Грузовые автомобили и автопоезда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Грузовые автомобили и автопоезда



Транспортные машины

 

Подъёмно-транспортные машины (сокр. ПТМ) — машины (устройства), предназначенные для перемещения грузов и людей в вертикальной, горизонтальной и наклонной плоскостях на относительно небольшие расстояния в пределах заводов, строительных площадок, портов, складов и т.п. ПТМ являются основным средством механизации подъёмно-транспортных и погрузочно-разгрузочных работ в промышленности, строительстве, на транспорте, в горном деле и в сельском хозяйстве.

По характеру перемещений и назначению

  1. грузоподъёмные машины;
  2. машины напольного транспорта;
  3. машины подвесного однорельсового транспорта;
  4. погрузочно-разгрузочные машины;
  5. транспортирующие машины.

По принципу действия

  1. периодического (циклического) действия;
  2. непрерывного действия.

Разновидности машин:

Грузоподъёмные машины

1. краны;

2. лифты;

3. подъёмники;

Транспортирующие машины

1. канатные дороги;

2. конвейеры;

3. элеваторы;

4. эскалаторы.

Машины подвесного однорельсового транспорта

1. подвесные электротягачи;

2. электро- и автотележки.

Машины напольного транспорта

1. погрузчики;

2. тягачи;

3. электрокары.

Погрузочно-разгрузочные машины

1. погрузчики

2. ковшовые погрузчики;

3. вилочные погрузчики;

4. разгрузчики

5. автомобилеразгрузчики;

другие

1. краны;

2. переносные и передвижные конвейеры;

3. экскаваторы.

 

Грузовые автомобили и автопоезда

 

Грузовые автопоезда по своему назначению разделяются на универсальные, специализированные и специальные.

Универсальные автопоезда (автопоезда с бортовыми платформами и универсальными фургонами) перевозят различные грузы.

Специализированные автопоезда (автопоезда со специальными кузовами-самосвалы, панелевозы, для длинномерных грузов, цистерны, фургоны-рефрижераторы и др.) предназначены для перевозки определенных видов грузов.

Специальные автопоезда используются для перевозки постоянно смонтированного на них оборудования не транспортного назначения (передвижные электростанции, компрессорные установки, ремонтные мастерские и др.).

Основное различие конструкций существующих автопоездов состоит в характере распределения тяговых усилий и вертикальных нагрузок между тяговыми и прицепными звеньями, а также в наличии или отсутствии ведущих колес у прицепных звеньев. Если прицепные звенья не имеют ведущих колес, то такой автопоезд называется автопоездом с пассивными прицепными звеньями.

Грузовые автопоезда разделяются на прицепные, седельные и роспуски, а по способу распределения вертикальных нагрузок на автопоезда с независимым распределением нагрузки (прицепные автопоезда), с зависимым (седельные автопоезда и автопоезда-роспуски) и смешанным (автопоезда в составе седельного тягача, полуприцепа и двухосного прицепа).

Прицепные автопоезда разделяются на универсальные, балластные и специальные, а седельные, на универсальные и специальные.

Прицепные автопоезда состоит из грузового автомобиля, оборудованного бортовой платформой или специальным кузовом и одного или нескольких прицепов. Седельные автопоезда состоят из седельного тягача и полуприцепа.

Автопоезда-роспуски состоят из тягача и прицепа-роспуска, оборудованных кониками.

У автопоездов-роспусков вертикальная нагрузка от собственной массы прицепа полностью передается на дорогу через его колеса, а от груза - через колеса роспуска и колеса тягача. Автопоезд-роспуск состоит из тягача, полуприцепа и прицепа-роспуска.

 

К наиболее распространённым типам специализированных грузовых автомобилей относятся самосвалы, оснащаемые усиленным металлическим кузовом для перевозки навалочных грузов, разгружаемых методом опрокидывания, для чего предусматривается специальная, как правило, гидравлическая система. По параметрам осевой нагрузки и наружным габаритам самосвалы делятся на дорожные (сельскохозяйственные, строительные и универсальные) и внедорожные (карьерные).

 

Сельскохозяйственные самосвалы, как правило, оснащают кузовом с трёхсторонней разгрузкой, с бортами с дополнительными надставками, что, например, удобно при перевозке сена и прочих грузов с низкой удельной массой. Строительные самосвалы оснащают кузовами с одно- или двухсторонней разгрузкой, а универсальные, часто краном-манипулятором для самопогрузки. Грузоподъёмность двухосных дорожных самосвалов находится в диапазоне 1,5—12 тонн, а многоосных — достигает 40—45 тонн.

 

Магистральные автомобили-тягачи предназначены для перевозок грузов в составе автопоездов, то есть работы вместе с одним или более прицепом и(или) полуприцепом. Для работы с полуприцепами предназначены седельные тягачи оснащённые вместо кузова специальным седельным устройством (седлом), позволяющим быстро сменять прицепной состав.

 

Специализированные транспортные средства

 

Такие транспортные средства приспособлены для перевозки одного или нескольких однородных грузов, отличающихся специфическими условиями их транспортировки, и оборудованы различными приспособлениями и устройствами, которые обеспечивают сохранность и качество доставляемых на строительные объекты грузов и комплексную механизацию погрузочно-разгрузочных работ. Применение специализированного транспорта способствует повышению эффективности и качества строительства, позволяет снизить себестоимость перевозок, свести к минимуму потери строительных материалов и полуфабрикатов, а такте повреждение строительных изделий и конструкций, которые весьма значительны при использовании транспортных средств общего назначения.

Автомобили-самосвалы перевозят строительные грузы в металлических кузовах с корытообразной, трапециевидной и прямоугольной формой поперечного сечения, принудительно наклоняемых при разгрузке с помощью подъемного (опрокидного) механизма назад, на боковые (одну или две) стороны, на стороны и назад. По назначению различают специальные карьерные и универсальные общестроительные самосвалы. В условиях городского строительства применяют универсальные самосвалы грузоподъемностью 4… 12 т, предназначенные для перевозки грунта, гравия, щебня, песка, асфальта, бетонной смеси, строительного раствора и т. п. Современные универсальные самосвалы выпускают на шасси грузовых бортовых автомобилей общего назначения (иногда с укороченной базой) и оборудуют однотипными гидравлическими системами, обеспечивающими быстрый подъем и опускание кузова, высокую надежность и безопасность работы.

Автомобили-самопогрузчики наряду с выполнением транспортных функций могут осуществлять погрузку и разгрузку перевозимых тарных грузов, перегружать грузы на рядом расположенные автомобили и прицепы с помощью гидравлических погрузочно-раз-грузочных устройств, установленных на самом автомобиле. Автомобили-самопогрузчики оборудуют бортовыми манипуляторами, качающимися порталами, грузоподъемными бортами и навесными грузоподъемными устройствами.

Основными направлениями развития специализированных транспортных средств являются: расширение их серийного производства и номенклатуры с одновременным снижением количества типоразмеров, создание транспортных средств многоцелевого назначения, совершенствование механизмов крепления грузов, опорных, зажимных и погрузочно-разгрузочных устройств, повышение единичной грузоподъемности и широкая унификация машин.

 

Тракторы.

Тра́ктор — безрельсовое транспортное средство, используемое в качестве тягача. Отличается низкой скоростью и большой силой тяги. Широко применяется в сельском хозяйстве для пахоты и перемещения несамоходных машин и орудий. Трактор может оборудоваться навесным и полунавесным оборудованием сельскохозяйственного, строительного или промышленного назначения (например, буровым оборудованием).

 

Колёсный трактор

Колёсные трактора можно использовать на дорогах общего пользования, где они могут развивать большую скорость. Однако их сила сцепления с грунтом ограничена, а следовательно, ограничена и сила тяги. На рыхлой почве такие тракторы могут пробуксовывать. Для устранения этого недостатка были созданы тракторы с приводом на все колёса, однако такие машины отличаются большим весом и при движении по полю они слишком сильно уплотняют землю. Для снижения давления на почву ширина шин тракторов в последнее время увеличивается (особо тяжёлые модели оснащаются сдвоенными колёсами, как правило, на обеих осях).

 

Гусеничный трактор

Гусеничные трактора имеют бо́льшую силу тяги, чем колёсные. Основной недостаток большинства гусеничных тракторов — невозможность перемещения по асфальтированным дорогам без разрушения покрытия, исключение составляют трактора с резинотросовыми гусеницами. Небольшие скорости движения гусеничных тракторов (30—40 км/ч) компенсируются уменьшенным давлением на грунт по причине большой площади контакта с грунтом, при той же массе, что и у колёсного трактора. Гусеничные тракторы широко применяются в сельском хозяйстве, на слабонесущих почвах и в промышленности из-за своей неприхотливости.

 

В зависимости от назначения тракторы существенно отличаются конструктивными решениями.

 

Промышленный трактор предназначен для работы в качестве базовой машины в землеройном или строительном агрегате: бульдозере, скрепере, трубоукладчике. Промышленный трактор характеризуется следующими особенностями:

  • эксплуатация в течение всего срока службы с одним и тем же типом рабочего оборудования;
  • работа на пониженных скоростях с большим тяговым усилием в условиях буксования ходовой части;
  • возможность работы на твёрдых (в том числе скальных) грунтах;
  • возможность работы на переувлажнённых грунтах;
  • необходимость точного позиционирования рабочего органа относительно грунта;
  • доставка к месту проведения работ на спецтранспорте.

 

Основные элементы трактора: двигатель, трансмиссия, ходовая часть, механизмы управления, рабочее и вспомогательное оборудование. Вне зависимости от типа силовой установкой современных тракторов является дизельный двигатель (раньше также использовались бензиновые двигатели). Рулевое устройство колёсных тракторов аналогично автомобильному; для осуществления поворота гусеничных тракторов притормаживают одну из гусениц фрикционом.

 

Рабочее оборудование: Тракторы оборудуются гидравлической навесной системой (ГНС), которая служит для соединения трактора с навесной и полунавесной машиной, и управления работой этих машин. ГНС состоит из двух основных частей: из навесного устройства и гидравлической системы. Так же на многих тракторах имеется вал отбора мощности (ВОМ), который предназначен для привода рабочих органов, агрегатируемых с тракторами передвижных или стационарных машин

 

Тягачи

Тягач — самоходная безрельсовая наземная транспортная машина, предназначенная для буксировки прицепов и полуприцепов, несамоходных машин (строительных, сельскохозяйственных), грузов на санях и волокушах, а также для буксировки неисправных самоходных машин (автомобилей, танков и проч.) и самолетов на а4родромах.

 

В качестве тягача может выступать автомобиль, трактор или специальная самоходная машина.

 

Тягачи классифицируются по ряду критериев:

 

  • Аэродромный тягач БелАЗ 7421
  • по типу машины;
  • по тяговому классу;
  • по числу осей.

 

Автомобиль-тягач в сцепе с прицепом (полуприцепом) называется автопоездом.

 

Типы тягачей

  • Тягачи для работы с прицепами.
  • Седельные тягачи — для работы с полуприцепами

 

Карьерные тягачи

Характеристики карьерных тягачей

· транспортный режим – до 90% общего времени эксплуатации

Применение карьерных тягачей

· для горных и строительных работ с большими объемами (промышленные);

· сельскохозяйственные, строительные и промышленные работы (тракторы общего назначения);

· для сельскохозяйственных работ (сельскохозяйственные).

Рабочие инструменты карьерных тягачей

· силовой агрегат;

· преобразовательные агрегаты;

· трансмиссия;

· ходовой механизм;

· система управления.

 

Транспортирующие машины

 

Транспортирующие машины (машины непрерывного транспорта) предназначаются для перемещения в горизонтальном, наклонном или вертикальном направлениях массовых насыпных и однородных штучных грузов. В гидротехническом строительстве транспортирующие машины применяют преимущественно в карьерах, на базисных складах и бетонных заводах при добыче, обработке и перемещении нерудных строительных материалов, а также для перемещения грунта, цемента и бетонной смеси. Кроме того, эти машины широко применяют на полигонах и заводах готовых железобетонных изделий для перемещения материалов и готовых изделий, начиная от склада сырья и до склада готовой продукции.

 

Применяемые в строительстве машины и установки непрерывного транспорта подразделяются на следующие группы:

1) конвейеры (транспортеры), у которых передача движения транспортируемому материалу осуществляется механическим путем;

2) установки для пневматического и гидравлического транспорта, в которых материал переносится по трубам или желобам в потоке воздуха или воды;

3) устройства для гравитационного (самотечного) транспортирования, в которых материал перемещается самотеком под действием собственного веса.

 

Все конвейеры (за исключением винтовых и вибрационных) состоят из следующих частей:

1) несущего органа (ленты, ковша, скребка, пластины);

2) тягового органа (ленты, цепи, каната), предназначенного для перемещения несущего органа;

3) поддерживающих элементов (роликоопор, поддерживающих подшипников), являющихся опорой для несущего и тягового органов;

4) привода (двигателя с редуктором и приводных барабанов или звездочек), обеспечивающего передачу движения тяговому и несущему органам;

5) натяжного устройства, обеспечивающего натяжение несущего органа (ленты, цепи, каната), и

6) опорной конструкции (фермы, станины), на которой смонтированы все основные части транспортера.

 

По расположению тягового органа и траектории его движения различают горизонтальные, наклонные и вертикальные конвейеры.

 

Установки для пневматического транспорта применяют для перемещения порошкообразных материалов — цемента, молотых гипса и извести и т. п. В пневмотранспортных установках перемещение материала происходит по трубопроводу в потоке воздуха, создаваемом в системе путем нагнетания воздуха (нагнетательными установками) или за счет разрежения (всасывающими установками).

 

Поступающий в месте загрузки материал перемешивается в определенной концентрации с транспортирующим его воздухом и вновь отделяется в месте выгрузки.

 

Установки для гидравлического транспорта применяют в строительстве для транспортирования главным образом грунта, который в виде гидросмеси перемещается от разрабатываемого забоя к месту укладки в открытых лотках или принудительно в напорных трубопроводах при помощи специальных центробежных насосов — землесосов.

 

Выбор типа транспортирующих машин и их основных параметров (скорости движения, угла наклона и т. п.)

 

Грузоподъёмные машины

 

Грузоподъемными машинами поднимают и перемещают различные строительные материалы по вертикали или по пространственной трассе, изменяющейся в горизонтальном и вертикальном направлениях. С помощью этих машин монтируют основные строительные конструкции во всех видах строительства, а в промышленном строительстве — технологическое оборудование. Многие из этих работ сочетаются со строповкой и пакетированием грузов, подтаскиванием грузов к грузоподъемному устройству и другими такелажными работами.

 

Работают грузоподъемные машины чаще всего циклично. Грузоподъемные машины можно разделить на следующие группы:

 

1. Вспомогательные (простые) машины и механизмы—домкраты, лебедки и тали.

 

2. Подъемники — машины, перемещающие грузы в ковшах, клетях, кабинах или на площадках, движущихся в жестких направляющих.

 

3. Краны — наиболее сложные и универсальные грузоподъемные машины для подъема, перемещения по пространственной трассе и подачи грузов и монтажа конструкций.

 

Краны предназначены для подъема грузов и подачи их к месту разгрузки, а при монтаже — для подачи деталей к месту установки их в проектное положение в вертикальном и горизонтальном направлениях.

 

Типаж кранов, применяемых в народном хозяйстве, многообразен. Для целей строительства используют следующие виды кранов:

 

1) легкие переносные краны — подъемники, используемые в основном для подъема груза по вертикали и в отдельных случаях на небольшое расстояние по горизонтали;

 

2) стационарные краны для подъема и перемещения грузов по вертикали и по горизонтали в пределах радиуса окружности, описываемой стрелой;

 

3) башенные краны (передвижные стационарные и приставные и самоподъемные) служат для подъема грузов и перемещения их по горизонтали;

 

4) самоходные стреловые краны применяют для монтажных и погрузочно-разгрузочных работ; обладают высокой мобильностью и практически не ограниченной зоной обслуживания;

 

5) козловыми кранами осуществляют подъем, перемещение и монтаж конструкций.

 

Пределы зоны ограничены пролетом крана и длиной его перемещения;

 

6) кабельные краны применяют на таких строительных объектах, где приходится перемещать грузы на значительное расстояние. Кроме того, используют специальные краны — плавучие, летающие (вертолеты), трубоукладчики. Рабочие органы кранов представляют собой грузозахватные устройства для единичных штучных грузов или группы грузов (крюки, траверсы, захваты и т. д.), либо емкости, в которых размещают грузы (ковши, бадьи, грейферы).

 

 

Домкраты

 

Домкрат представляет собой устройство с ручным приводом, предназначенное для поднятия грузов. Домкрат отличается компактностью конструкции, простотой в обслуживании и надежностью в эксплуатации, позволяя осуществлять плавные подъем груза и его точную остановку на заданной высоте при небольшом рабочем усилии, благодаря высокому передаточному отношению между площадями поперечного сечения цилиндра и плунжера насоса. В отличие от других подъемных машин и механизмов домкраты располагаются при подъеме под грузом, исключая таким образом необходимость использования громоздких вспомогательных сооружений, чалочных канатов, цепей и т.д. Существуем много видов домкратов: телескопические, подкатные, гидравлические, ручные, винтвоые и многие другие.

 

Домкраты гидравлические универсальные (ДУ), с пружинным возвратом штока предназначены для производства различных грузоподъемных работ в промышленности, строительстве, в нефтяной и газовой отрасле. Домкраты универсальные благодаря наличию резьбы на корпусе и отверстиям в основании домкрата обеспечивают неограниченные возможности для применения в различных грузоподъемных механизмах, а также могут использоваться в прессах, для гибки и зажима. Домкраты универсальные работают в любом пространственном положении от ручных насосов (НРГ, DW) или насосных станции (НЭР, НЭЭ).

 

Пневматические домкраты предназначены для поднятия и выверки разнообразных грузов в случаях, когда между грузом и опорной площадкой растояние не достаточное для использования домкратов гидравлических, при работе на песчаных и болотистых почвах при проведении строительно-монтажных, ремонтных и аварийно-спасательных работ.

 

Телескопические незаменимы при подъёме груза на большую высоту. Обеспечивает большую высоту подъёма при сравнительно малых габаритах. Предохранительный клапан в штоковой полости защищает цилиндр от превышения давления при недовключении полумуфты.

Двухстороннее действие, гидравлический возврат штока;

Оснащён плавающей опорой, позволяющей снизить радиальные нагрузки на шток при внецентренном нагружении;

Рекомендуется оснащать предохранительным краном, который предотвращает самопроизвольный слив гидравлической жидкости из полости телескопического цилиндра в случае аварийного повреждения насоса или рукава высокого давления.

 

Лебёдки

 

Лебедкой называется грузоподъемная машина, перемешающая груз с помощью стального каната, наматываемого на вращающийся барабан. Лебедки применяют в качестве самостоятельного механизма для подъема и опускания грузов, а также как составную встроенную часть исполнительных механизмов грузоподъемных, землеройных и других строительных машин. Лебедки бывают с ручным и машинным приводом. Каждая лебедка характеризуется тяговым усилием, канатоемкостью и скоростью навивания каната на барабан.

Классификация лебедок

Лебедки классифицируются по различным признакам:

По конструктивному исполнению:

- однобарабанные;

- многобарабанные;

- односкоростные;

- многоскоростные;

По типу привода:

- с ручным приводом;

- с электроприводом;

- с гидроприводом;

- с приводом от двигателя внутреннего сгорания (ДВС)

В зависимости от типа связи между отдельными элементами:

- с жесткой связью;

- с фрикционной связью между барабанным и приводным механизмом (фрикционные лебедки);

- с фрикционной связью между канатом и барабаном (лебедки шпилевые и с канатоведущими шкивами).

 

Лебедка с ручным приводом состоит из станины, барабана, свободно вращающегося на оси, неподвижно закрепленной в стойках станины, системы зубчатых колес и рукоятки. Для удержания на весу поднятого груза служит храповой механизм с грузо-упорным тормозом. Ручные лебедки грузоподъемностью более 3 т изготовляют с двумя рукоятками по одной на каждом конце приводного вала.

 

Лебедки с рычажной передачей отличаются от лебедок с зубчатой передачей и тяговым барабаном тем, что в качестве тягового органа у них применены рычажные захваты. Канат рычажных лебедок не наматывается на барабан, а протягивается вдоль корпуса лебедки между двумя попеременно действующими захватами с зажимами. Рычажная лебедка состоит из корпуса, рычага подъема и спуска, захватов, зажимных колодок, шатунов и тягового каната. Лебедку к опоре подвешивают с помощью крюка. При неподвижном положении рычага подъема оба захвата держат канат защемленным за счет воздействия на них пружин.

 

Лебедки с электрическим приводом. Однобарабанную реверсивную лебедку с приводом от электродвигателя монтируют на сварной раме. Электродвигатель втулочно-пальцевой муфтой соединяется с редуктором. Диск муфты одновременно служит и тормозным шкивом нормально замкнутого колодочного тормоза. Барабан лебедки гладкий с двумя бортовыных материалов и деталей на этажи строящихся зданий, в основном после демонтажа башенных и других кранов, а также для подъема рабочих.Лебедки с электроприводом бывают одно- и многобарабанными; они могут иметь одну или несколько скоростей тягового каната. По виду связи между двигателем и барабаном различают реверсивные (редукторные) и зубчато-фрикционные лебедки. Последние применяют, когда требуется быстрое свободное сматывание каната за счет силы тяжести груза (грейферная лебедка).

 

Подъемники.

Подъёмник — грузоподъёмная машина, предназначенная для вертикального или наклонного межуровневого перемещения людей и (или) грузов в специальных грузонесущих устройствах (вагоны, кабины, клети, ковши, платформы, скипы, тележки и др.), подвешенных на канатах или цепях и движущихся по жёстким вертикальным (реже наклонным) направляющим или рельсовому пути.

 

Подъёмники классифицируют по следующим признакам:

По принципу действия

· прерывного (циклического);

· непрерывного действия.

По способу передачи воздействия от привода к грузонесущим устройствам

· канатные;

· цепные;

· реечные;

· винтовые;

· плунжерные.

 

Типы.

Клетьевые подъёмники (лифты) предназначены исключительно для вертикального перемещения грузов и людей в клети, движущейся в жестких направляющих. Они имеют большое применение в различных промышленных предприятиях, а также в магазинах и в жилых домах. Клетьевые подъёмники разделяются на грузовые и пассажирские.

 

Пневматические переносные подъемники используются вместо талей.

 

Передвижные подъемники применяются главным образом на складах для укладывания в штабели массовых штучных грузов. Кроме того, они используются также и для некоторых погрузочных работ. Передвижные подъемники подразделяются на несамоходные (штабелеукладчиками) и на самоходные.

 

Штабелеукладчики изготовляются не только с электроприводом подъемного механизма, но также и с пневматическим или гидравлическим приводом, а при небольшой грузоподъемности — и с ручным механизмом, подъема. Грузоподъемность штабелеукладчиков находится обычно в пределах 250—1000 кг при высоте подъема до 5 м. В последнее время все большее и большее распространение получают самоходные подъемники, установленные как на универсальных моторных тележках (на так называемых электро-, пневмо- или автокарах), так и на специализированном колесном ходу с использованием ряда стандартных автомобильных узлов и деталей.

Башенные краны.

Башенный кран - поворотный кран со стрелой, закрепленной в верхней части вертикально расположенной башни. Основные параметры башенного крана: грузоподъемность, вылет, высота подъема груза, глубина опускания груза, скорость подъема (опускания) груза, скорость поворота башни, скорость перемещения крана.

 

Основные преимущества башенных кранов:

 

1) стрела высоко крепится к башне крана, обычно выше отметки монтируемых конструкций, что позволяет подавать их в любую точку обслуживаемой территории в любой последовательности;

 

2) большая грузоподъемность при больших вылетах стрелы;

 

3) простота перемещения крана;

 

4) четкая организация монтажной площадки.

 

Недостатками башенных кранов являются длительность и трудоемкость монтажа и демонтажа, сложность транспортирования их с площадки на площадку и высокая стоимость путей. Все это значительно повышает стоимость эксплуатации крана и сокращает полезное время его работы. Современные модели башенных кранов предусматривают перевозку кранов при наименьшем демонтаже узлов и возможность быстрого монтажа и демонтажа без применения дополнительных механизмов.

 

Башня крана служит для поддержания стрелы на определенной высоте, а также для передачи нагрузок со стрелы на ходовую раму и крановые пути. Башню изготовляют из металлических уголков или труб, иногда бывают башни, выполненные в виде сплошной трубы. В вертикальном положении башни крепятся на портал или шарнирно с помощью подкосов. Для захвата груза кран снабжен крюком. Применяемые для оснастки башенных кранов стальные канаты должны обладать прочностью, долговечностью, не сплющиваться и не раскручиваться во время работы.

 

По типу ходового устройства различают башенные краны на рельсовом, автомобильном и гусеничном ходу, пневмоколесные и шагающие. Особенно распространены на стройках самоходные башенные краны на рельсовом ходу.

По типам стрел различают башенные краны с подъемной и балочной стрелами. У башенного крана с подъемной стрелой груз подвешивают к концу стрелы, наклоном или подъемом стрелы изменяют вылет крюка. У башенных кранов с балочной стрелой груз подвешивают к грузовой тележке, вылет крюка изменяют перемещением тележки по направляющим балкам стрелы крана.

 

На стройплощадку башенный кран доставляют автотранспортом в виде отдельных частей в сложенном состоянии и здесь монтируют -- производят необходимый комплекс операций по переводу крана из транспортного положения в рабочее. К моменту доставки крана на объекте должны быть полностью закончены подготовительные работы: уложены крановые пути, подготовлены въезды на них, выполнено заземление, подведена электропроводка к месту установки крана, подготовлено монтажное, такелажное й вспомогательное оборудование, инвентарь и инструменты, для немобильных башенных кранов установлены монтажные стрелы, лебедки, полиспасты, якоря для крепления монтажных расчалок.

 

Стреловые краны

 

В соответствии с Правилами Госгортехнадзора к категории стреловых кранов относятся автомобильные, пневмо-колесные, гусеничные, железнодорожные краны, краны-экскаваторы, а также тракторные и прицепные краны. Последние не имеют механизма передвижения и перемещаются с помощью трактора.

 

Стреловые самоходные краны отличаются от универсальных экскаваторов-кранов лучшей грузовой характеристикой, позволяют совмещать отдельные движения, обеспечивают более легкое и безопасное управление.

Повышение сборности зданий и сооружений, сокращение сроков их возведения требуют широкого применения мобильных маневренных кранов. В связи с этим предусмотрено увеличение выпуска кранов на спецшасси автомобильного типа и пневмоколесных кранов.

 

Автомобильные краны — это стреловые полноповоротные краны, смонтированные на стандартных шасси грузовых автомобилей нормальной и повышенной проходимости. Автокраны обладают довольно большой грузоподъемностью до 40 т, высокими транспортными скоростями передвижения (до 70 км/ч), хорошей маневренностью и мобильностью, поэтому их применение наиболее целесообразно при значительных расстояниях между объектами с небольшими объемами строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ.

 

Гусеничные краны известны трех типов.

Первый тип — универсальные экскаваторы-краны со сменным крановым оборудованием грузоподъемностью от 5 до 63 т, в то числе с улучшенными эксплуатационными качествами для работы на монтаже: например, Э-652Б — дизельный, Э-10011Е — дизельный с турботрансформатором, Э-2505 — дизель-электрический на постоянном токе и Э-2503 — электрический на постоянном токе.

Второй тип — стреловые самоходные краны грузоподъемностью от 20 до 63 т, изготовляемые из сборочных единиц экскаваторов, предназначенные для производства строительно-монтажных работ: Э-1252Б, Э-2508 — дизельные.

Третий тип — стреловые самоходные краны грузоподъемностью от 10 до 160 т типов MKT, СКГ, ДЭК.

Краны с основными (короткими) стрелами применяют при монтаже сборных элементов подземной части зданий и сооружений, технологического оборудования, а также на погрузочно-разгрузочных работах с пакетированными грузами и конструкциями. При оснащении удлиненными стрелами, гуськами и башенно-стреловым оборудованием гусеничные краны используют на монтаже строительных конструкций.

Гусеничные краны обладают хорошей проходимостью и маневренностью и могут работать и перемещаться с грузом на крюке при определенном положении стрелы относительно ходового устройства

 

Способы разработки грунтов

 

Способ разработки выбирают в процессе проектирования, когда определяют состав и объемы работ, технологическую последовательность и способы выполнения отдельных процессов, типы применяемых машин и т.н. В ходе дальнейшего анализа и сравнения предварительные варианты уточняют, проверяют, при необходимости заменяют новыми и в результате принимают окончательное проектное решение.

Основной ковш

Используется для погрузки, перемещения и прочих работ с различными видами грузов — грунт, сыпучие материалы и пр. Также ковш используют как отвал для перемещения и разравнивания грунта. Обычно это сварная конструкция из листовой стали. К верхней части ковша прикреплена подножка.

Карьерный ковш

Используется для погрузки штучных материалов.

Экскаваторный ковш

Используется при проведении земляных работ в различных грунтах. Производятся в стандартном, усиленном и скальном исполнении.

Трапециевидный ковш

Применяется для рытья траншей с наклонными стенками в различных грунтах.

Планировочный ковш

Применяется для проведения планировочных работ. Производятся как горизонтальные планировочные ковши, так и наклонные планировочные ковши, с возможностью их наклона относительно линии горизонта.

Ковш-рыхлитель

Применяется для разрыхления мёрзлых грунтов и вскрышных работах в тяжёлых грунтах. Представляет из себя ковш, в середину которого «встроен» клык рыхлителя.

 

Одноковшовые экскаваторы

 

Одноковшовый экскаватор — землеройная машина циклического действия для разработки (копания), перемещения и погрузки грунта. Рабочим органом является подвижный ковш, закреплённый на стреле, рукояти или канатах. Ковш загружается за счет перемещения относительно разрабатываемого грунта. При этом корпус экскаватора относительно грунта остается неподвижным — тяговое усилие создаётся механизмами экскаватора Одноковшовый экскаватор — наиболее распространённый тип землеройных машин, применяемых в строительстве и добыче полезных ископаемых.

 

Классификация

По возможности поворота рабочего оборудования относительно опорной поверхности

  • Полноповоротные
  • Неполноповоротные

По типу шасси

  • Навешиваемые на тракторы- В качестве базового шасси используется трактор, чаще всего колёсный.
  • На автомобильном шасси- В качестве базового шасси используется грузовой автомобиль, чаще всего повышенной проходимости.
  • Пневмоколёсные- Экскаваторы имеют собственное специальное шасси, опирающееся на колёса с пневматическими шинами. Выполняются чаще всего полноповоротными.
  • Гусеничные- Экскаваторы имеют собственное специальное шасси с гусеничным движителем. Выполняются полноповоротными.
  • Шагающие- Поворотная платформа с оборудованием шагающего экскаватора установлена на опорной плите.
  • Железнодорожные- В качестве шасси экскаватора используется железнодорожная платформа. Применяются для ремонтных работ на железной дороге.
  • Плавучие- Рабочее оборудование установлено на понтоне. Применяются для погрузочно-разгрузочных работ, добычи песка, гравия из водоемов, дноочистительных и дноуглубительных работ.

По типу двигателя

  • Паровые экскаваторы — в качестве двигателя используется паровая машина
  • Экскаваторы с двигателями внутреннего сгорания — наиболее распространённый тип. Экскаватор имеет собственный двигатель, чаще всего дизельный. Это обеспечивает автономность работы.
  • Электрические экскаваторы — для привода рабочего оборудования используеются электрические двигатели, получающие энергию от внешней сети или от собственного дизель-электрического агрегата.

По типу механических передач (приводов рабочего оборудования)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 538; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.4.206 (0.166 с.)