Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Личность типа А как психологический феноменСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятия «личность типа А» и «поведение типа А» пришли в психологию личности из психосоматической медицины. М. Фридман и Р. Розенман (Friedman M., Rosenman R., 1975) подробно описали этот тип, особенности его поведения и психосоматические последствия, к которым такое поведение приводит. Анализ этих и многих других исследований в конце концов привел к формированию достаточно стойкого убеждения, что поведение типа А и обладание личностными особенностями этого типа являются фактором риска психоэмоционального дистресса. Что же входит в понятие «личность типа А» и в паттерн А‑поведения? Ядром личности типа А является сильно выраженное стремление к первенству, социальному превосходству, восприятие жизни как арены конкурентной борьбы, всегда актуальное желание быть неизменно первым, лучшим. Причем желание быть первым и лучшим во всем, чем занимается личность типа А. Не только в основном деле, в профессии, но и во всех второстепенных делах и в хобби. Важно быть первым в своей профессиональной деятельности, но важно быть лучшим и при игре в футбол или теннис, например. А если занялся коллекционированием, то «моя коллекция должна быть лучшей». И так во всех сферах социального взаимодействия личности типа А. Кроме того, для личности этого типа на поведенческом уровне характерно яркое проявление активности, напряженности, амбициозности, часто несдержанности в проявлении чувств, напористости и нетерпеливости в достижении цели. При встрече с препятствиями на пути к достижению поставленной цели личность типа А часто может проявлять не только настойчивость, но и агрессивность. Однако подчеркнем, что ядром личности является именно отмеченная выше доминирующая мотивация первенства и социальной конкуренции. Другое часто употребляемое название личности типа А – «коронарный тип». Не случайно фундаментальная работа М. Фридмана и Р. Розенмана, посвященная описанию феномена личности типа А, называется «Тип А и его сердце». Многочисленные исследования констатируют, что сердечно‑сосудистые заболевания (инфаркты, инсульты) встречаются у личностей типа А примерно в два раза чаще, чем у других людей. Это обстоятельство естественным образом связывается специалистами с личностными и поведенческими особенностями людей типа А. Стрессогенность такого личностного паттерна и такого поведения признается очевидной. Очевидным признается и рассмотрение поведения типа А в качестве фактора риска психоэмоционального дистресса. Распространенность личностей типа А неодинакова в разных социокультурных популяциях и колеблется в пределах от 45 до 76 %. Таких людей больше в городах, чем в селах, их больше также в социально‑экономически более развитых регионах (и странах), чем в менее развитых. Объединяя эти две тенденции, следовательно, можно говорить, что максимальная концентрация людей типа А будет наблюдаться в городах социально‑экономически более развитых стран, а минимальная – в селах, которые находятся к тому же в слаборазвитых регионах. Дополнительную интересную информацию на этот счет дают исследования феномена долгожительства. В начале 1980‑х гг. было завершено крупное комплексное совместное советско‑американское исследование феномена долгожительства. Предметом изучения был образ жизни как самих долгожителей, так и других людей из тех регионов, которые дают высокий процент долгожителей. В СССР исследование проводилось в республике Абхазия, а в США – в штате Кентукки. Исследование носило многоаспектный характер: изучались медицинские, социальные, психологические, этнографические аспекты проблемы. Было получено много интересных данных, касающихся образа жизни, способствующего долгожительству. Нас же в первую очередь интересует следующее. Оказалось, что поведение и личностные установки типа А нехарактерны как для самих долгожителей, так и вообще для образа жизни людей в обследованных регионах. Хотя в исследовании прямо и не использовался термин «тип А», но содержательный анализ выявленных и описанных поведенческих и личностных особенностей позволяет сделать именно этот вывод. Так, известно, что потребность в признании и в уважении является одной из базовых потребностей личности. Однако оказалось, что абсолютное большинство обследованных в связи с феноменом долгожительства людей не связывают реализацию этой потребности с конкурентным поведением, с достижением победы, социального превосходства над другими. Путями и критериями достижения уважения является нечто иное. А именно обилие родственников и друзей, их желание советоваться с человеком по собственным личным, семейным и бытовым проблемам и т. п. Таким образом, сам уклад жизни никак не подталкивает, не стимулирует и не актуализирует в человеке личностные и поведенческие особенности типа А. Однако далеко не так обстоит дело во многих других социокультурных средах, и особенно в регионах, продвинутых в плане урбанизации и социально‑экономического развития, т. е. в так называемых цивилизованных регионах и странах. Очевидно, можно с большим основанием утверждать, что тип А – это тип личности и поведения, который не только одобряется, но и культивируется современной цивилизацией. Итак, напомним, что в настоящее время очевидным признается рассмотрение поведения типа А в качестве фактора риска психоэмоционального дистресса и коронарных заболеваний. При этом считается, что таким психотравмирующим фактором для личности типа А является неуспех в социальной конкуренции, который рассматривается на субъективном уровне как фрустрация доминирующей мотивации – мотивации первенства, достижения, победы. Однако имеются экспериментальные данные, которые могут внести существенные коррективы в сложившиеся представления о том, что сам по себе неуспех в социальной конкуренции всегда является для личности типа А безусловным фактором психоэмоционального дистресса. Вместе с тем мы можем с сожалением и некоторым удивлением констатировать, что эти экспериментальные данные до сих пор не стали предметом должного внимания, а потому как в литературе, так и в устных докладах сохраняется традиционная оценка любого неуспеха как основного фактора дистресса личности типа А. Остановимся на эксперименте (Glass D., 1982), который ставит под сомнение сложившиеся представления о том, что любой неуспех в социальной конкуренции всегда является для личности типа А безусловным фактором дистресса. Людей типа А и типа Б пригласили поиграть в настольный теннис (под типом Б понимаются личности, для которых стремление к первенству не является значимой мотивацией, и именно поэтому они составляют противоположность личности типа А). В опытах участвовали молодые люди обоих типов, лишенные таких факторов риска коронарных заболеваний, как гипертония, атеросклероз, диабет, ожирение и курение. Каждому испытуемому предлагали сыграть девять партий в настольный теннис с другим испытуемым. В течение всей игры с помощью специального оборудования постоянно измерялись артериальное давление, частота пульса, содержание адреналина и др. Эксперимент вполне мог бы рассматриваться как чисто медицинский, в процессе которого изучается реакция организма на физическую нагрузку. Однако в действительности эксперимент носил вовсе не медицинский, а психологический характер. Дело в том, что партнером испытуемых по игре, который также был представлен как участник эксперимента, на самом деле был помощник экспериментатора – специально приглашенный теннисист высокого класса. Перед ним стояла одна задача – выигрывать. Гипотеза исследования понятна. Так как ядром личности типа А является мощная ориентация на победу, выигрыш, успех, то проигрыш как блокирование реализации этой мотивации должен приводить к серьезному психоэмоциональному напряжению. У людей типа Б такой реакции на игровое поражение быть не должно. Эксперимент провели по всем правилам. Все испытуемые проиграли. Но… Значимых различий по уровню психоэмоционального напряжения, по всем фиксируемым психофизиологическим показателям между группами людей типа А и типа Б обнаружено не было. Уже сами по себе эти факты представляют значительную ценность. Однако эксперимент на этом не был закончен. Следующий этап эксперимента был таким. Помощнику было дано задание не просто выигрывать у испытуемых, но в процессе игры вербально подмечать неуспех партнера, выказывая пренебрежительное отношение к сопернику. Когда эксперимент был проведен по такой схеме, различия между группами А и Б были немедленно обнаружены. В этих условиях все фиксируемые показатели у лиц типа А повышались существенно сильнее, чем у лиц типа Б. Таким образом, не просто соперничество, а превращение его в конфликтное взаимодействие ведет к значительному нарастанию психоэмоционального напряжения у лиц типа А, вызывает у них такие нарушения физиологической регуляции, которые способствуют возникновению коронарной патологии. Этот эксперимент, а также другие психологические исследования и наблюдения (мы имеем здесь в виду также и наши собственные данные) позволяют сделать и более широкие обобщения. Для личности типа А в социальной конкуренции является фатальным и безусловным фактором психоэмоционального дистресса не сам по себе неуспех, а то, как реагируют на этот неуспех окружающие. Более того, в определенном смысле можно даже абстрагироваться и от идеи «направленности реагирования» окружающих, т. е. от акцента на идее, «как» реагируют окружающие на неуспех. Оказывается, само по себе любое подмечание неуспеха личности типа А, подчеркивание и обращение внимания на ее неудачу в конкурентном социальном взаимодействии ведет к росту внутреннего напряжения. Для того чтобы вызвать негативный эффект, такое подмечание неуспеха необязательно должно носить характер отрицательной оценки (пренебрежительное отношение, подтрунивание), но может быть и нейтральным по форме или даже носить внешне положительный характер (сочувствие по поводу неуспеха с акцентированием внимания на ключевых травмирующих дескрипторах «проигрыш», «соперник», «поражение» и т. п.). В одном из наших исследований (Реан А. А., 1987) было обнаружено значительное повышение психоэмоционального напряжения у лиц типа А в ситуации спортивного проигрыша (игра в настольный теннис) при абсолютно нейтральном подмечании соперником неуспеха партнера. Нейтральное подмечание соперником (который являлся помощником экспериментатора) неуспеха партнера состояло в постоянной вербализации счета игры в сравнительной форме: «4: 1, я веду», «6: 2 в мою пользу» и т. д. Такого негативного эффекта не отмечалось, когда игра шла в основном без комментариев или вербализация не была связана с подмечанием неуспеха партнера («смена подачи», «шарик ушел» и т. п.).
Опросник Дженкинса
Наибольшее распространение в различных исследованиях личности типа А получил опросник, предложенный Д. Дженкинсом (Jenkins Activity Survey – JAS; Jenkins et al., 1967). Впервые опросник был переведен на русский язык и адаптирован в Каунасском медицинском институте А. А. Гоштаутасом. Опросник Д. Дженкинса состоит из 61 вопроса и двух‑пяти вариантов ответов. Из предложенных вариантов ответов испытуемый должен выбрать только один вариант, наиболее ему подходящий. Каждому из предложенных ответов присужден определенный балльный вес, от 1 до 13 баллов, причем 1 балл присужден варианту, который наиболее отражает поведение типа А. Направленность, по которой суммируются баллы определенных вопросов, не обязательно совпадает с порядковым номером ответа по расположению в опроснике. В табл. 8.1 показана направленность суммирования баллов по ответам для получения итоговой оценки типа А.
Таблица 8.1. Направленность суммирования баллов по ответам для получения итоговой оценки типа А
Если вопрос содержит два варианта ответа, то один из них оценивается одним баллом (т. е. тип А, см. табл. 8.1), а другой 13 баллами (тип Б). Если вопрос содержит три варианта ответа, то промежуточный оценивается 7 баллами, при четырех вариантах ответа баллы распределяются в следующей очередности: 1, 5, 9, 13; а при пяти – 1, 4, 7, 10, 13. В итоговую оценку не рекомендуется включать вопросы 57, 58, 59, так как они имеют неопределенный вариант ответа. Диагностическое суждение о выраженности поведения типа А принимается на основании итоговой балльной оценки: до 335 – тип А, от 336 до 459 – тип АБ, от 460 и выше – тип Б.
Текст опросника 1. Бывает ли, что вам трудно выбрать время, чтобы сходить в парикмахерскую? 1) Никогда. 2) Иногда. 3) Почти всегда. 2. У вас такая работа, которая взбадривает, будоражит вас? 1) Меньше, чем работа большинства людей. 2) Примерно так же, как работа большинства людей. 3) Больше, чем работа большинства людей. 3. Ваша повседневная жизнь в основном наполнена: 1) Делами, требующими решения. 2) Обыденными делами. 3) Делами, которые вам скучны. 4. Одни люди живут спокойной, размеренной жизнью. Жизнь других часто переполнена неожиданностями, неопределенными обстоятельствами и осложнениями. Как часто вам приходится сталкиваться с такого рода крупными и мелкими событиями? 1) Несколько раз в день. 2) Примерно раз в день. 3) Несколько раз неделю. 4) Раз в неделю. 5) Раз в месяц или реже. 5. В случае если вас что‑то гнетет, давит или люди слишком многого требуют от вас, вы: 1) Теряете аппетит и (или) меньше едите. 2) Едите больше и чаще обычного. 3) Не замечаете никаких существенных изменений в (привычном) аппетите. 6. В случае если вас что‑то гнетет, давит или у вас есть заботы, вы: 1) Немедленно принимаете соответствующие меры. 2) Тщательно обдумываете, прежде чем начинать действовать. 7. Как быстро вы обычно едите? 1) Я обычно кончаю есть первым. 2) Я ем немного быстрее других. 3) Я ем с такой же скоростью, как и большинство людей. 4) Я ем медленнее, чем большинство людей. 8. Ваша жена (муж) или друзья когда‑либо говорили вам, что вы едите чересчур быстро? 1) Да, часто. 2) Да, раз или два. 3) Нет, мне никто никогда этого не говорил. 9. Как часто вы делаете несколько дел одновременно, например работаете и едите? 1) Я делаю несколько дел одновременно всякий раз, когда это возможно. 2) Я делаю это только тогда, когда не хватает времени. 3) Я делаю это редко или никогда. 10. Когда вы слушаете кого‑либо и этот человек слишком долго не может закончить свою мысль, вы чувствуете желание его подогнать? 1) Часто. 2) Иногда. 3) Почти никогда. 11. Как часто вы действительно «заканчиваете» мысль медленно говорящего, чтобы ускорить разговор? 1) Часто. 2) Иногда. 3) Почти никогда. 12. Как часто ваши близкие или друзья замечают, что вы невнимательны, если вам говорят о чем‑то слишком подробно? 1) Раз в неделю или чаще. 2) Несколько раз в месяц. 3) Почти никогда. 4) Никогда. 13. Если вы говорите своей жене (мужу) или другу, что придете в определенное время, то как часто вы опаздываете? 1) Иногда. 2) Почти никогда. 3) Никогда. 4) Я абсолютно никогда не опаздываю. 14. Бывает ли, что вы торопитесь к месту назначения, хотя времени вполне достаточно? 1) Часто. 2) Иногда. 3) Почти никогда. 15. Предположим, что вы должны с кем‑то встретиться в условное время, например на улице, в вестибюле ресторана, на почте и т. п., и этот человек опаздывает уже на 10 минут, вы: 1) Сядете и подождете. 2) Будете прохаживаться в ожидании. 3) Как правило, у вас с собой книга или газета, чтобы было чем заниматься в ожидании. 16. Если вам приходится стоять в очереди, например в столовой, в магазине и т. п., то вы: 1) Спокойно ждете своей очереди. 2) Испытываете нетерпение, но не показываете этого. 3) Чувствуете такое нетерпение, что это замечают окружающие. 4) Отказываетесь стоять в очереди и пытаетесь найти способ избежать потери времени. 17. Если вы играете в игру, в которой есть элемент соревнования (например, в шахматы, в волейбол и т. п.), то вы: 1) Напрягаете все силы для победы. 2) Стараетесь выиграть, но не слишком усердно. 3) Играете скорее для удовольствия, чем серьезно. 18. Представьте, что вы и ваши друзья (или сотрудники) начинаете новую работу. Что вы думаете о соревновании в этой работе? 1) Предпочитаю избегать этого. 2) Принимаю, так как это неизбежно. 3) Получаю от этого удовольствие. 19. Когда вы были моложе, большинство людей считало, что вы: 1) Часто стараетесь (и по‑настоящему хотите) быть во всем первым и лучшим. 2) Иногда стараетесь, и вам нравится быть во всем первым и лучшим. 3) Обычно вам хорошо так, как есть (обычно вы расслаблены). 4) Вы всегда расслаблены и не соревнуетесь. 20. Каким, по вашему мнению, вы являетесь в настоящее время? 1) Часто стараетесь (и по‑настоящему хотите) быть во всем первым и лучшим. 2) Иногда стараетесь, и вам нравится быть во всем первым и лучшим. 3) Обычно вам хорошо так, как есть (обычно вы расслаблены). 4) Вы всегда расслаблены и не соревнуетесь. 21. По мнению вашей жены (мужа) или близкого друга, вы: 1) Часто стараетесь (и по‑настоящему хотите) быть во всем первым и лучшим. 2) Иногда стараетесь, и вам нравится быть во всем первым и лучшим. 3) Обычно вам хорошо так, как есть (обычно вы расслаблены). 4) Вы всегда расслаблены и не соревнуетесь. 22. Как оценивают ваши близкие вашу общую активность (вообще)? 1) Слишком медленный, надо быть активнее. 2) Около среднего, всегда чем‑то занят. 3) Слишком активный, надо придерживать. 23. Согласились бы хорошо знающие вас люди с мнением, что вы относитесь к своей работе слишком серьезно? 1) Да, абсолютно. 2) Да, возможно. 3) Возможно, нет. 4) Абсолютно нет. 24. Согласились бы хорошо знающие вас люди, что вы менее энергичны, чем большинство людей? 1) Да, абсолютно. 2) Да, возможно. 3) Возможно, нет. 4) Абсолютно нет. 25. Согласились бы хорошо знающие вас люди, что за короткое время вы способны сделать много работы? 1) Да, абсолютно. 2) Да, возможно. 3) Возможно, нет. 4) Абсолютно нет. 26. Согласились бы хорошо знающие вас люди, что вы быстро сердитесь (раздражаетесь)? 1) Да, абсолютно. 2) Да, возможно. 3) Возможно, нет. 4) Абсолютно нет. 27. Согласились бы хорошо знающие вас люди, что вы живете мирной и спокойной жизнью? 1) Да, абсолютно. 2) Да, возможно. 3) Возможно, нет. 4) Абсолютно нет. 28. Согласились бы хорошо знающие вас люди, что вы большинство дел делаете в спешке? 1) Да, абсолютно. 2) Да, возможно. 3) Возможно, нет. 4) Абсолютно нет. 29. Согласились бы хорошо знающие вас люди, что вас радует соревнование (состязание) и вы очень стараетесь выиграть? 1) Да, абсолютно. 2) Да, возможно. 3) Возможно, нет. 4) Абсолютно нет. 30. Какой характер был у вас, когда вы были моложе? 1) Вспыльчивый и с трудом поддающийся контролю. 2) Вспыльчивый, но поддающийся контролю. 3) Вполне уравновешенный (не было проблем). 4) Почти никогда не сержусь (не выхожу из себя). 31. Каков ваш характер сегодня? 1) Вспыльчивый и с трудом поддающийся контролю. 2) Вспыльчивый, но поддающийся контролю. 3) Вполне уравновешенный (не было проблем). 4) Почти никогда не сержусь (не выхожу из себя). 32. Когда вы погружены в работу и кто‑либо (не начальник) прерывает вас, что вы обычно чувствуете при этом? 1) Я чувствую себя хорошо, потому что после неожиданного перерыва работается лучше. 2) Я чувствую лишь легкую досаду. 3) Я чувствую раздражение, потому что большинство таких перерывов излишни. 33. Если повторяющиеся прерывания действительно вас разозлили, вы: 1) Отвечаете резко. 2) Отвечаете в спокойной форме. 3) Попытаетесь сделать что‑то, чтобы предотвратить прерывания. 4) Попытаетесь найти более спокойное место, если это возможно. 34. Как часто вы выполняете работу, которую должны закончить к определенному сроку? 1) Ежедневно или чаще. 2) Еженедельно. 3) Ежемесячно. 35. Работа, которую должны закончить к определенному сроку, как правило: 1) Не вызывает напряжения, потому что она привычна, однообразна. 2) Вызывает сильное напряжение, потому что срыв срока может повлиять на работу целой группы людей. 36. Вы сами себе определяете сроки выполнения на работе и дома? 1) Нет. 2) Да, но только изредка. 3) Да, раз в неделю или чаще. 37. Качество работы, которую вы выполняете к концу назначенного срока, бывает: 1) Лучше. 2) Обычное. 3) Хуже. 38. Бывает ли, что вы на работе одновременно выполняете два задания, делая то одно, то другое? 1) Нет, никогда. 2) Да, но только в исключительных случаях. 3) Да, регулярно. 39. Будете ли вы довольны, если останетесь на нынешней должности следующие пять лет? 1) Да. 2) Нет, я бы хотел продвинуться. 3) Конечно, нет, я делаю все для того, чтобы меня повысили, и буду очень расстроен, если этого не случится. 40. Если бы вам пришлось выбирать, то что бы вы выбрали? 1) Небольшую прибавку в заработной плате без продвижения в должности. 2) Продвижение в должности без повышения зарплаты. 41. К концу отпуска вы: 1) Хотите продлить его еще на недельку. 2) Чувствуете, что готовы вернуться к обычной работе. 3) Вам хочется, чтобы отпуск кончился и вы могли вернуться к работе. 42. Бывало так, что за последние три года вы брали меньше дней отпуска, чем положено? 1) Да. 2) Нет. 3) На моей работе это невозможно. 43. Бывает ли, что во время отпуска вы не можете перестать думать о работе? 1) Да, часто. 2) Да, иногда. 3) Нет, никогда. 44. В последние три года вы получали письменную благодарность, персональную премию и т. п.? 1) Нет, никогда. 2) Иногда. 3) Да. 45. Как часто вы приносите работу домой или изучаете дома материалы, связанные с работой? 1) Редко или никогда. 2) Раз в неделю или чаще. 5) Чаще, чем раз в неделю. 46. Как часто вы остаетесь на своей работе после того, как работа закончена, приходите в неурочное время на работу? 1) На моей работе это невозможно. 2) Редко или никогда. 3) Иногда (реже, чем раз в неделю). 4) Раз в неделю или чаще. 47. Вы обычно остаетесь дома, если у вас озноб и повышенная температура? 1) Да. 2) Нет. 48. Если вы чувствуете, что начинаете уставать от работы, то вы: 1) Некоторое время работаете медленно, пока силы не вернутся к вам. 2) Продолжаете работать в прежнем темпе, несмотря на усталость. 49. Когда вы находитесь в группе, другие ожидают от вас, что вы будете руководить? 1) Редко. 2) Не чаще, чем о других. 3) Чаще, чем о других. 50. Вы записываете распорядок для памяти, что нужно делать? 1) Никогда. 2) Иногда. 3) Часто. 51. Если кто‑то поступает в отношении вас нечестно, вы: 1) Прямо указываете ему на это. 2) Испытываете некоторую нерешительность относительно того, стоит ли говорить об этом. 3) Ничего не говорите об этом. 52. Сравнительно с другими, выполняющими такую же работу, что и вы, вы прилагаете: 1) Гораздо больше усилий. 2) Несколько больше усилий. 3) Примерно столько же усилий. 4) Немного меньше усилий. 53. Сравнительно с другими, выполняющими такую же работу, что и вы, в смысле ответственности, вы чувствуете: 1). Значительно большую ответственность. 2) Несколько большую ответственность. 3) Примерно такую же ответственность. 4) Несколько меньшую ответственность. 5) Значительно меньшую ответственность. 54. Сравнительно с другими, выполняющими такую же работу, что и вы, вы чувствуете необходимость торопиться: 1) Гораздо больше. 2) Незначительно больше. 3) Столько же. 4) Несколько меньше. 5) Гораздо меньше. 55. Сравнительно с другими, выполняющими такую же работу, что и вы, в отношении пунктуальности: 1) Вы значительно более пунктуальны. 2) Несколько более пунктуальны. 3) Примерно так же. 4) Незначительно менее пунктуальны. 5) Значительно менее пунктуальны. 56. Сравнительно с другими, выполняющими такую же работу, что и вы, ваше отношение к жизни: 1) Гораздо более серьезное. 2) Несколько более серьезное. 3) Такое же. 4) Несколько менее серьезное. 5) Значительно менее серьезное. 57. Сравнительно с работой, которую вы выполняли 10 лет назад, сейчас вы: 1) Больше часов работаете в течение недели. 2) Столько же часов работаете в течение недели. 3) Меньше часов работаете в течение недели. 4) Трудно сказать. 58. Сравнительно с работой, которую вы выполняли 10 лет назад, нынешняя работа: 1) Требует меньше ответственности. 2) Требует столько же ответственности. 3) Требует большей ответственности. 4) Трудно сказать. 59. Сравнительно с работой, которую вы выполняли 10 лет назад, нынешняя работа: 1) Пользуется большим престижем. 2) Пользуется таким же престижем. 3) Пользуется меньшим престижем. 4) Трудно сказать. 60. Сколько разных работ (должностей) вы сменили за последние 10 лет (укажите, пожалуйста, любые изменения в характере работы или же в месте работы и т. п.)? 1) Не менял или менял одну. 2) Две. 3) Три. 4) Четыре. 5) Пять или более. 61. За последние 10 лет вы ограничили число своих развлечений из‑за недостатка времени? 1) Да. 2) Нет.
Глава 9 Агрессия личности
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.116 (0.009 с.) |