Хадис 660. Пути искупления половой близости днем в рамадане 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Хадис 660. Пути искупления половой близости днем в рамадане



Передают со слов Абу Хурейры, что к Посланнику, мир ему и благословение Аллаха, пришел мужчина и сказал: «О Посланник Аллаха! Я погиб!» Он спросил: «И что же погубило тебя?» Мужчина ответил: «Я вступил в половую близость со своей женой в рамадане». Он спросил: «Можешь ли ты освободить человека из рабства?» Мужчина ответил: «Нет». Он спросил: «А можешь ли ты поститься в течение двух месяцев подряд?» Мужчина ответил: «Нет». Тогда он спросил: «А можешь ли ты накормить шестьдесят бедняков?» Он вновь ответил: «Нет». Затем он сел, а спустя некоторое время Посланнику, мир ему и благословение Аллаха, принесли большую корзину с финиками, и он сказал: «Возьми это и раздай в качестве милостыни». Мужчина сказал: «Должен ли я раздать это тем, кто беднее меня? Между двумя мединскими Харрами нет семьи, которая была бы беднее моей». Посланник, мир ему и благословение Аллаха, рассмеялся так, что можно было увидеть его клыки. Затем он сказал: «Ступай и накорми свою семью». Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим, Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, и текст хадиса принадлежит Муслиму.

КОММЕНТАРИЙ

Харра – это каменистая местность вулканического происхождения. На востоке и западе Медины расположены две такие местности, которые называются Харрат Эль-Ваким и Харрат Эль-Вабара. Камни на этих участках земли черные, словно обугленные.

Что же касается обсуждаемого нами хадиса, то из него следует, что если человек сознательно вступил в половую связь с женой днем во время поста, то он должен возместить пропущенный день, а затем совершить искупительные действия. Для этого он должен освободить одного раба или одну рабыню. Если у него нет такой возможности, то он должен поститься в течение двух месяцев ежедневно. И если он без уважительной причины прервет двухмесячный пост, то обязан начать отсчет двух месяцев заново. Если он не в состоянии сделать этого, то он должен накормить шестьдесят бедняков. Упомянутая в хадисе большая корзина (араб. “‘арак”) вмещает шестьдесят муддов сухих фиников, и поэтому каждого бедняка полагается накормить одним муддом сухих фиников или других продуктов. Это мнение подтверждается хадисом, переданным ад-Даракутни со слов ‘Али ибн Абу Талиба. Если же он беден и не может накормить шестьдесят бедняков, то он избавляется от бремени искупительных действий до тех пор, пока у него не появится возможность совершить их.

В этом хадисе речь идет о мужчине по имени Салман или Салма ибн Сахр аль-Байади. Он знал о том, что вступать в половую связь с женой днем в месяце рамадан запрещено, и преднамеренно нарушил этот запрет. Об этом свидетельствуют слова, с которыми он обратился к Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха. Поэтому из этого хадиса нельзя делать выводы относительно тех, кто вступил в половую близость с женой во время поста по забывчивости. См. “Итхаф аль-Кирам”, стр. 190.

 

 

Хадис 661-662. Постящийся может встретить рассвет в состоянии полового осквернения

Передают со слов ‘Аиши и Уммы Саламы, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, встречал рассвет в состоянии полового осквернения после ночи, проведенной с женой. Затем он купался и постился. Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

Передают со слов Уммы Саламы, что однажды ее спросили о том, должен ли поститься мужчина, который встретил рассвет, будучи в состоянии полового осквернения. Она сказала: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, встречал рассвет будучи в состоянии полового осквернения после ночи, проведенной с женой, а не после поллюции. Затем он постился и не возмещал пост». Этот хадис передал Муслим.

КОММЕНТАРИЙ

Из этих хадисов следует, что если постящийся проснулся в состоянии полового осквернения, то его пост считается действительным. Этого мнения придерживалось большинство мусульманских богословов. Ан-Навави сообщил, что богословы единодушны по этому вопросу.

Следует отметить, что это мнение противоречит хадису, рассказанному со слов Абу Хурейры, в котором сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-нибудь из вас окажется в состоянии полового осквернения во время призыва на рассветный намаз, пусть он не постится в этот день». Этот хадис передали Ахмад и Ибн Хиббан. Однако содержащееся в этом хадисе предписание является аннулированным. Абу Хурейра также отказался от этого мнения после того, как ему рассказали хадис ‘Аиши и Умм Саламы.

Сообщается также, что ‘Аиша рассказывала, что некий мужчина пришел за советом к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, когда она находилась за завесой. Он сказал: «О Посланник Аллаха! Время рассветного намаза наступило, когда я находился в состоянии полового осквернения». Он сказал: «Когда наступило время рассветного намаза, я тоже находился в состоянии полового осквернения. Но я все равно соблюдаю пост». Мужчина сказал: «О Посланник Аллаха! Ты не такой, как мы. Аллах простил тебе все прошлые и будущие прегрешения». Тогда он сказал: «Клянусь Аллахом! Я хочу быть самым богобоязненным среди вас и лучше всех знать то, чего мне следует остерегаться». Этот хадис передали Муслим, Ибн Хиббан и Ибн Хузейма.

На основании всего сказанного Ибн аль-Мунзир, аль-Хаттаби и другие богословы считали, что хадис Абу Хурейры является аннулированным. И совершенно необоснованным является утверждение о том, что позволение встречать рассвет в состоянии полового осквернения распространялось только на Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. См. “Субуль ас-Салам”, т. 2, стр. 241.

 

Хадис 663. В каких случаях опекун должен возместить пост за умершего?

Передают со слов ‘Аиши, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «За того, кто умер, не возместив поста, должен поститься его опекун». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

КОММЕНТАРИЙ

Этот хадис свидетельствует о том, что если человек умер, не возместив пропущенный или обещанный пост, то поститься за него должен его близкий родственник. Это предписание носит обязательный характер и распространяется на любые обязательные виды поста. Тем не менее большинство мусульманских богословов считало, что предписание возмещать пост за покойника является желательным. Абу Ханифа, Малик и некоторые другие богословы считали, что нельзя поститься за другого человека. Они также считали, что родственники покойного должны совершить за него искупительные действия. Это мнение опирается на хадис, переданный ат-Тирмизи со слов Ибн ‘Умара, в котором сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если человек умрет, не возместив пост месяца рамадан, то его родственник должен накормить за каждый пропущенный день одного бедняка». Этот хадис передали ат-Тирмизи и Ибн Маджа. Однако цепочка рассказчиков хадиса является слабой. Достоверно известно, что этого мнения придерживался Ибн ‘Умар. Также известно, что Ибн ‘Аббас и ‘Аиша считали, что родственники покойного должны накормить за каждый пропущенный им день поста одного бедняка. Однако эти доводы являются неубедительными, потому что не могут противостоять достоверному хадису Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Богословы ханбалитского толка считали, что родственники покойного должны накормить бедняков, если покойный не успел возместить пропущенный пост в месяце рамадан. Если же человек дал обет поститься в течение нескольких дней и не успел сделать этого, то его родственники должны поститься за него. Однако достоверных хадисов Пророка, мир ему и благословение Аллаха, о необходимости кормить бедняков при данных обстоятельствах не существует. Поэтому Абу Саур, некоторые богословы шафиитского толка и большинство знатоков хадисов справедливо считали, что родственники покойного должны поститься за него при любых обстоятельствах. См. “Субуль ас-Салам”, т. 2, стр. 242.

Передают, что Бурейда рассказывал, что однажды он сидел возле Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и некая женщина подошла к нему и спросила: «Я подарила своей матери рабыню, а она умерла». Он сказал: «Ты непременно получишь за это вознаграждение, а рабыня достается тебе в наследство». Она сказала: «О Посланник Аллаха! Она должна была поститься в течение месяца. Могу ли я поститься вместо нее?» Он сказал: «Постись вместо нее». Она сказала: «Она никогда не совершала паломничества. Могу ли я совершить паломничество за нее?» Он сказал: «Соверши паломничество за нее». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд и ат-Тирмизи. В версии Муслима говорится о посте в течение двух месяцев. Этот хадис также свидетельствует о том, что родственники покойного должны поститься за него, если он скончался и не успел возместить пропущенный или обетованный пост. Однако богословы разошлись во мнениях, кто именно должен возмещать такой пост. В хадисе говорится, что это должен быть опекун (араб. “вали”). В переводе вместо слова “опекун” использовано словосочетание “ближайший родственник”. Таково одно из толкований этого религиозного положения. Согласно другим мнениям, опекуном могут быть наследники или близкие. Однако наиболее предпочтительным является первое мнение.

Богословы также разошлись во мнениях относительно того, может ли поститься за покойного другой человек. Пост является обрядом поклонения, который человек совершает своим телом. А это значит, что никто не имеет права совершать этот обряд вместо самого человека, даже если он скончался, пока законность такого поступка не будет обоснована достоверными священными текстами. И если священные тексты делают исключение для частных случаев, то подобные исключения не распространяются на остальные случаи. Такой подход к обсуждаемому вопросу является самым правильным. Тем не менее некоторые богословы считали, что опекун покойного имеет право поручить соблюдение поста другому человеку. Некоторые богословы считали, что любой человек может поститься за покойного, если тот не успел возместить пропущенный или обещанный пост, независимо от воли его опекуна. Этого мнения придерживался Абу ат-Тайиб ат-Табари. Он считал, что опекун упоминается в хадисе только потому, что чаще всего обязательства покойных выполняют их опекуны. Он также провел аналогию между постом и материальным долгом покойного, поскольку известно, что материальные обязательства покойного может взять на себя любой мусульманин. Однако подобная аналогия неуместна, потому что простое сходство между постом и долгом не означает того, что положения, касающиеся долговых обязательств, распространяются на пост. Поэтому поститься за покойного может только только тот, кого можно назвать опекуном покойного в соответствии с шариатом, лексическим смыслом этого слова или обычаями. См. “Нейл аль-Аутар”, т. 4, стр. 544-545.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.228 (0.007 с.)