Глава 1. Добровольный пост и дни, когда пост запрещен. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Добровольный пост и дни, когда пост запрещен.



 

Хадис 664. Польза поста в понедельник, в день Ашуры и в день Арафы

Передают со слов Абу Катады аль-Ансари, что к Посланнику, мир ему и благословение Аллаха, пришел мужчина и спросил: «Расскажи о том, как ты постишься». Посланник, мир ему и благословение Аллаха, начал сердиться, и ‘Умар заметил это. Он сказал: «Мы довольны тем, что Аллах – наш Господь, ислам – наша религия, а Мухаммад – наш Пророк! Упаси нас Аллах от Его гнева и гнева Его Посланника». ‘Умар продолжал повторять эти слова до тех пор, пока не прошел гнев Посланника, мир ему и благословение Аллаха. Затем ‘Умар спросил: «О Посланник Аллаха! Что можно сказать о том, кто постится в течение целого года и разговляется только один день». Он сказал: «Он не постился и не разговлялся». Он спросил: «А что можно сказать о том, кто постится два дня и разговляется один день?» Он сказал: «Разве кто-нибудь способен на это?» Он спросил: «А что можно сказать о том, кто постится один день и разговляется один день». Он ответил: «Так постился Давуд, да пребудет над ним мир». Он спросил: «А что можно сказать о том, кто постится один день и разговляется два дня?» Он сказал: «Хотелось бы, чтобы я мог поступать так». Затем Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Пост в течение трех дней каждый месяц и каждый рамадан равносилен посту целую вечность. Я надеюсь, что по милости Аллаха пост в день ‘Арафы искупит грехи, совершенные в течение минувшего и будущего годов. Я также надеюсь, что пост в день ‘Ашуры искупит грехи, совершенные за минувший год». Этот хадис передал Муслим, и в одной из его версий говорится, что Посланника, мир ему и благословение Аллаха, спросили о посте в понедельник, на что он ответил: «В этот день я родился, в этот день я стал пророком, и в этот день на меня снизошло откровение».

КОММЕНТАРИЙ

День ‘Арафы – это девятое число месяца зу-ль-хиджжа. Пост в этот день является желательным для тех, кто не совершает паломничество, потому что он искупает грехи, которые человек совершил в течение минувшего года, и помогает человеку избегать грехов в течение будущего года. Это касается только малых грехов, потому что тяжкие грехи можно смыть только посредством искреннего покаяния, Если же человек не раскается в этих грехах, то он может понести наказание, или же Аллах простит их ему по Своей милости. Что же касается поста паломников в этот день, то мусульманские богословы высказывали различные мнения по этому поводу. Согласно наиболее достоверному мнению, паломникам поститься в этот день нежелательно.

День ‘Ашура – это десятое число месяца мухаррам. Когда мусульмане переселились в Медину, они увидели, что иудеи постятся в этот день. Таким образом иудеи благодарили Всевышнего Аллаха за то, что в этот день Аллах спас Мусу и сынов Исраила от войска Фараона. Тогда Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, велел мусульманам поститься в этот день. А для того, чтобы мусульмане отличались от иудеев, он также велел им поститься один день до этого и один день после этого. Известно, что пост в день ‘Ашура был обязательным до ниспослания предписания поститься в месяц рамадан.

Что же касается поста в понедельник, то Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, соблюдал его в знак благодарности Аллаху за ниспослание ему откровения. Это означает, что мусульманин должен почитать дни, когда Аллах оказал ему великую милость, и поститься в эти дни в знак благодарности Господу. В хадисе Усамы также говорится, что в понедельник человеческие деяния преподносятся Аллаху, и Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха, хотелось, чтобы его деяния преподносились Аллаху, когда он постился. См. “Итхаф аль-Кирам”, стр. 191.

Хадис 665. Польза поста в течение шести дней в месяце шаввале

Передают со слов Абу Аййуба аль-Ансари, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто постился в рамадане, а потом еще в течение шести дней шавваля, тот словно постился целый год». Этот хадис передал Муслим.

КОММЕНТАРИЙ

Поститься в течение шести дней в шаввале можно последовательно или раздельно. Это можно сделать в начале, в середине или в конце месяца. Пост в месяце рамадан, дополненный постом в течение шести дней месяца шавваль, равносилен посту в течение целого года. Дело в том, что за каждое благодеяние человек получает вознаграждение в десятикратном размере. Пост в течение рамадана равносилен посту в течение десяти месяцев, а пост в течение еще шести дней следующего месяца равносилен посту в течение еще двух месяцев. См. “Итхаф аль-Кирам”, стр. 191.

 

 

Хадис 666. Один день поста на пути Аллаха отдаляет от ада на семьдесят лет

Передают со слов Абу Са‘ида аль-Худри, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если раб постится один день на пути Аллаха, то Он отдаляет Ад от его лица на семьдесят лет». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и в такой форме он встречается у последнего.

КОММЕНТАРИЙ

Пост человека, сражающегося на пути Аллаха, является великим благодеянием, потому что постящийся боец сражается не только с противником, но и со своими собственными страстями. Однако бойцам разрешается соблюдать пост только тогда, когда он не мешает им принимать участие в боевых действиях. Если же пост вызывает у бойца слабость, то желательно его прервать. См. “Итхаф аль-Кирам”, стр. 192.

 

 

Хадис 667. Некоторые особенности поста Пророка Мухаммада

Передают со слов ‘Аиши: «Иногда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, постился так часто, что мы говорили: “Да ведь он не разговляется!” А иногда он разговлялся так часто, что мы говорили: “Да ведь он не постится!” Я никогда не видела, чтобы помимо рамадана он постился в течение всего месяца, и я никогда не видела, чтобы он когда-нибудь постился больше, чем в ша‘бане». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и в такой форме он встречается у последнего.

КОММЕНТАРИЙ

Этот хадис свидетельствует о том, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, постился ежедневно только в месяце рамадан. Что же касается остальных месяцев, то иногда он постился в течение нескольких дней подряд, а иногда не постился вообще. Очевидно, это было связано с обстоятельствами, которые зачастую не позволяли ему целиком и полностью посвятить себя поклонению. Из этого хадиса также следует, что чаще всего Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, соблюдал добровольный пост в месяце ша‘бан. Существуют различные объяснения тому, зачем он поступал так.

Ат-Табарани передал хадис со слов ‘Аиши, в котором сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, постился по три дня в каждом месяце. Если же он не постился в эти дни, то откладывал этот пост на месяц ша‘бан. Однако этот хадис является слабым, потому что одним из его рассказчиков был Ибн Абу Лейла, признанный слабым рассказчиком.

Ат-Тирмизи передал хадис со слов Анаса, в котором сообщается, что Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросили: «Какой пост является самым лучшим?» Он ответил: «Пост в месяце ша‘бан для возвеличивания рамадана». Ат-Тирмизи сказал, что одним из рассказчиков этого хадиса был Садака ибн Муса, признанный несильным рассказчиком.

Абу Давуд и ан-Насаи передали хадис со слов Усамы ибн Зейда, в котором сообщается, что однажды он спросил: «О Посланник Аллаха! Я не видел, чтобы ты когда-нибудь постился так, как постишься в месяце ша‘бан». Он ответил: «Люди забывают об этом месяце в промежутке между раджабом и рамаданом. В этом месяце деяния возносят к Господу миров, и мне хочется, чтобы мои деяния были вознесены, пока я соблюдаю пост». Ибн Хузейма назвал этот хадис достоверным.

Вероятно, каждая из перечисленных причин могла повлиять на решение Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, усердно поститься в ша‘бане. Это абсолютно не противоречит достоверному хадису, рассказанному со слов Абу Хурейры, в котором сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «После поста в месяце рамадан самым лучшим является пост в месяце, который вы называете священным». Этот хадис, в котором речь идет о месяце мухаррам, передал ан-Насаи со слов Джундаба. Аль-Албани назвал хадис достоверным. См. “Сахих аль-Джами‘ ас-Сахих” (1121). Ан-Навави сообщил, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не постился в месяце мухаррам так же усердно, как он постился в ша‘бане, потому что знание о превосходстве поста в мухарраме было ниспослано ему в конце жизни. См. “Субуль ас-Салам”, т. 2, стр. 264.

Говоря о причинах продолжительного поста в ша‘бане, Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Люди забывают об этом месяце в промежутке между раджабом и рамаданом». Из этого следует, что пост в месяце раджаб также относится к достойным поступкам. Существует мнение, что под почитанием раджаба подразумеваются жертвоприношения языческим идолам, которые арабские язычники совершали в месяце раджаб. Однако это толкование противоречит смыслу этого хадиса.

Совершенно очевидно, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, имел в виду сподвижников, которые усердно постились в рамадане и раджабе, но не придавали особого значения поклонению в ша‘бане. Следует отметить, что сподвижники постились в раджабе, потому что пост в запретные месяцы является желательным. Передают, что мужчина родом из племени Бахила рассказывал, что однажды он пришел к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: «О Посланник Аллаха! Я – тот самый мужчина, который пришел к тебе в первом году». Он спросил: «Почему же твое тело настолько истощено?» Он сказал: «Я никогда не кушал днем. Я кушал только по ночам». Он сказал: «А кто приказал тебе причинять страдания себе самому?» Он сказал: «О Посланник Аллаха! Я способен на еще большее». Он сказал: «Постись в месяц терпения, а затем еще один день». Мужчина сказал: «Я способен на большее». Он сказал: «Постись в месяц терпения, а затем еще два дня». Он сказал: «Я способен на большее». Он сказал: «Постись в месяц терпения, а затем еще три дня». Мужчина сказал: «Я способен на большее». Тогда он сказал: «Постись в месяц терпения, а затем еще три дня. И постись в запретные месяцы». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд и Ибн Маджа, причем текст хадиса принадлежит последнему. Абу аль-Касим аль-Багави сказал, что этого мужчину звали ‘Абдуллах ибн аль-Харас. Под месяцем терпения здесь подразумевается рамадан. Под тремя днями – три дня в месяце шавваль. Ранее мы уже говорили о том, что желательно поститься в течение шести дней в месяце шавваль. А под запретными месяцами подразумеваются месяцы зуль ка‘да, зуль хиджжа, мухаррам и раджаб.

Из этого хадиса не следует понимать, что поститься в запретные месяцы следует ежедневно, поскольку в версии Абу Давуда говорится: «Постись в запретный месяц и разговляйся. Постись в запретный месяц и разговляйся. Постись в запретный месяц и разговляйся». Ранее мы также отметили, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, постился ежедневно только в рамадане. См. “Нейл аль-Аутар”, т. 4, стр. 554-555.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.27.175 (0.008 с.)