Техническая эксплуатация автомобилей», 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Техническая эксплуатация автомобилей»,



Методические указания

К выполнению курсовой работы

по дисциплине

«Автомобили»

для студентов специальности

1-37 01 06 «Техническая эксплуатация автомобилей»,

1-37 01 07 «Автосервис».

 


 

 

Брест 2012.

 

Учебное издание

 

 

Составитель:

Казаков Борис Леонидович

 

Методические указания

К выполнению курсовой работы

по дисциплине

«Автомобили»

для студентов специальности

Техническая эксплуатация автомобилей»,

Автосервис»

 

Ответственный за выпуск: Казаков Б.Л.

Редактор: Строкач Т.В.

Компьютерная вёрстка:

Корректор:

 

 

УДК 629 133.

 

 

Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Автомобили» для студентов специальности 1-37 01 06 «Техническая эксплуатация автомобилей»,

1-37 01 07 «Автосервис» содержат материал для выполнения тягово-динамического расчета с примером, топливно-экономического расчета, пример выполнения чертежей и описания устройства конструкции коробки передач. Методические указания составлены в соответствии с программами курса «Автомобили» специальности 1-37 01 06 «Техническая эксплуатация автомобилей», 1-37 01 07 «Автосервис» для студентов дневной, заочной, сокращенной форм обучения.

 

Составитель: Казаков Б.Л. ст. преподаватель кафедры ТЭА.

 

Рецензент: Ринкевич А.В. начальник СТО «МАЗ» СП «Веставто» ОАО г. Бреста.

 

 

Учреждение образования

«Брестский государственный технический университет», 2012.

 

ПРИНЯТЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

 

G 0- собственный вес автомобиля, Н;

G а- полный вес автомобиля, Н;

Gφ - сцепной вес автомобиля, Н;

G н- номинальная грузоподъемность автомобиля, Н;

G 1 - вес, приходящийся на переднюю ось автомобиля, Н;

G 2- вес, приходящийся на заднюю ось автомобиля, Н;

т а - масса автомобиля, кг;

т 1 - масса приходящаяся на переднюю ось автомобиля, кг;

m 2- масса приходящаяся на заднюю ось автомобиля, кг;

L - продольная база автомобиля, м;

В а - ширина колеи автомобиля, м

Н - высота автомобиля, м;

h 0 - высота центра масс (тяжести) автомобиля, м;

h кр - высота тягово-сцепного устройства прицепа, м;

hw - высота центра парусности, м;

h н - расстояние о низшей точки автомобиля до опорной поверхности, м;

а - расстояние от центра масс (тяжести) автомобиля до передней оси, м;

b - расстояние от центра масс (тяжести) автомобиля до задней оси, м;

с - расстояние от центра тяжести до центра низшей точки автомо­биля по горизонтали, м;

R п - продольный радиус проходимости автомобиля, м;

R поп- поперечный радиус проходимости автомобиля, м;

n е - частота вращения коленчатого вала двигателя, об/мин;

n - частота вращения ведущих колес автомобиля, об/мин;

ω е - угловая скорость коленчатого вала двигателя, с -1;

ω к - угловая скорость ведущих колес автомобиля, с -1;

v а - скорость движения автомобиля, м/с (км/ч);

v н , v к - начальная и конечная скорости движения автомобиля, м/с (км/ч);

i к- передаточное число коробки перемены передач;

i дк - передаточное число дополнительной коробки перемены передач;

i 0 - передаточное число главной передачи;

i тр - передаточное число трансмиссии;

r к - радиус качения колеса;

F к- площадь пятна контакта колеса с дорогой, м2;

Р к- касательная сила тяги, Н;

Р т- тормозная сила между колесами и дорогой, Н

Р кр - сила тяги на крюке, Н;

Р х, Р у, P z- горизонтальная, боковая, нормальная силы действую­щие на колесо, Н;

Pf - сила сопротивления качению, Н;

Рψ - сила сопротивления дороги, Н;

Pi - сила сопротивления подъему, Н;

Pw - сила сопротивления воздуха, Н;

Pj - сила сопротивления разгону (сила инерции поступательно движущихся масс), Н;

Р тр- сила трения в трансмиссии, Н;

Р тд- сила трения в двигателе, переведенная к ведущим колесам, Н;

Rz 1- нормальная реакция дороги на передние колеса, Н;

Rz 2- нормальная реакция дороги на задние колеса, Н;

М е - эффективный крутящийся момент на коленчатом валу двига­теля, Н- м;

M тк - тормозной момент на ведущих колесах, Н*м;

Vh - рабочий объем двигателя, дм3 (л);

Sп - ход поршня, м;

М к - крутящийся момент на ведущих колесах, Н-м;

Mf - момент сопротивления качению автомобиля, Н-м;

М тр - момент силы трения в трансмиссии, Н-м;

М тд - момент силы трения в двигателе, Н-м;

М тк - суммарный момент трения на колесных тормозах, Н-м;

Ne - эффективная мощность двигателя, кВт;

N к- мощность, подводимая к ведущим колесам, кВт;

Nf - мощность, затрачиваемая для преодоления сил сопротив­ления качению, Н-м;

Nψ - мощность затрачиваемая для преодоления сил сопротив­ления дороги, кВт;

N i - мощность, для преодоления сил сопротивления подъему, кВт;

Nw - мощность затрачиваемая для преодоления сил сопротив­ления воздуха, кВт;

N j - мощность затрачиваемая для преодоления сил сопротивления разгону (сил инерции), кВт;

N тр- мощность, затрачиваемая для преодоления сил трения в двигателе, кВт;

g e(N emax) - удельный расход топлива при максимальной мощ­ности, г/кВт ·ч;

kп - коэффициент использования частоты вращения коленчатого вала двигателя;

kN - коэффициент использования мощности двигателя;

D - динамический фактор;

D сц - динамический фактор по сцеплению ведущих колес с дорогой;

ηтр - коэффициент полезного действия трансмиссии;

ηм- механический коэффициент полезного действия двигателя;

G s- путевой расход топлива двигателем, л/100 км;

G т- часовой расход топлива двигателем, кг/ч;

G тр - расход топлива на единицу транспортной работы, л/т ·км;

ρт - плотность топлива, кг/л;

g - ускорение силы тяжести, м/с2;

f - коэффициент сопротивления качению;

f0 - коэффициент сопротивления качению при движении с малой скоростью (≤ 14 м/с);

ψ - коэффициент сопротивления дороги;

φ - коэффициент сцепления колес с дорогой;

b ш- высота профиля шины, мм;

b у- ширина профиля шины, мм;

λш - коэффициент деформации шины;

d - внутренний (посадочный) диаметр шины, мм (дюймы);

D ст - статистический диаметр шины, м;

α - угол подъема (уклона) дороги, град;

β - угол бокового наклона дороги, град;

γ 1, γ 2 - передний и задний углы свеса автомобиля (углы въезда и съезда), град;

δ - коэффициент буксования колес;

δвр - коэффициент учета вращающихся масс;

j, j3 - ускорение и замедление автомобиля, м/с2;

kw - коэффициент обтекаемости автомобиля, Н·с24;

Fw - площадь лобового сопротивления автомобиля (миделево сечение), м2;

W a = Kw·Fw - фактор обтекаемости, Н·с22;

J дв- момент инерции вращающихся деталей двигателя, Н·м·с2;

J к- момент инерции колеса автомобиля, Н·м·с2;

θн - угол поворота наружного управляемого колеса, град;

θв - угол поворота внутреннего управляемого колеса, град;

θ - средний угол поворота управляемых колес, град;

θmax - максимальный средний угол поворота управляемых колес, град;

θ ук - угол поворота рулевого колеса автомобиля, град;

λ0 - угол между осями поворотных цапф, град;

i ру = i рм· i рп - передаточное число рулевого механизма;

i рм - передаточное число рулевого редуктора;

i рп- передаточное число рулевого привода;

R - радиус поворота автомобиля, м;

R min- минимальный радиус поворота автомобиля, м;

R раб max - внешний габаритный радиус поворота автомобиля, м;

R раб min - внутренний габаритный радиус поворота автомобиля, м;

R п- радиус поворота прицепа, м;

R кт- наименьший радиус поворота наиболее удаленной точки тя­гача от центра поворота, м;

1 Элементы расчета тягово-динамических
характеристик автомобиля

Общие указания

Основной задачей тягового расчета является определение характеристик двигателя и трансмиссии, обеспечивающих требуемые тягово-скоростные свойства и топливную экономичность автомобиля в заданных условиях эксплуатации.

Тяговые расчеты выполняются при проектировании нового автомобиля или модернизации существующего в два этапа. На первом – предварительном этапе, определяются параметры требуемой внешней скоростной характеристики двигателя и передаточные числа трансмиссии по упрощенной методике, элементы которой приведены ниже.

На практике полученные параметры обычно уточняются разработчиком на втором этапе с помощью имитационного моделирования движения автомобиля на компьютере.

В работе решаются следующие задачи по расчету тягово-динамических характеристик автомобиля: подбор двигателя (расчет максимальной мощности), внешняя скоростная характеристика двигателя, расчет передаточных чисел трансмиссии, расчет кинематической скорости автомобиля по передачам, тяговая характеристика автомобиля, динамическая характеристика автомобиля, характеристика динамики разгона автомобиля, топливно-экономическая характеристика.

Исходные данные для расчета

Обычно необходимые расчетные данные берутся их технического задания на проектирование автомобиля. При проведении данного расчета используются технические параметры автомобиля-прототипа.

Ниже приводится перечень исходных данных, необходимых для выполнения практического задания.

Полная масса автомобиля (автопоезда) 26805 кг, в том числе: на переднюю ось 4375 кг, на заднюю ось (тележку) 10930 кг.

База 3,85 м.

Колея передних колес 2,025 м.

Высота автомобиля 3,328 м, вместо и может быть указана лобовая площадь 674 м2 ().

Размер шин () 260×508 P.

Максимальная скорость 80÷100 км/ч.

Высота центра масс 1,35 м, если не приводится, то принимается для грузового автомобиля равной высоте днища платформы, для легкового автомобиля – диаметру колеса.

Коэффициент сопротивления качению 0,01007, 0,01062, если не приводится, рассчитывается по формуле:

где ‑ коэффициент сопротивления качению при движении автомобиля с малой скоростью (до 10-15 м/с) берется из таблицы 1.; ‑ скорость автомобиля, м/с.

 

 

Таблица 1. Коэффициенты сопротивления качению

Дорожные условия
Асфальтобетонная дорога: в хорошем состоянии в удовлетворительном состоянии Гравийная дорога в хорошем состоянии Булыжная дорога в хорошем состоянии Грунтовая дорога: сухая укатанная после дождя в период распутицы Песок: сухой сырой Суглинистая и глинистая целина: сухая в пластическом состоянии Обледенелая дорога Укатанная снежная дорога Рыхлый снег 0,007…0,015 0,015…0,020 0,020…0,025 0,025…0,030 0,025…0,030 0,05…0,15 0,10…0,25 0,10…0,30 0,06…0,15 0,04…0,06 0,10…0,20 0,015…0,030 0,03…0,05 0,10…0,30

 

Максимальный преодолеваемый подъем 0,18.

Коэффициент сопротивления дороги () определяется как сумма:

.

Коэффициент полезного действия трансмиссии 0,85.

Коэффициент обтекаемости 0,4636.

Радиус качения . из маркировки шины

Коэффициент коррекции 0,95.

Подбор двигателя

Мощность, необходимую для обеспечения движения автопоезда с заданной максимальной скоростью определим.

;


При дизельном двигателе максимальная мощность соответствует мощности при максимальной скорости движения . Следовательно, для проектируемого автомобиля

.

Предпочтение отдаем дизельному двигателю.

На автомобиле КАМАЗ-5320 установлен двигатель с , у которого максимальная мощность соответствует примерно средней величине рассчитываемого диапазона требуемой мощности двигателя .

В качестве прототипа принимается техническая характеристика двигателя КАМАЗ-740, которая и используется в дальнейших расчетах.

при ;
при .

Ускорение автомобиля

Максимально возможные ускорения автомобиля при движении в заданных дорожных условиях вычисляются, используя динамическую характеристику по формуле:

,

где ‑ динамический фактор;

‑ коэффициент дорожного сопротивления при предельных условиях движения (берется из задания);

‑ коэффициент учета вращающихся масс для i -ой передачи

;

‑ передаточное число коробки передач на рассчитываемой передаче.

Для одиночных автомобилей при нормальной нагрузке можно считать ; . Большие значения принимаются для более тяжелых автомобилей. Принимаем ; . Следовательно, коэффициент учета вращающихся масс для первой передачи равен:

;

для второй передачи

;

для третей передачи

;

для четвертой передачи

;

для пятой передачи

.

Ускорение автомобиля на первой передаче при угловой скорости вращения коленчатого вала равно:

.


Для остальных значений угловой скорости вращения коленчатого вала двигателя и высших передач значения ускорения автомобиля рассчитываются аналогично, результаты сводятся в таблицу 2. В таблицу вносятся также рассчитанные значения коэффициентов учета вращающихся масс , и по полученным данным на рисунке 5 строится график ускорений автомобиля. Используя график ускорений, можно определить оценочные критерии приемистости автомобиля.

Расчет расхода топлива

2.2.1 Удельный расход топлива определяется по выражению

где geN - удельный расход топлива двигателем при максимальной мощности, г/(кВт-ч).

принимаемый па 5...10% больше минимального удельного расхода gemin, задаваемого в задании:

ки - коэффициент, учитывающий изменение ge в зависимости от с тепени исполь­зования мощности И. определяемый при приближенных расчетах по выражениям.

для дизельных двигателей

для карбюраторных двигателей

KE - коэффициент, учитывающий изменение ge в зависимости от степени использования угловой скорости коленчатого вала двигателя E, определяемый для всех типов автомоби­лей по выражению.

 

Результаты расчета ки, кE и ge заносятся в таблицу 8.

2.2.2 Путевой расход топлива рассчитывается по выражению (2.1). Результаты расчета заносятся в таблицу 8. и представляются на рисунке 8. в виде топливно-экономической характеристики автомобиля. Кривая Gs(v) при значении коэффици­ента дорожного сопротивления

ψ = ψ v+ 0,005 строится до значения скорости v mах, соот­ветствующего балансу мощности при этом коэффициенте дорожного сопротивления и определяемого но перпендикуляру, опущенному на ось скоростей из точки А на графике баланса мощности, рисунок 7.

 

Список литературы

1. Гришкевич А.И. Автомобили: Теория. – Мн. Высшая школа, 1986 – 208 с.

2. Артамонов М.Д., Илларионов В.А., Морин М.М. Теория автомобиля и автомобильного двигателя. Учебник для техникумов. М. «Машиностроение», 1968 – 283 с.

3. Борисов Л.Л. Расчет тягово-динамических характеристик автомобиля. Методические указания. Белорусско-Российский университет, 2002 – 15 с.

 

 

Методические указания

К выполнению курсовой работы

по дисциплине

«Автомобили»

для студентов специальности

1-37 01 06 «Техническая эксплуатация автомобилей»,

1-37 01 07 «Автосервис».

 


 

 

Брест 2012.

 

Учебное издание

 

 

Составитель:

Казаков Борис Леонидович

 

Методические указания

К выполнению курсовой работы

по дисциплине

«Автомобили»

для студентов специальности

Техническая эксплуатация автомобилей»,

Автосервис»

 

Ответственный за выпуск: Казаков Б.Л.

Редактор: Строкач Т.В.

Компьютерная вёрстка:

Корректор:

 

 

УДК 629 133.

 

 

Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Автомобили» для студентов специальности 1-37 01 06 «Техническая эксплуатация автомобилей»,

1-37 01 07 «Автосервис» содержат материал для выполнения тягово-динамического расчета с примером, топливно-экономического расчета, пример выполнения чертежей и описания устройства конструкции коробки передач. Методические указания составлены в соответствии с программами курса «Автомобили» специальности 1-37 01 06 «Техническая эксплуатация автомобилей», 1-37 01 07 «Автосервис» для студентов дневной, заочной, сокращенной форм обучения.

 

Составитель: Казаков Б.Л. ст. преподаватель кафедры ТЭА.

 

Рецензент: Ринкевич А.В. начальник СТО «МАЗ» СП «Веставто» ОАО г. Бреста.

 

 

Учреждение образования

«Брестский государственный технический университет», 2012.

 

ПРИНЯТЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

 

G 0- собственный вес автомобиля, Н;

G а- полный вес автомобиля, Н;

Gφ - сцепной вес автомобиля, Н;

G н- номинальная грузоподъемность автомобиля, Н;

G 1 - вес, приходящийся на переднюю ось автомобиля, Н;

G 2- вес, приходящийся на заднюю ось автомобиля, Н;

т а - масса автомобиля, кг;

т 1 - масса приходящаяся на переднюю ось автомобиля, кг;

m 2- масса приходящаяся на заднюю ось автомобиля, кг;

L - продольная база автомобиля, м;

В а - ширина колеи автомобиля, м

Н - высота автомобиля, м;

h 0 - высота центра масс (тяжести) автомобиля, м;

h кр - высота тягово-сцепного устройства прицепа, м;

hw - высота центра парусности, м;

h н - расстояние о низшей точки автомобиля до опорной поверхности, м;

а - расстояние от центра масс (тяжести) автомобиля до передней оси, м;

b - расстояние от центра масс (тяжести) автомобиля до задней оси, м;

с - расстояние от центра тяжести до центра низшей точки автомо­биля по горизонтали, м;

R п - продольный радиус проходимости автомобиля, м;

R поп- поперечный радиус проходимости автомобиля, м;

n е - частота вращения коленчатого вала двигателя, об/мин;

n - частота вращения ведущих колес автомобиля, об/мин;

ω е - угловая скорость коленчатого вала двигателя, с -1;

ω к - угловая скорость ведущих колес автомобиля, с -1;

v а - скорость движения автомобиля, м/с (км/ч);

v н , v к - начальная и конечная скорости движения автомобиля, м/с (км/ч);

i к- передаточное число коробки перемены передач;

i дк - передаточное число дополнительной коробки перемены передач;

i 0 - передаточное число главной передачи;

i тр - передаточное число трансмиссии;

r к - радиус качения колеса;

F к- площадь пятна контакта колеса с дорогой, м2;

Р к- касательная сила тяги, Н;

Р т- тормозная сила между колесами и дорогой, Н

Р кр - сила тяги на крюке, Н;

Р х, Р у, P z- горизонтальная, боковая, нормальная силы действую­щие на колесо, Н;

Pf - сила сопротивления качению, Н;

Рψ - сила сопротивления дороги, Н;

Pi - сила сопротивления подъему, Н;

Pw - сила сопротивления воздуха, Н;

Pj - сила сопротивления разгону (сила инерции поступательно движущихся масс), Н;

Р тр- сила трения в трансмиссии, Н;

Р тд- сила трения в двигателе, переведенная к ведущим колесам, Н;

Rz 1- нормальная реакция дороги на передние колеса, Н;

Rz 2- нормальная реакция дороги на задние колеса, Н;

М е - эффективный крутящийся момент на коленчатом валу двига­теля, Н- м;

M тк - тормозной момент на ведущих колесах, Н*м;

Vh - рабочий объем двигателя, дм3 (л);

Sп - ход поршня, м;

М к - крутящийся момент на ведущих колесах, Н-м;

Mf - момент сопротивления качению автомобиля, Н-м;

М тр - момент силы трения в трансмиссии, Н-м;

М тд - момент силы трения в двигателе, Н-м;

М тк - суммарный момент трения на колесных тормозах, Н-м;

Ne - эффективная мощность двигателя, кВт;

N к- мощность, подводимая к ведущим колесам, кВт;

Nf - мощность, затрачиваемая для преодоления сил сопротив­ления качению, Н-м;

Nψ - мощность затрачиваемая для преодоления сил сопротив­ления дороги, кВт;

N i - мощность, для преодоления сил сопротивления подъему, кВт;

Nw - мощность затрачиваемая для преодоления сил сопротив­ления воздуха, кВт;

N j - мощность затрачиваемая для преодоления сил сопротивления разгону (сил инерции), кВт;

N тр- мощность, затрачиваемая для преодоления сил трения в двигателе, кВт;

g e(N emax) - удельный расход топлива при максимальной мощ­ности, г/кВт ·ч;

kп - коэффициент использования частоты вращения коленчатого вала двигателя;

kN - коэффициент использования мощности двигателя;

D - динамический фактор;

D сц - динамический фактор по сцеплению ведущих колес с дорогой;

ηтр - коэффициент полезного действия трансмиссии;

ηм- механический коэффициент полезного действия двигателя;

G s- путевой расход топлива двигателем, л/100 км;

G т- часовой расход топлива двигателем, кг/ч;

G тр - расход топлива на единицу транспортной работы, л/т ·км;

ρт - плотность топлива, кг/л;

g - ускорение силы тяжести, м/с2;

f - коэффициент сопротивления качению;

f0 - коэффициент сопротивления качению при движении с малой скоростью (≤ 14 м/с);

ψ - коэффициент сопротивления дороги;

φ - коэффициент сцепления колес с дорогой;

b ш- высота профиля шины, мм;

b у- ширина профиля шины, мм;

λш - коэффициент деформации шины;

d - внутренний (посадочный) диаметр шины, мм (дюймы);

D ст - статистический диаметр шины, м;

α - угол подъема (уклона) дороги, град;

β - угол бокового наклона дороги, град;

γ 1, γ 2 - передний и задний углы свеса автомобиля (углы въезда и съезда), град;

δ - коэффициент буксования колес;

δвр - коэффициент учета вращающихся масс;

j, j3 - ускорение и замедление автомобиля, м/с2;

kw - коэффициент обтекаемости автомобиля, Н·с24;

Fw - площадь лобового сопротивления автомобиля (миделево сечение), м2;

W a = Kw·Fw - фактор обтекаемости, Н·с22;

J дв- момент инерции вращающихся деталей двигателя, Н·м·с2;

J к- момент инерции колеса автомобиля, Н·м·с2;

θн - угол поворота наружного управляемого колеса, град;

θв - угол поворота внутреннего управляемого колеса, град;

θ - средний угол поворота управляемых колес, град;

θmax - максимальный средний угол поворота управляемых колес, град;

θ ук - угол поворота рулевого колеса автомобиля, град;

λ0 - угол между осями поворотных цапф, град;

i ру = i рм· i рп - передаточное число рулевого механизма;

i рм - передаточное число рулевого редуктора;

i рп- передаточное число рулевого привода;

R - радиус поворота автомобиля, м;

R min- минимальный радиус поворота автомобиля, м;

R раб max - внешний габаритный радиус поворота автомобиля, м;

R раб min - внутренний габаритный радиус поворота автомобиля, м;

R п- радиус поворота прицепа, м;

R кт- наименьший радиус поворота наиболее удаленной точки тя­гача от центра поворота, м;

1 Элементы расчета тягово-динамических
характеристик автомобиля

Общие указания

Основной задачей тягового расчета является определение характеристик двигателя и трансмиссии, обеспечивающих требуемые тягово-скоростные свойства и топливную экономичность автомобиля в заданных условиях эксплуатации.

Тяговые расчеты выполняются при проектировании нового автомобиля или модернизации существующего в два этапа. На первом – предварительном этапе, определяются параметры требуемой внешней скоростной характеристики двигателя и передаточные числа трансмиссии по упрощенной методике, элементы которой приведены ниже.

На практике полученные параметры обычно уточняются разработчиком на втором этапе с помощью имитационного моделирования движения автомобиля на компьютере.

В работе решаются следующие задачи по расчету тягово-динамических характеристик автомобиля: подбор двигателя (расчет максимальной мощности), внешняя скоростная характеристика двигателя, расчет передаточных чисел трансмиссии, расчет кинематической скорости автомобиля по передачам, тяговая характеристика автомобиля, динамическая характеристика автомобиля, характеристика динамики разгона автомобиля, топливно-экономическая характеристика.

Исходные данные для расчета

Обычно необходимые расчетные данные берутся их технического задания на проектирование автомобиля. При проведении данного расчета используются технические параметры автомобиля-прототипа.

Ниже приводится перечень исходных данных, необходимых для выполнения практического задания.

Полная масса автомобиля (автопоезда) 26805 кг, в том числе: на переднюю ось 4375 кг, на заднюю ось (тележку) 10930 кг.

База 3,85 м.

Колея передних колес 2,025 м.

Высота автомобиля 3,328 м, вместо и может быть указана лобовая площадь 674 м2 ().

Размер шин () 260×508 P.

Максимальная скорость 80÷100 км/ч.

Высота центра масс 1,35 м, если не приводится, то принимается для грузового автомобиля равной высоте днища платформы, для легкового автомобиля – диаметру колеса.

Коэффициент сопротивления качению 0,01007, 0,01062, если не приводится, рассчитывается по формуле:

где ‑ коэффициент сопротивления качению при движении автомобиля с малой скоростью (до 10-15 м/с) берется из таблицы 1.; ‑ скорость автомобиля, м/с.

 

 

Таблица 1. Коэффициенты сопротивления качению

Дорожные условия
Асфальтобетонная дорога: в хорошем состоянии в удовлетворительном состоянии Гравийная дорога в хорошем состоянии Булыжная дорога в хорошем состоянии Грунтовая дорога: сухая укатанная после дождя в период распутицы Песок: сухой сырой Суглинистая и глинистая целина: сухая в пластическом состоянии Обледенелая дорога Укатанная снежная дорога Рыхлый снег 0,007…0,015 0,015…0,020 0,020…0,025 0,025…0,030 0,025…0,030 0,05…0,15 0,10…0,25 0,10…0,30 0,06…0,15 0,04…0,06 0,10…0,20 0,015…0,030 0,03…0,05 0,10…0,30

 

Максимальный преодолеваемый подъем 0,18.

Коэффициент сопротивления дороги () определяется как сумма:

.

Коэффициент полезного действия трансмиссии 0,85.

Коэффициент обтекаемости 0,4636.

Радиус качения . из маркировки шины

Коэффициент коррекции 0,95.

Подбор двигателя

Мощность, необходимую для обеспечения движения автопоезда с заданной максимальной скоростью определим.

;


При дизельном двигателе максимальная мощность соответствует мощности при максимальной скорости движения . Следовательно, для проектируемого автомобиля

.

Предпочтение отдаем дизельному двигателю.

На автомобиле КАМАЗ-5320 установлен двигатель с , у которого максимальная мощность соответствует примерно средней величине рассчитываемого диапазона требуемой мощности двигателя .

В качестве прототипа принимается техническая характеристика двигателя КАМАЗ-740, которая и используется в дальнейших расчетах.

при ;
при .



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.241 (0.275 с.)