Хадис 654. Аллах накормил того, кто во время поста поел или выпил по забывчивости 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Хадис 654. Аллах накормил того, кто во время поста поел или выпил по забывчивости



Передают со слов Абу Хурейры, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если человек по забывчивости поел или выпил что-нибудь во время поста, то пусть продолжает поститься дальше, потому что его накормил и напоил Аллах». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

А в версии аль-Хакима говорится: «Если человек по забывчивости нарушит пост в рамадане, то он не должен ни возмещать этот пост, ни совершать искупительные действия». Хадис достоверный.

 

 

Хадис 655. Непроизвольная рвота не делает пост недействительным

Передают со слов Абу Хурейры, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если рвота наступила непроизвольно, то не следует возмещать пост; если же рвота была вызвана сознательно, то пост необходимо возместить». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, причем Ахмад считал, что хадис имеет скрытые недостатки, однако ад-Даракутни назвал его сильным.

КОММЕНТАРИЙ

Мусульманские богословы разошлись во мнениях относительно достоверности этого хадиса. Аль-Бухари сказал: «Я не считаю его достоверным, потому что цепочки рассказчиков нескольких его версий являются недостоверными». Этого мнения придерживались Ахмад, Абу Давуд, аль-Хаттаби и многие другие знатоки хадисов. Ат-Тирмизи сказал, что одно из звеньев цепочки рассказчиков этого хадиса представлено только ‘Исой ибн Йунусом. Однако аль-Албани назвал этот хадис достоверным и сказал: «Аль-Бухари и другие знатоки хадисов считали хадис недостоверным, потому что думали, что со слов Хишама его рассказывал только ‘Иса ибн Йунус. Об этом также сообщил ат-Тирмизи. Однако Абу Давуд сообщил, что со слов Хишама похожий хадис рассказывал также Хафс ибн Гийас. Оба они были заслуживающими доверия рассказчиками, сообщения которых приводятся в сборниках достоверных хадисов аль-Бухари и Муслима. А это значит, что недостатков в данном хадисе нет». См. “Ирва аль-Галиль”, т. 4, стр. 51-53.

Известно, что ‘Абдуллах ибн ‘Умар сказал: «Кто вызвал рвоту сознательно, тот обязан возместить пост, а кто вырвал непроизвольно, тот не должен возмещать его». Этот хадис передали Малик и аш-Шафи‘и. Перечисленные доводы однозначно свидетельствуют о том, что пост становится недействительным только в результате сознательно вызванной рвоты. Этого мнения также придерживались ‘Али ибн Абу Талиб, Зейд ибн Аркам, Зейд ибн ‘Али, аш-Шафи‘и. Некоторые богословы высказывали по этому вопросу другие мнения, однако их доводы не являются убедительными. Ибн Мас‘уд и Икрима считали, что рвота при любых обстоятельствах не нарушает пост. Они опирались на хадис, рассказанный со слов Абу Са‘ида, в котором говорится: «Три обстоятельства не нарушают пост: рвота, кровопускание и поллюция во сне». Этот хадис передали ат-Тирмизи и аль-Бейхаки. Однако цепочка его рассказчиков является слабой, потому что одним из его рассказчиков был ‘Абд ар-Рахман ибн Зейд ибн Аслам, признанный слабым.

Некоторые богословы считали, что рвота при любых обстоятельствах нарушает пост. Они опирались на хадис, рассказанный со слов Абу ад-Дарды, в котором сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, вырвал и прервал пост. Ма‘дан ибн Абу Тальха рассказывал, что впоследствии он встретил Саубана в мечети Дамаска и поведал ему об услышанном от Абу ад-Дарды. Саубан сказал: «Он сказал правду. В тот день я сам поливал ему воду во время омовения». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и другие. Ахмад и ат-Тирмизи сказали, что это – самое достоверное сообщение по этому поводу. Однако этот довод является неубедительным, потому что неизвестно, каким образом наступила рвота у Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Кроме того, если он прервал пост, который мог быть добровольным, это еще не свидетельствует о том, что рвота при любых обстоятельствах нарушает пост, тем более при наличии священных текстов о том, что непроизвольная рвота не делает пост недействительным. См. “Нейл аль-Аутар”, т. 4, стр. 516.

 

 

Хадис 656-658. Полемика относительно законности поста во время поездки

Передают со слов Джабира ибн ‘Абдуллаха, что в год победы над Меккой Посланник, мир ему и благословение Аллаха, вышел в путь в рамадане. Он постился до тех пор, пока не доехал до местечка Кура‘ Эль-Гамим. Там он попросил принести ему кружку воды и поднял ее над головой, а когда люди стали смотреть на него, отпил из нее. Спустя некоторое время ему сообщили, что некоторые все еще продолжают поститься. Тогда он сказал: «Они ослушники! Они ослушники!» В одной из версий сообщается, что ему сказали: «Людям становится тяжело соблюдать пост, и они ждут твоего решения». Тогда, совершив послеполуденный намаз, он велел принести ему кружку воды и отпил из нее. Хадис передал Муслим.

Передают со слов Хамзы ибн ‘Амра аль-Аслами, как однажды он спросил Посланника, мир ему и благословение Аллаха: «О Посланник Аллаха! Я чувствую себя достаточно сильным для того, чтобы поститься во время путешествия. Будет ли это грехом с моей стороны?» Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Это льгота, предоставленная Аллахом. Тот, кто пользуется ею, поступает хорошо, а тот, кто желает поститься, не совершает греха». Этот хадис передал Муслим.

Передают со слов ‘Аиши, что Хамза ибн ‘Амр аль-Аслами спросил Посланника, мир ему и благословение Аллаха, о посте во время путешествия. Он ответил: «Если хочешь, то постись, а если нет, то разговляйся». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

КОММЕНТАРИЙ

Хадис Хамзы ибн ‘Амра аль-Аслами свидетельствует о том, что путешественник имеет право либо поститься, либо разговляться. Он имеет право прервать пост даже в тех случаях, если он постился большую часть дня или отправился в путешествие только во второй половине дня. Этого мнения придерживались Ахмад, Исхак и многие другие богословы. Однако мусульманские богословы высказывали различные мнения по поводу того, как лучше поступить путешественнику.

Некоторые богословы считали, что соблюдение поста в путешествии и разговение одинаково правомерны. Они опирались на хадис, рассказанный со слов Абу Са‘ида аль-Худри и Джабира, в котором говорится: «Однажды мы отправились в поход вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Некоторые из нас постились, а некоторые разговлялись. При этом ни один из нас не упрекал другого». Этот хадис передал Муслим. Абу Ханифа и аш-Шафи‘и считали, что для путешественника предпочтительнее соблюдать пост, если это не представляет для него труда, и разговляться, если соблюдение поста становится ему в тягость. Этого мнения придерживались Анас ибн Малик и ‘Усман ибн Абу аль-‘Ас.

Аль-Ауза‘и, Ахмад и Исхак считали, что путешественнику предпочтительнее разговляться при любых обстоятельствах, потому что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Это льгота, дарованная Аллахом, и кто пользуется этой льготой, тот поступает хорошо, а кто желает поститься, тот не совершает греха». Из этого следует, что соблюдение поста во время путешествия не запрещается, но и не является предпочтительным. Ибн аль-Мунзир считал, что соблюдать пост предпочтительнее для тех, кто испытывает трудности при возмещении пропущенных дней. Эту точку зрения разделяли Ибн ‘Аббас, Ибн ‘Умар, ‘Умар ибн ‘Абд аль-‘Азиз. См. “Нейл аль-Аутар”, т. 4, стр. 533-535.

 

 

Хадис 659. Категории людей, которым разрешается вместо поста накормить бедняков

Передают со слов Ибн ‘Аббаса, что старому человеку было позволено не соблюдать пост и не возмещать его, но было велено накормить по одному бедняку за каждый день. Этот хадис передали ад-Даракутни и аль-Хаким, и оба назвали его достоверным.

КОММЕНТАРИЙ

Некоторые богословы считали, что Ибн ‘Аббас пришел к такому выводу на основании следующего коранического откровения: «А тем, которые способны поститься с большим трудом, надлежит во искупление накормить бедняка» (2:184). Согласно другому толкованию, он рассказал о решении Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Из двух толкований первое является наиболее предпочтительным. См. “Итхаф аль-Кирам”, стр. 190.

Следует знать, что мусульманские богословы разошлись во мнениях относительно юридической силы упомянутого выше откровения. Одни считали это откровение аннулированным. Дело в том, что в первые годы распространения ислама мусульманам было разрешено либо поститься, либо накормить бедняка. Затем это предписание было аннулировано следующим высказыванием Всевышнего: «Поститься лучше для вас. В месяц рамадан был ниспослан Коран – истинное руководство для людей, разъяснение прямого пути и различение. И пусть всякий, кого застанет этот месяц, соблюдает пост» (2:184-185).

Другие считали, что это предписание не является аннулированным в отношении старых мужчин и женщин, а также больных, которые не надеются на выздоровление. Этого мнения справедливо придерживался Ибн ‘Аббас. ‘Ата рассказывал, что Ибн ‘Аббас сказал: «Этот аят не аннулирован в отношении старого мужчины и старой женщины, которые не способны поститься. Они должны накормить одного бедняка за каждый пропущенный день». Этот хадис передал аль-Бухари.

Если человек не постился в месяц рамадан по причине болезни, а затем выздоровел, то он обязан возместить пропущенные дни до наступления следующего рамадана. Всевышний сказал: «А если кто-либо из вас болен или находится в пути, то ему следует поститься столько же дней в другое время» (2:184). Если же он не возместил пропущенные дни до наступления следующего рамадана, то ему следует после окончания рамадана возместить пропущенные дни и накормить за каждый пропущенный день одного бедняка. Если же он не успел возместить пропущенные дни до наступления следующего рамадана по причине затяжной болезни, то он обязан возместить пропущенные дни и не должен кормить бедняков. Этого мнения придерживались Зейд ибн Аслам, аз-Зухри и Малик.

Мусульманские богословы разошлись во мнениях относительно количества еды, которой необходимо накормить бедняка за каждый пропущенный день. Абу Ханифа считал, что достаточно раздать половину са‘ пшеницы или один са‘ другого продукта. Аш-Шафи‘и и многие другие богословы считали, что достаточно раздать один мудд пшеницы или половину са‘ другого продукта. По этому поводу нет ни одного восходящего хадиса.

Также разрешается прерывать пост в месяц рамадан беременным и кормящим грудью женщинам. Передают, что Анас ибн Малик аль-Ка‘иби рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Великий и Могучий Аллах избавил путешественников от бремени поста и половины намаза, а беременных и кормящих грудью женщин – от бремени поста». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, причем ат-Тирмизи назвал его хорошим. Поэтому, если беременная или кормящая женщина не соблюдает пост, опасаясь за здоровье своего ребенка, то она должна накормить одного бедняка за каждый пропущенный день. Суфйан, Малик, аш-Шафи‘и, Ахмад и некоторые другие богословы считали, что в этом случае женщина должна не только накормить одного бедняка за каждый пропущенный день, но и возместить пост. Исхак считал, что в этом случае женщина может выбрать между кормлением бедняком или возмещением поста. Однако первое мнение является наиболее достоверным, потому что подтверждается высказыванием Ибн ‘Аббаса, переданным Абу Давудом и аль-Баззаром. Ад-Даракутни назвал цепочку рассказчиков этого хадиса достоверной. См. “Нейл аль-Аутар”, т. 4, стр. 539-541.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 584; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.35.60 (0.009 с.)