Хадис 678. Разные мнения относительно законности поста по субботам и воскресеньям 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Хадис 678. Разные мнения относительно законности поста по субботам и воскресеньям



Передают со слов Уммы Саламы, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, чаще всего постился по субботам и воскресеньям. При этом он говорил: «Эти дни являются праздником для многобожников, и я хочу отличаться от них». Хадис передал ан-Насаи, но в такой форме он встречается у Ибн Хузеймы, который назвал его достоверным.

КОММЕНТАРИЙ

Существует мнение, что вначале Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, запретил поститься по субботам и воскресеньям, потому что ему было предписано походить на людей писания. Позднее, когда ему было велено отличаться от людей писания, он разрешил поститься по этим дням и зачастую сам поступал таким образом. Согласно другому толкованию, запрещается поститься по субботам и воскресеньям отдельно, поскольку известно, что Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, постился в субботу, воскресенье и понедельник подряд. Ат-Тирмизи передал хадис со слов ‘Аиши, в котором сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, постился в одном месяце в субботу, воскресенье и понедельник, а в другом месяце – во вторник, среду и четверг. Аль-Албани назвал этот хадис достоверным. См. “Сахих аль-Джами‘ ас-Сагир” (4971).

Из всего сказанного следует, что поститься по субботам и воскресеньям желательно для того, чтобы подчеркивать разницу между мусульманами и людьми писания. Из очевидного смысла обсуждаемого нами хадиса также следует, что соблюдать пост только в субботу или воскресенье не запрещается. См. “Субуль ас-Салам”, т. 2, стр. 252.

 

Хадис 679. Паломникам запрещается поститься в день Арафы

Передают со слов Абу Хурейры, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, запретил поститься в день ‘Арафы в долине ‘Арафат. Хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ан-Насаи и Ибн Маджа. Ибн Хузейма и аль-Хаким назвали его достоверным, а аль-‘Укейли - неприемлемым.

КОММЕНТАРИЙ

Одним из рассказчиков этого хадиса был Махди аль-Хаджари, которого аль-‘Укейли считал слабым рассказчиком. Кроме того, существуют разногласия по поводу рассказчика, который слышал хадис от Махди аль-Хаджари. Тем не менее аль-Хаким считал его хадисы достоверными, и с этим согласился аз-Захаби. Что же касается рассказчика, который слышал этот хадис от Махди аль-Хаджари, то им был Хаушаб ибн ‘Абдал. Ибн Хаджар считал его заслуживающим доверия. Из обсуждаемого нами хадиса следует, что паломникам, которые находятся в долине ‘Арафа, категорически запрещается поститься в этот день. Этого мнения придерживался Йахйа ибн Са‘ид аль-Ансари и другие богословы. Аш-Шафи‘и, аль-Хаттаби и некоторые другие богословы разрешали паломникам поститься в этот день, если они сохраняли силы для усердного поклонения Аллаху.

Большинство богословов считало, что поститься в этот день паломникам не запрещено, хотя разговляться предпочтительнее. Известно, что во время прощального паломничества Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, не постился в долине ‘Арафа. Однако одно только это не является убедительным доказательством того, что паломникам категорически запрещается поститься в этот день. Это может указывать на то, что разговляться в этот день предпочтительнее, потому что Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, почти всегда выбирал самые предпочтительные формы поклонения Аллаху. Лишь изредка он совершал менее предпочтительные благодеяния для того, чтобы разъяснить людям некоторые религиозные предписания на практике. И если бы по этому вопросу не было других священных текстов, то мнение большинства богословов было бы убедительным. Однако обсуждаемый нами хадис запрещает паломникам поститься в день ‘Арафы. А это значит, что данный запрет является категорическим. См. “Субуль ас-Салам”, т. 2, стр. 253.

 

 

Хадис 680-681. Непрерывный пост в течение целого года не приносит пользы

Передают со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, что однажды Посланнику, мир ему и благословение Аллаха, стало известно, что он соблюдает пост каждый день и молится в течение целой ночи. Не то он послал за ним человека, не то он встретил его, а затем сказал: «Мне рассказали, что ты постишься и не разговляешься, а по ночам совершаешь намаз. Не поступай таким образом! Ты должен уделять внимание своим глазам, себе самому и своей семье. Посему постись и разговляйся, молись и спи. Постись в течение одного дня каждые десять дней, и ты получишь вознаграждение за оставшиеся девять дней». Он ответил: «О Пророк Аллаха! Я чувствую, что способен на большее». Он сказал: «Тогда постись так, как это делал Давуд, да пребудет над ним мир!» Он спросил: «О Пророк Аллаха! А как постился Давуд?» Он сказал: «Он день постился и день разговлялся и не убегал от врага, когда встречался с ним». Он сказал: «Куда мне до него, о Пророк Аллаха?!» Один из рассказчиков хадиса ‘Ата сказал, что не знает, как речь зашла о непрерывном посте, но затем Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто постился всю жизнь, тот не постился никогда». Он повторил это дважды. Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

Передают со слов Абу Катады аль-Ансари, что однажды Посланника, мир ему и благословение Аллаха, спросили о том, как он постится. Посланник, мир ему и благословение Аллаха разгневался, и тогда ‘Умар сказал: «Мы довольны тем, что Аллах – наш Господь, ислам – наша религия, а Мухаммад – наш Пророк! Мы также довольны тем, что присягнули ему на верность». Затем его спросили о человеке, который постится целый год. Он ответил: «Он не постится и не разговляется». Затем его спросили о человеке, который постится два дня и разговляется один день. Он сказал: «Кто способен на такое?» Затем его спросили о человеке, который постится один день и разговляется два дня. Он сказал: «Хотелось бы, чтобы Аллах дал нам силы на такое!» Затем его спросили о человеке, который постится один день и разговляется один день. Он сказал: «Так постился мой брат Давуд, да пребудет над ним мир!» Затем его спросили о посте в понедельник. Он сказал: «В этот день я родился, и в этот день я получил откровение». Затем он сказал: «Кто постится три дня каждого месяца и каждый рамадан, тот постится целую вечность». Затем его спросили о посте в день ‘Арафы. Он сказал: «Он искупает грехи прошлого и текущего года». А затем его спросили о посте в день ‘Ашура. Он сказал: «Он смывает грехи прошлого года».

КОММЕНТАРИЙ

Из этих двух хадисов следует, что если мусульманин постится в течение целого года, то он не получает вознаграждения за свое поклонение, потому что оно противоречит Сунне Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. А наряду с этим такой человек лишает себя удовольствия насладиться дарованными Аллахом благами.

Комментаторы разошлись во мнениях относительно смысла слов «Кто постился всю жизнь, тот не постился никогда». Одни считали, что это – молитва, обращенная против того, кто постится без перерывов. Другие считали, что эти слова являются сообщением о том, что постящийся всю жизнь не получает вознаграждение за проявленное излишнее усердие. Последнее толкование является наиболее достоверным, потому что в следующем хадисе, рассказанном со слов Абу Катады, говорится: «Он не постится и не разговляется».

Улемы также разошлись во мнениях относительно законности поста в течение всей жизни. Ибн Хузейма и некоторые другие категорически запрещали поступать так. Они опирались на обсуждаемый нами хадис и другие похожие сообщения. Ибн аль-Мунзир и еще некоторые богословы разрешали поступать таким образом, если человек воздерживается от поста в праздники и дни ташрика. Однако это мнение является слабым, потому что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Клянусь Аллахом, я являюсь самым богобоязненным и благочестивым среди вас! Однако я соблюдаю пост и разговляюсь, молюсь и сплю, а также женюсь на женщинах. А всякий, кто не желает следовать моим путем, не имеет ко мне никакого отношения». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

Большинство мусульманских богословов считало, что поститься без перерывов желательно, если постящийся может исправно выполнять свои обязанности перед Аллахом и творениями и заботиться о своем здоровье. Они объясняли это тем, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сравнил пост в течение месяца рамадан и шести дней месяца шавваль с постом в течение целого года. По их мнению, если бы постящийся в течение целого года не получал за это вознаграждение, то подобное сравнение было бы неуместным. Такое объяснение является неубедительным, потому что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, привел такое сравнения только для того, чтобы подчеркнуть превосходство добровольного поста в шаввале. Известно, что если мусульманин совершает пять обязательных ежедневных намазов, то он получает вознаграждение за пятьдесят намазов. Но если мусульманин станет совершать ежедневно пятьдесят обязательных намазов, то вместо вознаграждения он получит мучительное наказание. Поэтому, согласно наиболее достоверному мнению, поститься весь год без перерыва категорически запрещается. См. “Субуль ас-Салам”, т. 2, стр. 253-254.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.105.31 (0.009 с.)