Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Творчество Анны (Энн) Бронте.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 33 из 33 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Энн (Анна) Бронте (1820 – 1849) вошла в литературу как поэт т создатель романом «Незнакомка из Уайлдфелл – Холла» и «Агнесс Грей». Энн была последним ребенком в семье Патрика Бронте. Для всех последующих поколений, знакомых с литературным наследием Шарлотты и Эмилии, одна долгое время оставалась «третьей Бронте», «младшей сестрой». Более поздние критики называли ее Золушкой среди своих сестер. Ее имя называлось последним, а о том, что было написано ею, или вовсе не говорили, или упоминали вскользь. Как считали критики, ни в какое сравнение с тем, что было написано ее старшими сестрами, произведения Энн идти не могли. Забытые на протяжении многих лет, они привлекли к себе внимание лишь в XX веке и обрели новую жизнь. Именно тогда к Энн пришла известность. Стало ясно, что она литературно литературно одарена, и триединый в своей сущности феномен, обозначаемый понятием «сестры Бронте» не может быть воспринят в его полноте без романов и стихов Анны, заключающих свою тайну, способность взволновать, заставить задуматься. Патрик Бронте считал свою младшую дочь самой красивой в семье. Энн была стройной худенькой девушкой с фиалковыми глазами, светло-каштановыми волосами, красиво падающими на шею крупными кольцами. Внешняя привлекательность сочеталась в ней с застенчивостью, интенсивной духовной жизнью, любовью к литературе. Она была натурой мечтательной, но способной в определенные критические моменты проявить должную твердость и решительность. Детство Анны также прошло в Хоуорте, где ее вырастила тетя, чьей любимицей она была. Отношение к ней со стороны сестер и брата всегда было соответствующим ее положению самой младшей. Хрупкая, болезненная, задумчивая, она тем не менее приняла участие вместе с Эмилией в создании фантастического мира, связанного с событиями на вымышленном острове Гондал, откуда и берет начало ее творчество. Влияние тети выразилось в том, что в отличие от сестер она была ревностной христианкой и моралисткой, ей был близок методизм в характернейших этому протестантскому направлению выражениях. Три года Энн училась в школе мисс Вулер (1835 – 1838), где были замечены ее незаурядные способности, а далее ее ждала профессия гувернантки, существа совершенно бесправного, в котором никто не видит «живого, наделенного рассудком человека», как утверждала Шарлотта. Энн поступила на место гувернантки некой мисс Ингхэм. Однако жизнь в чужом доме глубоко чуждых ей по духу людей оказалась для девушки, отличавшейся крайней застенчивостью, невыносимой. Радостную ноту в жизнь Анны внесло чувство к Уильяму Уейтмену, молодому священнику, который приехал в Хоуорт в 1840-ом году. Он был доброжелательно принят в доме Патрика Бронте. В жизни Энн это была единственная любовь. Но ее надеждам на брак и семью не дано было осуществиться. В 1842-ом году Уейтмен внезапно умер во время эпидемии холеры и был похоронен на кладбище, примыкавшем к родному дому Энн. О своей любви и скорби утраты девушка писала в стихах. Сама Энн тоже прожила недолгую жизнь. Из 54-х написанных ею стихотворений при жизни были опубликованы только 24, остальные вышли посмертно с предисловием Шарлотты. Оба романа были опубликованы сразу же после их завершения, но ни один из них не вызвал такого живого отклика, как книги ее сестер. Как и сестры, Энн рано начала писать стихи, ее внимание привлекал окружающий мир, природа, человеческая сущность. Стихи Энн не принадлежат к ярким явлениям английской поэзии Они прежде всего интересны как лирический комментарий к жизни их автора. В духе эстетики романтизма большую роль в поэзии Энн Бронте играли настроения, передающие состояние печали, скорби, грусти. Ее религиозное мышление, вера, укрепляющая дух в тяжелых испытаниях, также нашли отражение в поэтических строках; О жизнь счастливая средь диких гор, Лесов дремучих, океанских волн! Когда везде – открытый нам простор, И он путей неисчислимых полн. Пусть гонят нас, пусть нам покоя нет, Но впереди зато – надежды свет! Для художественной манеры Энн Бронте характерен элегический тон, простота и искренность выражаемых чувств. «Когда нас посещает печаль, мы, естественно, ищем отдохновения в поэзии», – писала она в своем первом романе «Агнес Грей». Боль ранней утраты, грустные воспоминания нашли отражение в стихотворении «Сны»; Проснусь – и всюду тишина, Прекрасных грез пропал и след. Я нелюбима, я одна. Слов выразить все это – нет. Творец, к чему решил Ты дать Мне сердце, что любви полно, Коль радости ее познать Лишь в сонных грезах мне дано. При всей нежности и склонности к рефлексии Энн была наделена душевной силой и стойкостью. Интенсивность ее внутренней жизни, готовность противостоять страданиям проявились в ее стихах. Я в склепе. Жизни свет угас. …………………………….. Как я давно забыта тут! Тоска и скорбь меня гнетут. Кругом лишь тишина и тьма, Гробницей стала мне тюрьма. ………………………………. Но мирный сон не для меня, Он жжет тоской сильней огня. («Голос из темницы») В то же время душевная боль, сожаление об утраченном счастье не переходят в стихотворениях Энн в отчаяние, не порождают мятежных чувств и протеста, столь свойственных поэзии Эмилии, не изливаются с той силой страсти, которой отмечены стихотворения Шарлотты. Ярких впечатлений в жизни Энн Бронте было немного. В 22 года она впервые побывала в другом городе, впервые увидела море. Энн побывала в Йорке, находившемся в 35-ти милях от Хоуорта, совершила путешествие по восточному побережью Англии. Впечатления были сильными и навсегда остались в ее памяти. И все же они вытеснялись из памяти Энн последующими событиями – работой гувернанткой у Робинсонов, куда она помогла устроиться и брату, который влюбился в хозяйку дома, что послужило причиной его увольнения и последующей медленной гибели. Вернувшись домой, Энн ухаживала за больным братом, в судьбе которого принимала большое участие. Смерть его в 1848 году она переживала тяжело. Отражением трагического опыта стал ее роман «Незнакомка из Уайлдфелл-холла». Однажды удалось Энн побывать в Лондоне. Вместе с Шарлоттой она нанесла визит издателю Смиту. Впервые в жизни Анна смогла посетить Оперу, Национальную галерею, Академию художеств. О своем восприятии окружающего мира, своих мыслях и чувствах девушка с присущей ей аккуратностью писала в дневнике. Жизнь, казалось, обрела новые краски и обещала так много, но Анна уже была смертельно больна. Обеспокоенная состоянием ее здоровья, пытаясь спасти свою младшую сестру, Шарлотта срочно увозит ее к морю, где они любуются скалами на закате солнца, морским прибоем. Однако помочь Энн было уже невозможно, надежды на выздоровление не оправдались. Энн Бронте умирает 28 мая 1849 года в Скарборо, где ее и похоронили. Единственная из всей семьи она погребена вдали от дома. Первый роман Энн Бронте «Агнес Грей» (1847) написан от первого лица. Писательница обратилась к жанру исповедально-биографического романа, в котором доминирует тема положения женщин в обществе. Тон повествования в произведении сдержан и доверителен. У Энн Бронте нет «красивых» пассажей, но есть изысканная простота. Которая достигается напряженной работой над стилем и словом. Сразу обращает на себя внимание тональность повествования, окрашенная печалью, скорбью, являющаяся отражением дисгармонии бытия. Рассказчица сообщает о событиях внешне ничем не примечательных, но имеющих для нее важное значение. Она правдиво и просто повествует о себе, включая читателя в круг своих повседневных забои и переживаний. «Книгу эту я начала с твердым намерением ничего не утаивать, – сообщает Агнесс Грей, – чтобы те, кто захотел бы, смогли извлечь пользу, постигнув чужое сердце». Агнес Грей – во многом сама Энн Бронте. Ее произведение имеет биографический характер, и вместе с тем – это не только рассказ, о том, что ей пришлось пережить. Когда она была гувернанткой и занималась воспитанием чужих детей. «Агнес Грей» – одно из характерных явлений литературной жизни Англии 40-х годов XIX века, в нем отразились тенденции времени, связанные с возросшим интересом к проблемам положения женщины в обществе. В этот период многие женщины включались в литературную деятельность. Героинями целого ряда романов и повестей, появившихся в эти годы, стали гувернантки («Старая гувернантка» С.-К. Холл, «Гувернантка» леди Блессингтон, «Каролина Мордаунт» Шервуд). В обиход даже вошло выражение «роман о гувернантке» (gonerness novel). Появление такого рода произведений легко объяснимо: становясь гувернантками, женщины из средних слоев общества, нуждавшиеся в заработке, могли найти применение своим силам. Впрочем, Энн Бронте, как и Шарлотта, не столько ориентировалась на литературный контекст, сколько исходила из своего жизненного опыта, о котором мола поведать свободно и непринужденно. Героиня романа, Агнес Грей, вынуждена в силу обстоятельств начать трудовую жизнь. Сердце ее переполняет жажда деятельности, она полна иллюзий. «Как было бы чудесно стать гувернанткой! Увидеть мир!.. Самой содержать себя!» Однако ей предстоит очень нелегкий путь, порыв к новой жизни и самостоятельности при столкновении с реальностью принесет ей много разочарований. Мечта и действительность окажутся несопоставимыми. Вначале Агнес попадает в семейство богачей –выскочек Блумсфильдов, глава которого с точки зрения соседей – «милый, добродушный господин». Но глазам самой Агнес предстал немолодой джентльмен с багровым и длинным лиловым носом. Скандал, который он учинил за обедом по поводу бараньей ноги, довершает реалистически точно выписанный портрет. Милые розовощекие дети, естественно, прирожденные маленькие тираны, командующие как гувернанткой, так и прислугой. Любимое их занятие – резать ножичком живых воробушков или вырывать у них ножки, с удовольствием наблюдая за муками несчастной птички. Девочка безумно любит лошадей, скачки и, к изумлению родителей, ругается, как кучер. Родителям совершенно неведомы никакие приемы воспитания. Все заботы такого рода возложены на хрупкую гувернантку, ощущающую постоянное презрение хозяйки, равнодушие ее мужа, садизм детей, чувство страшного одиночества и тоски по дому. В сюжете романа выделяются две линии. Одна из них связана с течением жизни в определенной среде, другая с эволюцией мысли Агнес, ее мечтами, страданием, надеждами. Последней соответствуют ассоциации, возникающие по тому или другому поводу, и более замедленный темп. В романе ощущаются традиции просветительские, связанные с именами Стерна, Ричардсона, но они сплетаются у Э. Бронте с новым историко-культурным периодом. Жанр исповеди у нее развивается по соответствующим законам, будучи связанным не с прошлым или будущим, но с трагически переживаемым настоящим. Повествование идет от первого лица, часто это «я» сливается с авторским. Сестры Бронте были поразительно одарены, занятия литературным трудом приносили им ощущение редкостного счастья. Но работа гувернантки была для них каторгой. Поэтому бесполезно искать в романе проявлений педагогического дара его автора. Агнес руководствуется девизом: терпение и труд. Загнать ребенка в угол, зажать стулом и требовать выполнения задания или распять его на полу, чтобы он не мог царапаться и бить, – это скорее непедагогические приемы. Но гораздо важнее другое. Энн Бронте приоткрыла дверь в святая святых – «дом-крепость» англичанина и показала, какой ужас там творится. Следующим этапом жизни Ангес была ее работа в семействе мистера Меррея, владельца поместья Хортон – Лодж. Из дома буржуазного она попадает в среду провинциального дворянства, что позволяет писательнице дать более широкую картину нравов эпохи. Единственным увлечением хозяина являются лошади, охота на лисиц, встречи с приятелями. Его жена, хорошо сохранившаяся дама сорока лет, всецело занята собой, туалетами, балами. Судьба детей ее особенно не волнует, главное – не надо «утомлять». Агнес понимает, что в этом доме у нее есть только одно право – «подчиняться и угождать». Живя в Хортон – Лодже, Агнес имеет возможность наблюдать за тем, как бездумно распоряжаются родители судьбами своих детей. Хозяйка спешит выдать замуж свою старшую хорошенькую дочь Розали, и та попадает в богатый дом-тюрьму. Мгновенно рушатся надежды легкомысленной и тщеславной натуры на красивую жизнь, успехи в обществе, семейное счастье. По иронии судьбы, единственным человеком, который может выслушать ее и понять, является бедная одинокая гувернантка. Таким образом, в роман входит и постоянно варьируется в нем тема утраченных иллюзий. Для понимания идейного замысла романа не менее важен и другой слой общества, изображенный в нем: кухарка в доме Блумсфильдов, симпатизирующая гувернантке, старуха-прихожанка с «риматизмом» – все они – простые люди, способные помочь, поддержать. Нравственное чувство в них развито более сильно, чем у хозяев, в них нет той жестокости, которая свойственна одной из учениц Агнес, «просто так» флиртующей со священником Уэстоном (Вестоном), в которого влюблена гувернантка. В критический момент Агнес вспоминает библейскую притчу о бедняке, на единственную овцу которого позарился богач, тем самым в романе усиливается трагическое звучание судьбы главной героини. Постигшие Агнес разочарования не притупляют ее «нравственный слух». Борьба с постоянным унижением извне и чувством одиночества внутри завершается победой. Встреча с Уэстоном и любовь к нему преображают жизнь Агнесс: «Я с восторгом убедилась, что мир вовсе не состоит только из Мерреев, Хэтфилдов, Эшби и им подобных и что совершенство человеческой натуры вовсе не плод моего воображения. В финале Агнес обретает счастье в браке со священником Уэстоном, человеком очень близким ей по духу, у нее появляется твердое убеждение, что мир состоит не только из недалеких, эгоистичных и жестоких людей. Героиня Энн Бронте познает простую и вечную истину: высшая радость – в «возможности и желании быть полезной». Как уже отмечалось ранее, роман «Агнесс Грей» был практически незамечен современниками писательницы. Творчество Энн Бронте приобрело широкую известность только в XX веке, когда стало ясно, какой значительный вклад она внесла в эволюцию психологической школы письма и феминистической темы.
Литературное наследие сестер Бронте вошло в сокровищницу национальной английской культуры, завоевав признание далеко за пределами Англии. Особый успех выпал на долю романа Ш. Бронте «Джейн Эйр». На русском языке он появился сразу же после его публикации на родине писательницы. В 1849 году, находясь в заключении в Петропавловской крепости, этот роман читал Ф.М. Достоевский. Роман произвел на него сильное впечатление, Он писал брату: «В Отечественных записках английский роман чрезвычайно хорош». Творчество сестер Бронте во многом подготовило жанровые новации и определило характер национальной прозы. Им был свойствен глубокий интерес к эпохе, стремление ее осмыслить, удивительные прозрения в сфере постижения психологии человека. Диапазон художественных исканий включал в себя драматически насыщенное повествование, многожанровость романной структуры, стихи, документально окрашенную прозу. Их лирика раскрыла напряженную духовную жизнь, этапы самопознания, гордый индивидуализм, стремление как можно более точно выразить свои мысли, чувства, свое отношение к современности. Они сумели воссоздать образ мышления собственной эпохи, соединив воедино романтическую и реалистическую эстетику.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.253.224 (0.015 с.) |