, надушенных розовым маслом, любезных извозчиков, принцев Родольфов, то есть персонажей, которые не существовали и не могли существовать». Теккерей выступает за реалистическую литературу, из которой пытается изгнать «фальшивые характеры и фальшивую мораль».

Ведя настойчивую и чрезвычайно целеустремленную полемику со своими литературными противниками, Теккерей также печатает сатирические повести, посвященные окружающей его жизни. В них писатель воплотил те представления о правдивом отражении действительности, которые защищал в своих публицистических статьях. «С моей точки зрения, – писал Теккерей в статье в 1845 году, лучшая тема романиста – изображение быта и нравов общества».

Так возникают «Записки Желтоплюша» (1837 – 1838), «Убого благородная» и «Дневник Кокса» (1840), «Бриллиант Хоггарта» (1841 –.1842), «Очерки Фитцбудля» и другие сатирические повести Теккерея, отражающие современность.

Писатель создает произведения разнообразных жанров. Но все они направлены против беспринципности, ханжества и проникнуты острым пародийным духом, что ведет к развенчанию псевдогероического и ложноромантического в обыденной прозаической действительности. Эти произведения Теккерея – своеобразная проба пера, но также и реализация писательских замыслов, подтверждающих правильность его позиции художника и гуманиста.

Крупнейшим из сатирических произведений, рисующих современность, становится до «Ярмарки тщеславия» «Книга снобов».

Серия очерков «Английские снобы» («Книга снобов»), в которых Теккерей-сатирик впервые назвал своим именем порок, осмеянный им в более ранних произведениях, подвела итог первому этапу в развитии художника.

На втором этапе своего творческого пути Теккерей пишет «Ярмарку тщеславия», которая считается вершиной творчества писателя. В дальнейшем он создает такие произведения как «Ньюкомы», «История Пенденниса», «История Генри Эсмонда», «Виргинцы» и др. Писатель все реже обращается к изображению современной ему жизни. После «Истории Пенденниса» и «Ньюкомов» – хроники одного английского семейства – автор обращается к обрисовке прошлого. Все эти произведения считаются достаточно значительным явлением в литературном процессе XIX века. И все же в историю английской литературы Теккерей прежде всего вошел как создатель «Книги снобов» и «Ярмарки тщеславия».

Книга снобов» Теккерея.

Пристально вглядываясь в окружающую действительность, Теккерей не мог не заметить широко распространившееся в английском обществе преклонение перед всем аристократическим, титуло- и дворянопочитание, принявшее в середине XIX века уродливые формы в быте и нравах английских средних классов. Английские средние классы стремились во что бы то ни стало приобрести «респектабельность», что на языке английского мещанина означало приблизиться к аристократии, подражать ее манерам, поведению, образу жизни. Представители «middle class» – промышленники и коммерсанты, финансисты и дельцы различного калибра, выходившие в то время очень часто из низов мещанства, благодаря колониальным авантюрам и легко дававшимся спекуляциям, не довольствовались приобретенным богатством и даже политическим влиянием. В погоне за «аристократизмом» («джентилити» – на языке мещанина) они приобретали земли, покупали титулы, прикладывая огромные усилия к тому, чтобы проникнуть в так называемое светское общество, то есть в круги землевладельческой аристократии, во всем подражать этому обществу.

Дворянопочитание было в Англии 30 – 40-х годов XIX века тем более вредным общественным явлением, что сами представители аристократии к тому времени в своей массе проявляли уже величайшую деморализацию. Снобизм, порожденный в Англии историческим компромиссом 1668 года, был в эпоху Теккерея распространенным явлением и не мог остаться незамеченным зорким писателем, который отметил тенденции, определившие общественные нравы его времени.

Разоблачению типично английского порока господствующих классов, которому автор дал впоследствии название «снобизм» писатель посвящает серию очерков «Английские снобы», печатавшуюся в «Панче» в 1846 – 1847 годах (позже были изданы под названием «Книга снобов»).

Писатель создает свои очерки в тот период, когда литературные пародии, нравоописательный очерки, журналистские публикации уже подготовили его к более глубокому критическому анализу и осмыслению современной действительности. Теккерей опирается на богатую традицию просветительского эссе, соединяя в нем черты памфлета и журналистского очерка. Изображение современных нравов сочетается в очерках с острой общественно- политической тенденциозностью. Типические характеры буржуазной Англии, уже показанные писателем в предыдущих произведениях, получили в «Книге снобов» законченное выражение, отлившись в лапидарные, предельно конденсированные в своем типичности образы.

В серии очерков о снобах изображена английская общественно-политическая и частная жизнь. Само слово «сноб» в толковании Теккерея приобретает особое значение. Первоначальный его смысл – «сапожный подмастерье», затем оно стало жаргонным словом, означающим невоспитанного человека; кембриджские студенты употребляли его, когда речь шла о кембриджском жителе, не относящемся к числу студентов, а также о бедном студенте, не принадлежавшем к студенческой элите – выходцам из богатых и респектабельных семей.

«Книга снобов, написанная одним из них» – таково полное название произведения Теккерея, и в предварительных замечаниях автор саркастически отмечает: «Снобы должны изучаться, как и другие объекты естественной истории, и они являют собой часть Прекрасного с большой буквы). Снобы относятся ко всем классам общества». Таким образом, автор углубляет и конкретизирует это понятие, придает ему социальный смысл. Теккерей был прямым продолжателем демократических традиций XVIII века, и здесь особенно ощущается связь с «якобинской идеологией» конца века, распространяемой кружком Годвина. В книге английской писательницы XVIII века, друга Годвина, Э. Инчболд «Природа и искусство» слово «сноб» используется для обозначения чванства и высокомерия знати. Теккерей пошел дальше, распространив это понятие и на буржуазию, которая была «угодливой по отношении к стоящим выше и деспотичной по отношению к нижестоящим». Сноб, по определению Теккерея, – это тот, кто, пресмыкаясь перед вышестоящими, смотрит сверху вниз на нижестоящих.

«Все английское общество, – пишет Теккерей в последней главе, заражено проклятым культом Мамоны, и все мы, снизу доверху, перед кем-нибудь раболепствуем и пресмыкаемся, а кого-нибудь сами презираем и топчем».

В книге 52 главы и каждая содержит сатиру на определенный тип сноба. Высмеивая как будто лишь один общественный порок – снобизм, писатель устраивал полный смотр различным представителям буржуазно- аристократического общества современной ему Великобритании. Начинается портретная галерея снобов с коронованных снобов. Сноб Венценосный – марионетка, возглавляющая общественную систему, построенную на сохранении отживших предрассудков и мертвых аристократических традиций. Затем следуют очерки, в которых речь идет об аристократических снобах, клерикальных, университетских, военных, литературных, снобах – вигах и консерваторах (между которыми писатель не видит существенной разницы), деревенских снобах и снобах Сити, ирландских снобах и снобах-радикалах.

Нетрудно заметить, что тема снобизма отражает основное содержание буржуазной действительности середины XIX столетия, притом буржуазной действительности в ее специфически английском национальном варианте. Даже простое перечисление видов снобов дает представление о широте охвата Теккереем материала, о том, как серьезно размышляет писатель о распространенной «болезни века». Но главное то, что автор выстраивает целую систему воззрений снобов, описывает их привычки, манеры, моды, характеризует отношения между ними. Им высмеивается не только слепое копирование буржуазными снобами вкусов и манер аристократов, но осуждаются иерархические взаимосвязи между снобами различных категорий и рангов. Нравственное уродство и нелепость снобизма показаны писателем вместе с системой общественных отношений, которые формируют эту государственную структуру. Английский буржуа, путешествующий по Европе, нарисован Теккереем безжалостно и зло: «Такого грубого, невежественного, брюзгливого англичанина вы можете увидеть в каждом европейском городе. Одно из самых тупых созданий в мире, он гордо попирает Европу ногами, проталкивается во все соборы, дворцы и картинные галереи. Тысячи восхитительных зрелищ проходят перед его налитыми кровью глазками, но не волнуют его. Бесчисленные красочные сцены быта и нравов развертываются перед ним, но не интересуют его. Искусство, Природа предстают перед ним, не вызывая и искорки восхищения в его бессмысленном взоре. Ничто не трогает его – пока не появляется какое-нибудь важное лицо – и тут наш чопорный, гордый, самоуверенный и невозмутимый британский сноб способен быть угодливым, как лакей, и гибким, как арлекин».

Теккерей не просто словесно описывает снобов, он их живописует. Перед читателем проходят вереницы снобов, гордящихся своей родословной, а также снобов-выскочек. За портретами стоят социальные явления, определенные характеристики быта, нравов, общественного и частного мнения. Теккерей доверительно беседует со своим читателем, совсем в духе романа XVIII столетия. Он становится в ряд с теми, кого высмеивает, выходит из этой толпы, разоблачает демагогию буржуазного парламентаризма, недостатки «замечательной» конституции. В облике новоиспеченных аристократов, например, де Могинсов, купивших себе древнюю родословную и герб, угадывается не просто поучительный факт и достойный осмеяния феномен общественной жизни, – здесь отчетливо просматривается характер «Молодой Англии», возглавляемой Дизраэли, стремящейся к возрождению нации компромиссными средствами. Аристократы и буржуа весьма недвусмысленно названы в книге Теккерея двумя шарлатанами, делящими класть в стране и идущими на любые сделки с совестью, чтобы отстоять свои интересы. Критику индивидуальных недостатков Теккерей связывает с осуждением общественных порядков и главный источник: видит в предмете гордости британца – конституции.

Особую ненависть Теккерея вызывают военные снобы. Среди них часто упоминается имя генерала Тафто, который потом появится романах писателя. Это невежественный человек, никогда не прочитавший ни одной книги, грубый и тупой, неспособный ни к какому ремеслу, имеет официальную репутацию «бравого офицера» и неофициальную – игрока на скачках, кутилы, дуэлянта и соблазнителя женщин.

Прекрасное знание журналистского мира помогает Теккерею обличить продажность и беспринципность прессы, ее зависимость от богатых и знатных людей. Семейство Снобки, например, являет источником светской информации, и регулярные сообщения о нарядах, выезжающей в свет мисс Снобки, леди Снобки, их времяпрепровождении помещаются в газетном разделе «Светская хроника». Эпизод с семилетней мисс Снобки, вышедшей погулять в Сент-Джеймский парке в сопровождении гувернантки-француженки и лакея, не выглядит таким уж безобидно забавным. Эта весьма самоуверенная молодая особа настолько убеждена в своей важности, что не сомневается в том, что столь же юный лорд Лоллипоп узнает об ее отъезде из Лондона из столичных газет. Теккерей использует значащие имена для придания законченности и убедительности своим характеристикам снобов разных рангов. Безупречный вкус рисовальщика помогает писателю завершить яркую и сатирическую панораму общественной и частной жизни Англии великолепными иллюстрациями. То, что не удается Теккерею выразить словом, он воссоздает с помощью рисунка.. Он выдумывает огромное количество гербов (например, «Золотой гриб»), названий колледжей (Св. Бонифация, Св. Кристины), полков, изобретает собирательные понятия и имена (Lordolatry – лордопоклонство), используя богатые возможности английского языка, передает стиль речи различных частных лиц и жаргон обывателей, прибегает к модным словечкам для стилизации речи клубных снобов и примитивным словам и выражениям для характеристики военных снобов. Плакатность и карикатурная условность, гротескность и прямолинейность зарисовок обогащается многочисленными бытовыми деталями, делающими изображенный чудовищный мир реальным, а не фантастическим. Например, Теккерей часто использует слова «жирный», «толстый» для обозначения не только самих деревенских снобов, но и их лакеев, кучеров, лошадей. В данном случае эти прилагательные обладает двойным значением – деревенские снобы стараются изо всех сил подражать снобам, более высоким по классу, поэтому они раздуваются, как лягушки. Древние фамилии воспроизведены Теккереем в обидной и разоблачительной транскрипции. Так, имя лорда Длинноуха несет в себе остросаркастическое начало. Де Брэй означает: «реветь по-ослиному». Под именем миссис Круор легко угадывается популярная писательница Кэтрин Гор (1799 – 1861), автор романов о жизни светского общества, под именем миссис Уоллп – миссис Троллоп (1780 – 1863), мать Э. Троллопа, Бендиго де Минорис – это Бенджамен Дизраэли, глава «Молодой Англии».

Хотя в соответствии со своей философией скептика Теккерей в «Заключительных замечаниях о снобах» говорит: «никакой силой сатиры нельзя изменить природу сноба», в «Книге снобов» побеждает наступательная, обличительная, сатирическая интонация. В художественном отношении «Книга снобов» – блестящий образец лаконичной и хлесткой сатирической типизации – произведение, написанное рукой мастера.

Как видно даже из краткого анализа «Книги снобов», это произведение представляет собой не только действительно широкую панораму английского общества первой половины XIX в., но и своеобразную энциклопедию литературной, культурной жизни, великолепную информацию о духовном состоянии английской нации в период процветания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 874; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.03 с.)