Передвижение и перевозка людей и грузов по горным выработкам



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Передвижение и перевозка людей и грузов по горным выработкам



4.1.1. При проектировании горных выработок шахт, а также горизонтов, блоков, панелей, уклонов и т. д. в каждой горной выработке (кроме очистных), по которым не обеспечивается безремонтное содержание независимо от ее назначения, должны предусматриваться средства транспорта для проведения осмотров и ремонтов этих выработок.

4.1.2. Перевозка людей по горным выработкам должна осуществляться пассажирскими средствами, предназначенными для этих целей, в соответствии с указаниями, содержащимися в заводских инструкциях по их эксплуатации.

При откатке аккумуляторными электровозами и дизелевозами по согласованию с органами Госнадзорохрантруда Украины допускается перевозка людей отдельными поездами, состоящими из обычных вагонеток со съемными сиденьями. Эти сиденья должны устанавливаться в вагонетках таким образом, чтобы голова сидящего не выступала за габариты локомотива.

Для перевозки людей, сопровождающих составы с материалами и оборудованием, а также для перевозки отдельных лиц на протяжении смены в горизонтальных выработках допускается включение в грузовой состав одной пассажирской вагонетки для внутрисменной перевозки людей. Эта вагонетка должна располагаться за локомотивом в голове состава. Скорость перевозки людей в этом случае не должна превышать 12 км/ч. Конструкция вагонетки согласовывается с МакНИИ. Не допускается прицеплять к пассажирской вагонетке платформы с материалами и оборудованием, а также вагонетки, у которых перевозимый груз выступает за их габариты.

4.1.3. При перевозке людей в пассажирских вагонетках (поездах) по горизонтальным выработкам скорость движения не должна превышать 20 км/ч, а при перевозке людей в оборудованных грузовых вагонетках — 12 км/ч.

4.1.4. При перевозке людей по наклонным выработкам пассажирскими поездами (вагонетками) они должны быть снабжены автоматическими приспособлениями (парашютами) медленно останавливающими поезд (вагонетку) в случае превышения установленной скорости на 25 %, обрыва каната, прицепного устройства или сцепки. Кроме того должна предусматриваться возможность приведения в действие парашютов от ручного привода.

Поезд (вагонетка) должен обслуживаться специально обученным горнорабочим (кондуктором), который во время перевозки людей должен находиться в передней части первой вагонетки по направлению движения. В этом же месте должна находиться рукоятка ручного привода парашютов.

Тип парашютного устройства и вагонетки в наклонных выработках, где производится перевозка людей пассажирскими вагонетками, должны соответствовать типу рельсов и способу настилки рельсовых путей.

При навешивании нововведенных в эксплуатацию вагонеток, предназначенных для перевозки людей, а также периодически, не менее одного раза в 6 месяцев, должны производиться испытания парашютов согласно с инструкциями изготовителя по эксплуатации парашютов.

4.1.5. Через 5 лет эксплуатации вагонетки и их парашютные устройства подлежат обследованию МакНИИ, НИИГМ с применением инструментального контроля для определения возможности их дальнейшей эксплуатации. Решение о продлении срока службы вагонеток до 2 лет принимается специальной комиссией под руководством главного механика шахты на основании заключения МакНИИ, НИИГМ.

4.1.6. У вагонеток, используемых для перевозки людей по двухпутевым выработкам, а также по выработкам, в которых посадочные площадки расположены с одной стороны, проемы с нерабочей стороны и междупутья должны быть закрыты.

4.1.7. Каждый поезд (вагонетка), служащий для перевозки людей по наклонным выработкам, должен быть снабжен световым сигналом на первой вагонетке по направлению движения поезда.

4.1.8. Пассажирские вагонетки для перевозки людей по наклонным выработкам должны быть соединены между собой двойными сцепками.

4.1.9. Сооружение и эксплуатация подвесных канатно-кресельных, монорельсовых и напочвенных дорог должны производиться в соответствии с параграфом 286 (Инструкция по безопасной эксплуатации подземных пассажирских подвесных канатных дорог) Правил безопасности в угольных и сланцевых шахтах, утвержденной Минуглепромом СССР 14.12.72 и Госгортехнадзором СССР 26.12.72, Временными требованиями безопасности при эксплуатации монорельсовых дорог в угольных шахтах, утвержденных Госгортехнадзором СССР 27.05.82 и Минуглепромом СССР 03.07.82 и Инструкцией по безопасной эксплуатации рельсовых напочвенных дорог в угольных шахтах, утвержденной Минуглепромом СССР 20.09.85 и Госгортехнадзором СССР 12.11.85 (далее — НАОП 1.1.30-5.12-85).

4.1.10. Конвейеры для перевозки людей должны оборудоваться в соответствии с Инструкцией по перевозке людей ленточными конвейерами в подземных выработках угольных и сланцевых шахт, утвержденной Минуглепромом СССР 23.03.84 (далее — НАОП 1.1.30-5.03-84).

4.1.11. Ежесменно, перед началом перевозки людей, машинист локомотива должен произвести осмотр вагонеток, причем особое внимание должно быть обращено на сцепные и сигнальные устройства, полускаты и тормоза. Результаты осмотра докладываются сменному руководителю работ. Запись о возможности перевозки людей производится должностным лицом (сменным руководителем работ) в путевом листе машиниста локомотива.

4.1.12. Не допускается:

а) проходить между вагонетками и перелазить через них во время движения состава.

б) перевозка в поездах с людьми инструментов и запасных частей, выступающих за борт вагонеток, взрывчатых, легковоспламеняющихся и едких материалов;

в) прицепка грузовых вагонеток к людским составам, за исключением не более двух вагонеток в конце состава для перевозки инструмента в горизонтальных выработках;

г) переноска громоздких и длинных предметов по путям во время перевозки людей;

д) езда людей на локомотивах, в необорудованных вагонетках, на платформах (площадках) и т.п.

Допускается с разрешения машиниста электровоза проезд на локомотиве должностным лицам и стажерам машиниста локомотива при наличии второй кабины (сиденья);

4.1.13. Концевая откатка, предназначенная для спуска и подъема людей пассажирскими вагонетками, должна оборудоваться специальными людскими подъемами, располагаемыми в отдельных выработках. Это требование не распространяется на период проведения и ремонта наклонных выработок.

Не допускается в одной наклонной выработке одновременная работа средств рельсового транспорта для спуска (подъема) людей и грузов.

Для закрывающихся шахт, на которых не ведутся очистные и подготовительные работы, допускается, в отдельных случаях, по проекту, согласованному с МакНИИ, прицепка к пассажирскому составу грузовых вагонеток с помощью специальной сцепки. Одновременная перевозка людей и грузов не допускается.

Нагрузка на прицепные устройства головной пассажирской вагонетки и на подъемную машину не должна превышать расчетную.

4.1.14. Допускается до завершения работ по проведению, углубке и капитальному ремонту наклонных выработок, оборудованных концевой откаткой, спуск и подъем людей по ним в клетях и специальных вагонетках без парашютных устройств, а также в переоборудованных скипах.

Подъемный канат при этом подвергается обязательному инструментальному контролю. Конструкция специальных вагонеток или скипов, а также технологические схемы перевозки людей при использовании этих средств должны быть согласованы с МакНИИ.

Для доставки материалов и выдачи породы при ремонтах людских ходков, оборудованных механической доставкой, грузовую вагонетку разрешается прицеплять к незагруженному пассажирскому поезду. При этом должны соблюдаться следующие условия:

а) скорость движения поезда не должна превышать 3 м/с;

б) для прицепки грузовой вагонетки должны применяться прицепные устройства, изготовленные заводами или ремонтными предприятиями по технической документации завода-изготовителя пассажирских вагонеток;

в) нагрузка на прицепное устройство головной пассажирской вагонетки и на подъемную машину (лебедку) не должна превышать расчетную;

г) перевозка людей в пассажирском поезде (вагонетке) с прицепленной грузовой вагонеткой не допускается. Это требование не распространяется на лиц, занятых на ремонте данной выработки.

4.1.15. Ежесменно, перед началом перевозки людей, вагонетки и клети, служащие для спуска и подъема людей по наклонным выработкам, а также парашютные и прицепные устройства и запанцировка каната должны осматриваться дежурным электрослесарем и горнорабочим (кондуктором).

Ежесуточно осмотр указанного оборудования и проверка парашютных устройств включением ручного привода должны производиться механиком подъема или должностным лицом. Такая же проверка один раз в месяц должна производиться главным механиком или должностным лицом, назначенным для этой цели.

Еженедельно пассажирские и специально оборудованные вагонетки должны осматриваться механиком участка шахтного транспорта с записью результатов осмотра в специальную книгу.

Результаты осмотров заносятся в Книгу осмотра подъемной установки (приложение 5). Для каждой подъемной установки заводится отдельная книга. Книга должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена печатью шахты. Ответственность за ведение книги возлагается на главного механика шахты.

4.1.16. В наклонных выработках, оборудованных людскими и грузолюдскими подъемными установками, крепь и пути должны ежесуточно осматриваться ответственным лицом, назначенным приказом руководителя предприятия, а перед спуском (подъемом) смены рабочих порожние вагонетки (клети) должны один раз пропускаться по выработке в оба конца. Результаты осмотров заносятся в Книгу осмотра подъемной установки (приложение 5).

4.1.17. На шахтах назначаются лица, ответственные за организацию перевозки людей по наклонным выработкам. Эти лица должны назначаться приказом руководителя предприятия.

4.1.18. Грузовые вагонетки, транспортные единицы секционных поездов, монорельсовых и напочвенных дорог немедленно подлежат изъятию из эксплуатации:

а) с неисправными полускатами (расшатанными колесами, недостающими крепежными болтами и валиками, изогнутыми осями колесных пар и трещинами на осях, глубокими выбоинами на колесах и пр.);

б) с неисправными сцепками, серьгами и другими тяговыми частями;

в) с неисправными буферами и тормозами;

г) с неисправными запорными механизмами и неплотно прилегающими днищами вагонеток (секционных поездов) с разгрузкой через дно;

д) с деформированными или разрушенными подвагонными упорами;

е) с разрушенными или выгнутыми наружу более чем на 50 мм стенками кузовов вагонеток;

ж) с неисправными межсекционными перекрытиями секционных поездов.

4.1.19. При перевозке грузов не разрешается:

а) проталкивание несцепленных составов, прицепка непосредственно к локомотиву платформ или вагонеток с длинномерными материалами, а также платформ, груженных лесом или оборудованием;

б) ручная сцепка и расцепка вагонеток во время движения состава, а также сцепка и расцепка крюковых сцепок без применения специальных приспособлений;

в) сцепка и расцепка вагонеток в наклонных выработках и в выработках с самокатным уклоном и на закруглениях;

г) оставлять подвижной состав на участках выработок, имеющих самокатный уклон;

д) формирование составов из вагонеток со сцепками разных типов;

е) проталкивание составов локомотивами с помощью стоек, распилов, досок, а также локомотивом, движущимся по параллельному пути;

ж) сцепка и расцепка вагонеток на расстоянии ближе 5 м от опрокидывателей, вентиляционных дверей или других препятствий;

з) применение для затормаживания и удержания подвижного состава подручных средств;

и) оставлять вагонетки, составы или локомотивы на разминовках ближе 4 м от рамного рельса стрелочного перевода, а места их остановки должны ограждаться соответствующими знаками.

4.1.20. При доставке длинномерных материалов и оборудования в составах следует применять специально предназначенные для этих целей вагонетки или платформы, сцепленные между собой жесткими сцепками. Длина жесткой сцепки должна выбираться с таким расчетом, чтобы между находящимися на смежных платформах длинномерным материалом или оборудованием выдерживалось расстояние, обеспечивающее прохождение состава на закруглениях и перегибах рельсового пути, но не менее 300 мм.

4.1.21. На стационарных погрузочных пунктах и около опрокидывателей должны применяться толкатели. Управление толкателями должно осуществляться из пунктов, расположенных в нишах или других местах, безопасных для обслуживающего персонала, при обязательном наличии блокировки, препятствующей одновременному включению опрокидывателя и толкателя.

На других погрузочных пунктах допускается применение лебедок или электровозов при условии выполнения требований пунктов 4.2.3, 4.4.6, 5.2.5 этих Правил.

4.1.22. При откатке по наклонным выработкам должны быть предусмотрены приспособления, препятствующие скатыванию вагонеток при обрыве каната, прицепного устройства или сцепки.

При откатке концевыми канатами:

а) на верхних приемных площадках наклонных выработок с горизонтальными заездами должны устанавливаться задерживающие стопоры;

б) ниже верхних приемных площадок, а также в заездах промежуточных выработок могут устанавливаться барьеры жесткого типа, прочность которых должна определяться расчетом. Управление такими барьерами должно быть дистанционным. В выработках длиной до 30 м, предназначенных для транспортировки вспомогательных материалов и оборудования, допускается применение барьеров с ручным управлением;

в) выше нижних приемных площадок должны устанавливаться предохранительные барьеры с дистанционным управлением.

В выработках с углом наклона до 10° при небольшом (1–2 вагонетки) количестве вагонеток в составе допускается иметь барьеры жесткого типа.

При откатке бесконечным канатом на путях грузовой и порожняковой ветвей ниже верхних и выше нижних, а также выше и ниже всех промежуточных площадок должны устанавливаться по два улавливателя, один из которых на расстоянии 5 м от приемной площадки, а второй — на расстоянии 5 м от первого.

На нижних и промежуточных приемных площадках на горизонтальных участках выработок должны устраиваться ниши для укрытия работников и размещения пультов управления и связи.

Требования настоящего пункта не распространяются на наклонные выработки, используемые для перевозки людей в людских либо грузолюдских транспортных средствах, оборудованных парашютными устройствами.

4.1.23. Постановка на рельсы сошедших с них вагонеток или локомотивов должна производиться в соответствии с Инструкцией по безопасной постановке шахтного подвижного состава на рельсы, утвержденной Минуглепромом СССР 17.10.81 (далее — НАОП 1.1.30-5.11-81). На каждом локомотиве, а также в околоствольном дворе и на приемно-отправительных площадках наклонных выработок должны находиться домкраты, самоставы или другие специально предназначенные средства для постановки на рельсы, а также тормозные башмаки и приспособления для сцепки и расцепки вагонеток.

4.1.24. В устьях наклонных выработок, в местах пересечений наклонных выработок с другими выработками должны устанавливаться барьеры, световые табло и знаки о запрещении передвижения людей в выработках во время откатки грузов.

4.1.25. Не допускается во время действия подъемных установок в наклонных выработках вход на площадки, на которых производится сцепка и расцепка вагонеток, лицам, не участвующим в этой работе, о чем должны быть вывешены предупредительные знаки.

4.1.26. При ручной подкатке на внешней стороне передней стенки вагонетки должен быть подвешен включенный специальный светильник. Расстояние между вагонетками при ручной подкатке должно быть не менее 10 м на путях с уклоном до 0,005 ‰ и не менее 30 м на путях с большим уклоном. При уклоне более 0,01 ‰ ручная подкатка не допускается.

4.1.27. При откатке вагонеток (платформ) бесконечным и концевым канатами должны применяться сцепные и прицепные устройства, не допускающие самопроизвольного расцепления, а при откатке бесконечным канатом в выработках с углом наклона более 18°, кроме того, — контрцепи (контрканаты).

4.1.28. Спуск и подъем людей по вертикальным выработкам должен производиться в клетях. При проходке, углубке, сбойке вертикальных выработок и их армировании спуск и подъем людей может производиться и в бадьях.

4.1.29. Клети, служащие для спуска и подъема людей, должны иметь сплошные металлические открывающиеся крыши или крыши (межэтажные перекрытия) с открывающимся люком, а также сплошной прочный пол. Все подъемные сосуды, служащие для перевозки людей или технического обслуживания и ремонта ствола, должны иметь стационарные (несъемные) двухскатные зонты. Не допускается применение съемных или плоских зонтов. Пол вновь создаваемых клетей не должен иметь выступающих частей и отверстий, за исключением стопоров и вырезов для реборд колес вагонетки и закрывающихся технологических (аварийных) люков. Длинные стороны (бока) клетей должны обшиваться на полную высоту сплошными металлическими листами. Вдоль длинных сторон клетей должны быть устроены поручни. С коротких (торцевых) сторон клети должны иметь двери или другие надежно ограждающие приспособления, предотвращающие возможность выпадения людей из клети. Конструкция дверей не должна допускать соскакивания их при движении клети. Двери должны открываться внутрь клети и запираться засовом, расположенным снаружи. Высота верхней кромки двери или других ограждений над уровнем пола клети должна быть не менее 1,2 м, нижней кромки — не более 150 мм.

Число людей, находящихся одновременно в каждом этаже клети, определяется из расчета 5 человек на 1 м2 полезной площади пола клети, а в проходческих бадьях — из расчета 4 человека на 1 м2 днища и должно быть обозначено в местах посадки людей в клеть.

4.1.30. Клети для спуска и подъема людей и противовесы людских и грузолюдских подъемных установок должны быть снабжены устройствами (парашютами), предназначенными для плавного торможения и остановки их в случае обрыва подъемных канатов. Приводная пружина парашюта клети должна ограждаться предохранительным кожухом.

Допускается отсутствие парашютов на: клетях и противовесах многоканатных подъемных установок с числом канатов четыре и более; клетях и противовесах двух- и трехканатных подъемных установок при условии выбора и браковки подъемных канатов в соответствии с требованиями пункта «а» таблицы 4.6 и соблюдения подпункта «а» пункта 4.12.18, на клетях и противовесах аварийно-ремонтных подъемных установок; на клетях и противовесах подъемных установок вспомогательных стволов, не предназначенных для постоянного спуска и подъема людей; противовесах действующих подъемных установок вертикальных стволов со стесненными условиями*, если отделения клети и противовеса отделены друг от друга перегородкой из рельсов или канатами. Разрешается отсутствие перегородки, если высота рамы противовеса превышает два шага армировки при двустороннем и шаг армировки при одностороннем расположении проводников. Противовес в этом случае должен быть также оборудован предохранительными башмаками длиной не менее 400 мм с увеличенными зазорами.

Замедление при торможении порожних клетей парашютами не должно превышать 50 м/с2, а при торможении клетей с максимальным числом людей должно быть не менее 6 м/с2.

Испытания парашютов должны производиться не реже одного раза в 6 месяцев в соответствии с инструкцией для данного типа парашюта.

Парашютные устройства должны заменяться новыми через 5 лет и в случае замены клети.

Допускается продление срока службы парашютов на 2 года. Решение о продлении срока службы принимается комиссией, возглавляемой главным механиком шахты, при условии получения положительных результатов дефектоскопии, выполненной специализированной организацией, при износе шарнирных соединений, не превышающем величин, указанных в инструкции по эксплуатации парашюта, и удовлетворительных результатах испытаний парашютов.

Этой же комиссией срок службы парашютов и клетей может быть продлен в общем не более чем на 5 лет сверх срока их службы по экспертному заключению организаций, имеющих Разрешение Госнадзорохрантруда Украины на проведение соответствующей экспертизы.

4.1.31. При спуске и подъеме людей в бадьях:

а) бадьи должны перемещаться по направляющим, движение бадей без направляющих допускается на расстояние не более 20 м от забоя. При использовании на проходке вертикальных выработок проходческих агрегатов (погрузочных машин, грейферов и др.) это расстояние может быть увеличено до 40 м;

б) не допускается спуск и подъем людей в бадьях без направляющих рамок и не оборудованных зонтами. Направляющие рамки должны оборудоваться сигнализацией о их зависании.

При выполнении аварийных и ремонтных работ в стволе допускается спуск и подъем людей в бадьях без направляющих рамок. При этом: скорость движения бадьи по стволу не должна превышать 0,3 м/с; зазоры между кромкой бадьи и выступающими металлоконструкциями элементов ствола должны быть не менее 400 мм; над бадьей должен быть установлен предохранительный зонт; направляющая рамка должна быть надежно закреплена на разгрузочной площадке, а разгрузочные ляды закрыты;

в) посадка людей в бадьи и выход из них должны производиться на нижней и верхней приемных площадках со специальных лестниц или по ступенькам бадьи только при закрытых лядах и остановленной бадье;

г) посадка людей в бадьи и выход из них на промежуточных горизонтах и камерах должны производиться с откидных площадок, а на полках и натяжных рамах только тогда, когда борт остановленной бадьи находится на уровне раструба или пола этажа при наличии дверей в раструбе;

д) не допускается подниматься или опускаться стоя и сидя на краю бадьи, а также производить спуск и подъем людей в груженой бадье.

При спуске и подъеме грузов бадья должна недогружаться на 100 мм до верхнего края борта. Не допускается пользоваться бадьей без устройств для поддержания дужки в опущенном состоянии (кулачков). Высота кулачков должна быть не менее 40 мм.

При спуске и подъеме грузов и людей в бадьях проходческие подъемные установки должны быть оборудованы блокировочными устройствами, исключающими прохождение бадьи через раструб в нижнем полке, когда под раструбом находится погрузочное устройство.

4.1.32. Спуск и подъем людей в опрокидных клетях разрешается при наличии блокировок, гарантирующих невозможность опрокидывания людей в бункер, а также опрокидывания клети при движении по стволу.

Не допускается спуск и подъем людей в клетях, загруженных полностью или частично грузом.

Не допускается спуск и подъем людей в скипах и в грузовых клетях, за исключением осмотра и ремонта ствола, проведения маркшейдерских работ и аварийных случаев.

В случае расположения в одном стволе грузолюдского и грузового подъемов работа последнего при спуске-подъеме людей не допускается.

4.1.33. Ремонт и осмотр ствола разрешается производить с крыши незагруженной клети, скипа или противовеса со специально оборудованной на нем смотровой площадки. Площадка должна иметь площадь не менее 0,6 м2 и один из линейных размеров не менее 0,4 м и ограждение высотой не менее 1,2 м. При этом люди должны прикрепляться к подъемным канатам, элементам подвесного устройства, подъемного сосуда предохранительными поясами и быть защищены от случайно падающих предметов закрепленными защитными зонтами.

Предохранительные пояса через каждые 6 месяцев должны подвергаться испытаниям на прочность в соответствии с инструкцией изготовителя по эксплуатации.

На подъемном сосуде и внутри него могут находиться только лица, производящие ремонт (осмотр).

Для осмотра и ремонта участков крепи и армировки, отдаленных от подъемных сосудов, разрешается применять откидные полки (съемные), надежно прикрепляемые к клети или скипу. Конструкция таких полков должна разрабатываться проектно-конструкторскими подразделениями предприятий (организаций) и согласовываться с организацией, разработавшей подъемный сосуд.

На подъемных установках с противовесами осмотр и ремонт ствола допускается производить с использованием уравнительного груза.

4.1.34. На шахтах должны быть лица, ответственные за организацию спуска и подъема людей и грузов, назначенные приказом руководителя предприятия.



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.234.169 (0.028 с.)