Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кризис трёх лет: симптомы, психологическая сущность и причины возникновения.

Поиск

 

К трем годам у ребенка появляется желание действовать пособственному усмотрению вопреки ситуации и предложенному взрослым. Возникает, согласно Д.Б. Эльконину, новообразование раннего

возраста, которое оформляется к трем годам, — личное действие ифеномен «Я сам». Это приводит к «кризису социальных отношений» (Л.С. Выготский), симптомы которого впервые были описаны

Э. Келер. Среди них главные:

 

негативизм — отрицательная реакция, выражающаяся в отказе подчиняться определенным требованиям взрослых. Ребенокне делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек;

 

упрямство, которое состоит в том, что ребенок настаивает насвоем решении, причем не потому, что ему этого очень хочется, апотому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с егомнением считались;

 

 

строптивость, которая направлена не против конкретноговзрослого, а против всей сложившейся системы отношений, противпринятых в доме порядков и норм;

 

своеволие как тенденция к самостоятельности: ребенок хочетвсе делать и решать сам. Это желание и стремление действоватьсамостоятельно часто неадекватны возможностям ребенка, поэтому родители сопротивляются реакции «Я сам», что вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.

 

 

Второстепенные проявления кризиса:

 

обесценивание взрослых, когда в первую очередь обесцениваются близкие взрослые: «а он плохой», «я с тобой дружить не буду»,«дура» и др.;

протест-бунт, который проявляется в регулярных конфликтах, частых ссорах с родителями, дети как бы постоянно находятсяв состоянии войны со взрослыми;

 

деспотизм, когда ребенок проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя, например, что он будет есть, а что небудет, может мама уйти из дома или нет и т.д.

 

 

Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и самому себе: ребенок психологически отделяется от близких взрослых, у него появляется желание

проявить свое «Я», что он может сделать только противопоставляясебя взрослому человеку.

Итак, основные новообразования раннего возраста — это развитие восприятия (формирование сенсорных качеств), наглядно-действенного мышления, речи, становление зачатков волевых качеств,

появление структурного и системного строения сознания (Л.С. Выготский): формирование отношения между отдельными функциями,развитие обобщения как единицы сознания в целом. Основное новообразование, которое возникает в конце раннего детства, это феномен «Я сам» и личное действие.

 

Психологические особенности развития ребёнка в дошкольном возрасте.

 

Главная особенность состоит в том, что трехлетний ребенок ужеспособен к поведению, относительно независимому от ситуации.

После кризиса трех лет наступает период, когда с ребенком ужеможно поговорить «по душам».

Существенно изменяются отношения ребенка со сверстникамии взрослыми. Осознав себя, дошкольник стремится осознать и установить свои отношения с другими людьми.

Ведущей деятельностью дошкольного детства считается сюжетно-ролевая игра, в которой дети моделируют деятельность и отношения взрослых.

 

Л.С. Выготский сформулировал психологический критерий, отличающий собственно игру от всех других занятий ребенка. По егомнению, основное отличие подлинной игры ребенка от отдельных игровых действий, совершаемых и в раннем детстве, состоит именно в создании воображаемой ситуации.

 

Ролевая игра обладает своеобразной игровой техникой: замещение одного предмета другим и условными действиями с этими предметами.

 

Естественно, психическое развитие ребенка на протяжении дошкольного детства связано с развитием самой игры как ведущейдеятельности данного периода. В начале четвертого года жизни в

игре детей больше всего привлекает возможность действовать спредметами, а роль лишь подразумевается, придавая манипуляциямсмысл и делая игру привлекательной.

 

Расцветом ролевой игры, который приходится приблизительнона пятый-шестой год жизни, Эльконин считает игру со свернутыми,лишь обозначаемыми действиями, развернутым ролевым взаимодествием, развернутым сюжетом и содержащимися в неявном видеправилами. Правила не существуют сами по себе, они задаютсяролью.

 

Значение ролевой игры для психического развития ребенка.По мнению Д.Б. Эльконина, игра оказывает влияние на развитиемотивационно-потребностной сферы ребенка двояким образом.

 

Во-первых, глядя на себя в игре «через роль», т.е. через взрослогочеловека, ребенок осознает свои отличия от взрослого, и у негоформируется новый мотив — стать взрослымвидимо включающий в себя и стремление овладеть знаниями и умениями, присущими взрослым, чтобы не только «понарошку» изображать взрослые действия.

 

Во-вторых, «в игре возникает новая психологическая формамотивов... происходит переход от мотивов, имеющих форму досознательных аффективно окрашенных непосредственных желаний, кмотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности» (Д.Б. Эльконин).

 

В игре происходит и преодоление познавательного эгоцентризма. Коллективная ролевая игра требует от ребенка, чтобы онучитывал и ролевую позицию партнера. Палочка-шприц для «доктора» такова, потому что он ею действует как шприцем, а для «пациента» — лишь потому, что он учитывает позицию партнера.

 

Изобразительная деятельность претерпевает за дошкольный период весьма существенные изменения.

  1. Трехлетние малыши с удовольствием водят карандашом по бумаге, наблюдая, чтоиз этого получается. Данный этап принято называть стадией каракулей.Самозабвенно рисуя, младший дошкольник сопровождает своидействия, движения речью, называет изображаемое, не очень заботясь при этом о качестве изображения.
  2. На второй стадии рисунок становится схематичным (шесть-семьлет): ребенок изображает объект с теми качествами, которые емупринадлежат.
  3. Третья стадия развития рисунка в дошкольном детстве— рисование по наблюдению

 

Реализм детского рисунка возрастает к концу дошкольного возраста.

 

По словам Л.С. Выготского, детский рисунок — своеобразнаяграфическая речь. Детские рисунки — символы предметов, так какимеют сходство с тем, что обозначают, в отличие от знака, который

подобного сходства не имеет. Рисунок позволяет слову стать знаком. Л.С. Выготский рассматривает детский рисунок как подготовительную стадию письменной речи

 

Художественное развитие ребенка не исчерпывается его изобразительной деятельностью; огромное влияние на него оказываетвосприятие сказок. К. Бюлер даже называл дошкольный возраствозрастом сказок. Сказка — любимый ребенком литературный жанр.

Слушание сказки превращается у ребенка в особую деятельность соучастия, сопереживания.

 

Когнитивное развитие

 

Внимание и память ребенка в начале дошкольного возрастаявляются в основном ситуативными и непосредственными. По мереовладения ребенком своим поведением они становятся все болееизбирательными.

 

Развитие речи и мышления становится ядром когнитивногоразвития дошкольника.

Ж. Пиаже выделил две большие группы, на которыеможно разбить все высказывания ребенка:

социализированную речь и эгоцентрическую.

В социализированную входят:

адаптированная информация — высказывания, с помощью которыхребенок влияет на поведение другого, высказывания в диалоге,которые доводятся до сознания собеседника (их бывает чуть

больше 10% из всей речи ребенка);

критика и насмешка — «правильно-неправильно»,«у тебя хуже,а у меня лучше» и т.п.;

приказания, просьбы,угрозы;

вопросы и ответы.

 

Эгоцентрическую речь, которая составляет до половины всехвысказываний в описанной ситуации у детей пяти-шести лет, Пиажеразделил на три вида:

  • повторение, или эхолалия: ребенку доставляет удовольствие

просто повторять только что услышанные слова, он откликается

как эхо;

  • монолог сопровождает действия ребенка, ребенок как бы«объявляет сам себе, за что он берется», эта речь нередко принимаетформу команд вещам и игрушкам;
  • коллективный монолог — ребенок опять же ни к кому не обращается,ноговорит о себе перед другими с иллюзией, что егослушают.

 

Выготский считал, что эгоцентрическая речьесть не что иное, как внутренняя речь вслух.

 

Личностное развитие

 

Как известно, большинство взрослых людей помнит себя не ранее трехлетнего возраста. Это показатель того, что личные воспоминания и сама личность появляются лишь вдошкольном возрасте после осознания себя.

 

В этот период у ребенка появляются и первые этическиеинстанции, причем наряду с представлениями о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», получаемыми в процессе общения совзрослыми, ребенок приобретает способность вести себя в соответствиис данными представлениями.

 

Но исход внутренней борьбы мотивов у дошкольниказависит от структуры конкретной ситуации, так как сила моральногоэтического мотива еще не велика. Однако существеннымшагом в психическом развитии является именно сама возможностьэтой внутренней борьбы.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1853; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.6.122 (0.007 с.)