Государственные (официальные) резервы и обязательства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственные (официальные) резервы и обязательства.



9. Изменения государственных золотовалютных резервов.

9.1. Уменьшение. Кредит «+».

9.2. Увеличение. Дебет «-».

10. Операции с МВФ.

10.1. Заимствования. Кредит «+».

10.2. Платежи. Дебет «-».

11. Статистические расхождения. Чистые ошибки и пропуски.

Общее сальдо. Всегда равно нулю.

Соотношение стоимости экспорта и импорта товаров образует торговый баланс. При составлении торгового баланса государственные органы пользуются данными таможни о внешнеторговых сделках, которые и включа­ются в торговый баланс.

Баланс услуг включает платежи и поступления по транспорт­ным перевозкам, страхованию, электронной, телекосмической, те­леграфной, телефонной, почтовой и другим видам связи, междуна­родному туризму, обмену научно-техническим и производствен­ным опытом, экспертным услугам, содержанию дипломатических, торговых и иных представительств за границей, передаче инфор­мации, культурным и научным обменам, различным комиссион­ным сборам, рекламе, ярмаркам и т.д. По методике МВФ принято также показывать особой позицией в платежном балансе односторонние переводы. В их числе:

1) го­сударственные операции — субсидии другим странам по линии экономической помощи, государственные пенсии, взносы в между­народные организации;

2) частные операции — переводы ино­странных рабочих, специалистов, родственников на родину.

Баланс движения капиталов и кредитов выражает соотношение вывоза и ввоза государственных и частных капиталов, предостав­ленных и полученных международных кредитов. По экономичес­кому содержанию эти операции делятся на две категории: между­народное движение предпринимательского и ссудного капитала. Предпринимательский капитал включает прямые заграничные инвестиции (приобретение и строительство предприятий за гра­ницей) и портфельные инвестиции (покупка ценных бумаг загра­ничных компаний). Международное движение ссудного капитала классифицирует­ся по признаку срочности.

1. Долгосрочные и среднесрочные операции включают госуда­рственные и частные займы и кредиты, предоставленные на срок более одного года.

2. Краткосрочные операции включают международные кредиты сроком до года, текущие счета национальных банков в иностранных банках, перемещение денежного капитала между банками.

Несмотря на совершенствование методики сбора и обработки статистических показателей платежного баланса, погрешности остаются значительными. Поэтому выделена статья «Ошибки и пропуски», в которую включаются данные статистической погре­шности и неучтенных операций.

ФАКТОРЫ. ВЛИЯЮЩИЕ НА ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС

На состояние платежного баланса влияет ряд факторов.

1. Неравномерность экономического и политического развития стран, международная конкуренция. Эволюция основных статей платежного баланса отражает изменения соотношения сил цент­ров соперничества в мировой экономике. После второй мировой войны сложился активный платежный баланс США при крупном дефиците платежных балансов стран Западной Европы и Японии в силу отставания их экономического потенциала. В этом прояви­лась характерная до конца 50-х годов моноцентрическая система господства во главе с США. Так, в период после второй мировой

войны и до 60-х годов торговые балансы большинства стран Западной Европы и Японии были обычно пассивными. Торговый баланс США в те же годы сводился с огромным активным сальдо (в 1947 г. 10 млрд долл.) благодаря укреплению позиции американских монополий на мировом рынке, устойчивости долла­ра. Превращение США в международного инвестора и кредитора обусловило приток огромных дивидендов и процентов из-за ру­бежа.

Однако доля США в ежегодном приросте прямых инвестиций уменьшилась с 50% в 1967 г. до 4% в 1980 г. за счет увеличения доли Западной Европы и Японии, а с 1985 г. США стали нетто-импортером капитала.

2. Циклические колебания экономики. В платежных балансах находят выражение колебания, подъемы и спады хозяйственной активности в стране, так как от состояния внутренней экономики зависят ее внешнеэкономические операции. Колебания платежного баланса, обусловленные механизмом промышленных циклов, спо­собствуют перенесению внутриэкономических циклических про­цессов из одной страны в другие. Рост производства вызывает увеличение импорта топлива, сырья, оборудования, а при замедле­нии темпов экономического роста ввоз товаров сокращается. Экс­порт товаров, капиталов, услуг в большей степени реагирует на изменения условий мирового рынка. При вялом хозяйственном развитии вывоз капитала обычно увеличивается. При ускоренном развитии экономики, когда растут прибыли, усиливается кредит­ная экспансия в стране, повышается процентная ставка, темп вывоза капитала падает. В силу асинхронности современного эко­номического цикла его колебания влияют на платежный баланс зачастую косвенно. Мировые экономические кризисы приводят к крупномасштабным дефицитам платежных балансов то одних, то других стран.

3. Рост заграничных государственных расходов. Тяжелым бре­менем для платежного баланса являются внешние правительствен­ные расходы, которые преследуют разнообразные экономические и политические цели.

4. Милитаризация экономики и военные расходы. Основная масса государственных расходов США за границей, отражающих­ся в платежном балансе, предназначена на военные цели (более 50%; в их числе содержание и оснащение военных баз за рубежом, военная помощь). Косвенное воздействие военных расходов на платежный баланс определяется их влиянием на условия произ­водства, темпы экономического роста, а также масштабами изъ­ятия из гражданских отраслей ресурсов, которые могли бы исполь­зоваться для капиталовложений, в частности в экспортные отрас­ли. Если экспортные отрасли загружены военными заказами, а средства, которые можно применить для расширения вывоза товаров, направляются на военные цели, это приводит к сокраще­нию экспортных возможностей страны. Рост вооружений вызыва­ет увеличение импорта военно-стратегических товаров, в том чис­ле многих видов сырья (нефти, каучука, цветных металлов), сверх нормальных потребностей мирного времени.

5. Усиление международной финансовой взаимозависимости. Финансовые потоки превышают в десятки раз платежи по международной торговле.. Это обус­ловлено увеличением масштабов вывоза капиталов, развитием мирового рынка ссудных капиталов, включая еврорынки, финан­совые рынки, в условиях либерализации условий сделок. В итоге финансовая взаимозависимость стран стала сильнее коммерческой взаимозависимости. Это усиливает валютные и кредитные риски,

Двойственное влияние вывоза капитала на платежный баланс страны-экспортера заключается в том, что он увеличивает его пассив, но служит базой для притока в страну процентов и диви­дендов через определенный период. Однако приток процентов и дивидендов уменьшается при реинвестиции части прибылей в стране приложения капитала. Например, филиалы американских корпораций в Западной Европе реинвестируют примерно полови­ну прибылей, полученных в этом регионе.

Чрезмерный вывоз капитала отвлекает средства, которые мог­ли бы быть использованы для модернизации экспортных отрас­лей.

6.На платежный баланс отрицательно влияет «бегство» капитала ( англ. flight of capital) —

Основная причина «бегства» капитала — экономическая и политическая нестабильность в стране, инфляция, недоверие к национальной валюте, неэффективная экономическая политика, вызывающая кризисные потрясения, повышение различных рисков, высокие на­логи.

Различаются следующие формы «бегства» капитала:

1) неле­гальные (оставление за рубежом части инвалютной выручки, упу­щенная выгода на внешнеэкономических сделках, например, при бартерных сделках, авансовые платежи по фиктивным контрак­там, контрабандный вывоз капитала и товаров и др;

2) по легаль­ным каналам (увеличение зарубежных активов предприятий, бан­ков), приобретение недвижимости за рубежом, недекларируемый вывоз инвалюты и др.);

3) отмывание «грязных» денег, связанных с противоправными действиями юридических и физических лиц и внедрением их в легальные финансовые потоки;

4) внутреннее «бегство» капитала к инвалютам в форме долларизации экономики.

Оценить размеры «бегства» капитала трудно. В мировой прак­тике для их оценки применяются следующие методы: 1) общий метод — сумма прироста иностранных активов (кроме официаль­ных резервов) и статья «Ошибки и пропуски» платежного баланса;

2) определение долга частного сектора — увеличение внешней задолженности за счет переводов банков и небанковских учрежде­ний и статья «Ошибки и пропуски» платежного баланса;

3) метод углубленного анализа — сумма краткосрочных переводов капита­ла из небанковского частного сектора и упомянутая статья пла­тежного баланса,

4) косвенный метод — доля иностранных ак­тивов, не декларируемых для налогообложения. По оценке МВФ, по косвенному методу до 2/3 вывоза капитала может рассмат­риваться как «бегство» капитала.

«Бегство» капитала — глобальное явление, периодически охва­тывающее то одни, то другие страны. Оно достигло огромных размеров в России в условиях трудного перехода к рыночной экономике. По некоторым оценкам, незаконный перевод активов в зарубежные банки достиг 50 млрд долл США, а общая сумма составила 230 млрд (март 1998 г.).

Приток иностранных капиталов оказывает двоякое влияние и на платежный баланс страны-импортера: вначале увеличиваются поступления, но с наступлением сроков платежей страны-долж-

ники вынуждены уплачивать сумму долга, а также проценты и ди­виденды.

Отрицательное воздействие прямых инвестиций на платежный баланс страны — импортера капитала проявляется, когда сумма вывозимых прибылей превышает приток новых капиталовложений страны — инвестора капитала.

Отрицательные последствия портфельных инвестиций для пла­тежного баланса страны приложения капитала связаны с их репат­риацией (от лат. repatriaire — возвращение на родину) размещен­ного за рубежом капитала в период экономического, политичес­кого и валютного кризисов в стране инвестирования. Кроме того, отлив прибылей по портфельным инвестициям нередко превышает новый приток иностранного капитала.

Негативное влияние иностранных капиталов на платежный ба­ланс может быть связано с установлением контроля крупных иностранных монополий над экономикой ввозящей страны.

7. Изменения в международной торговле. НТР, рост интен­сификации хозяйства, переход на новую энергетическую базу вы­зывают структурные сдвиги в международных экономических свя­зях. Более интенсивной стала торговля готовыми изделиями, в том числе наукоемкими товарами, а также нефтью, энергоресур­сами. Резкое повышение цен на нефть в 70-х и начале 80-х годов (в 18 раз в 1980 г. против 1971 г.) привело к дефициту текущих операций платежного баланса стран — импортеров нефти ряда промышленно развитых стран, включая США, развивающихся стран и активизации платежного баланса нефтеэкспортирующих стран ОПЕК. Война в Персидском заливе, начавшаяся в январе 1991 г., вызвала скачок цены на нефть. В конце 90-х годов цена на нефть ниже 15 долл. за баррель.

В географии товарных потоков происходит сдвиг в сторону расширения обмена между развитыми странами (70% мировой торговли, стран ЕС — 38%) при сокращении удельного веса развивающихся стран в их внешней торговле. Взаимная торговля развитых стран поглощает 80% их экспорта (стран ЕС — 58%), а торговля между развивающимися странами составляет лишь 1/4 их экспорта. Это обостряет конкуренцию на мировом рынке.

ТНК наращивают внутрифирменный товарообмен, включае­мый статистикой в общий итог мировой торговли. Это наклады­вает отпечаток на уровень цен, структуру МЭО, распределение выгод от участия в МРТ, способствует таможенному протекци­онизму. На состояние платежного баланса влияют явные и скры­тые международные операции ТНК. Повысилось влияние нецено­вых факторов конкуренции — новизны, качества, надежности, сроков поставки продукции — на платежный баланс.

8. Влияние валютно-финансовых факторов на платежный ба­ланс. Девальвация обычно поощряет экспорт, а ревальвация сти­мулирует импорт при прочих равных условиях. Нестабильность мировой валютной системы ухудшает условия международной торговли и расчетов. В ожидании снижения курса национальной валюты происходит смещение сроков платежей по экспорту и им­порту: импортеры стремятся ускорить платежи, а экспортеры, напротив, задерживают получение вырученной иностранной валю­ты (политика «лидз энд лэгз»). Достаточен небольшой разрыв в сроках международных расчетов, чтобы вызвать значительный отлив капиталов из страны. С введением плавающих курсов воз­рос риск валютных потерь. Колебания курса ведущих валют, которые используются как валюты цены и платежа, — доллара, фунта стерлингов, марки ФРГ, японской иены — влияют на пла­тежные балансы большинства стран.

9. Отрицательное влияние инфляции на платежный балан с. Это происходит в том случае, если повышение цен снижает кон­курентоспособность национальных товаров, затрудняя их экспорт, поощряет импорт товаров и способствует «бегству» капиталов за границу.

10. Чрезвычайные обстоятельства неурожай, стихийные бед­ствия, катастрофы и т.д. отрицательно влияют на платежный баланс.

 

Платежный баланс России

Баланс текущих операций сведен со значительным положительным сальдо, что является положительным моментом и стабилизирующим фактором для экономики. Однако следует помнить, что большую долю в экспорте занимает экспорт природных ресурсов. По всем другим статьям баланса товаров и услуг наблюдается превышение импорта над экспортом, причем по наиболее значимым статьям – услуги и доходы от инвестиций – примерно в 1,5 раза.

Баланс операций с капиталом и финансовыми инст­рументами сведен с отрицательным сальдо, что свидетельствует об оттоке финансовых средств из страны. Отток вызван в основном увеличением резервных активов. Другие статьи, характеризующие инвестиционную активность, по абсолютному значению в несколько раз меньше величины экспорта и импорта товаров. Это указывает на то, что Россия экспортитует относительно большое количество природных ресурсов и импортитует достаточно большое количество товаров. А разность между экспортом и импортом попадает в статью «Резервные активы» и инвестируется в экономики других стран.

Сильное отрицательное сальдо статьи «Доходы от инвестиций» указывает на то, что процентов за инвестиции выплачено больше, чем получено, следовательно объем иностранных инвестиций в России больше, чем российских инвестиций за рубежом. Однако, по статье прямых инвестиций стабильно наблюдается противоположная картина, что свидетельствует либо о том, что вывезенные средства не превращаются в инвестиции, либо о том, что полученный от инвестиций доход частично не возвращается в Россию.

Отрицательный знак этой статьи «Чистые ошибки и пропуски» свидетельствует о неучтенном приросте активов за рубежом (имеет место «бегство капитала»).

 

Основные агрегаты платежного баланса России I полугодие 2003 г. млн. $
Счет текущих операций 20 381
Товары и услуги 23 669
Экспорт 68 921
Импорт -45 252
Товары 28 595
Экспорт 61 898
Импорт -33 303
Услуги -4 927
Экспорт 7 023
Импорт -11 949
Доходы от инвестиций и оплата труда -3 339
К получению 3 381
К выплате -6 720
Оплата труда  
Полученная  
Выплаченная -386
Доходы от инвестиций -3 348
К получению 2 986
К выплате -6 334
Текущие трансферты  
Полученные 1 201
Выплаченные -1 150
Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами -16 874
Счет операций с капиталом -520
Капитальные трансферты -520
Полученные  
Выплаченные -855
Финансовый счет -16 354
Прямые инвестиции 1 143
За границу -1 676
В Россию 2 819
Портфельные инвестиции -5 904
Активы -5 904
Обязательства -1 385
Прочие инвестиции  
Активы -3167
Обязательства  
Резервные активы -15 641
Чистые ошибки и пропуски -3 507

Международный валютный фонд

Наиболее значимой и наиболее известной организацией является Международный Валютный Фонд (МВФ). Фонд выполняет множество различных задач, но основной задачей является регулирование международных валютных отношений. Ниже излагаются основные принципы и методы функционирования МВФ.

Международный валютный фонд (МВФ; International Mone­tary Fund — IMF) создан в 1945 г. после ратификации Соглашения, разработанного на Конференции Организации Объединенных Наций по валютно-финансовым вопросам в Бреттон-Вудсе (1944 г.) и вступивше­го в силу 27 декабря 1945 г. МВФ начал функционировать в 1946 г. [1, 5].

Цели МВФ:

1) поощрение международного сотрудничества в области ва­лютной политики;

2) способствование сбалансированному росту в области валют­ной политики;

3) способствование сбалансированному росту мировой торгов­ли для стимулирования и поддержания высокого уровня занятос­ти и реальных доходов, для развития производственного потен­циала всех государств-членов в качестве главной цели экономи­ческой политики;

4) поддержание стабильности валют и упорядочение валютных отношений между государствами-членами, а также воспрепятствование девальвации валют из соображений конкуренции;

5) участие в создании многосторонней системы платежей, а также устранение ограничений на трансфер валюты;

6) предоставление средств для ликвидации несбалансирован­ности платежных балансов государств-членов.

Функции МВФ

1) соблюдение согласованного кодекса поведения (тесное сотрудничество в вопросах международной валютной политики и межгосударственного платежного оборота);

2) финансовая помощь для преодоления дефицита платежного баланса;

3) консультирование и сотрудничество.

Принципы МВФ

1) запрет на манипуляции валютным курсом или международ­ной валютной системой для уклонения от урегулирования;

2) обязательство проведения (в случае необходимости) интер­венций на валютных рынках для прекращения валютного кризиса;

3) обязательство каждой страны учитывать в своей политике интервенций интересы своих партнеров, в особенности тех, в ва­люте которых она осуществляет свои интервенции.

Членство в МВФ

В настоящее время насчитывается 181 государство-член МВФ. Членство открыто для государств в устанавливаемые МВФ сроки и на определяемых МВФ условиях. Новыми членами являются Болгария, Намибия, Швейцария, Россия (июнь 1992 г.), Эстония, Латвия, Литва, Албания, Молдавия, Казахстан, Армения, Бело­руссия, Киргизия и Маршалловы острова. Среди кандидатов на вступление — Сан-Марино, Узбекистан, Таджикистан и Украина [7].

Уставный фонд МВФ

Уставный фонд МВФ образуется за счет взносов государств-членов в соответствии с установленной для каждого из них кво­той. Квоты служат для определения объема финансового взноса каждого члена; размеров кредитов в МВФ, которые пропорцио­нальны квоте; определения количества голосов, имеющихся у той или иной страны, и соответственно ее возможности воздейство­вать на политику этой организации. Величина квоты зависит от уровня экономического развития страны и ее роли в мировой экономике и международной торговле. Квота рассчитывается на ос­нове таких показателей, как ВНП, объем экспорта и импорта, величина золотовалютных резервов и т.д. (табл. 3, рис. 2).

В 1947 г. в Фонд входили 49 стран, и общая сумма квот (капи­тал МВФ) составляла 7,7 млрд. долл. (наибольший размер квот имели США, Великобритания, Франция, Китай и Индия). В на­стоящее время оплаченный капитал достигает 120 млрд. долл. (90 млрд. СДР; 56,6 млрд. долл. оплачено золотом), причем он ско­ро должен увеличиться до 180 млрд. долл. (СДР = 1,2 долл. США). Из этой суммы 2/3 принадлежат промышленно развитым стра­нам, в том числе США (19,6%), Германии и Японии — по 6,1%, Франции и Великобритании — по 5,48%, Италии — 3,4%, Канаде — 3,2%, Нидерландам — 2,55%, а 1/3 — развивающимся странам, составляющим 4/5 членов Фонда.

 

Таблица 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.029 с.)