Понятие коллективного трудового спора. Проведение примирительных процедур. Право на забастовку. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие коллективного трудового спора. Проведение примирительных процедур. Право на забастовку.



Коллективные трудовые споры – это неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов (ст. 398 ТК).

Предмет коллективного трудового спора – права и интересы работников, которые вызвали разногласия между работниками и работодателем (работодателями).

Порядок разрешения коллективных трудовых споров регламентируется ст.ст. 398-418 ТК.

Сторонами коллективного трудового спора являются:

1. работники;

2. работодатель (работодатели).

Непосредственными участниками коллективного трудового спора выступают их полномочные представители.

По своему содержанию коллективные трудовые споры могут быть материальными и процедурными (например, споры, вызванные нарушением сроков, процедур и требований, установленных ст.ст. 401 – 404 ТК).

Органами по рассмотрению коллективных трудовых споров служат:

1) примирительные комиссии;

2) посредники;

3) трудовые арбитражи.

Возможные варианты рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров:

1) трехступенчатый - коллективный трудовой спор последовательно рассматривается всеми органами по рассмотрению коллективных трудовых споров;

2) двухступенчатый – в рассмотрении спора не участвуют посредники;

3) одноступенчатый - спор сразу переходит на рассмотрение трудового арбитража.

Стадии рассмотрения коллективного трудового спора:

1) выдвижение требований работников и их представителей (ст. 399 ТК);

2) рассмотрение требований работников, профессиональных союзов и их объединений (ст. 400 ТК);

3) примирительные процедуры (ст. 401 ТК), включающие в себя рассмотрение коллективного трудового спора с целью его разрешения примирительной комиссией, сторонами с участием посредника, в трудовом арбитраже.

Началом коллективного трудового спора является день:

1) сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей);

2) несообщение работодателем (его представителем) своего решения в срок, установленный ст. 400 ТК РФ.

В случае возникновения разногласий между работниками и работодателем работники формулируют свои требования и выдвигают их перед работодателем.

Правом выдвижения требований обладают работники и их представители (ст.ст. 29-31, 40 ТК).

Требования, выдвинутые работниками и (или) представительным органом работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя, утверждаются на соответствующем собрании (конференции) работников, излагаются в письменной форме и направляются работодателю.

Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины работающих. Конференция считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей избранных делегатов.

Работодатель обязан предоставить работникам или представителям работников необходимое помещение для проведения собрания (конференции) по выдвижению требований и не вправе препятствовать его (ее) проведению.

Требования профессиональных союзов и их объединений выдвигаются и направляются соответствующим сторонам социального партнерства.

Копия требований, оформленных в письменной форме, может быть направлена в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров. В этом случае соответствующий государственный орган обязан проверить получение требований другой стороной коллективного трудового спора.

Работодатель обязан принять к рассмотрению направленные ему требования работников.

О принятом решении он сообщает в письменной форме представительному органу работников организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения), индивидуальному предпринимателю в течение 3-х рабочих дней со дня получения требования работников;

Представители работодателей (объединений работодателей) обязаны:

1) принять к рассмотрению направленные им требования профессиональных союзов (их объединений);

2) сообщить в письменной форме профессиональным союзам (их объединениям) о принятом решении в течение 1 месяца со дня получения указанных требований (ст. 400 ТК).

В случае отклонения всех или части требований или несообщения ответа в установленный срок стороны вправе приступить к урегулированию возникшего спора путём примирительных процедур.

Забастовка в соответствии со ст. 398 ТК представляет собой временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) с целью разрешения коллективного трудового спора.

Забастовкой, таким образом, является и частичный отказ от выполнения трудовых обязанностей (замедление темпа работы, повторяющееся остановки в работе и тому подобное). Вместе с тем так называемая “работа по правилам” по российскому законодательству не может признаваться забастовкой, поскольку в этом случае работники не отказываются от выполнения трудовых обязанностей, а, напротив, работают, скрупулезно соблюдая все существующие правила и инструкции.

Забастовка – это всегда действия, ограниченные определенными временными рамками, даже в тех случаях, когда забастовка объявляется бессрочной.

Закон не предусматривает максимальной продолжительности забастовки, однако в решении об объявлении забастовки должна быть указана ее приблизительная продолжительность.

Объявить забастовку могут работники, выступающие стороной коллективного трудового спора. Для них забастовка является одним из способов разрешения спора и её проведение считается правомерным. В других случаях законодательство не гарантирует права на забастовочные действия. Политические забастовки или забастовки солидарности не регламентируются законом. Ведь в таких случаях забастовка объявляется работниками, которые фактически в каком-либо споре не участвуют.

Вместе с тем допускаются предупредительные забастовки. Так, после 5 календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за 3 рабочих дня.

При проведении предупредительной забастовки орган, ее возглавляющий, обеспечивает минимум необходимых работ (услуг).

Забастовка - один из способов разрешения коллективного трудового спора.

Работники или их представители имеют право приступить к организации забастовки в целях разрешения коллективного трудового спора, если:

1) примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора;

2) стороны уклоняются от участия в примирительных процедурах;

3) стороны не выполняют соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора;

4) стороны не исполняют решение трудового арбитража, имеющее обязательное для сторон силу.

Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке.

Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность.

Забастовку могут организовать и провести только работники.

Представители работодателя не вправе организовать забастовку и принимать в ней участие (ст. 409 ТК).

Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного работниками на разрешение коллективного трудового спора.

Решение об участии работников данного работодателя в забастовке, объявленной профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), принимается собранием (конференцией) работников данного работодателя без проведения примирительных процедур.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.35.203 (0.01 с.)