Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Хадис 647. Поститься непрерывно в течение дня и ночи неправильноСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Передают со слов Абу Хурейры, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, запретил поститься непрерывно, и тогда один из мусульман сказал: «Посланник Аллаха, но ведь ты сам постишься непрерывно!» В ответ он сказал: «Но кто из вас похож на меня?! Воистину, мой Господь кормит и поит меня по ночам!» Некоторые все же отказались прервать пост, и он велел им не прикасаться к еде сначала один день, потом другой, а на третий день они увидели молодой месяц, и тогда Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если бы он появился позже, я бы велел вам продолжать поститься таким образом». Это было бы для них наказанием за то, что они отказались повиноваться ему. Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. КОММЕНТАРИЙ Этот хадис свидетельствует о том, что поститься непрерывно в течение дня и ночи запрещается. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, поступал таким образом, однако это было его особенностью и запрещено всем остальным мусульманам. Что же касается пищи, которая придавала силы Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха, то под ней подразумевается духовная пища. Ибн аль-Кайим пишет: «Под этим подразумеваются знания, которыми Аллах питал своего Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Его сердце переполнялось удовольствием от общения с Аллахом, наслаждалось близостью к Нему, упивалось любовью к Нему и стремлением снискать Его благоволение. Все это дополнялось деяниями и качествами, которые являются пищей для сердца, радостью для души, усладой для глаз. Его сердце и душа получали удовольствие от самой прекрасной, самой удивительной и самой полезной пищи, которая придавала ему силы и избавляла от нужды в обычной пище на некоторое время. Каждому, кто обладает крупицей знания и устремления, известно, что духовная пища избавляет человека от нужды во многих материальных благах, особенно, если этому человеку посчастливится достичь заветной цели и приблизиться к своему возлюбленному. Такой человек наслаждается близостью к нему и получает от него огромное удовольствие. Нежности, дары и приношения возлюбленного окружают этого человека со всех сторон. Его возлюбленный радушно встречает его, заботится о нем, оказывает ему самые восхитительные почести, испытывает к нему самую совершенную любовь. Разве это не является лучшей пищей для того, кто любит? А что можно сказать о человеке, если его возлюбленный является самым славным, самым великим, самым прекрасным, самым совершенным, самым добродетельным из всех? Любовь к нему должна переполнять сердце влюбленного и проникать во все уголки тела и души. Она должна укорениться в человеке самым совершенным образом. Только так можно представить себе отношения между влюбленным и таким возлюбленным. И если такой влюбленный окажется рядом со своим возлюбленным, разве тот не станет кормить и поить его днем и ночью? Именно поэтому Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил: “Я нахожусь рядом со своим Господом, Который кормит и поит меня”. Будь эти яства и напитки предназначены для рта, он не считался бы постящимся. И тем более, его пост нельзя было бы назвать непрерывным. Если бы это происходило только по ночам, то его пост также нельзя было бы назвать непрерывным. А когда сподвижники сказали ему: “Но ведь ты сам постишься непрерывно”, – он ответил бы: “Я не делаю этого”. Кроме того, он никогда не сказал бы им: “Вы не похожи на меня”. Однако он признал, что постится непрерывно и сообщил, что остальные люди не смогут походить на него в этом» (с небольшими изменениями). Мусульманские богословы высказывали различные мнения относительно законности непрерывного поста. Некоторые богословы считали, что поститься непрерывно разрешается. Известно, что ‘Абдуллах ибн аз-Зубейр постился непрерывно в течение пятнадцати дней. Это сообщение передал Ибн Абу Шейба с достоверной цепочкой рассказчиков. Эти богословы считали, что запрет на соблюдение непрерывного поста не является категорическим. В противном случае Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, не позволил бы сподвижникам поститься непрерывно. Он знал о том, что они нарушают его запрет, и это свидетельствует о том, что он запретил поститься непрерывно из сострадания к своим последователям. Абу Ханифа, Малик, аш-Шафи‘и, ас-Саури и другие богословы считали, что непрерывный пост запрещен. Ибн ‘Абд аль-Барр сообщил, что они никому не разрешали поступать таким образом. Безусловно, запрет на соблюдение непрерывного поста был следствием сострадания Пророка, мир ему и благословение Аллаха, по отношению к своим последователям. Однако это никоим образом не противоречит тому, что данный запрет является категорическим. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, позволил некоторым сподвижникам поститься непрерывно для того, чтобы они уяснили мудрость этого предписания. Это отнюдь не означает того, что поступать таким образом разрешается. Подобным образом Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, позволил бедуину мочиться в мечети, а молящемуся, который допускал ошибки, завершить намаз. Все это не означает, что разрешается мочиться в мечети или совершать намаз неправильно. Кроме того, он сообщил, что желательно разговляться сразу после заката солнца. Следовательно, запаздывать с разговением нежелательно. Что же тогда говорить о полном отказе от разговения? И если мы признаем отказ от разговения нежелательным, то непрерывный пост не может быть поклонением Аллаху, потому что поклонение Аллаху бывает либо обязательным, либо желательным. По этому вопросу существует еще одно мнение, согласно которому разрешается задерживать разговение до предрассветного часа. Этого мнение придерживались Ахмад и Исхак. Оно же является наиболее достоверным из всех перечисленных. В достоверном хадисе, переданном аль-Бухари со слов Абу Са‘ида, сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не поститесь непрерывно. И если кто-нибудь пожелает поститься непрерывно, пусть продолжает пост до предрассветного часа». Это – наиболее правильная и доступная форма непрерывного поста, при которой предрассветная трапеза заменяет разговление. См. “Зад аль-Ма‘ад”, т. 2, стр. 31-36.
Хадис 648. Аллах не принимает пост от того, кто продолжает лгать и грешить Передают со слов Абу Хурейры, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если человек не перестает лгать или поступать лживо и невежественно, то Аллах не нуждается в том, чтобы он отказывался от еды и питья!» Этот хадис передали аль-Бухари и Абу Давуд, и текст хадиса принадлежит последнему. КОММЕНТАРИЙ Из этого хадиса следует, что если постящийся не перестает грешить, лгать и сквернословить, то Всевышний Аллах не обращает внимание на его отказ от еды, питья и половой близости с женами. Это означает, что Аллах не принимает пост такого человека. Что же касается нужды Аллаха в прямом смысле, то Всевышний Аллах богат и абсолютно не нуждается в поклонении Своих рабов. См. “Итхаф аль-Кирам”, стр. 187.
Хадис 649. В каких случаях можно поцеловать или приласкать жену во время поста? Передают со слов ‘Аиши: «Во время поста Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, целовал и ласкал своих жен, но он лучше любого из вас владел собой». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и текст хадиса принадлежит последнему. В одной из версий Муслима также говорится: «Во время поста в рамадане Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, целовал своих жен». КОММЕНТАРИЙ Из этого хадиса следует, что постящийся может целовать или ласкать свою жену, если он уверен в том, что это не закончится половой близостью или поллюцией. В противном случае ему следует воздержаться от подобного обращения со своими женами. Этого мнения придерживались имам аш-Шафи‘и и многие другие богословы. Оно является самым беспристрастным мнением по этому поводу. См. “Итхаф аль-Кирам”, стр. 187. Однако следует знать, что мусульманские богословы высказывали по этому вопросу различные мнения. Некоторые богословы считали, что целовать и ласкать жену во время поста категорически запрещается, потому что Всевышний сказал: «Теперь вступайте в половую близость со своими женами и стремитесь к тому, что предписал вам Аллах» (2:187). Это откровение разрешает вступать в половую близость с женами по ночам во время поста и запрещает поступать таким образом днем. Однако поведение Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, свидетельствует о том, что под половой близостью в этом откровении подразумевается только половой акт. Поэтому коранический запрет не распространяется на поцелуи и ласки. Богословы маликитского толка считали, что поступать таким образом нежелательно при любых обстоятельствах. Некоторые богословы считали, что целовать или ласкать жену во время поста разрешается. Ибн ‘Аббас и некоторые другие богословы считали, что поступать таким образом разрешается пожилым людям и запрещается молодым. Они опирались на хадис, в котором сообщается, что некий мужчина спросил Пророка, можно ли ласкать жену во время поста. Он разрешил ему поступать так. Когда же его спросил об этом другой мужчина, он запретил ему поступать таким образом. Он разрешил это пожилому человеку и запретил юноше. Этот хадис передал Абу Давуд со слов Абу Хурейры. Что же касается первого мнения, высказанного имамом аш-Шафи‘и, то оно опирается на следующий хадис, рассказанный со слов ‘Умара ибн Абу Саламы. Однажды он спросил Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Может ли постящийся целоваться?» Он сказал: «Спроси у нее». Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, имел в виду Умм Саламу. Она сообщила, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, поступал таким образом. Он сказал: «О Посланник Аллаха! Но ведь Аллах уже простил тебе предыдущие и будущие прегрешения». Он ответил: «Клянусь Аллахом! Я – самый богобоязненный и самый благочестивый среди вас». Этот хадис передали Муслим и аль-Бейхаки. Это произошло, когда ‘Умар был еще юношей. И если бы юный возраст влиял на обсуждаемое нами предписание, то Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, непременно разъяснил бы ему это. Однако он не сделал этого, но вместо этого разъяснил, что целует своих жен во время поста, потому что является самым богобоязненным и благочестивым человеком. См. “Субуль ас-Салам”, т. 2, стр. 329-330. Следует отметить, что некоторые богословы не разрешали целовать или ласкать жену, если она постится. Они опирались на хадис, рассказанный со слов ‘Аиши, в котором говорится: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не касался моего лица, когда я постилась». Этот хадис передал Ибн Хиббан, однако аль-Албани назвал его неприемлемым. Из достоверных хадисов известно, что Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, целовал своих жен, даже если они постились. Передают, что ‘Аиша рассказывала, что однажды Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, хотел поцеловать ее. Она сказала: «Я соблюдаю пост». Он ответил: «Я тоже соблюдаю пост», – а затем он поцеловал ее. Этот хадис передали Абу Давуд, Ибн Хузейма и другие. Аль-Албани сказал, что цепочка рассказчиков хадиса достоверна согласно требованиям аль-Бухари. См. “Ирва аль-Галиль”, т. 4, стр. 82-85. Очевидно, Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, было известно, что ‘Аиша умеет держать себя в руках после поцелуев. Поэтому можно заключить, что мужчинам и женщинам разрешается во время поста целоваться только в том случае, если они уверены, что это не закончится половой близостью или поллюцией. См. “Нейл аль-Аутар”, т. 4, стр. 522. Мусульманские богословы разошлись во мнениях относительно того, засчитывается ли пост, если произошло семяизвержение или выделение прозрачного уретрального выделения (араб. “мази”). Ибн Хаджар сообщил, что куфийские богословы и аш-Шафи‘и считали, что если семяизвержение произошло в результате действий, то пост следует возместить, чего не следует делать, если семяизвержение было результатом взоров или после выделения прозрачного уретрального выделения. Малик и Исхак считали, что при семяизвержении следует возместить пост и совершить искупительные действия, а при выделении прозрачного уретрального выделения – только возместить пост. Богословы ханбалитского толка также считали, что даже выделение прозрачного уретрального выделения нарушает пост. Однако эти мнения не опираются на убедительные доводы. Согласно наиболее достоверному мнению, выделение прозрачного уретрального выделения в результате поцелуя, прикосновения к женщине и т.п. не нарушает пост. А доказательством этого является отсутствие доказательств в пользу того, что подобное выделение нарушает пост. Безусловно, пост является обрядом поклонения, и утверждать о том, что обряд поклонения становится недействительным, можно только на основании достоверных священных текстов. Этого мнения придерживался шейх-уль-ислам Ибн Теймийа. Что касается семяизвержения, то оно делает пост недействительным, если происходит в результате половой близости, прикосновения или продолжительного наблюдения за женщиной. Пост не нарушается, если семяизвержение стало результатом одного взгляда, потому что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «О ‘Али! Пусть за одним взором не следует другой, потому что первый прощается тебе, а следующий – нет». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи и аль-Хаким со слов Бурейды, причем аль-Албани назвал его хорошим. См. “Сахих аль-Джами‘ ас-Сагир” (7953). Пост также не нарушается, если семяизвержение произошло в результате эротических мечтаний, потому что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Воистину, Аллах простил моим последователям то, о чем они думают, пока они не совершат этот поступок или не произнесут этого слова». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим со слов Абу Хурейры. Согласно наиболее достоверному мнению, если пост был нарушен в результате семяизвержения, то мусульманин обязан возместить его по окончании рамадана. Если это произошло в результате половой связи, то после возмещения нарушенного поста мусульманин должен совершить искупительные действия. Если же семяизвержение произошло по другой причине, то после возмещения нарушенного поста он не должен совершать искупительных действий. См. “аш-Шарх аль-Мумти‘”, т. 6, стр. 389-391, 423.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.1.23 (0.008 с.) |