Предмет психологии. Психология как наука. Структура современной психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет психологии. Психология как наука. Структура современной психологии.



Предмет психологии. Психология как наука. Структура современной психологии.

 

Психология — это наука о психике, психической жизни и психической деятельности.

Согласно определению А.Н. Леонтьева, психология — это наука о порождении, функционировании иструктуре субъективногообраза действительности в ходе осуществления предметной

деятельности индивида.

 

Предмет психологии – психика - это отражение объективной реальности, которая необходима субъекту для жизни и деятельности в ней для управления своим поведением.

 

Представления о предмете психологии:

1. Психологии следует изучать душу как некую неоспоримую данность. Этот длительный этап, называемый в литературедонаучным, традиционно определяется от V—IV вв. до н.э. до началаXVIII в. При этом существовало множество подходов и трактовок≪души≫, еепроявленийиописаний. (Платон, Аристотель…)

2. Исторически вторым представлением о предмете психологии выступили явления сознания как некоторые составляющие элементывнутреннего, ментального, переживаемого человеком мира.Человек всегда что-то видит, слышит, осязает, ощущает, вспоминает.Согласно новому подходу, именно такие феномены следует изучатьпсихологии, так как в отличие от души их можно экспериментальноисследовать, измерять, научно обобщать, устанавливать в них причинно-следственные связи и отношения. (Ньютон)

3. К истокам новой, эмпирической, физиологической, ассоциативной, экспериментальной психологии относятся исследования Г.Т. Фехнера (1801 — 1887), Г. Эббингауза (1850—1909), В. Вундта (1832—

1920), Ф. Гальтона (1822— 1911) и многих других специалистов вобласти физиологии, астрономии, математики. В новую психологическуюпрактику введен аппарат математики и математическойстатистики. Разрабатываются основы психологического эксперимента.В 1879 г. в Лейпциге открыта первая в мире лабораторияфизиологической психологии.

4. бихевиоризм, оформившийся в конце XIX — начале XX в. в США. ≪Behaviour≫по-английски—≪ поведение ≫, оноисталопредметомновойобъективнойнауки.На организм животного, человека воздействуют конкретные, измеряемые внешние стимулы, на которые возникает объективная реакция ответа. (стимул-реакция).

 

В.И. Ленин: Психика— это субъективный образ объективного мира:

1. Первым, что вытекает из приведенной формулировки психики, является утверждение ее вторичности, производности по отношениюк первичному миру.

2. Субъективность психики, подчеркнутая в обсуждаемой трактовке, означает также, что образ в определенном философском смысле идеален, т.е. наличествует только в сознании.

3. Термин «субъективный» в исходном определении психическогообраза означает также, что этот образ принадлежит субъекту,личности.

4. Субъективный — это значит созданный личностью, субъектом, рожденный в его активности,

в особой отражательной деятельности. Психическое отражениепо определению активно, а не зеркально, не пассивно.

5. Пристрастностью. Поскольку образ создан субъектом, принадлежит ему, используется им,

то этот образ непременно несет в себе те или иные проекции самогосубъекта.

 

+ психика – это субъективный (активный, личностный, пристрастный, идеальный, вторичный) образ объективного мира, существующий в отношениях и взаимодействии, в единстве телесного и духовного, физиологического и социального, субъекта и объекта.

 

Психика отображает 4 мира:

- физический

- социальный

- мир культуры

- внутр. мир чел-ка

 

Отображает в процессе мышления, воображения итд, т. е. благодаря психологическим процессам.

 

Современная мировая психология — это разветвленная наука,многочисленные разделы которой объединены одним предметом —психикой, но выделяются в зависимости от того, чью психику исследуют, какой ее выраженный аспект, в каких конкретных условиях.Поэтому классификация разделов психологии является очень условной, пересекающейся, меняющейся.

 

Основные разделы:

- общая психология

- социальная

- возрастная

- педагогическая

- психология труда

- психолингвистика

- дифференциальная психология

- психометрия

- психофизиология

- медицинская психология

- зоопсихология

 

 

Соотношение понятий метод, методология, методика. Этапы психологического исследования.Классификация методов психологии.

Метод — это путь научного познания.

C.JI. Рубинштейн - это способ, посредством которого познается предмет науки.

 

Методика — это вариант, частная реализация метода в конкретных условиях: организационных, социальных, исторических.

Набор или система методов и методик любой науки не являются случайными, произвольными. Они складываются исторически, видоизменяются, развиваются, подчиняясь определенным закономерностям, методологическим правилам.

 

Методология — это не только учение о методах, правилах ихвыбора или использования. Это систематическое описание самойфилософии, идеологии, стратегии и тактики научного исследования,

стоящее над частной теорией науки. Методология задает, что именно,как и для чего мы исследуем, как интерпретируем получаемыерезультаты, как реализуем их на практике.

 

 

Этапы психологического исследования:

 

1 этап - является формулировка проблемы, обозначение целей и задач применительно к той психологической феноменологии,

которая должна быть изучена ввиду своей теоретической или практической значимости. Далее составляется подробный план исследования (организация и хронология).

 

2 Параллельно идет этап формулирования рабочей гипотезы,т.е. некоторого предположительного объяснения причин изучаемых явлений и закономерностей. Гипотеза — это как бы ожидаемый результат, который вовсе не обязательно подтвердится в исследовании. Но гипотеза совершенно необходима для каждого научного исследования. Она во многом предопределяет его ход,

эффективность.

 

3Далее идет этап исполнения, т.е. собственно проведение научного исследования: теоретического или эмпирического.

 

4На четвертом этапе, являющемся, как правило, самым трудоемким, идет обработка полученных результатов, их анализ, обсуждение, сопоставление, интерпретация. Здесь обобщаются данные,

делаются выводы и заключение, подводятся общие итоги и формулируются новые вопросы и проблемы.

Методы психологии.

Известно несколько классификаций методов психологии.

Классификация по Ананьеву

Выделил 4 группы методов:

 

Группа – организационные методы.

 

К ним относится: а) сравнительный метод. (сопоставляются, например, результаты несколькихиспытуемых, двух групп, сравниваются показатели, получаемые по одинаковым(или разным) методикам в разные периоды времени (метод«поперечных срезов»).

 

б) лонгитюдный метод построен на длительном по времени прослеживании психического развития или изменения одних и тех же параметров у одной и той же группы испытуемых. Это «продольный срез» во времени, аналогичный логикеформирующего исследования.

в) комплексный метод состоит в систематической организации двухпредшествующих способов познания, в междисциплинарности подходов, методов и методик.

 

Группа - методы обработки полученных результатов

4 группа –интерпретационные методы (направлены на теоритическое объяснение, психологическую

трактовку изучаемого явления)

Виды и операции мышления.

Мышление включено практически во все виды деятельностичеловека: трудовую, учебную, игровую, художественную, спортивнуюи др.

 

Мышление не даночеловеку от рождения. Оно формируется вместе с развитием егодеятельности и личности, проходя стадии от относительно простыхдо более сложных.

 

По стадиям развития в онтогенезе выделяются:

- наглядно-действенное

- наглядно-образное

- словесно-логическое мышление.

 

Наглядно-действенное мышление представляет собой первуюгенетическую ступень развития мыслительной деятельности человека. Его особенность заключается в тесной связи с чувственнымотражением действительности.

Наглядно-действенное мышление складывается к трем годам и сохраняется как специфический вид мышления в течение всей жизничеловека.(Когда возникает задача починить какой-либо прибор иличто-то сконструировать, человек прибегает к наглядно-действенному мышлению)

 

Наглядно-образное мышление может опираться не только на реальную ситуациюили реальный объект, представленный в восприятии, но и на образданного предмета. На такой основе у ребенка в дошкольном возрасте формируется наглядно-образное мышление.

В отличие от наглядно-действенного мышления он оперирует не ссамим предметом, а с элементами его образа, которые могут бытьпредставлены в виде рисунка, схемы, модели или внутреннегопсихического образа объекта. Поиск неизвестного осуществляется черезвыявление скрытых свойств, связей и возможных преобразованийэлементов образа объекта.

 

На третьей стадии происходит еще более глубокий отрыв мышления от реального объекта. Человек начинает оперировать понятиями и логическими конструкциями, функционирующими на базеязыка. У него формируется словесно-логическое мышление — высший этап развития мыслительной деятельности. Человек овладевает основными логическими операциями мышления, которые становятся его внутренними мыслительными операциями.

 

К операциям мышления относятся анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование,конкретизация.

 

Анализ — процесс разделения предмета на составные части и изучение его отдельных частей, рассмотрение объектас различных сторон.

Синтез — процесс соединения различныхэлементов, сторон в единое целое с целью изучения их связей иполучения новых знаний о предмете.

Сравнение — выявление сходства и различий между предметами. Сравнение позволяет выявлять общие свойства предметов и определять существенные связии отношения.

Обобщение — объединение предметов по какому-либо признаку. Обобщение по существенным признакам лежит воснове формирования понятий.

Абстрагирование — вычленениекакого-либо признака в объекте и отвлечение от остальных, несущественных.

Конкретизация — применение общего признака кконкретному объекту, обнаружение свойств общего в конкретныхвещах.

 

Операции мышления являются взаимозависимыми, обладаютсвойствами обратимости и дополнительности.

 

Посредством мышления человек решает различного рода задачи — теоретические и практические.

 

Соответственно выделяют:

- теоретическое

- практическое мышление.

 

Теоретическое мышление направлено на познание законов объективной реальности. Решение теоретических задач не предполагает быстрой реализацииих результатов на практике.

Практическое мышление направлено на решение задач, непосредственно вплетенных в практическую деятельность руководителя производства, менеджера, врача, учителя, представителей многих других профессий. Особенности обусловлены тем, что практическое мышление почти всегда осуществляется в условиях дефицита времени. Соответственно повышаютсятребования к интуиции субъекта.

 

 

По степени развернутости и осознанности процесса решениязадачи выделяют:

- рациональное (аналитическое)

- интуитивное мышление.

 

Рациональное мышление во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании.

 

Интуитивное мышление основано на решении без логического анализа ситуации и без осознания пути нахождения решения. Человек с развитым интуитивным мышлением может принимать решения при неполной информации.

 

 

Цель реалистического мышления — получение правильного познания окружающего мира и нахождение истины.

 

При аутистическом мышлении ход и содержание мысли подчиняются желаниям и эмоциям,чувству удовольствия.

 

 

Виды межличностного общения

Общение — это процесс особого взаимодействия, по крайнеймере двух лиц, направленный на взаимное познание, установление(развитие) взаимоотношений, оказание взаимовлияния, на регуляциюсовместной деятельности. Происходит обмен информацией, ее интерпретация, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, психологическое воздействие.

 

В отечественной социальной психологии выделяют три различных вида межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог.

 

Императивное общение - это авторитарная, директивная форма (открытого)воздействияна партнера по общению с целью достижения контроля за его поведением, принуждение его к определенным действиям. Особенность императива в том, что конечная цель общения - принуждение партнера - не завуалирована. В качестве средств оказания влияния используются приказ, указания, предписания и требования.

 

Можно назвать группу социальных видов деятельности, в которых использование императивного вида общения вполне оправдано и с целевой, и с этической точек зрения. К ним относятся военные уставные отношения, отношения "начальник-подчиненный", в сложных и экстремальных условиях.

 

Вместе с тем можно определить и те сферы межличностных отношений, где применение императива неуместно и даже неэтично. Прежде всего речь идет об интимно-личностных отношениях, супружеских и детско-родительских. Известно, что с помощью команд, приказов и безусловных запретов можно добиться внешнего послушания и выполнения каких-либо требований. Однако они не становятся частью внутренних личностных убеждений человека, его интровертной мотивации.

 

Манипуляция - это распространенная форма межличностного общения, предполагающая (скрытое) воздействие на партнера с целью достижения своих скрытых намерений. Как и императив, манипулятивное общение предполагает воздействие на партнера с целью достижения своих целей.

 

Коренное же отличие состоит в том, что партнер не информируется об истинных целях общения. Они либо скрываются от него, либо подменяются другими.

 

В отношении манипуляции также можно сказать, что есть области человеческого взаимодействия, где она вполне уместна, а где практически недопустима. Сферой "разрешенной манипуляции" несомненно является бизнес и деловые отношения вообще. Вместе с тем есть опасность переноса таких навыков овладения средствами манипулятивного воздействия на других людей в сфере деловой и в остальные области человеческих взаимоотношений, контроль за собой и своей жизнью.

 

 

В качестве реальной альтернативы такому типу отношений между людьми может быть рассмотрено диалоговое общение, позволяющее перейти к установке на собеседника. Диалог строится на принципиально других началах, чем монологическое общение. Он возможен лишь в случае соблюдения следующих непреложных правил взаимодействия:

 

1. Психологический настрой на актуальное состояние собеседника и собственное актуальное психологическое состояние.

2. Безоценочное восприятие партнера, априорное доверие к его намерениям.

3. Восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение.

4. Персонификация общения - разговор от своего имени, без ссылки на мнения и авторитеты, презентация своих истинных чувств и желаний.

 

Столь же сложной является внутренняя структура самого общения. В ней можно выделить три взаимосвязанных стороны: коммуникативную, перцептивную и интерактивную.

 

коммуникативного (предусматривает обмен информацией между индивидами);

интерактивного (организация взаимодействия между участниками общения, т.е. обмен не только знаниями, идеями, но и действиями);

перцептивного (процесс восприятия и познания партнерами друг друга и установления на этой основе взаимопонимания).

 

 

Руководство и лидерство.

 

Для того чтобы четко определить проблему лидерства в управлении, необходимо развести понятия «управление», «руководство» и «лидерство».

 

Под управлением принято понимать процесс организации любых воздействий, направленных на реализацию преследуемых целей (СНОСКА: Юдин В. В. Стиль руководства. Социально-психологические проблемы руководства // Психология и этика делового общения. / Под ред. В. Н. Лавриненко. М., 1997. С. 155-158.). Руководство — это лишь часть управленческой деятельности, причем именно та ее часть,- в которой различные управленческие вопросы решаются воздействием на подчиненных.

 

Различение понятий «руководство» и «лидерство» связано с существованием в любой организации двух типов отношений — формальных и неформальных. Лидерство — это процесс воздействия на людей, порожденный системой неформальных отношений, а руководство подразумевает в первую очередь наличие четко структурированных формальных (официальных) отношений, через которые оно и реализуется. Роль руководителя как бы предзадана формальной структурой, его функции, как правило, четко определены, право на применение санкций не оспаривается и т. д. Лидерство, напротив, формируется спонтанно, стихийно, на уровне полуосознанных психологических предпочтений.

 

Лидер и руководитель проходят разные пути выдвижения. Лидер, даже если он изначально предложен кем-то со стороны, признает, принимает, наконец, избирает ведомая им группа. В этом смысле лидер всегда выдвигается «снизу», более или менее демократически. Руководитель же, напротив, назначается «сверху», так или иначе навязывается. Так как это назначение может носить политический или административный характер, ведомые могут по-разному выразить свое к нему отношение, в определенных случаях даже заблокировать его. Но и тогда другой кандидат будет скорее всего назначен «сверху». Образно говоря, лидерство можно обозначить вектором, направленным снизу вверх; руководство же — вектором противоположного направления.

 

Основные отличия руководства и лидерства можно выразить следующим образом:

 

— лидер осуществляет регуляцию межличностных отношений в группе, руководитель — официальных отношений группы как некоей социальной организации;

 

— лидерство можно констатировать в условиях микросреды (малая группа), руководство — элемент макросреды;

 

— лидерство возникает стихийно, процесс назначения руководителя не является стихийным, по сравнению с руководством лидерство менее стабильно, в большой степени зависит от настроения в группе;

 

— руководство подчиненными обладает определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет;

 

— процесс принятия решения руководителем сложен и опосредован множеством обстоятельств, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения;

 

— сфера деятельности лидера, в основном, малая группа, сфера действия руководителя — более широкая социальная система.

 

Но при всех типичных различиях можно указать на имеющееся иногда совмещение роли лидера и руководителя. В таком случае руководитель-лидер, как свидетельствуют исследования деятельности успешных организаций, проведенные учеными Мичиганского университета, характеризуется следующими параметрами:

 

1. По сравнению с детализированным, конкретным управлением работниками, преобладает общее руководство по достижению цели.

 

2. Управленческой работе уделяется больше времени, по сравнению с отдельными указаниями рабочим.

 

3. Много внимания уделяется планированию работ и решению специальных задач.

 

4. К процессу принятию решений регулярно привлекаются работники.

 

5. Используется такой подход к работнику, который ставит его в центр трудовых интересов и способствует повышению производительности труда. При этом выражается и проявляется искренняя забота о. нуждах и проблемах рабочих.

 

Важно отметить, что разные работники по-разному влияют на функционирование коллектива. Успех в деятельности руководителя заключается в его способности совмещать требования к успешной работе с персональным подходом к работникам, поощряемым и уважаемым за их вклад в производственную деятельность.

 

Большинство психологов сходятся во мнении, что успешный руководитель должен стать лидером, способным оказывать влияние на мнения, позиции, исполнительскую деятельность работников. Хорошо известные всему миру компании мирового класса возглавляют выдающиеся лидеры-руководители.

 

Руководство как функция менеджмента, побуждающая к действиям, основано, главным образом, на инструкциях, предписаниях, указаниях, назначениях, приказах, а также включает в себя создание эффективной системы воздействия, стимулирование интересов и энтузиазма работников по достижению целей.

 

В ситуациях, где руководитель сталкивается с работой ранее сформированных групп, имеющих развитые навыки работы, ему нужно уделять большее внимание инструктированию и контролю для дальнейшего развития умений и навыков работников. В процессе занятия лидерских позиций, он должен уделять внимание социально-психологическому климату в группе и чувству принадлежности к ней. Следовательно, нужно уменьшить долю приказов по сравнению с разъяснительной работой.

 

Дальнейшие отношения лидеров с подчиненными, указывает В. А. Розанова, строятся таким образом, что от первых требуется большее проявление ответственности за выполняемую последними работу. При этом лидер ограничивает контроль и прямые указания в работе исполнителей, настраивая их на самоконтроль и проводя консультации только по отдельно взятым вопросам. При этом им рекомендуется больше общаться с работниками, поощрять идущие от них советы, устанавливать обратную связь. Чтобы развивать творческое мышление высококвалифицированных работников, лидер ставит перед ними цели, не сообщая способов их достижения.

 

Лидер обладает властью авторитета, а руководитель — властью полномочий. Американский психолог Дж. П. Кенджеми отмечает, что власть авторитета, в отличие от власти полномочий, представляет собой способность побуждать, мотивировать людей, убеждать их, ободрять. В отличие от власти полномочий, власть авторитета присваивается субъекту группой, является своего рода наградой группы. В этом есть своя опасность — власть авторитета относительно легко потерять.

 

 

Феномен группового давления

Этот феномен получил в социальной психологии наименование феномена конформизма. Само слово «конформизм» имеет в обычном языке совершенно определенное содержание и означает «приспособленчество».

Противоположными конформности понятиями являются понятия «независимость», «самостоятельность позиции», «устойчивость к групповому давлению» и т.п.

Конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы. Мера конформности – это мера подчинения группе в том случае, когда противопоставление мнений субъективно воспринималось индивидом как конфликт. Различают внешнююконформность, когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться, и внутреннюю (иногда именно это и называется подлинным конформизмом), когда индивид действительно усваивает мнение большинства. Внутренняя конформность и есть результат преодоления конфликта с группой в ее пользу.

В исследованиях конформности обнаружилась еще одна возможная позиция, которую оказалось доступным зафиксировать на экспериментальном уровне. Это – позиция негативизма. Когда группа оказывает давление на индивида, а он во всем сопротивляется этому давлению, демонстрируя на первый взгляд крайне независимую позицию, во что бы то ни стало отрицая все стандарты группы, то это и есть случай негативизма. Негативизм не есть подлинная независимость. Напротив, можно сказать, что это есть специфический случай конформности, так сказать, «конформность наизнанку»: если индивид ставит своей целью любой ценой противостоять мнению группы, то он фактически вновь зависит от группы, ибо ему приходится активно продуцировать антигрупповое поведение, антигрупповую позицию или норму.

Конформизм – социально-психологическое явление изменения поведения или убеждения под влиянием давления группы.

Конформизм является одним из феноменов групповой динамики.

Виды конформизма:

1) уступчивость или внешний публичный конформизм – подчинение мнению группы при сохранении несогласия с ее позицией;

2) одобрение или внутренний личный конформизм – изменение поведения и убеждений под воздействием группы в результате внутреннего принятия ее позиции;

3) нонкомформизм или негативный конформизм – реактивное сопротивление групповому давлению. Проявляется в упрямой, неконструктивной позиции человека, даже по общепринятым вопросам.

Изучением конформизма занимались М. Шериф и С. Аш, которые в ряде экспериментов установили, что существуют различные уровни конформизма.

Нонконформизм (несогласие) в широком смысле слова – активное неприятие общепринятого порядка, норм, ценностей, традиций или законов. Нонконформизм – то же самое, что негативизм. Противоположность: конформизм – установка на то, чтобы быть «как все».

Негативизм – проявление негативной установки. Отношение к человеку, людям (а иногда к жизни и миру в целом) с негативным предубеждением. Типичный признак деструктивной позиции.

 

Нонконформисты обычно подвергаются давлению и агрессии со стороны конформистов: «молчаливого большинства».

Уровни конформного поведения:

1) подчинение на уровне восприятия – изменение восприятия испытуемого под воздействием подставной группы;

2) подчинение на уровне оценки – признание испытуемым своей оценки ошибочной и присоединение к мнению группы, которое считается правильным;

3) подчинение на уровне действия – осознание испытуемым неправоты группы, но согласие с ней из-за не желания вступать с ней в конфликт.

Конформизм в определенной степени присущ каждому человеку, однако степень его проявления зависит от ситуативных и личностных факторов.

Ситуативные факторы конформности:

1) сложное задание или некомпетентность – чем меньше индивид уверен в своих силах, тем конформней его поведение;

2) количественный состав группы – конформизм выше при количестве членов группы от трех до семи. Увеличение численности группы более семи человек не ведет к увеличению степени конформизма;

3) качественный состав группы (их эрудиция и профессиональная принадлежность и пр.);

4) авторитетность человека, высказывающего противоположное мнение. При этом подчинение авторитету тем сильнее, чем ближе и легитимнее авторитет. Особенно высокую конформность вызывает институциализированный авторитет – авторитет формального статуса руководителя в данной организации;

5) сплоченность и единодушие группы. При этом, если в группе имеются люди поддерживающие испытуемого, то эффект давления группы снижается;

6) публичность ответов также увеличивает уровень конформизма;

7) работа на совместное вознаграждение повышает конформизм;

8) значимость принадлежности к группе увеличивает степень конформности.

Личностные факторы конформности:

1) возраст: наиболее подвержены конформизму люди в возрасте до 25 лет;

2) пол: у женщин конформизм несколько выше, чем у мужчин, что связано, как с выполняемыми ими социальными ролями в обществе и семье, так и со статусными различиями, стремлениями и потребностями;

3) культура: степень конформности населения в странах европейской и североамериканской культуры ниже, чем в странах азиатской культуры, утверждающей ценности коллективизма;

4) профессия: конформность зависит от необходимости в рамках профессиональной деятельности подчиняться начальству. Так высокий уровень конформности наблюдается у военных, участников оркестра и т. д.;

5) статус индивида: люди с высоким статусом обладают меньшейконформностью, чем люди с низким и средним статусом. Наиболее подвержены групповому влиянию индивиды со средним статусом.

Теории конформизма:

1) информационная теория Леона Фестингера строиться на том, что не возможно проверить всю поступающую информацию, поэтому приходится полагаться на мнение других людей, когда оно разделяется многими;

2) теория нормативного влияния основывается на том, что конформизм связан с желанием индивида обладать некоторыми преимуществами, даваемыми членством в группе.

Давление на индивида может оказывать не только большинство группы, но и меньшинство. Соответственно М. Дойчем и Г. Джерардом были выделены два вида группового влияния: нормативное (когда давление оказывает большинство, и его мнение воспринимается членом группы как норма) и информационное (когда давление оказывает меньшинство, и член группы рассматривает его мнение лишь как информацию, на основе которой он должен сам осуществить свой выбор).

 

Конфликт бывает

- межличностный
- межгрупповой
- внутриличностный

 

Конфликт начинается с появления основной проблемы. Данный этап называется предконфликтной ситуацией, которая может быть растянута во времени, а может быть быстротечной. Толчком к переходу в первую стадию конфликта является какой-либо повод, факт, событие, переводящее взаимодействие в столкновение, конфликтная ситуация становится открытой.
Вторая стадия – активирует участников конфликта на принятие мер;
Третья стадия – острое противоборство сторон;
Четвёртая стадия – снятие противоречий между конфликтными сторонами;
Пятая стадия – разрядка напряжённости.

 

Конфликты - конструктивные и деструктивные.

ФУНКЦИИ:

1.сигнальная;

2.эмоциональная разрядка(деструктивная сторона)

3.расширение знаний

4.изменение отношения

5.расширение творческого потенциала.

 

Профилактика конфликтов заключается в такой организации жизнедеятельности субъектов социального взаимодействия, которая исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними.

Профилактика конфликтов — это их предупреждение в широком смысле слова. Цель профилактики конфликтов — создание таких условий деятельности и взаимодействия людей, которые минимизировали бы вероятность возникновения или деструктивного развития противоречий между ними.

 

По психологии развития (возрастной психологии):

Эксперимент.

Констатирующий эксперимент позволяет строго контролировать условия проявления того или иного феномена, и за счет увеличения числа испытуемых появляется возможность с помощью статистических методов отсечь случайное и выявить закономерное.

 

В возрастной психологии различают две формы констатирующего эксперимента.

 

Первая получила название метода поперечных срезов: изучаются и сравниваются по одному и тому же критерию разные группы испытуемых, например разного возраста.

 

Метод продольных срезов, или лонгитюдный эксперимент: одна и та же группа испытуемых изучается на разных возрастных этапах развития по мере своего взросления. Такая постановка эксперимента занимает гораздо больше времени, но затопозволяет проследить индивидуальный ход развития каждого челока и обнаружить в процессе развития некоторые переломные точки.

 

 

Биогенетический подход.

Первое и самое популярное в своевремя решение — уподобление развития психического развитию

биологическому, перенос закономерностей биологического развитияна психическое развитие ребенка от рождения до зрелости.

Этотподход, разработанный Ст. Холлом, получил название биогенетического.

Ст. Холлзаключил, что ребенок в психическомразвитии от рождения до взрослости повторяет все стадии развитиячеловеческого общества: от первобытного через собирательство, охоту,земледелие к цивилизованному обществу капитала.

 

Социогенетический подход, свойственный бихевиористам и ихпоследователям, во многом противоположен биогенетическому.

Наследственные биологические факторы выступают лишь условиями психического развития, хотя и необходимыми, а процесс научения — основной движущей силой. Соответственно, все психическое развитиеребенка представляет собой лишь процесс накопления опыта.

 

Концепция конвергенции двух факторов как бы сближает последователей бихевиоризма и биогенетического подхода. Р

одоначальник концепции конвергенции двух факторов В. Штерн считал,что невозможно отделить, что в психике человека связано с наследственностью, а что служит продуктом среды.

В каждом психическом свойстве есть что-то наследственное, а что-то средовое.

В конечном итоге психика человека есть результат взаимодействия, или конвергенции, этих двух факторов.

 

Психогенетический подход.

Фрейд - родоначальникособого психогенетического подхода к психическому развитию, согласно которомупоследнее происходит за счет борьбы движущих его внутреннихпротиворечий и в исход этой борьбы может вмешиваться воля самого субъекта развития.

Согласно психоанализу психическое развитие совершается впроцессе борьбы биологических по происхождению желаний и потребностей человека с заданными обществом ограничениями на их

удовлетворение.

По теории Фрейда,личность состоит из трех компонентов: «Оно», «Я» и «Сверх-Я».

«Оно» — наиболее примитивный компонент, носитель инстинктови влечений. Будучи бессознательным, «Оно» подчиняется принципу удовольствия.

«Я» следует принципу реальности и учитываетсвойства внешнего мира.

«Сверх-Я» служит носителем моральныхнорм и выполняет роль критика и цензора.

 

5. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития.

 

Каждый теоретик психического развития обычно строит и своюсобственную периодизацию развития ребенка.

 

В соответствии с постулатами психоанализа 3. Фрейд рассматривает психическое развитие как последовательное перемещениеэрогенных зон, связанное с биологическим созреванием индивида.

Недостаток удовлетворения желаний, потребностей ребенка на какой-либо стадии как бы замораживает определенное количествопсихическойэнергии,чтосоставляетпрепятствие для дальнейшего нормального развития. Несмотря нафиксацию некоторой части либидо на предыдущей стадии, переход

на следующую стадию все равно происходит вовремя.

 

Сторонники концепции социального научения строят свою периодизацию, основываясь большей частью на общностях, в которыхчеловек получает социальный опыт в данной фазе развития. На­



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1003; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.50.83 (0.154 с.)