Хадис 641. Намерение поститься нужно закрепить до наступления рассвета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Хадис 641. Намерение поститься нужно закрепить до наступления рассвета



Передают со слов матери правоверных Хафсы, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если до наступления рассвета человек не утвердил в своей душе намерение поститься, то он не постится». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа Ат-Тирмизи и ан-Насаи назвали его прерванным, но Ибн Хузейма и Ибн Хиббан сочли его восходящую версию достоверной. В версии ад-Даракутни говорится: «Если человек не утвердил ночью в своей душе намерение поститься, то он не постится».

КОММЕНТАРИЙ

Из этого хадиса следует, что пост является неправильным, если постящийся не утвердил в своей душе намерение поститься ночью, т.е. с момента заката солнца до наступления рассвета. Богословы шафиитского и ханбалитского толка считают, что намерение необходимо закреплять каждой ночью в течение рамадана. Тем не менее имам Ахмад считал, что достаточно утвердить в душе намерение поститься в течение всего рамадана в самом начале месяца. Ибн ‘Акиль считал это мнение справедливым, потому что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Воистину, деяния оцениваются по намерениям, и каждый человек получает то, к чему он стремился. Кто совершил переселение ради мирской выгоды или ради женщины, на которой он собрался жениться, тот переселился в соответствии со своим намерением». Этот хадис передал аль-Бухари. Следовательно, если человек вознамерился поститься в течение целого месяца, то его намерение является правильным и полноценным. Кроме того, разговение после заката солнца является обрядом поклонения, посредством которого мусульманин готовится к посту в течение завтрашнего дня. См. “Субуль ас-Салам”, т. 2, стр. 222-223.

Богословы маликитского толка считали, что если постящийся вознамерился соблюдать пост в течение целого месяца, то ему достаточно утвердить намерение только в начале месяца. Если же он вынужденно прервал пост, то при его возобновлении он должен опять утвердить в душе намерение поститься оставшуюся часть месяца. Это значит, что если в месяце рамадан постящийся заснул перед закатом солнца и проснулся только на следующий день после восхода солнца, то его пост в этот день считается правильным. И хотя он не смог утвердить намерение в душе ночью, он все равно имел твердое намерение поститься в этот день. Это мнение является наиболее достоверным из всех перечисленных. См. “аш-Шарх аль-Мумти‘”, т. 6, стр. 369-370.

 

 

Хадис 642. Когда нужно закрепить намерение о соблюдении дополнительного поста?

Передают со слов ‘Аиши: «Однажды днем Пророк, мир ему и благословение Аллаха, вошел к нам и спросил: «Есть ли у вас что-нибудь поесть?» Мы ответили: «Нет». Он сказал: «Тогда я начну поститься». Спустя некоторое время он опять зашел к нам днем, и они сказали: «Нам принесли немного хейса». Он сказал: «Я соблюдаю пост с раннего утра, но все равно покажите мне его». Потом он съел немного хейса. Хадис передал Муслим.

КОММЕНТАРИЙ

Хейс – это обед, приготовленный из сухих фиников, масла и сыра. Из этого хадиса следует, что твердое намерение поститься следует закреплять ночью только при соблюдении обязательного поста. Обязательным считается пост в месяц рамадан, пост для возмещения пропущенных в рамадане дней, пост для искупления клятвопреступления и пост для выполнения обета. Что же касается добровольного поста, то мусульманин может закрепить в своей душе намерение даже после наступления рассвета, если он не совершал нарушающие пост действия после наступления времени рассветного намаза. Ан-Навави сообщил, что этого мнения придерживалось большинство мусульманских богословов.

Однако богословы разошлись во мнениях, получит ли постящийся полное вознаграждение, если вознамерится соблюдать добровольный пост после рассвета. Абу аль-Хаттаб и некоторые другие богословы считали, что его вознаграждение от этого не уменьшится, потому что пост является неделимым обрядом поклонения, который начинается после рассвета. Однако богословы ханбалитского толка и многие другие считали, что в таком случае постящийся получит вознаграждение только за часть дня. И это мнение является наиболее достоверным. См. “аш-Шарх аль-Мумти‘”, т. 6, стр. 373.

Из обсуждаемого нами хадиса также следует, что мусульманин имеет право без уважительной причины нарушить добровольный пост. Абу Ханифа, Малик, аль-Хасан аль-Басри и некоторые другие богословы считали, что прерванный добровольный пост надлежит обязательно восполнить. Они опирались на хадис, в котором сообщается, что ‘Аиша рассказывала: «Однажды Хафсе преподнесли в подарок угощение. Мы постились, но прервали пост. Затем пришел Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и мы сказали: “О Посланник Аллаха! Нам преподнесли в подарок угощение. Мы соблазнились и прервали пост”. Он сказал: “Вы не обременили себя! Поститесь в другой день вместо этого”». Этот хадис передал Абу Давуд. Аль-Бухари сказал, что этот хадис не имеет юридической силы, потому что его рассказчик Замиль не слышал хадисов от ‘Урвы, а другой рассказчик Йазид ибн аль-Хад не слышал хадисов от Замиля. Аль-Хаттаби сказал, что этот хадис является слабым, потому что Замиль был неизвестен авторитетным знатокам хадисов. В другом хадисе сообщается, что Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Сейчас разговляйся, а затем возмести этот пост, если пожелаешь». Это – часть хадиса, переданного аль-Бейхаки со слов Абу Са‘ида. Ибн Хаджар назвал цепочку его рассказчиков хорошей. Поэтому большинство богословов справедливо считало, что возмещение прерванного добровольного поста является желательным предписанием. См. “Нейл аль-Аутар”, т. 4, стр. 509, 564-565.

 

Хадис 643-644. Мусульмане будут благоденствовать, пока будут спешить с разговением

Передают со слов Сахля ибн Са‘да, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Люди будут жить в благополучии, пока будут спешить с разговением». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

Передают со слов Абу Хурейры, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Могучий и Великий Аллах сказал: “Самыми любимыми из Моих рабов являются те, кто спешит с разговением”». Этот хадис передал ат-Тирмизи.

КОММЕНТАРИЙ

Эти хадисы побуждают постящихся разговляться сразу после того, как они убедятся в закате солнца. Такой поступок является отличительной особенностью мусульманского поста, потому что люди писания не поступают так. Известно, что иудеи постятся до появления звезд на небе. В хадисе, рассказанном со слов Абу Хурейры, сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Люди будут жить в благополучии, пока будут спешить с разговением, потому что иудеи запаздывают с этим». Этот хадис передал Ибн Маджа. Такой поступок также помогает постящемуся легче справляться со своими обязанностями. И если мусульманин пользуется льготами своего Господа и отличается от еретиков и неверующих, то он обретает великое благо. См. “Субуль ас-Салам”, т. 2, стр. 224.

 

Хадис 645. Предрассветная трапеза наполнена Божией благодатью

Передают со слов Анаса ибн Малика, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ешьте перед рассветом, потому что предрассветная трапеза благодатна». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

 

Начало формы

 

Хадис 646. Разговляться лучше финиками или водой

Передают со слов Салмана ибн ‘Амира ад-Дабби, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-либо из вас разговляется, то пусть разговляется сухими финиками. Если он не найдет их, пусть выпьет воды, ибо она – чистая и очищающая». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. Ибн Хузейма, Ибн Хиббан и аль-Хаким назвали его достоверным.

КОММЕНТАРИЙ

Похожий хадис передали ат-Тирмизи и ан-Насаи со слов Анаса ибн Малика, в котором сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, разговлялся свежими финиками до намаза. Если их не было, то он разговлялся сухими финиками. А если их не было, то он разговлялся несколькими глотками воды.

Ибн аль-Кайим пишет: «Он призывал разговляться финиками, а если фиников не было, то водой. И это свидетельствует о его безупречной и искренней заботе о своих последователях. Природа человеческого организма заключается в том, что сладкие продукты легко усваиваются на пустой желудок, обеспечивают организм энергией и усиливают зрительную способность. Финики были самым сладким продуктом в Медине. Жители города вырастали на этих фруктах. Сухие финики были для них как основным, так и второстепенным продуктом питания. А свежие финики они использовали как десерт. Что же касается пользы от воды, то она связана с тем, что пост влияет на деятельность печени. Если постящийся человек смачивает внутренности водой, то деятельность печени нормализуется. Вот почему человеку, который испытывает голод и жажду, рекомендуется выпить несколько глотков воды перед едой. Кроме того, вода и финики обладают еще одной особенностью. Они положительно влияют на деятельность сердца, о чем хорошо известно кардиологам». См. “Зад аль-Ма‘ад”, т. 2, стр. 48.

Конец формы

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.008 с.)