Психическое развитие в младшем школьном возрасте. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психическое развитие в младшем школьном возрасте.



Младший школьный возраст обычно означает период с шести-семи до10-11 лет.

Поступление ребенка в школу, в каком бы возрасте оно ни происходило,требует адаптации к новым условиям жизнедеятельности.

Процесс адаптации протекает индивидуально.

 

Трудности адаптационного периода выражаются по-разному, нопрактически у всех детей проявляются те или иные стрессовыереакции (к проблемам со сном,удругих снижается аппетит и замедляется рост, у третьих наблюдаютсяневротические симптомы вплоть до заикания и энуреза)

В основном адаптация первоклассника к школе сводится к адаптациик учителю, к его манере общения, методам воздействия итребованиям.

Длительность периода адаптации может варьировать от одногомесяца до трех-четырех.

 

Ведущая - Учебная деятельность — деятельность, непосредственно направленнаяна усвоение науки и культуры, накопленных человечеством.

 

Формирование полноценной учебной деятельности у ребенкаявляется основной задачей младшего школьного возраста, по мнениюД.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и их сотрудников.

 

К компонентам учебной деятельности принято относить мотивацию,учебную задачу, учебные операции, контроль и оценку результатов.

 

Мотивация не может принадлежать только учителю. Онаобязательно должна иметь место и у ученика, иначе деятельностьпросто не начнется. Другое дело, что в начале обучения мотивациямладшего школьника обычно бывает внешней по отношению к учебнойдеятельности, т.е. не самой лучшей для формирования деятельности.

Наиболее адекватными будут учебно-познавательные мотивы,т.е. стремление узнать, научиться чему-либо новому. Такоймотив следует отличать от чисто познавательного, близкого к любопытству.

 

Наиболее часто встречающихся мотивов учения первоклассниковследует выделить мотив соответствия позиции школьника, который может включать в себя стремление выполнять требованияучителя, подчиняться правилам школьного распорядка, получатьхорошие отметки и т.п.

 

Довольно часто встречается, а иногда даже и становится доминирующейв младших классах мотивация достижения успеха и,соответственно, при неблагоприятном варианте развития — избегания

неудачи. Мотивация достижения обязательно должна бытьзадействована в учебной деятельности. Она позволяет получатьположительные эмоции от повышения собственной компетентностии способна действовать гораздо дольше, чем познавательная мотивация.

Учебная задача — это то, что ученик должен освоить, те обобщенныеспособы действий, которые и являются предметом усвоения.

Учебные действия (операции) — это изменения учебного материала,необходимые для его усвоения учеником; это то, что ученикунеобходимо сделать, чтобы обнаружить свойства того предмета,который он изучает; это конкретные действия, которые совершаетребенок, решая частные задачи (найти корень, приставку и т.п.).

Четвертый компонент учебной деятельности — контроль. Первоначальноучебную работу детей контролирует учитель. Это контрольобычно по конечному результату. Постепенно и обычно стихийно

дети приучаются выполнять контроль сами.

 

Последний этап учебнойдеятельнсти — оценка.

 

Успешность или неуспешность ребенка в учебной деятельностиоказывает сильнейшее влияние не только на его интеллектуальное,сколько на личностное развитие.

 

Успешно справляющиеся с учебной работой дети пользуютсясимпатией учителя, вследствие чего к ним хорошо относятся одноклассники,у них не возникает дополнительных проблем с родителями.

 

Успешные дети к окончанию начальной школы приобретаютадекватную самооценку, сознание собственной компетентности, уверенностьв своей способности преодолевать трудности и добиваться

поставленной цели.

 

У неуспевающих и слабоуспевающих младших школьников ситуацияоказывается менее благоприятной. Не пользуясь уважениемучителя, они не могут рассчитывать и на признание со сторонысверстников. Обращаясь за эмоциональной поддержкой к семье,ребенок тоже не всегда получает именно то, что ему требуется.

 

ИТОГ:

Мадший школьный возраст — это время первогов жизни современного ребенка включения его в серьезную социальную деятельность, в которой он обладает собственными правамии обязанностями. Ведущая деятельность — учебная — связана совладением способами познания действительности, которые выработалочеловечество. Мышление младшего школьника из нагляднообразного становится словесно-логическим. Все познавательныепроцессы интеллектуализируются, превращаются в произвольные иопосредствованные, подконтрольные самому ребенку; формируетсявнутренний план действия.

 

 

13. Основные новообразования подросткового периода. Чувство взрослости, его особенности и направления в развитии.

 

Подростковый возраст— период от 11 — 12 до 14— 15 лет —зачастую называют переходным, критическим, переломным, тем самым подчеркивая трудности личностного развития самих подростков в эти годы и трудности взрослых, взаимодействующих с ними.

 

Внешние обстоятельства жизни могут ничем не отличаться от условий жизни в предшествующий период. Однако меняется внутренняя позиция подростка:совершается поворот от направленности на мир к направленностина себя, формируются новые ценностные ориентации, подросток поновому начинает относиться к себе, следовательно, меняются егооценки, отношение к семье, школе, сверстникам.

 

Такое обращение ребенка ксамому себе, в частности, связывается с его физическим развитием.

Период ускорения физического развития и полового созреванияназывают пубертатом, или пубертатным периодом. Происходит заметное увеличение скорости роста, повышение количества жировых отложений и мышечной массы, быстрое развитие репродуктивных органов и появление вторичных половых признаков.

 

Бурные изменения в организме подростков резко повышаютинтерес к своей внешности. Они вынуждены адаптироваться к своему меняющемуся телу, построить и принять новый физический Я-

образ. Подростки постоянно сравнивают себя с другими и с идеалом.

 

Мальчики обычно озабочены низким ростом и недостаточным развитием мускулатуры, а девочки — излишним весом и высоким ростом.

 

Пубертат и сопровождающие его изменения внешнего вида могут привести к нарушению поведения подростков, вплоть до невротических реакций.

 

Когнитивное развитие

 

Наиболее значимые сдвиги в когнитивном развитии подростковпроисходят в сфере мышления. Подростки способны оперироватьабстрактными понятиями, рассуждать в чисто словесном плане, выдвигать гипотезы и предположения, строить прогнозы, анализировать и оценивать свои умственные действия, способы решения задач и т.д. Таким образом, в подростковом возрасте начинает развиваться теоретическое рефлексивное мышление, мышление на уровне формальных операций.

 

важным отличием мышления подростков является ихспособность размышлять о возможностях, которые не даны непосредственно; способность отрешиться от конкретной реальности, непосредственных впечатлений.

 

Происходящее совершенствование и расширение когнитивныхспособностей приводит подростков к самоанализу и самокритике, врезультате развивается новая форма эгоцентризма, которая имеет

два основных проявления: феномен воображаемой аудитории и персональный миф. Воображаемая аудитория — характерное для подростков предположение, что другие люди постоянно наблюдают за

ними и оценивают их. Подростки настолько озабочены собой, чтомогут заключить, что других также чрезвычайно интересуют ихвнешность и поведение, в результате они чувствуют себя «как на

сцене» и тратят много энергии на выступление перед воображаемой аудиторией. Воображаемая аудитория может служить причиной застенчивости подростков. Другое проявление эгоцентризма

подростков — персональный миф, или миф о собственной исключительности, — убежденность в собственной неуязвимости, в особенности его чувств.

 

 

В этот период происходит дальнейшая интеллектуализация таких психических процессов, как восприятие, память, воображение.

 

Сближение воображенияс теоретическим мышлением дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, рассказы, заниматься различными видами конструирования и т.д.

 

В своих фантазиях подросток лучше осознаетсобственные влечения и эмоции, впервые начинает представлятьсвой будущий жизненный путь.

 

Отношение к учебной деятельности и учебная мотивация в шестом-седьмом классах имеют двойственный и даже несколько парадоксальный характер (И.В. Дубровина). С одной стороны, этот период характеризуется снижением мотивации учения, что объясняется возрастанием интереса к окружающему миру, лежащему запределами школы, а также увлеченностью общением со сверстниками. С другой стороны, именно этот период является сензитивнымдля формирования новых, зрелых форм учебной мотивации, когдаучение приобретает личностный смысл, может стать деятельностьюпо самообразованию и самосовершенстованию.

 

Необходимо помнить, что возраст 11 — 12 лет характеризуетсякак период резкого возрастания познавательной активности и любознательности, сензитивности для возникновения познавательных

интересов. В этот период наблюдается «пик любознательности»

 

Спецификой интересов в 10— 14-летнем возрасте является то,что они во многом реализуют потребность в общении со сверстниками: общие интересы дают повод, содержание, средства общения.

Подросток зачастую интересуется тем, чем увлекаются его друзьяили одноклассники.

 

Своеобразной чертой подростковых интересов является безоглядность увлечений, когда они приобретаютчрезмерный характер. Примером этого служат различные фанатыспортивных клубов, музыкантов, артистов и т.д. Другая крайность —полное отсутствие интересов: подростку становится неинтереснымто, что его увлекало раньше, а новые интересы не появляются, онлибо слоняется без дела, либо смотрит часами телевизор или играет в компьютерные игры.

 

Личностное развитие

Личностная нестабильность — одна из главных особенностейподростка.

 

В период между 12 и 14 годами происходит кардинальная перестройка отношения подростка к себе; это период «смятения», связанный с «Я». Одним из главных результатов такой перестройкиявляется формирование у подростка чувства взрослости, представление о себе как о взрослом.

 

Существенной чертой подростка становится обращение внутрьсебя, интерес к своему внутреннему миру, подросток как бы открывает свое «Я»

 

Складывающаяся Я-концепция подростка первоначально носитнеустойчивый и непоследовательный характер. Представления подростка о себе крайне изменчивы, зависят как от собственного настроения, успешности своих действий, так и от отношения других:случайная фраза, комплимент или насмешка могут привести к резкому изменению их образов «Я», самооценки, планов на будущееи пр. Их знания себя неясны, расплывчаты и неопределенны: подростки могут видеть в себе разные, порой противоположные черты

 

В подростковом возрасте несколько снижается общая самооценка,отмечается рост негативного восприятия себя. Это обусловлено восновном двумя причинами.

Во-первых, подростки начинают в своих самооценках ориентироваться на реальные достижения.

Во-вторых, подростки начинают ориентироваться на идеальное «Я». Если идеальные представления о себе оченьвысоки, то разрыв между желаемым образом-Я и реальным ведет кпереживанию неудовлетворенности собой, неуверенности в себе.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 543; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.89.24.147 (0.111 с.)