ТОП 10:

Обеспечивает укрепление законности в судебной деятельности нижестоящих судов, повышение качества судебных решений и оказывает важное влияние на судебную практику.



Отличие надзорной инстанции от кассационной. Разница между данными стадиями состоит, прежде всего, в том, что в порядке судебного надзора, в отличие от кассационного, пересматриваются уже вступившие в законную силу судебные решения, которые, возможно, уже обращены к исполнению либо даже частично или полностью исполнены.

Другое различие между этими стадиями заключается в том, что в кассационном порядке соответствующее судебное решение может быть пересмотрено только один раз, а в порядке судебного надзора оно может быть пересмотрено неоднократно, поскольку судебно-надзорных инстанций несколько и одна (вышестоящая) обладает правом пересмотра решений другой (нижестоящей).

И, наконец, очень важным отличием является то, что кассационная жалоба или протест влекут за собой обязательное рассмотрение дела в суде второй инстанции, тогда как надзорное производство возбуждается только при наличии усмотрения соответствующих должностных лиц судебных или прокурорских органов.


Вопрос 101. Порядок возбуждения надзорного производства.

Сведения о том, что вступившие в законную силу приговор, определение, постановление являются незаконным или необоснованным, могут быть получены от осужденного, оправданного, их защитников и законных представителей, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей. Кроме того, с просьбами о принесении протеста могут обращаться любые граждане, учреждения и организации. Судебная ошибка может быть обнаружена и непосредственно при проверке деятельности нижестоящих судебных органов вышестоящими.

Жалоба должна быть рассмотрена не позднее одного месяца со дня ее поступления, а в случае истребования уголовного дела – не позднее одного месяца со дня поступления дела. Срок рассмотрения по жалобе, требующей дополнительного изучения и проверки, может быть продлен лицами, указанными в статье 404 настоящего Кодекса, до двух месяцев со дня поступления дела. В случае значительного объема или особой сложности уголовного дела срок, предусмотренный настоящей статьей, может быть продлен указанными лицами до трех месяцев.

Жалоба о пересмотре приговора, постановления, определения должна содержать:

1) наименование органа (лица), которому адресуется жалоба;

2) данные о лице, подавшем жалобу, с указанием его места жительства или места пребывания и процессуального положения;

3) указание на приговор, постановление (определение) и последующие судебные постановления по делу, содержание принятых решений и наименования судов, их постановивших;

4) доводы лица, подавшего жалобу, с указанием на то, в чем заключается неправильность приговора или иного судебного постановления и в чем состоит его просьба;

Подпись лица, подавшего жалобу.

Если жалоба ранее подавалась в надзорную инстанцию, в ней должно быть указано на это, а также на решение, принятое по жалобе. К жалобе должны быть приложены заверенные судом копии судебных постановлений, вынесенных по делу, а также решения нижестоящей инстанции, если она рассматривала поданную ей жалобу в порядке надзора. К жалобе, поданной защитником или представителем, должен быть приложен документ, подтверждающий их полномочия.

Основанием к возбуждению надзорного производства является наличие данных о незаконности или необоснованности приговора, определения или постановления суда по истребованному уголовному делу.

Усмотрев, что приговор, определение или постановление суд по истребованному уголовному делу являются незаконными или необоснованными, лица, указанные в ст. 404 (Председатель Верховного Суда, Генпрокурор; их замы; председатели областных и Мингорсуда, прокуроры областей и г. Минска), приносят протест и направляют дело с протестом в соответствующую надзорную инстанцию.

В случае, если лицо, истребовавшее дело, не обнаружило в нем основания для принесения протеста, дело возвращается в суд, из которого оно было истребовано. Протест в этом случае не приносится, о чем сообщается лицам, по жалобам которых дело было истребовано для проверки (ст. 410 УПК).


Вопрос 102. Суды, рассматривающие уголовные дела в порядке надзора.

Статья 407. Суды, рассматривающие уголовные дела в порядке надзора. Президиумы областного, Минского городского судов рассматривают уголовные дела по протестам на кассационные определения этих судов и на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления районных (городских) судов.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь рассматривает уголовные дела по протестам на постановления президиумов областных, Минского городского судов или при отсутствии кворума в президиумах указанных судов по протестам на вступившие в законную силу приговоры, определения, постановления районных (городских) судов, а также приговоры, определения, постановления областных, Минского городского судов, если они не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде Республики Беларусь.

Президиум Верховного Суда Республики Беларусь рассматривает уголовные дела по протестам на приговоры и определения судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь.


Вопрос 103. Порядок рассмотрения уголовных дел в порядке надзора.

Статья 411. Порядок рассмотрения уголовного дела по протесту. Уголовное дело по протесту на вступившие в законную силу приговор, определение, постановление суда рассматривается надзорной инстанцией в судебном заседании не позднее одного месяца, а Пленумом Верховного Суда Республики Беларусь – не позднее трех месяцев со дня поступления уголовного дела с протестом.

В необходимых случаях на заседание суда, рассматривающего уголовное дело в порядке надзора, для дачи объяснений могут быть приглашены осужденный, оправданный, их защитники, законные представители, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик, представители. Приглашаемым на заседание лицам обеспечивается возможность ознакомления с протестом.

Уголовное дело докладывается председателем суда или по его назначению членом президиума или судьей, ранее не участвовавшим в рассмотрении дела. Докладчик излагает обстоятельства дела, содержание приговора, определения, постановления, протеста. Докладчику могут быть заданы вопросы судьями, рассматривающими дело. Если в судебном заседании участвуют осужденный, оправданный, их защитники, законные представители, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик, представители, они вправе после доклада судьи давать свои устные объяснения.

Затем слово предоставляется прокурору для поддержания принесенного им или вышестоящим прокурором протеста или для дачи заключения по уголовному делу, рассматриваемому по протесту председателя суда или его заместителя.

В обсуждении протеста принимают участие соответственно только члены президиумов областного, Минского городского, Президиума Верховного Суда Республики Беларусь или Пленума Верховного Суда Республики Беларусь. Президиумы областного, Минского городского, Президиум Верховного Суда Республики Беларусь и Пленум Верховного Суда Республики Беларусь выносят постановление, а судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь – определение, которые принимаются большинством голосов.

При равенстве голосов протест, рассмотренный в президиумах областного, Минского городского, Белорусского военного судов, Президиуме Верховного Суда Республики Беларусь и Пленуме Верховного Суда Республики Беларусь, считается оставленным без удовлетворения.

Определение (постановление) суда надзорной инстанции составляется в совещательной комнате. Резолютивная часть вынесенного определения (постановления) немедленно оглашается в зале судебного заседания председательствующим либо одним из судей.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 23.21.4.239 (0.007 с.)