Понятие о способностях. Природные предпосылки способностей и таланта. Способности и наследственность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о способностях. Природные предпосылки способностей и таланта. Способности и наследственность.



 

 

Способности — это индивидуально-психологические особенности, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо

деятельности, не сводимые к знаниям, навыкам и умениям личности, но объясняющие быстроту и легкость их приобретения.

 

Однако развитие способности должно иметь какое-то «начало»,точку отсчета. Деятельностному вектору нужно из чего-то «исходить».

 

Задатки — это природная предпосылка способности, анатомо-физиологические особенности, лежащие в основе развития способностей. Нет способностей как вне деятельности, так и вне задатков. Но способность есть функция не задатка, а развития. Задатки врожденны и статичны в отличие от динамичных способностей. Задаток сам по себе не определен, ни на что не направлен,

многозначен. Он получает свою определенность, только будучи включенным в структуру деятельности, в динамику способности.

Способности существуют и развиваются (или погибают) в личности точно так же, как психологически «исходные» потребности, мотивы деятельности. В личности «принята» своя динамическая иерархия способностей, отвечающая всем ее деятельностям, всему поведению и жизни человека.

В этой многомерной структуре выделяютсяи особые личностные образования, называемые одаренностью.

 

Одаренность — качественно своеобразное, личностное сочетание способностей. Согласно позиции Б.М. Теплова одаренность,

как и способность, не врожденна, а существует в развитии. Оченьважно, что данное понятие прежде всего качественное.

 

Всякая одаренность комплексна, т.е. включает в себя некие общие и специальные моменты.

 

Под общей одаренностью понимается развитие относительно широких и универсально задействованных психологических составляющих, например памяти и интеллекта.

 

Специальная одаренность имеет более узкое понятийное содержание, поскольку относится к некоторой специальной, т.е. относительно специфической, деятельности.

 

Высокая степень одаренности называется талантом.

 

Талант является способностью, присущей от рождения. Но раскрывается он постепенно, с приобретением определенных навыков или опыта.

Гениальность — это качественно наивысшая степень развитияи проявления одаренности и таланта. Гения характеризую т уникальность, высочайшее творчество, открытие чего-то, ранее человечеству неизведанного. Гений уникален, не похож на других людей, причем иногданастолько, что представляется непонятным, даж е лишним.Гении столь же разнообразны,как и образующие их способности, одаренности, деятельности, обстоятельства.

 

Наследственность –

Общее понятие о памяти. Виды и типы памяти.

Образы-следы, сохранившиеся у человека от прошлого опыта, имеют различноепроисхождение и природу.

 

Во-первых, в процессе эволюции в клетках ДНК и нервной системе накапливались и хранились следы прошлых воздействий, обеспечивающих приспособительное поведение - это биологическая (видовая) память.

 

Во-вторых, люди пользуются прошлым опытом всего человечества -это их историческая (социальная) память.

 

В-третьих, это индивидуальная, или психологическая, память, которая сохраняет следы, приобретенные в процессеиндивидуальной жизни человека — знания, умения, ассоциации, личный опыт.

 

Человек накапливает знания и использует их в нужныймомент.

Основное предназначение памяти — актуализировать прошлыйопыт для выработки решений возникающих проблем.

Память осуществляет связь между прошлыми состояниями психики, настоящим и будущими действиями и психическими процессами человека, обеспечивает связность и устойчивость его жизненного опыта,непрерывность существования сознания и самосознания личности.

Память делает возможным накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений.

 

Память —это отражение действительности, проявляющееся в сохранении ивоспроизведении следов прошлого опыта.

 

Основными процессами памяти являются

- запоминание

- сохранение

- воспроизведение

- забывание.

Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятия, мышления или переживания в систему ассоциативных связей.

 

Сохранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение.

 

Воспроизведение — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движениий).

Относительно простой формой воспроизведения является узнавание — опознаниевоспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту посредством установления сходства между воспринимаемым объектом и образом, закрепленным в памяти

Если в процессе воспроизведения встречаются затруднения, онопереходит в припоминание.

 

Забывание — это процесс памяти, заключающийся в потере возможности воспроизведения, а иногда даже и узнавания ранее запомненного.

 

По длительности сохранения информации выделяют:

- сенсорную

- кратковременную

- долговременную

Сенсорная, или мгновенная, память осуществляется на уровне рецепторов и сохраняет

физические характеристики стимулов от 1 / 4 до 2 секунд.

 

Кратковременную память отличает хранение информации до

30 секунд.В кратковременной памяти может удерживаться ограниченное количество элементов, т.е. она имеет определенную емкость, или объем.

Объем кратковременной памяти —это способность одновременно сохранять определенное число разнородных элементов информации.

К кратковременной памяти в качестве ее подвида относяттакже оперативную память.Время хранения информации в ней

определяется конкретной задачей, операцией деятельности и может быть несколько больше, чем в кратковременной памяти.

 

Долговременная память характеризуется практически неограниченным временем хранения материала и неограниченным объемом. В ней хранятся все усвоенные человеком знания, сформированные навыки и умения, разнообразные впечатления, все, что

составляет прошлый опыт.

 

 

Еще одна классификация видов памяти основана на различияхв характере запоминаемого материала.

Выделяются:

 

- образная

- вербальная

- двигательная

- эмоциональная память.

 

В образной памяти сохраняются следы ощущений и восприятия.

Всвою очередь образная память делится на отдельные виды по ведущему анализатору: зрительная, слуховая, осязательная, вкусовая и обонятельная.

 

Вербальная память — основа овладения человеком родным ииностранными языками, а также всей суммой знаний, приобретаемых в процессе обучения.

 

Посредством двигательной памяти формируются моторные навыки, умения и значительная часть привычек. Двигательная память очень прочная.

Эмоциональная память — это сохранение и воспроизведение пережитых человеком эмоций и чувств.

 

(реминисценцией — более полным иточным воспроизведением сохраненного в памяти материала посравнению с первоначально запечатленным или заученным.)

 

 

Так же выделяют:

 

- непосредственную (без использования спец. средств)

-опосредствованную(с использованием спец. средств)

 

Виды и операции мышления.

Мышление включено практически во все виды деятельностичеловека: трудовую, учебную, игровую, художественную, спортивнуюи др.

 

Мышление не даночеловеку от рождения. Оно формируется вместе с развитием егодеятельности и личности, проходя стадии от относительно простыхдо более сложных.

 

По стадиям развития в онтогенезе выделяются:

- наглядно-действенное

- наглядно-образное

- словесно-логическое мышление.

 

Наглядно-действенное мышление представляет собой первуюгенетическую ступень развития мыслительной деятельности человека. Его особенность заключается в тесной связи с чувственнымотражением действительности.

Наглядно-действенное мышление складывается к трем годам и сохраняется как специфический вид мышления в течение всей жизничеловека.(Когда возникает задача починить какой-либо прибор иличто-то сконструировать, человек прибегает к наглядно-действенному мышлению)

 

Наглядно-образное мышление может опираться не только на реальную ситуациюили реальный объект, представленный в восприятии, но и на образданного предмета. На такой основе у ребенка в дошкольном возрасте формируется наглядно-образное мышление.

В отличие от наглядно-действенного мышления он оперирует не ссамим предметом, а с элементами его образа, которые могут бытьпредставлены в виде рисунка, схемы, модели или внутреннегопсихического образа объекта. Поиск неизвестного осуществляется черезвыявление скрытых свойств, связей и возможных преобразованийэлементов образа объекта.

 

На третьей стадии происходит еще более глубокий отрыв мышления от реального объекта. Человек начинает оперировать понятиями и логическими конструкциями, функционирующими на базеязыка. У него формируется словесно-логическое мышление — высший этап развития мыслительной деятельности. Человек овладевает основными логическими операциями мышления, которые становятся его внутренними мыслительными операциями.

 

К операциям мышления относятся анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование,конкретизация.

 

Анализ — процесс разделения предмета на составные части и изучение его отдельных частей, рассмотрение объектас различных сторон.

Синтез — процесс соединения различныхэлементов, сторон в единое целое с целью изучения их связей иполучения новых знаний о предмете.

Сравнение — выявление сходства и различий между предметами. Сравнение позволяет выявлять общие свойства предметов и определять существенные связии отношения.

Обобщение — объединение предметов по какому-либо признаку. Обобщение по существенным признакам лежит воснове формирования понятий.

Абстрагирование — вычленениекакого-либо признака в объекте и отвлечение от остальных, несущественных.

Конкретизация — применение общего признака кконкретному объекту, обнаружение свойств общего в конкретныхвещах.

 

Операции мышления являются взаимозависимыми, обладаютсвойствами обратимости и дополнительности.

 

Посредством мышления человек решает различного рода задачи — теоретические и практические.

 

Соответственно выделяют:

- теоретическое

- практическое мышление.

 

Теоретическое мышление направлено на познание законов объективной реальности. Решение теоретических задач не предполагает быстрой реализацииих результатов на практике.

Практическое мышление направлено на решение задач, непосредственно вплетенных в практическую деятельность руководителя производства, менеджера, врача, учителя, представителей многих других профессий. Особенности обусловлены тем, что практическое мышление почти всегда осуществляется в условиях дефицита времени. Соответственно повышаютсятребования к интуиции субъекта.

 

 

По степени развернутости и осознанности процесса решениязадачи выделяют:

- рациональное (аналитическое)

- интуитивное мышление.

 

Рациональное мышление во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании.

 

Интуитивное мышление основано на решении без логического анализа ситуации и без осознания пути нахождения решения. Человек с развитым интуитивным мышлением может принимать решения при неполной информации.

 

 

Цель реалистического мышления — получение правильного познания окружающего мира и нахождение истины.

 

При аутистическом мышлении ход и содержание мысли подчиняются желаниям и эмоциям,чувству удовольствия.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.039 с.)