II. Органическое строение народов, живущих близ горных хребтов азии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Органическое строение народов, живущих близ горных хребтов азии



Многие весьма вероятные предположения подсказывают нам, что человеческий род впервые расселился вблизи горных хребтов Азии, но тогда можно думать, что мы найдем тут самую красивую породу людей, однако как обманут нас ожидания! Каково телосложение калмыков и монголов всем известно: при среднем росте — плоское лицо или хотя бы приметы' плоского лица, затем — редкая бороденка, коричневый цвет лица — обычный для северного климата, а при этом еще раскосые глаза, узкие почти прямые, черные брови, маленький плоский нос, слишком широкий корень носа, большие оттопыренные уши, кривые бедра, ноги, белые сильные челюсти11* — все эти черты, все строение лица словно рисуют нам хищного зверя среди людей. Откуда взялось такое строение? Вывернутые колени и кривые ноги легче всего объясняют образ жизни монголов: они с детства ползают по земле и сидят на лошадях; вся их жизнь делится между двумя занятиями — они сидят или ездят, а единственная поза, которая придает красоту ступне, им вообще неведома, потому что они почти не ходят. Может быть, и еще в чем-то сказывается в строении тела их образ жизни? Оттопыренные уши зверя, прислушивающегося ко всякому шороху, маленькие острые глазки, что заметят издали любой дымок и вздымающуюся пыль, оскаленные зубы, гложущие кость, толстая шея, откинутая назад голова — разве все это не запечатлевшиеся черты, жесты, сопровождающие всю их жизнь? Прибавим еще, что, по словам Палласа, лица детей лет до десяти безобразно надуты, одутловаты, вообще како-химического11 вида и только с возрастом приобретают более правильные черты; заметим, что на значительном протяжении в их области не бывает дождя и почти совсем нет воды, тем более чистой, так что умываться — почти неведомое им занятие; вспомним о соленых озерах, солончаках, о соленых болотах, на которых они живут, так что привкус калийной соли нравится им даже в пище и в чае, который они выпивают в огромном количестве, вредя этим своему пищеварению; прибавим сюда более разреженный воздух горных равнин, суховеи, испарения солей, долгую зиму среди снегов и в дыму их лачуг и еще ряд менее значительных обстоятельств — что ж, разве не вероятно, чтобы из всех этих условий тысячи лет тому назад, когда некоторые причины, возможно, действовали еще сильнее, именно и возникло их органическое строение и стало передаваться по наследству? Ничто не освежает тело, ничто не укрепляет и

11* «Собрания о монгольских народностях» Палласа, т. I, с. 98, 171 и т. д.; «Описание народов Российской империи» Георги, т. IV. Петербург, 1780; «Сообщение об аюкских калмыках» в «Собрании по русской истории» Мюллера, т. IV, ч. 4; извлеченияШлёцера из «Memorabilia Rossico-Asiatica» Шобера, опубликованные в «Собрании » Мюллера, т. VII, ч. 1 и т. д.10

ничто не заряжает его энергией так, как купание, особенно если оно сопряжено с ходьбой, бегом, борьбой и другими физическими упражнениями. И ничто не ослабляет тело так, как теплое пойло, которое тянут они, не зная меры, да еще приправляют его вяжущими калийными солями. Вот откуда берется, как заметил уже Паллас, слабый, женственный торс монголов и бурятов,—пятеро, шестеро их, напрягая все свои силы, не могут сделать того, что может один русский, вот почему тело у них такое легкое что на своих маленьких лошадках они словно летят и парят, а не едут вот откуда, наконец, и какохимический вид, передаваемый детям. Даже и некоторые граничащие с монголами татарские племена рождаются с монгольскими чертами лица, но только эти черты с возрастом стираются поэтому некоторые причины, видимо, объясняются климатическими условиями, которые благодаря образу жизни и происхождению как бы привиты телосложению народа и передаются по наследству. Когда смешивается русская или татарская кровь с монгольской, то, как утверждают, рождаются красивые дети, и среди монголов тоже будто бы встречаются стройные и пропорциональные фигуры, хотя и в монгольском духе12*. И здесь природа, создавая органическое строение человека, оставалась верной сама себе: под таким небом, в этих широтах, при таком образе жизни кочевые народы и могли становиться только подобными хищным ястребам.

И монгольские черты широко распространены по земле, — куда не залетали эти хищные птицы? Не раз парили над разными странами света их победные косяки. Во многих странах Азии селились монголы, и тогда их телосложение было облагорожено чертами других народов. Но еще прежде таких потопов и наводнений, в седой древности, монголы начали переселяться с давно обжитого высочайшего горного хребта на окрестные земли. Может быть, именно поэтому повсюду на Востоке, от камчадалов на Севере и до Тибета на Юге, вдоль полуострова по ту сторону Ганга можно встретить черты монгольского строения. Поглядим и на эту область земли, которая явит нам немало странного.

Китайцы мудряд над своим телом, а все, что они выдумывают, касается именно монгольских черт. У монголов мы видели безобразные, бесформенные ступни и уши. По-видимому, такого рода уродливость в условиях ложной культуры и послужила поводом для того, чтобы противоестественно запирать ступню в тиски, вывертывать уши, — все это обычно для многих людей, живущих в тех краях. Люди стыдились своего безобразия и хотели исправить свои недостатки, но получилось так, что податливые члены тела стали наследовать то наибезобразнейшее изящество, которого от них успешно добивались. Китайцам, при всех различиях между их провинциями и в образе жизни, присущи черты восточного типа, те самые, что на монгольских нагорьях просто сильнее бросаются в глаза. Широкие лица, маленькие черные глазки, курносый нос, жиденькая бородка — все

12* Паллас в «Собраниях по истории монгольских народностей» и «Путешествиях», т. 1, с. 304, т. II и т.д.

эти черты под влиянием сурового климата смягчились, и китайский вкус, как представляется, всего лишь следствие дурно устроенных органов тела; точно так, как форма правления китайцев, самая их мудрость влекут за собой варварство и деспотизм. Японцы, народ китайской культуры и, по всей видимости, монгольского происхождения13*, почти всегда малорослы, с большими головами, маленькими глазками, курносыми носами, плоскими скулами, почти без бороды, обычно кривоногие. Форма правления японцев, их жизненная философия — все это пропитано насилием и принуждением, лишь приспособленными к условиям их страны. Иной, в отличие от Китая и Японии, деспотизм царит на Тибете, и тибетский культ широко распространяется по варварским степям к северу от Тибета.

Вместе с горными хребтами восточный тип14* спускается к югу, на полуостров, на земли по ту сторону Ганга, где, видимо, и народы двигались на юг вдоль горных хребтов. Для народов Ассамского королевства характерны зоб и плоские носы, — если только можно доверять сообщениям путешественников15*. Вот приметы варварства, присущие некультурному народу: уши оттянуты безобразными украшениями, грубая пища, отсутствие одежды16*. Те же самые уродства восточных земель у арра-канов14 — широкие ноздри, плоские лбы, маленькие глазки, уши, вытянутые до плеч. Бирманцы в Аве и Пегу15 не терпят бород и выдирают их до последнего волоска, как тибетцы и другие живущие на севере народы, и даже изобильная природа этих мест не может отучить их от татарской безбородости. Все эти же черты, с различиями в зависимости от климата и народности, прослеживаются и дальше на юг, на островах17*.

И то же самое — на Север, вплоть до коряков и камчадалов на краю восточного мира. Язык камчадалов, как утверждают, имеет что-то общее с китайско-монгольским языком, хотя эти народы уже в древности были изолированы друг от друга, и камчадалы до недавнего прошлого не знали железа; их строение выдает их происхождение18*. Волосы — черные, широкие и плоские лица, сплющенный нос, далеко запрятанные глаза, а характер их, на первый взгляд не соответствующий холодному неприютному климату их мест, все же, как видно, не представляет собой исключения из правила. Далее, коряки, чукчи, курилы и обитатели других лежащих к востоку островов19* постепенно переходят в американский

13* «Всеобщее собрание путешествий»12, т. II, с. 595; Шарлевуа. О китайцах. См. «Путешествие в Сурате и Китай» Олофа Торее, с. 68; «Всеобщие путешествия», т. VI, с. 130.

14* Судя по прежним описаниям, жители Тибета безобразны. См. «Всеобщие путешествия», т. VII, с. 382. Новые описания (Паллас, «Северные труды»13, т. IV, с. 280) такое суждение смягчают, причем и географическое положение Тибета подсказывает правомерность такого смягчения. Вероятно, тибетанцы представляют собой отдаленный переход в индостанскому типу.

15* Тавернье в «Собрании путешествий», т. X. с 557.

16* Овингтон в «Собрании путешествий», т. X, с. 67.

17* «Описание Суматры» Марсдена16, с. 62; «Собрание путешествий», т. II, с. 487 и др.

18* «Описание народов Российской империи» Георги, т. III.

19* Штеллер в «Собрании путешествий», т. XX, с. 289.

тип; когда мы познакомимся с северо-западными оконечностями Нового света, до сих пор неизвестными, когда мы узнаем внутренние земли Йедзо17 и большие пространства земли к северу от Новой Мексики — все это пока белые пятна на карте, как и внутренняя Африка, — то, как мне кажется особенно если полагаться на результаты последнего путешествия Кука все очевидные оттенки будут незаметно переходить друг от друга и теряться20*.

Вот какие огромные пространства земли заняты восточным типом, во многих местах, правда, сильно искаженным, но почти всегда сохраняющим присущую ему безбородость; однако многообразные языки и нравы народов говорят о том, что происходят они не от одного племени. Что же за причина порождает этот тип? Что заставляет столь разные народы воевать с бородами, вытягивать уши, протыкать носы и губы? Как мне кажется, в основе всего лежит прирожденное безобразие, которое призвало себе на помощь варварское искусство и, наконец, превратилось постепенно в обычай предков. У животных появление нового вида заявляет о себе сначала в изменении волос и ушей, в форме ног, меняется остов лица — профиль, только затем изменения захватывают и все тело в целом. Мы узнаем об этом больше, когда изучена будет генеалогия народов, условия отдаленных стран и земель и, главное, различия во внутреннем физиологическом устройстве разных племен. И не первым ли даст нам такой spicilegium anthropologicum21*20 опытный в науках и народоведении Паллас?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.30.162 (0.006 с.)