Хадис 685. Пророк Мухаммад уединялся в мечети в последние десять дней рамадана 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Хадис 685. Пророк Мухаммад уединялся в мечети в последние десять дней рамадана



Передают со слов ‘Аиши, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, уединялся в мечети в последние десять дней рамадана до тех пор, пока Могучий и Великий Аллах не призвал его к себе, а после его смерти так поступали его жены. Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

КОММЕНТАРИЙ

Из хадиса ‘Аиши следует, что уединение в мечети (араб. “и‘тикаф”) в последние десять дней рамадана следует начинать двадцать первого числа этого месяца после рассветного намаза. Этого мнения придерживались аль-Ауза‘и, аль-Лейс и ас-Саури. Однако Абу Ханифа, Малик, аш-Шафи‘и, Ахмад и многие другие богословы считали, что Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, начинал уединение в мечети до закатного намаза двадцатого рамадана. А после рассветного намаза он уединялся в палатке и начинал поклоняться Аллаху отдельно. Об этом сообщил ан-Навави. Это толкование является справедливым и помогает совместить обсуждаемый нами хадис с последующим сообщением. См. “Итхаф аль-Кирам”, стр. 195; “Нейл аль-Аутар”, т. 4, стр. 571.

 

 

Хадис 686. Выходить из мечети во время уединения можно только по необходимости

Передают со слов ‘Аиши: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, просовывал ко мне голову, оставаясь в мечети, а я причесывала его. Когда он уединялся в мечети, то приходил домой только при необходимости». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и текст хадиса принадлежит аль-Бухари.

 

Хадис 687-688. Некоторые правила уединения в мечети с целью поклонения

Передают со слов ‘Аиши: «В соответствии с сунной, во время уединения не полагается навещать больных, присутствовать на похоронах, прикасаться к женщине или же ласкать ее и выходить из мечети без особой необходимости. Уединяться может только постящийся, и уединяться можно только в соборной мечети». Хадис передал Абу Давуд с неплохой цепочкой рассказчиков, но достоверно то, что он прерванный.

Передают со слов Ибн ‘Аббаса, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Совершающий уединение не обязан поститься, если только он не возьмет на себя такое обязательство». Этот хадис передали ад-Даракутни и аль-Хаким. Согласно наиболее достоверному мнению, цепочка рассказчиков хадиса является прерванной.

КОММЕНТАРИЙ

Из этого хадиса следует, что во время уединения в мечети мусульманин не имеет права навещать больного, однако ему разрешается справляться о состоянии его здоровья. Он также не имеет права прикасаться к своей жене с вожделением и вступать с ней в половую связь. Он также не имеет права покидать мечеть для сопровождения похоронной процессии. Однако ему разрешается выйти из мечети, чтобы проводить посетителя.

Передают, что мать правоверных Сафийа бинт Хуйей рассказывала: «Я пришла к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, когда он уединился в мечети. Я навестила его ночью и побеседовала с ним. Затем я встала, чтобы уйти, и он встал вместо со мной, чтобы проводить меня». Тогда она оставалась в доме Усамы ибн Зейда. Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

Что касается уединения в мечети только во время поста и только в кафедральной мечети, то это утверждение принадлежит самой ‘Аише, потому что цепочка его рассказчиков является прерванной.

Мусульманские богословы высказывали различные мнения по поводу соблюдения поста в качестве обязательного условия уединения в мечети. Мнение ‘Аиши разделяли Ибн ‘Аббас, Ибн ‘Умар, Абу Ханифа, Малик, аль-Ауза‘и, ас-Саури и другие.

‘Али ибн Абу Талиб, Ибн Мас‘уд, аль-Хасан аль-Басри, аш-Шафи‘и, Ахмад, Исхак и другие богословы считали, что уединяться в мечети разрешается не только во время поста. Это мнение является наиболее достоверным, поскольку Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, уединялся в мечети только тогда, когда он соблюдал пост, однако он не приказывал своим последователям поступать таким образом. Это мнение также усиливается словами Ибн ‘Аббаса, переданными в следующем хадисе.

Аш-Шафи‘и, Ахмад и Исхак также считали, что уединяться необязательно только в последние десять дней рамадана. Напротив, они разрешали уединяться в течение одного дня или части дня. Передают, что Ибн ‘Умар рассказывал, что ‘Умар однажды сказал Пророку, мир ему и благословение Аллаха: «Во времена невежества я дал обет уединиться в Заповедной мечети в течение одной ночи». Он сказал: «Исполни свой обет». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

Из него следует, что уединяться в мечети разрешается не только в рамадане. Из него также следует, что пост не является обязательным условием во время уединения, поскольку пост не соблюдают ночью. Из него также следует, что благочестивые обеты, данные до обращения в ислам, надлежит исполнять. Что же касается уединения в кафедральной мечети, то большинство богословов считало, что это условие является обязательным. Ахмад и Абу Ханифа считали, что кафедральной мечетью считается любая мечеть, в которой совершаются все обязательные намазы. Аш-Шафи‘и считал уединение в кафедральной мечети желательным. См. “Нейл аль-Аутар”, т. 4, стр. 572-574.

 

 

Хадис 689-690. Разногласия по поводу точной даты ночи предопределения

Передают со слов Ибн ‘Умара, что несколько сподвижников Посланника, мир ему и благословение Аллаха, увидели во сне, что ночь предопределения является одной из последних семи ночей рамадана. Тогда Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я вижу, что ваши сны сошлись на последних семи ночах месяца. Пусть же всякий, кто стремится найти эту ночь, ищет ее среди последних семи ночей». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

Передают со слов Му‘авийи ибн Абу Суфйана, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал, что ночь предопределения является двадцать седьмой ночью. Этот хадис передал Абу Давуд. Согласно наиболее достоверному мнению, цепочка рассказчиков хадиса является прерванной. По этому вопросу существует около сорока мнений, которые я перечислил в своей книге “Фатх аль-Бари”.

КОММЕНТАРИЙ

Ночь предопределения (араб. “лейлат аль-кадр”) является самой лучшей ночью лунного года. Согласно кораническому откровению, она лучше тысячи месяцев, в которых нет этой ночи.

Мусульманские богословы разошлись во мнениях относительно точного значения названия этой ночи. Причиной этих разногласий послужило то, что арабское слово “кадр” имеет несколько значений.

Некоторые считали, что эту ночь следует называть ночью величия (араб. “кадр”). Она действительно заслуживает такого эпитета, потому что именно в эту ночь был ниспослан священный Коран, в эту ночь ангелы спускаются на землю, в эту ночь рабов Аллаха осеняют милость, благодать и прощение, в эту ночь человек может обрести истинное величие.

Некоторые считали, что название этой ночи происходит от слова “суживание” (араб. “кадр”). Они связывали такое название с тем, что знание об этой ночи сокрыто от людей.

Другие богословы считали, что название этой ночи происходит от слова “предопределение” (араб. “кадр”). Это связано с тем, что именно в ночь предопределения ангелы записывают меру всему, что должно произойти в течение следующего года. По этому поводу Всевышний сказал: «В эту ночь решаются мудрые дела согласно Нашему повелению» (44:4-5). Подобное толкование этого откровения принадлежит Муджахиду, ‘Икриме, Катаде и другим толкователям.

Богословы также разошлись во мнениях относительно даты этой величественной ночи. А причиной таких разногласий являются различные даты, упомянутые в хадисах и преданиях.

Аль-Бухари и Муслим передали хадис со слов ‘Аиши, в котором сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ищите ночь предопределения среди десяти последних ночей рамадана». В версии аль-Бухари говорится, что она является нечетной ночью.

Муслим и Абу Давуд передали хадис со слов ‘Абдуллаха ибн Унейса, в котором сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я видел ночь предопределения, а затем меня заставили забыть о ней. Я видел, что на рассвете буду совершать земной поклон в воду и глину». ‘Абдуллах сказал: «В двадцать третью ночь полил дождь. А когда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершил с нами намаз и повернулся, на его лбу и носу были следы воды и глины».

Аль-Бухари и Муслим передали хадис со слов Абу Са‘ида аль-Худри, в котором говорится: «Мы уединились вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, во второй декаде рамадана. Утром двадцатого числа Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, обратился к нам с проповедью и сказал: “Мне показали ночь предопределения, а затем меня заставили забыть о ней. Ищите ее среди нечетных ночей в последней декаде. Я видел, что совершаю земной поклон в воду и глину. И пусть вернется каждый, кто уединялся с Посланником Аллаха”. Мы вернулись и не видели на небе ни единого облака. Но вскоре появились облака. Затем полил дождь, и крыша мечети потекла. Она была построена из голых пальмовых ветвей. Затем объявили о начале намаза, и я видел, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершал земные поклоны в воду и глину. Я также видел следы глины на его лице».

Муслим передал хадис, в котором сообщается, что Зирр ибн Хубейш сказал Убейу ибн Ка‘бу: «Твой брат Ибн Мас‘уд говорит, что каждый, кто совершает ночной намаз в течение целого года, непременно попадет на ночь предопределения». Он сказал: «Да смилостивится над ним Аллах! Он хочет, чтобы люди не полагались на эту ночь. Однако ему известно, что эта ночь приходится на рамадан. Она является одной из последних десяти ночей. Она является двадцать седьмой ночью». Затем он поклялся, что ночь предопределения является двадцать седьмой ночью. Его спросили: «На что ты опираешься?» Он ответил: «На признак, о котором нам поведал Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. В этот день солнце восходит без лучей». По этому поводу существует много других достоверных хадисов. См. “Нейл аль-Аутар”, т. 4, стр. 576-582.

Сафи ар-Рахман аль-Мубаракфури сказал: «Достоверно известно, что она является одной из нечетных ночей последних десяти дней рамадана. Согласно наиболее предпочтительному мнению, эта ночь не имеет точной даты. Она может попасть на двадцать первое, или двадцать третье, или двадцать пятое, или двадцать седьмое, или двадцать девятое число месяца рамадан. Однако в обсуждаемом нами хадисе сообщается, что ночь предопределения является двадцать седьмой ночью месяца рамадан. Существуют другие сообщения, в которых приводятся другие даты, например, двадцать первое или двадцать третье рамадана. Очевидно, ночь предопределения попадала на эти дни в определенный год, однако это не означает, что каждый год она попадает на один и тот же день. Кто предполагал, что она всегда будет приходиться на это число, тот рассказывал об этом на основании собственного предположения. И это послужило причиной возникновения значительных разногласий». См. “Итхаф аль-Кирам”, стр. 196-197.

 

Хадис 691. Полемика относительно возможности узнать ночь предопределения

Передают со слов ‘Аиши, что она спросила Посланника, мир ему и благословение Аллаха: «О Посланник Аллаха! Если мне удастся определить ночь предопределения, что я должна говорить тогда?» Он ответил: «Говори: “О Аллах! Ты - Прощающий и любишь прощать, прости же меня!”» Этот хадис передали Ахмад, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. Ат-Тирмизи и аль-Хаким назвали его достоверным.

КОММЕНТАРИЙ

Из этого хадиса следует, что человек может узнать ночь предопределения. Однако мусульманские богословы разошлись во мнениях по этому поводу. Ат-Табари считал, что отсутствие достоверного знания об этой ночи свидетельствует о том, что всякий, кто утверждает, что этой ночью можно увидеть явления, которые нельзя увидеть в другие дни, говорит неправду. По его мнению, если бы это было правдой, то каждому набожному мусульманину, который проводит все последние ночи рамадана на молитве, было бы известно о ночи предопределения. Ибн аль-Мунир считал, что нельзя опровергать подобные утверждения, потому что Аллах по Своей милости может позволить некоторым рабам увидеть удивительные признаки этой ночи. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не отрицал существование таких признаков и не отрицал того, что Аллах показывает некоторым рабам удивительные знамения (араб. “карамат”).

Однако это не означает, что обещанное вознаграждение получит только тот, кто узнает ночь предопределения, поскольку милость Аллаха безгранична. Человек может поклоняться Аллаху этой ночью и не увидеть знамений, а может не поклоняться и увидеть эти знамения. И это совершенно не означает того, что последнее лучше первого. Мусульманин должен стремиться к усердному поклонению, а не жаждать увидеть знамения и чудеса, поскольку лицезрение удивительных явлений в ночь предопределения может быть как Божьей милостью, так и искушением. Что же касается признаков, по которым можно узнать ночь предопределения, то достоверно известно, что после этой ночи солнце восходит без лучей. Говорят, что в эту ночь различные творения совершают земной поклон. Также говорят, что звезды в эту ночь светятся необычайно ярко. Также говорят, что в эту ночь можно услышать приветствия и обращения ангелов. Также говорят, что эту ночь можно определить по тому, как быстро исполняются молитвы. См. “Нейл аль-Аутар”, т. 4, стр. 585.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.162.247 (0.024 с.)