Хадис 635. Поститься за день или за два дня до рамадана из осторожности неправильно 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Хадис 635. Поститься за день или за два дня до рамадана из осторожности неправильно



Передают со слов Абу Хурейры, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Пусть никто из вас не постится за день или за два до наступления рамадана, если только он не соблюдает пост регулярно. Но если так, пусть постится». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

КОММЕНТАРИЙ

Из этого хадиса следует, что запрещается поститься за день или за два до наступления рамадана, если только мусульманин не соблюдает пост регулярно. Например, если мусульманин регулярно постится по понедельникам, и понедельник попал на последний день месяца ша‘бан, то ему разрешается поститься в этот день. Согласно другому толкованию, запрещается поститься до наступления рамадана, если постящийся поступает таким образом, опасаясь пропустить начало священного месяца. Однако такое толкование не объясняет того, почему оговорка сделана не для тех, кто соблюдает добровольный пост, а только для тех, кто постится регулярно. Поэтому большинство мусульманских богословов считало, что поститься за два дня до наступления рамадана запрещается. См. “Субуль ас-Салам”, т. 2, стр. 218.

Богословы шафиитского толка также запрещали поститься за один или за два дня до наступления рамадана, но наряду с этим они считали, что нежелательно поститься после середины ша‘бана. Это мнение является наиболее достоверным из всех перечисленных. Оно опирается на хадис, рассказанный со слов Абу Хурейры, в котором сообщается, что Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не поститесь, если наступила середина ша‘бана». Этот хадис передал Ахмад, и аль-Албани назвал его достоверным. См. “Сахих аль-Джами‘ ас-Сагир” (397).

Хадис 636. Кто постится, сомневаясь в наступлении рамадана, тот ослушается Пророка

Передают со слов ‘Аммара ибн Йасира: «Кто постится, сомневаясь в наступлении рамадана, тот ослушается Абу аль-Касима, мир ему и благословение Аллаха». Аль-Бухари передал подвешенную версию хадиса, но Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа передали его целостную версию. Ибн Хиббан назвал ее достоверной.

КОММЕНТАРИЙ

Лунный месяц может длиться либо двадцать девять, либо тридцать дней. Если по причине высокой облачности мусульмане не смогли убедиться в завершении ша‘бана по истечении двадцати девяти дней этого месяца, то они не имеют право поститься на следующий день, потому что не могут быть уверены в наступлении рамадана. А кто соблюдает пост при таких обстоятельствах, тот ослушается Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Этого мнения придерживался имам аш-Шафи‘и. Разногласия по этому вопросу существовали даже между сподвижниками, однако достоверные хадисы говорят в пользу тех, кто запрещал начинать обязательный пост, сомневаясь в начале священного месяца. См. “Субуль ас-Салам”, т. 2, стр. 219.

Хадис 637-638. Начинайте поститься, когда увидите новую луну

Передают со слов Ибн ‘Умара, что он слышал, как Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не начинайте поститься, пока не увидите молодой месяц, и не разговляйтесь, пока не увидите его снова. Если же погода будет облачной, то считайте дни». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. В одной из версий последнего также говорится: «Начинайте поститься, когда увидите молодой месяц, и разговляйтесь, когда увидите его снова. Если же он будет скрыт от вас за облаками, то отсчитайте тридцать дней». В одной из версий аль-Бухари говорится: «Месяц может состоять из двадцати девяти ночей. Но не начинайте поститься, пока не увидите молодой месяц. Если же погода будет облачной, то отсчитайте тридцать дней предыдущего месяца».

Передают со слов Абу Хурейры, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Начинайте поститься, когда увидите молодой месяц, и разговляйтесь, когда увидите его снова. Если же он будет скрыт от вас за облаками, то отсчитайте тридцать дней месяца ша‘бан». Этот хадис передал аль-Бухари.

 

 

Хадис 639. Одного надежного свидетельства достаточно для объявления о начале поста

Передают со слов Ибн ‘Умара: «Люди пытались разглядеть молодой месяц, и я сообщил Пророку, мир ему и благословение Аллаха, о том, что увидел его. Тогда он принял решение поститься и приказал людям сделать то же самое». Этот хадис передал Абу Давуд. Аль-Хаким и Ибн Хиббан назвали его достоверным.

КОММЕНТАРИЙ

Из этого хадиса следует, что сообщения одного справедливого мусульманина достаточно для того, чтобы жители города начали поститься или разговляться. Этого мнения придерживалось большинство мусульманских богословов.

Некоторые считали, что для объявления о начале или конце рамадана необходимо свидетельство двух справедливых мусульман. Они опирались на хадис, рассказанный со слов ‘Абд ар-Рахмана ибн Зейда, в котором сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Начинайте поститься, когда увидите молодой месяц, и разговляйтесь, когда увидите его снова. Если же он будет скрыт от вас за облаками, то отсчитайте тридцать дней месяца ша‘бан. Но не делайте этого, если услышите свидетельства двух мужей». Этот хадис передали Ахмад и ан-Насаи, и аль-Албани назвал его достоверным. См. “Ирва аль-Галиль”, т. 4, стр. 14.

Однако мнение этих богословов является менее достоверным, потому что поступок Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, свидетельствует о том, что сообщения одного справедливого мусульманина достаточно для того, чтобы объявить о начале или конце рамадана, причем сообщения справедливых женщин и рабов также можно принимать во внимание.

Если же мусульманин увидел молодой месяц, но люди не признали его сообщение достаточно убедительным, то он обязан начинать обязательный пост самостоятельно. Этого мнения придерживались Абу Ханифа, Малик, аш-Шафи‘и, Ахмад и многие другие богословы. Однако они разошлись во мнениях относительно того, как должен поступать такой человек в конце рамадана. Аш-Шафи‘и считал, что если человек убежден в том, что рамадан закончился, тогда как все остальные продолжают поститься, то он должен разговляться, скрывая это от остальных мусульман. Однако большинство богословов считало, что для большей уверенности ему следует продолжить пост.

Причиной этого разногласия стало решение ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса. Находясь в Шаме, он постился в течение тридцати одного дня, потому что начал пост вместе с жителями Шама, а завершил его вместе с жителями Медины. А затем он сказал: «Таково предписание Сунны». Однако мнение одного сподвижника не является неопровержимым доводом при наличии достоверных хадисов. Поэтому, согласно наиболее достоверному мнению, если человек убежден в начале или конце обязательного поста, он должен руководствоваться собственными знаниями. И если остальные мусульмане не признали его свидетельства, то ему следует скрывать свой поступок и не убеждать людей в том, что они ошиблись, когда не прислушались к его свидетельству. См. “Субуль ас-Салам”, т. 2, стр. 220-221.

 

Хадис 640. Свидетельство мусульманина принимается, если нет оснований отвергнуть его

Передают со слов Ибн ‘Аббаса, что один из бедуинов пришел к Посланнику, мир ему и благословение Аллаха, и сообщил о том, что он увидел молодой месяц. Он спросил его: «Свидетельствуешь ли ты, что нет божества, кроме Аллаха?» Бедуин ответил: «Да». Он спросил: «Свидетельствуешь ли ты, что Мухаммад – Посланник Аллаха?» Бедуин ответил: «Да». Тогда он сказал: «О Билал! Вели людям поститься с завтрашнего дня». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. Ибн Хузейма и Ибн Хиббан назвали его достоверным. Ан-Насаи же назвал его отосланным.

КОММЕНТАРИЙ

Ат-Тирмизи сообщил, что большинство рассказчиков передавало отосланную версию этого хадиса, в которой не упоминается, что ‘Икрима слышал этот хадис от Ибн ‘Аббаса. Поэтому аль-Албани назвал хадис слабым. См. “Ирва аль-Галиль”, т. 4, стр. 15. Однако выводы из этого хадиса являются достоверными, потому что подтверждаются предыдущим хадисом Ибн ‘Умара. Из этого хадиса следует, что сообщения одного справедливого мусульманина достаточно для того, чтобы объявить о начале или конце рамадана. Из него также следует, что если нет оснований для обвинения мусульманина в несправедливости, то его следует считать справедливым и заслуживающим доверия. Из него также следует, что для объявления о начале или конце обязательного поста не обязательно, чтобы человек, который увидел молодой месяц, принес свидетельство. Будет вполне достаточно, если он просто сообщит об увиденном. См. “Субуль ас-Салам”, т. 2, стр. 222.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.149.168 (0.007 с.)