Действие законов и иных нормативных правовых актов,содержащих нормы трудового права, по кругу лиц, во времени и пространстве (ст. Ст. 11–13 ТК РФ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Действие законов и иных нормативных правовых актов,содержащих нормы трудового права, по кругу лиц, во времени и пространстве (ст. Ст. 11–13 ТК РФ)



По кругу лиц. Трудовой кодекс РФ, законы и другие акты трудового законодательства распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем, обязательны для применения на всей территории РФ для всех работодателей (юридических или физических лиц) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Когда в судебном порядке установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям должны применяться положения трудового законодательства.

На территории РФ правила, установленные трудовым законодательством, распространяются на трудовые отношения иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных ими либо с их участием, работников международных организаций и: иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ.

Трудовой кодекс РФ, законы и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если согласно ТК РФ они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):

· военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы;

· членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);

· лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера;

· других лиц, если это установлено федеральным законом.

Во времени. В соответствии со ст. 12 ТК РФ, закон или иной правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или, ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида. Закон или иной правовой акт прекращает свое действиев связи:

· с истечением срока его действия;

· вступлением в силу другого акта равной или высшей юридической силы;

· отменой (признанием утратившим силу) данного акта либо отдельных его положений актом равной или высшей юридической силы.

Закон или иной правовой акт не имеет обратной силыи применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие закона или указанного нормативного правового акта распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

В пространстве. Федеральные законы, иные правовые акты РФ распространяются на трудовые и непосредственно связанные с ними отношения, возникающие на всей территории России,если в этих законах и иных нормативных правовых актах не предусмотрено иное.

Законы и правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего муниципального образования.

Локальные нормативные акты организации, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах этой организации, а их требования обязательны для всех подразделений, управлений, отделов и т. п., а также должностных лиц.

Согласно ст. 14 ТК РФ, течение сроков, с которыми ТК РФ связывает возникновение трудовых прав и обязанностей, начинается с календарной даты, которой определено начало возникновения указанных прав и обязанностей; течение сроков, с которыми ТК РФ связывает прекращение трудовых прав и обязанностей, начинаетсяна следующий день после календарной даты, которой определено окончание трудовых отношений.

Сроки, исчисляемые годами, месяцами, неделями, истекаютв соответствующее число последнего года, месяца или недели срока. В срок, исчисляемый в календарных неделях или днях, включаются и нерабочие дни. Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днём окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

 

8. Понятие, содержание, структура и действие коллективного договора.

Коллективный договор – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст. 40 ТК РФ). В коллективном договоре устанавливаются взаимные обязательства сторон социально-трудовых отношений в данной организации с учётом специфики и условий труда, согласованные сторонами договора.

Если стороны не смогли согласовать отдельные положения проекта кол­лективного договора в течение 3-х месяцев, они должны подписать его на согласованных условиях и одновременно составить протокол разногласий. Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами.

Коллективный договор может заключаться в организации, её филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях. При его заключении в филиале, представительстве представителем работодателя является руководитель соответствующего подразделения, упол­номоченный на это работодателем. Содержание коллективного договора. Согласно ст. 41 ТК РФ, в коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:

· формы, системы и размеры оплаты труда;

· выплата пособий, компенсаций;

· механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;

· занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

· рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;

· улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;

· соблюдение интересов работников при приватизации организации, ведомственного жилья;

· экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

· гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;

· оздоровление и отдых работников и членов их семей;

· контроль по выполнению коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников;

· отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;

· другие вопросы, определённые сторонами.

 

Это лишь примерный перечень вопросов, которые могут быть предметом регулирования в коллективном договоре. Например, в нём может быть предусмотрена возможность принятия локальных нормативных актов организации по согласованию или совместно с представительными органами работников либо вопрос об информации, которая будет предоставляться работникам при коллективных переговорах, при реализации работниками своего права на участие в управлении организацией, либо может быть определён порядок проведения консультаций с работниками (их представителями) при принятии решений, затрагивающих социально-трудовые права работников и т.п..

Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами.

 

 

9. Понятие и содержание коллективных соглашений, их виды и действие, порядок разработки.

Коллективное соглашение – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнёрства в пределах их компетенции (ч.1 ст. 45 ТК РФ).

Следует уточнить, что «общие принципы» устанавливаются только в генеральных, межрегиональных и региональных коллективных соглашениях, а в отраслевых и территориальных – общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли (отраслей) или на территории соответствующего муниципального образования (см. части 8, 9 ст.45 ТК РФ).

Соглашение может предусматривать взаимные обязательства сторон по следующим вопросам (ч. 2 ст. 46 ТК РФ):

· оплата труда;

· условия и охрана труда;

· режимы труда и отдыха;

· развитие социального партнёрства;

· иные вопросы, определённые сторонами соглашения.

 

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться следующие виды соглашения (ст. 45 ТК РФ):

· генеральное (устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне);

· межрегиональное (устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов РФ).

· региональное (устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта РФ);

· отраслевое или межотраслевое (определяет общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли (отраслей);

· территориальное (предусматривает общие условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования);

· иные соглашения. К иным относятся соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнёрства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.

 

По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трёхсторонними. Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, ре­гиональном, территориальном уровнях социального партнёрства. Генеральное соглашение заключается только на федеральном уровне с участием Правительства РФ.

 

10. Правовое положение профсоюзов в сфере труда, гарантии их прав. Участие работников в управлении организацией.

Профессиональные союзы - исторически сложившаяся организационная форма объединения трудящихся. Это самая массовая общественная организация.

Законодательство о профсоюзах состоит из норм Конституции РФ, Трудового кодекса РФ, Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г., норм ряда других федеральных законов (законов РФ, РСФСР), указов Президента РФ.

В систему законодательства о профсоюзах входит также Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. в той части, в которой профсоюзы имеют общие черты со всеми другими общественными организациями. Особенности, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профсоюзов, регулируются специальными законами (ст. 4 ФЗ «Об общественных объединениях»).

Федеральный закон «О профессиональных союзах» является общим нормативным правовым актом для всех профсоюзов, их организаций и органов и в то же время представляет собой специальный акт по отношению к ФЗ «Об общественных объединениях». В данном случае специализация проведена по признаку субъекта (особой общественной организации). Много норм о правах профсоюзов содержится в Трудовом кодексе РФ (например, в гл. 58).

Законодательство о профессиональных союзах определяет их правовой статус в сфере труда, устанавливает общую право- и дееспособность профсоюзов, их основные права и обязанности, а также гарантии осуществления этих прав (см. главу 58 ТК РФ).

Согласно ст.2 ФЗ «О профессиональных союзах», профессиональный союз (профсоюз) – это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

То есть основные задачи профсоюзов связаны с выполнением ими двух главных функций - представительство интересов и защита прав работников в сфере труда. Для этого профсоюзы возникли, для этого в них объединялись и объединяются трудящиеся.

В условиях современной России своей главной задачей профсоюзы всех направлений - ФНПР, Соцпроф и др. - считают именно защиту прав и законных интересов трудящихся, установление социальной справедливости, эффективной и гуманной экономики. Это находит отражение в уставах профсоюзов как общественных организаций.

Право каждого на объединение в профсоюзы закреплено Конституцией РФ (ст. 30). Специальное упоминание профсоюзов в акте высшей юридической силы свидетельствует об их особой роли и значении в жизни общества.

Как общественная организация профсоюзы основаны на членстве. Каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. Это право реализуется свободно, без предварительного разрешения.

В Российской Федерации профсоюзы вправе создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному признаку, учитывающему профессиональную специфику, - общероссийские объединения профсоюзов, межрегиональные и территориальные. Профсоюзы, их объединения имеют право сотрудничать с профсоюзами других государств, вступать в международные профсоюзные и другие объединения и организации, заключать с ними договоры, соглашения (п.5 ст.2 ФЗ «О профессиональных союзах»).

Так, общероссийским профсоюзом считается добровольное объединение членов профсоюза - работников одной или нескольких отраслей деятельности, связанных общими социально-трудовыми и профессиональными интересами, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов РФ либо объединяющее не менее половины общего числа работников одной или нескольких отраслей деятельности. Соответственно территориальной организацией профсоюза считается добровольное объединение членов первичных профсоюзных организаций одного профсоюза, действующее на территории одного субъекта РФ, либо на территориях нескольких субъектов РФ, либо на территории города или района (ст.3 ФЗ «О профессиональных союзах»).

Низовым звеном всей профсоюзной системы является первичная профсоюзная организация - добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии или в организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза. Членом профсоюза считается лицо, состоящее в первичной профсоюзной организации (ст.3 ФЗ «О профсоюзах»).

Правоспособность и дееспособность профсоюзов, объединений (ассоциаций) как юридических лиц возникают с момента их государственной (уведомительной) регистрации в Министерстве юстиции РФ или его территориальном органе в субъекте РФ по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа. Указанная регистрация является основанием для включения профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных организаций в реестр общественных объединений (ст.9 ФЗ «О профсоюзах»).

Принципы построения профсоюзной системы (принципы, на которых строится профсоюзная система) от верхнего до низового уровня:

· независимость профсоюзов (выражается в запрете контроля над деятельностью и вмешательства в законную деятельность профсоюзов со стороны органов государственной власти и их должностных лиц, а также выражается в имущественной самостоятельности профсоюзов);

· самоуправление (выражается в праве самостоятельно принимать свои уставы и самим регулировать внутреннюю деятельность);

· добровольность объединения в профсоюзы;

· профсоюзный плюрализм и равноправие профсоюзов (наличие не одного, а несколько разных профсоюзов; все профсоюзы и их органы одного уровня имеют одинаковые права независимо от численности или иных признаков).

Наиболее стабильная часть статуса профсоюзов как общественной организации - это права профсоюзов по представлению интересов трудящихся, участию в регулировании трудовых отношений, контролю за соблюдением законодательства о труде и охране труда.

Современное законодательство России, учитывая характер выполняемых профсоюзами функций, наибольший акцент делает на развитие правового статуса профсоюзов как субъекта трудового права, т.к. именно эта отрасль права ближе всего соприкасается с регулированием сферы наёмного труда.

Важно отметить, что правовой статус профсоюзов как субъектов трудового права определяется применительно к их органам и организациям. Эти органы, прежде всего, профкомы организаций, признаются законными представителями прав и интересов наёмных работников. Там, где профком выступает в качестве субъекта трудового права, он представляет интересы соответствующего профсоюзного коллектива наёмных рабочих и служащих. При этом он либо реализует свои собственные права (например, при осуществлении контроля по охране труда), либо действует от имени соответствующего коллектива работников (например, при разработке и подписании коллективного договора).

Представительство интересов наёмных работников в трудовых отношениях является одновременно и правом, и обязанностью профсоюзных органов. Поскольку такое представительство основано на законе (ст. 29 ТК РФ), профсоюзные органы, выступая в роли представителей коллективов работников, действуют без доверенности с их стороны, выражая волю соответствующего трудового коллектива. Не требуется доверенности и на индивидуальное представительство профсоюзов при защите прав и интересов отдельных работников - членов профсоюза.

Один из способов реализации защитной функции профсоюзов - участие в социальном партнёрстве - особой форме взаимоотношений между профсоюзами, предпринимателями (работодателями) и правительственными (государственными) структурами. Диапазон партнёрской деятельности профсоюзов может быть разным в зависимости от конкретной ситуации - от прямого социального противостояния своим партнёрам до конструктивного взаимодействия с ними.

Права профсоюзов в сфере труда (ст.ст.11-20 ФЗ «О профсоюзах»):

· представлять и защищать социально-трудовые права и интересы работников;

· содействовать занятости;

· вести коллективные переговоры, заключать соглашения, коллективные договоры и контролировать их выполнение;

· участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров;

· участвовать в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ;

· участвовать в управлении государственными фондами социального страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионным и другими фондами, формируемыми за счёт страховых взносов, а также контролировать использование средств этих фондов. Уставы (положения) этих фондов утверждаются по согласованию с общероссийскими объединениями (ассоциациями) профсоюзов либо с соответствующими общероссийскими профсоюзами.

· по уполномочию работников иметь своих представителей в коллегиальных органах управления организацией;

Участие профсоюзных представителей в работе иных представительных органов работников в организации не лишает их права непосредственно обращаться к работодателям по вопросам, затрагивающим интересы членов профсоюза;

· бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам;

· осуществлять контроль за соблюдением законодательства о труде, т.е. на осуществлять профсоюзного контроль за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в т.ч. по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и требовать устранения выявленных нарушений. Работодатели, должностные лица обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения и принятых мерах;

· создавать собственные инспекции труда для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми профсоюзами;

· профсоюзные инспектора труда вправе беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчинённости, в которых работают члены данного профсоюза, для проведения проверок соблюдения законодательства о труде и законодательства о профсоюзах, а также выполнения работодателями условий коллективного договора, соглашения;

· участвовать в формировании государственных программ по вопросам охраны труда и окружающей природной среды, а также в разработке нормативных правовых и других актов, регламентирующих вопросы охраны труда, профессиональных заболеваний и экологической безопасности;

· участвовать в экспертизе безопасности условий труда на проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектах, а также в экспертизе безопасности проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов.

Профсоюзы осуществляют профсоюзный контроль за состоянием охраны труда и окружающей природной среды через свои органы, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, а также собственные инспекции по охране труда, действующие на основании положений, утверждаемых профсоюзами.

В этих целях они вправе беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены данного профсоюза, участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве (работе), защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам условий труда и безопасности на производстве (работе), возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе), а также по другим вопросам охраны труда и окружающей природной среды в соответствии с федеральным законодательством.

В случаях выявления нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников, профсоюзные органы в организации, профсоюзные инспектора по охране труда вправе потребовать от работодателя немедленного устранения этих нарушений и одновременно обратиться в Федеральную инспекцию труда для принятия неотложных мер.

При невыполнении требований по устранению нарушений, особенно в случаях появления непосредственной угрозы жизни и здоровью работников, профсоюзные органы, профсоюзные инспектора по охране труда вправе требовать от работодателя, органа управления организацией, должностного лица приостановления работ впредь до принятия окончательного решения Федеральной инспекцией труда. Работодатель, должностное лицо обязаны незамедлительно выполнить такое требование.

Хотя и существует определённая дифференциация принадлежащих профсоюзам прав по уровню профсоюзных органов, рядового работника чаще интересуют конкретные права выборных первичных профсоюзных организаций, действующих на местах, - профсоюзных комитетов (профкомов) и активность профкомов в их реализации.

Профсоюзы любого уровня призваны объединять интересы трудящихся, выражать и отстаивать их во взаимоотношениях с государственными, местными органами, работодателями, их объединениями и представителями, влиять на формирование интересов работников, добиваться социальной справедливости. Но не всегда и не все профсоюзы в полной мере справляются с этими задачами.

Права профсоюзов в сфере труда, как представителей работников, предусмотрены во многих статьях Трудового кодекса РФ. По формам реализации прав можно выделить разные по юридической силе действия профсоюзов:

· выражение мнения (например, в правотворчестве - ст.ст. 8, 372 ТК РФ, в правоприменении - ст.ст. 82, 373 ТК РФ);

· согласование (например, при определении минимума необходимых работ, услуг - ст. 412 ТК РФ, а также когда согласование предусмотрено коллективным договором, соглашением - ст. 8 ТК РФ);

· согласие (при увольнении по инициативе работодателя профсоюзных работников определённых категорий - ст.ст. 374, 376 ТК РФ);

· требовани е (например, о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства о профсоюзах, - п. 2 ст. 30 ФЗ «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности»);

· представительство (например, в органах по разрешению трудовых споров - в комиссиях по трудовым спорам, примирительных комиссиях - ст. ст. 384, 402 ТК РФ).

 

Когда законодательство не предусматривает определённую правовую форму действий профсоюзов, а говорит лишь об их участии в решении тех или иных вопросов, это означает, что профсоюзы вправе выражать свое мнение, а орган, полномочный принять решение, обязан это мнение выяснить. Это мнение может быть учтено при принятии решения.

Согласование означает обязанность выяснить мнение профсоюза и принять решение, сообразуясь с ним. В таких случаях акт исходит от органа, принимающего решение (работодателя), но на нем должна быть отметка о согласовании с профсоюзом, заверенная подписью руководителя соответствующего профсоюзного органа. Без согласования, если оно предусмотрено законодательством, коллективным договором, такой акт юридической силы не имеет.

Требование профсоюзов, когда оно предусмотрено законом как форма их деятельности, обязательно к исполнению. Когда профсоюз требует наказания лица, виновного в нарушении законодательства, это требование должно быть выполнено. Лицо, в отношении которого такое требование выдвинуто, имеет право его обжаловать.

Представительство как правовую форму деятельности профсоюзов следует отличать от их общего права представлять работников в отношениях с работодателями, государственными органами, органами местного самоуправления. Использование всех форм (в том числе представительства) является реализацией представительских полномочий профсоюзов. Наглядным примером в этом отношении служит право профсоюзов по уполномочию работников иметь своих представителей в коллегиальных органах управления организацией (предприятием, учреждением).

Соглашение может рассматриваться не только как форма акта, принятого на основе социального партнёрства, но и как форма деятельности профсоюзов в этих отношениях.

Такая правовая форма деятельности профсоюзов как разрешение каких-то действий администрации, ранее предусматривавшееся законодательством (например, дача санкции на увольнение), теперь в действующем Трудовом кодексе РФ отсутствует.

В прежних Конституциях СССР и РСФСР было предусмотрено право законодательной инициативы профсоюзов. Оно довольно широко ими использовалось. Профсоюзы разрабатывали и предлагали законодательным органам проекты социальных законов, многие из которых были приняты. Одним из них был Закон СССР от 10 декабря 1990 г. «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности».

В действующей Конституции РФ право профсоюзов на законодательную инициативу отсутствует, но оно сохранилось в конституциях и уставах ряда субъектов РФ и перенесено в принятые там законы о профсоюзах.

Право законодательной инициативы означает не только возможность предлагать принятие тех или иных законов, подготовку и внесение проектов законов, но и встречную обязанность законодательного органа официально отреагировать на такие предложения: либо принять к рассмотрению, вынести на заседание (сессию) законодательного органа, либо отклонить, но с соответствующей мотивировкой.

Возможность правотворческой инициативы перед органами исполнительной власти и работодателями у профсоюзов сохранилась, и им необходимо в полной мере ее использовать на всех уровнях, несмотря на трудности прохождения и рассмотрения предложений в различных инстанциях.

Гарантии прав профсоюзов в сфере труда. Юридические гарантии – это такие государственно-правовые средства, которые охраняют и защищают права профсоюзов от нарушений со стороны работодателей, их объединений, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, дают возможность профсоюзам беспрепятственно осуществлять свои правомочия.

В систему юридических гарантий прав профсоюзов в сфере труда входят главным образом гарантии работникам, входящим в состав профсоюзных органов и не освобождённых от основной работы, так и гарантии освобождённым профсоюзным работникам, избранным в профсоюзные органы, а также обязанности работодателя по созданию условий для осуществления деятельности профсоюзов.

Так, работники, входящие в состав профсоюзных органов и не освобождённые от основной работы, не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются; руководители профсоюзных органов в подразделениях организаций - без предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа в организации, а руководители профсоюзных органов в организации, профорганизаторы - органа соответствующего объединения (ассоциации) профсоюзов.

Перевод указанных профсоюзных работников на другую работу по инициативе работодателя не может производиться без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются.

Увольнение по инициативе работодателя работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, допускается помимо общего порядка увольнения только с предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются, профгрупоргов - соответствующего органа подразделения организации (при его отсутствии - соответствующего профсоюзного органа в организации), а руководителей и членов профсоюзных органов в организации, профорганизаторов - только с предварительного согласия соответствующего объединения (ассоциации) профсоюзов.

Привлечение к дисциплинарной ответственности уполномоченных профсоюза по охране труда и представителей профсоюза в создаваемых в организации совместных комитетах (комиссиях) по охране труда, перевод их на другую работу или увольнение по инициативе работодателя допускаются только с предварительного согласия профсоюзного органа в первичной профсоюзной организации.

Члены профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы, уполномоченные профсоюза по охране труда, представители профсоюза в создаваемых в организациях совместных комитетах (комиссиях) по охране труда освобождаются от основной работы для выполнения профсоюзных обязанностей в интересах коллектива работников, а также на время краткосрочной профсоюзной учёбы. Условия освобождения от основной работы и порядок оплаты времени выполнения профсоюзных обязанностей и времени учебы указанных лиц определяются коллективным договором, соглашением.

Члены профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов съездов, конференций, созываемых профсоюзами, а также для участия в работе их выборных органов. Условия их освобождения от работы и порядок оплаты времени участия в указанных мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением.

Профсоюзным работникам, освобождённым от работы в организации вследствие избрания (делегирования) на выборные должности в профсоюзные органы, предоставляется после окончания срока их полномочий прежняя работа (должность), а при её отсутствии - другая равноценная работа (должность) в той же или с согласия работника в другой организации.

При невозможности предоставления соответствующей работы (должности) по прежнему месту работы в случае реорганизации организации работодатель или его правопреемник, а в случае ликвидации организации профсоюз сохраняют за освобождённым профсоюзным работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше 6 месяцев, а в случае учёбы или переквалификации - на срок до 1 года.

Время работы освобождённых профсоюзных работников, избранных (делегированных) в профсоюзные органы, засчитывается им в общий и специальный трудовой стаж.

Освобождённые профсоюзные работники, избранные (делегированные) в орган первичной профсоюзной организации, обладают такими же социально-трудовыми правами и льготами, как и другие работники организации, в соответствии с коллективным договором, соглашением.

Увольнение по инициативе работодателя работников, являвшихся членами профсоюзных органов, не допускается в течение 2-х лет после окончания срока их полномочий, кроме случаев ликвидации организации или совершения работником действий, за которые федеральным законом предусмотрено увольнение. В этих случаях увольнение производится в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 25 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

О гарантиях работникам, входящим в состав выборных профсоюзных коллегиальных органов, как освобождённым, так и не освобождённым от основной работы, см. также ст.ст. 374-376 Трудового кодекса РФ.

 

Предоставление работникам возможности участвовать в управлении организацией оказывает немаловажное влияние на эффективность работы организации. С помощью института участия работников в управлении организацией работодатели могут существенно уменьшить число трудовых конфликтов, оптимизировать отношения между персоналом и менеджментом компании.

Согласно ст. 52 ТК РФ, работники имеют право на участие в управлении организацией, которое может быть реализовано двумя основными способами: а) непосредственно (т.е. на собрании, конференции, путём подачи предложений работодателю и т.д.), б) через свои представительные органы (первичную профсоюзную организацию, иных избранных на общем собрании, конференции представителей).

Основными формами участия работников в управлении организацией являются (ст.53 ТК РФ):

· учёт мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК РФ, коллективным договором;

· проведение представительными органами работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права;

· получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;

· обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию;

· участие в разработке и принятии коллективных договоров;

· иные формы, предусмотренные ТК РФ, учредительными документами организации, коллективным договором или локальным нормативным актом организации (ст. 53 ТК РФ).

 

Представители работников вправе получать от работодателя информацию по вопросам:

· реорганизации или ликвидации организации;

· введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;

· профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;

· по другим вопросам, предусмотренным законодательством, учредительными документами организации, коллективным договором. Кроме того, представители работников вправе вносить по этим вопросам в органы управления организацией соответствующие предложения и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.211 (0.085 с.)