Подъемные машины и проходческие лебедки



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подъемные машины и проходческие лебедки



4.9.1. Людские и грузолюдские подъемные установки должны иметь электрический привод. Асинхронный привод с реостатным управлением должен быть оснащен системой динамического торможения. Система динамического торможения в случае нарушения ее схемы должна воздействовать на предохранительный тормоз.

Лебедки, служащие для спуска и подъема людей в клетях и вагонетках по наклонным и вертикальным выработкам, должны отвечать всем требованиям, предъявляемым к подъемным машинам.

4.9.2. При проходке вертикальных стволов, шурфов, скважин для навески проходческого оборудования и осуществления спуско-подъемных операций с различным оборудованием и материалами должны применяться проходческие лебедки, отвечающие требованиям действующих стандартов, Правил технической эксплуатации проходческих лебедок и подвесного оборудования, утвержденных Минуглепромом СССР 07.05.84 и настоящих Правил.

4.9.3. Подъемные машины и лебедки должны быть снабжены аппаратом (индикатором), показывающим машинисту положение сосудов в стволе.

При работе подъемной машины на проходке или углубке ствола на реборде барабана должна наноситься отметка положения верхнего среза раструба проходческого подвесного полка.

На лебедках, предназначенных для подвески оборудования, при проходке вертикальных стволов индикатор глубины не требуется.

Каждая подъемная машина должна иметь исправно действующие:

а) самопишущий скоростемер (для машин со скоростью свыше 3 м/с, установленных на поверхности). Тахограммы должны храниться в течение 3 месяцев;

б) вольтметр и амперметр;

в) манометры, показывающие давление сжатого воздуха или масла в тормозной системе.

4.9.4. В каждой подъемной машине и лебедке должны быть механическое рабочее и предохранительное торможение с независимым друг от друга включением привода, воздействующее на орган навивки.

В проходческих лебедках и лебедках для спасательных лестниц (скорость движения концевого груза не более соответственно 0,2 и 0,35 м/с) должны быть маневровый тормоз на валу двигателя или на промежуточном валу, предохранительный тормоз, стопорное устройство на барабане (храповичный останов) и устройство блокировки, исключающее пуск электродвигателя в направлении спуска груза при включенных предохранительном тормозе и стопорном устройстве.

4.9.5. В заторможенном (неподвижном) состоянии подъемной машины (лебедки) отношения величин моментов, создаваемых предохранительным тормозом к статическим моментам должны быть не менее приведенных в таблице 4.5.

Таблица 4.5

Угол наклона, град. До 20 30 и более
К=Мторм./Мстат. 2,1 2,6 3,0

Значение коэффициента К для промежуточных углов наклона, не указанных в таблице 4.5, определяется путем линейной интерполяции.

Для выработок с переменными углами наклона тормозной момент должен рассчитываться для каждого из участков пути с постоянным углом наклона и приниматься по наибольшему из полученных значений.

Рабочий тормоз в неподвижном состоянии подъемной машины должен обеспечивать получение момента, не менее создаваемого предохранительным тормозом. Рабочий тормоз для машин со шкивами трения (пружинно-пневматическим с грузовой частью привода тормоза) может создавать момент меньший, чем тот, что создается предохранительным тормозом, но не менее двукратного относительно статического момента.

При перестановке барабанов тормозное устройство, как при предохранительном, так и при рабочем торможении должно развивать на заклиненном барабане момент, равный не менее 1,2 статического момента, создаваемого массой порожнего сосуда и массой головного и уравновешивающего канатов. При расцеплении барабанов переставной барабан (переставная часть разрезного барабана) должен быть заторможен стопорным устройством, обеспечивающим не менее чем трехкратный максимальный статический момент. При перестановке барабана и перемещении сосуда пребывание людей в сосуде и стволе не допускается.

У проходческих лебедок и лебедок для спасательных лестниц (со скоростью движения концевого груза до соответственно 0,2 и 0,35 м/с) тормозные моменты, создаваемые отдельно как маневровым, так и предохранительным тормозом, должны быть не менее двукратного по отношению к наибольшему статическому моменту нагрузки, причем включение предохранительного тормоза должно сопровождаться автоматическим срабатыванием маневрового тормоза.

4.9.6. Продолжительность холостого хода предохранительного тормоза действующих подъемных машин не должна превышать:

— 0,5 секунды — при пневмогрузовом приводе и при пружинно-грузовом пневматическом приводе;

— 0,6 секунды — при гидрогрузовом приводе;

— 0,3 секунды — при пневмопружинном и гидропружинном приводах, а также для всех вновь создаваемых конструкций тормозных устройств.

Время срабатывания тормоза, независимо от типа привода тормоза, не должно превышать 0,8 секунд. Для подъемных машин со шкивами трения, оснащенных системами избирательного или автоматически регулируемого предохранительного торможения, это требование распространяется только на режим спуска груза (противовеса).

Для проходческих лебедок продолжительность холостого хода не должна превышать 1,5 секунд.

Одноконцевые подъемные установки в наклонных выработках, на которых регулировкой тормозной системы не удается исключить набегание вагонеток на канат при предохранительном торможении, должны иметь устройство, управляющее предохранительным тормозом при его включении и исключающее набегание в режиме подъема, а также обеспечивающее в момент остановки барабана машины тормозной момент величиной не менее предусмотренной пунктом 4.9.5 этих Правил. Время срабатывания предохранительного тормоза при этом может превышать 0,8 секунд.

Под холостым ходом тормоза подразумевается время, протекающее с момента разрыва цепи защиты до момента появления усилия в исполнительном органе тормоза.

Под временем срабатывания тормоза следует понимать время, протекающее с момента разрыва цепи защиты до момента появления тормозного усилия, равного по величине статическому.

4.9.7. После замены элементов тормозной системы (тормозные колодки, тяги, цилиндры и др.) и изменений концевой нагрузки необходимо производить испытания тормозной системы специализированной наладочной организацией. Результаты испытания оформляются актом.

4.9.8. На вертикальных и наклонных (на строящихся и реконструируемых шахтах) поверхностных грузолюдских и людских подъемах навивка канатов на барабаны машин должна быть однослойной.

На подъемных машинах грузовых вертикальных подъемов, установленных на поверхности, подъемов фланговых и вентиляционных стволов, служащих для перевозки людей в аварийных случаях, людских и грузолюдских подъемов в подземных выработках с углом наклона от 30° до 60° допускается двухслойная навивка канатов на барабаны.

Трехслойная навивка допускается на всех остальных эксплуатационных подъемах и при проходке вертикальных и наклонных выработок.

На аварийно-ремонтных и вспомогательных грузовых подъемных установках (породные отвалы, подъем грузов на эстакады и др.), а также на проходческих (скорость не выше 0,4 м/с) лебедках и лебедках для спасательных лестниц (скорость до 0,35 м/с) допускается многослойная навивка.

При наличии более одного слоя навивки канатов на барабаны должны соблюдаться следующие условия:

а) реборда барабана должна выступать над верхним слоем на 2,5 диаметра каната;

б) за критическим участком каната длиной в четверть последнего витка нижнего ряда (переход на верхний ряд) должно вестись усиленное наблюдение (учет разорванных в этом месте проволок) и осуществляться передвижение каната на четверть витка через каждые 2 месяца.

Барабаны проходческих лебедок должны иметь реборды с двух сторон, выступающие над верхним слоем навивки не менее чем на 2,5 диаметра каната.

На действующих наклонных подъемных установках при доработке горизонтов допускается по согласованию с территориальным органом Госнадзорохрантруда Украины превышение указанного числа слоев на один при условии выполнения требований подпунктов «а» и «б» и при наличии устройства для плавного перехода каната с одного слоя на другой, а при четырехслойной навивке каната на барабан, кроме того, при наличии защиты, исключающей возможность работы подъема при навивке каната на пятый слой.

На проходческих лебедках, имеющих скорость не выше 0,4 м/с, допускается иметь высоту реборды над верхним слоем навивки не менее 1,5 диаметра каната.

Футеровка барабанов должна иметь нарезанные канавки независимо от числа слоев навивки каната.

Наличие футеровки и нарезанных канавок на барабанах проходческих лебедок (скорость не выше 0,2 м/с) и лебедок для спасательных лестниц (скорость до 0,35 м/с) не обязательно.

При строительстве и реконструкции шахт с блочной схемой вскрытия и при проходке фланговых стволов, а также при необходимости проведения выработок околоствольного двора через скиповой ствол разрешается двухслойная или трехслойная навивка канатов на барабан грузолюдских подъемов на указанных стволах в период проведения горизонтальных и наклонных выработок. При этом, кроме соблюдения условий, указанных выше, шахтостроительной организацией должны разрабатываться и согласовываться с территориальным органом Госнадзорохрантруда Украины дополнительные мероприятия, обеспечивающие безопасность спуска и подъема людей.

4.9.9. Для ослабления натяжения каната в месте его прикрепления к барабану на поверхности последнего должно быть не менее трех витков трения, футерованных деревом, прессмассой или другим материалом, согласованным с заводом-изготовителем машины и МакНИИ, и не менее пяти витков трения на барабанах без футеровки.

4.9.10. Проходческие лебедки, используемые для навески полков, опалубки, направляющих канатов, а также лебедки для наращивания технологических трубопроводов, установки тюбингов и элементов армировки должны быть оборудованы устройствами контроля натяжения канатов.

Требования к обслуживанию

4.10.1. Ежесменно перед началом перевозки людей клети, подвесные устройства должны осматриваться дежурным электрослесарем с записью в Книге осмотра подъемной установки (приложение 5).

Подъемные сосуды, парашюты, стопоры, подвесные устройства, направляющие башмаки, посадочные, загрузочные и разгрузочные устройства, направляющие и отклоняющие шкивы, их футеровка и подшипники, тормозная система и другие элементы подъемной машины, аппаратура защиты и система управления должны осматриваться и проверяться ежесуточно лицом, имеющим соответствующую квалификацию и назначенным приказом руководителя предприятия для этой цели и в течение недели механиком подъема. Этим же лицом армировка должна ежесуточно осматриваться при скорости движения сосудов до 1 м/с и не реже одного раза в неделю при скорости движения 0,3 м/с. Участки стволов, находящиеся в ремонте, должны осматриваться ежесуточно при скорости 0,3 м/с. Одновременно с осмотром армировки ствола должен производиться осмотр крепи назначенным приказом руководителя предприятия специально обученным лицом.

Допускается одновременное проведение осмотра армировки в смежных отделениях ствола при разности отметок по высоте между подъемными сосудами, из которых производится осмотр, не более 5 м.

Перед навеской нового каната и в дальнейшем не реже одного раза в квартал шкивы подлежат осмотру главным механиком шахты или старшим механиком. При этом должны измеряться сечение желоба и толщина его тела и производиться зарисовка наиболее изношенного места желоба.

Главный механик шахты ежемесячно, а старший механик не реже одного раза в 15 дней, должны производить проверку правильности работы предохранительного тормоза, защитных устройств и исправность всех остальных вышеуказанных элементов подъемной установки. Результаты осмотров должны заноситься в Книгу осмотра подъемной установки.

Копры должны осматриваться комиссией под председательством главного инженера шахты.

Осмотр металлических и железобетонных копров должен производиться один раз в год, а деревянных и проходческих — два раза в год.

Каждое копровое сооружение должно иметь паспорт технического состояния, составляемый работодателем (собственником) сооружения на основании акта государственной приемочной комиссии строительно-монтажных работ или заключения специализированной организации после обследования сооружения.

Нормативный срок службы или срок следующего обследования должен указываться в паспорте копрового сооружения.

В случае обнаружения отклонений от нормальной эксплуатации копров, а также если срок службы металлических и железобетонных копров истек, они должны обследоваться комиссией под руководством главного инженера шахты с привлечением экспертных организаций или институтов, имеющих Разрешение Госнадзорохрантруда Украины на право выполнения работ по экспертному обследованию и технической диагностике с целью установления возможности дальнейшей эксплуатации копра.

4.10.2. Осмотр проходческих лебедок должен производить ежесменно и перед каждой спуско-подъемной операцией — электрослесарь, один раз в неделю — механик проходки (участка), один раз в месяц — главный механик шахтопроходческого (шахтостроительного) управления.

Результаты осмотров должны заноситься в Книгу осмотра проходческих лебедок и их канатов, которая приводится в приложении 1 к Правилам технической эксплуатации проходческих лебедок и подвесного оборудования, утвержденным Минуглепромом СССР 07.05.84.

4.10.3. Машинистами подъемных машин назначаются лица, прошедшие специальное обучение, 2-месячную стажировку, получившие соответствующее свидетельство и допущены к самостоятельной роботе комиссией, возглавляемой главным механиком шахты.

Машинистами людских и грузолюдских, а также многоканатных подъемов назначаются лица, проработавшие не менее 1 года на грузовых подъемных машинах. При проходке и углубке стволов машинистами подъемов должны назначаться лица, прошедшие специальное обучение, прошедшие 3-месячную стажировку на подъеме при проходке ствола и получили соответствующее свидетельство.

При переходе на управление с одной машины на другую, а также при перерыве в работе более 30 календарных дней обязательна стажировка. Срок стажировки определяется главным механиком шахты.

Не реже одного раза в год производится проверка знаний у машинистов комиссией под председательством главного механика шахты.

4.10.4. В часы спуска и подъема смены людей, кроме сменного, должен быть второй машинист, имеющий право на управление этой машиной, в обязанности которого входит наблюдение за процессом подъема и спуска и принятие необходимых мер в случае нарушения нормальной работы подъемной машины или неправильных действий сменного машиниста.

4.10.5. Машинист, принимающий смену, перед началом работы обязан проверить исправность машины согласно Инструкции для машинистов шахтных подъемных установок, утвержденной Минуглепромом СССР 02.03.82. Производить спуск и подъем людей разрешается после предварительного перегона обоих подъемных сосудов вниз-вверх вхолостую.

Результаты проверки машинист обязан занести в Книгу приемки и сдачи смен (приложение 6). В книге ставится подпись проверяющих (механика подъема, главного механика шахты или организации, в состав которой входит предприятие), в день проверки подъемной машины.

О всех замеченных неисправностях машинист подъемной машины обязан сообщить механику подъема или главному механику шахты и горному диспетчеру. Причины неисправностей и меры, принятые для их устранения, должны заноситься в указанную книгу механиком подъема.

Разрешить дальнейшее выполнение работы могут только главный механик или механик подъема после устранения неисправности.

4.10.6. Во время работы клетевого подъема на приемной (посадочной) площадке надшахтного здания должны находиться рукоятчики, а в околоствольных дворах действующих горизонтов — стволовые. При разносторонней посадке в клеть и при выходе людей из клети рукоятчики и стволовые должны иметь помощников, находящихся по другую сторону клети.

На всех приемных площадках стволов, оборудованных механическим подъемом и служащих для выдачи людей только в аварийных случаях, согласно плану ликвидации аварий, наличие стволовых и рукоятчиков во всех сменах обязательно. Это требование распространяется и на машинистов подъемных машин.

Если одновременно происходит посадка людей в несколько этажей многоэтажной клети или выход из них, то на каждой приемной площадке должен находиться рукоятчик, а в околоствольном дворе — стволовой. Эти рукоятчики и стволовые дают сигналы соответственно главному рукоятчику и главному стволовому.

На промежуточных горизонтах, на которых не производится прием и выдача грузов и имеется рабочая сигнализация машинисту и рукоятчику, а также прямая телефонная связь с ними, допускается спуск (подъем) людей при отсутствии на них стволовых при следующих условиях:

  • в клети имеется устройство для непосредственной сигнализации рукоятчику и машинисту, а также телефонная связь;
  • в клети находится лифтер (стволовой).

При обслуживании подъемной установки лифтером из клети наличие рукоятчика и стволового не обязательно.

4.10.7. У всех посадочных пунктов и в машинном отделении должны быть вывешены объявления с указанием:

а) расписания подъема и спуска людей;

б) применяемых сигналов;

в) числа людей, одновременно поднимаемых и спускаемых в каждом этаже клети, бадье или людской вагонетке;

г) ответственного за безопасную организацию спуска и подъема людей.

О всех запрещениях или ограничениях пользования подъемной установкой для спуска и подъема людей в посадочных пунктах должны быть вывешены объявления и проведен инструктаж машинистов подъема, стволовых, рукоятчиков и их помощников с разъяснением причин таких запрещений или ограничений.

4.10.8. На всех приемных площадках должны быть вывешены таблицы с указанием допустимой загрузки клетей, а для подъемных установок со шкивами трения — указания об одновременной загрузке обеих клетей для предотвращения опасности скольжения. Стволовые, рукоятчики и их помощники не реже одного раза в квартал должны инструктироваться о правилах и нормах загрузки.

Спуск и подъем длинномерных материалов или крупногабаритного оборудования под клетью должен производиться под руководством должностного лица по паспорту, утвержденному главным инженером шахты, составленному в соответствии с Временными требованиями безопасности к технологии и средствам для спуска негабаритных грузов под подъемными сосудами, утвержденными Минуглепромом СССР 21.04.80. Об этом необходимо заранее сообщить диспетчеру, стволовым промежуточных горизонтов, рукоятчику и машинисту подъема.

4.10.9. Перед вводом в эксплуатацию и в дальнейшем один раз в год специализированная наладочная организация с участием представителей энергомеханической службы шахты должна производить ревизию и наладку подъемной установки в объемах, предусмотренных Руководством по ревизии, наладке и испытанию шахтных подъемных установок, утвержденным Минуглепромом СССР 26.07.79. Это требование не распространяется на грузовые лебедки, предназначенные для спуска-подъема оборудования и материалов.

Электрическая часть и аппаратура автоматизированных подъемных установок подлежит ревизии и наладке через 6 месяцев.

Не реже одного раза в год маркшейдерская служба шахты или специализированная организация, имеющая на это право, выполняет проверку геометрической связи шахтного подъема и копра в соответствии с Маркшейдерскими работами на угольных шахтах и разрезах. Инструкция, утвержденная приказом Минтопэнерго от 12.12.2000 № 561. По результатам проверки составляется акт, который утверждается главным инженером шахты. Один экземпляр этого акта передается главному механику шахты, другой — остается в маркшейдерской службе шахты.

После ревизии и наладки подъемной установки главный механик шахты и представитель наладочной организации производят ее контрольные испытания. О проведении контрольных испытаний составляется протокол, который утверждается руководителем или главным инженером шахты. Через 6 месяцев после ревизии и наладки каждая эксплуатационная и проходческая подъемная установка должна подвергаться техническому осмотру и испытанию комиссией под руководством главного механика шахты.

Объем технического осмотра и испытания определяется Инструкцией по техническому осмотру и испытанию эксплуатационных и проходческих подъемных установок, утвержденной Минуглепромом СССР 26.08.76, Минхимпромом СССР 27.08.76, Минцветметом СССР 17.08.76, Минчерметом СССР 23.08.76 и Минстройматериалов СССР 12.08.76.

По результатам осмотра и испытания составляется акт в двух экземплярах, один из которых остается у главного механика шахты, другой — передается главному инженеру.

4.10.10. Подъемные машины, срок службы которых согласно заводской документации истек, должны обследоваться комиссией под руководством главного механика шахты с участием представителей наладочной организации и одной из трех организаций: НИИГМ, МакНИИ, ЭТЦ.

Решение о возможности дальнейшей эксплуатации машины на срок до 5 лет принимается этой комиссией на основании результатов ревизии, наладки и экспертного заключения одной из организаций, имеющих Разрешение Госнадзорохрантруда Украины на проведение этой работы.

4.10.11. На каждой подъемной установке должны быть:

а) график работы подъема, утвержденный главным инженером шахты, с указанием времени, необходимого для производства ежесуточных осмотров элементов подъемной установки;

б) паспорт подъемной машины и редуктора;

в) детальная схема тормозного устройства с указанием основных размеров;

г) исполнительные электрические схемы (принципиальные, монтажные);

д) схема парашютных устройств с контролируемыми размерами;

е) инструкция для машинистов подъемных установок;

ж) прошнурованные книги: Книга осмотра подъемной установки (приложение 5), Книга осмотра канатов и их расхода (приложение 7), Книга приемки и сдачи смен (приложение 6), Книга осмотра стволов.

Схема тормозного устройства, исполнительная электрическая схема, схема парашютных устройств и инструкция для машиниста должны быть вывешены в машинном помещении.



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.234.169 (0.01 с.)