Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Содействие, воспитание как главные факторы, определяющие успешность процесса социализации личности.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей общества, выступающие трансляторами социального опыта, называют институтами социализации. Здесь термин «институт» используется в широком социологическом смысле как сложившаяся в обществе форма отношений между людьми. На дотрудовой стадии социализации ее институтами являются семья и дошкольные детские учреждения. Семья традиционно рассматривалась как важнейший фактор и инструмент социализации. Именно здесь дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают социальные роли, осмысляют первые нормы и ценности. Тип поведения родителей оказывает влияние на формирование у детей образа «Я». Роль семьи как института социализации естественно зависит от типа общества, его традиций и культурных норм, от национальной и социальной принадлежности, от других макро- и мезофакторов. Во втором периоде дотрудовой стадии социализации основным ее институтом является школа, которая еще в большей мере, чем семья, зависит от общества, политического устройства государства. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, она сама по себе есть важнейший элемент социализации, но, кроме того, школа должна подготовить человека к жизни в обществе в целом. Школа задает ребенку образы и образцы гражданина и тем способствует (или препятствует) его вхождению в общественную жизнь. Школа расширяет возможности и умения ребенка в сфере общения и взаимодействия, что выступает как важнейший момент социализации. Привлекательность среды сверстников заключается в том, что она относительно независима от взрослых, а иногда и противоречитим. Индивидуально-личностные факторы социализации личности чрезвычайно значимы, поскольку социализация — это не простое механическое отражение личностью чужого опыта.
Общее понятие об общении, функции и компоненты общения. Общение — это процесс особого взаимодействия, по крайнеймере двух лиц, направленный на взаимное познание, установление(развитие) взаимоотношений, оказание взаимовлияния, на регуляциюсовместной деятельности. Происходит обмен информацией, ее интерпретация, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, психологическое воздействие.
В отечественной психологии одним из методологических принципов при изучении общения является идея единства общения и деятельности (Г.М. Андреева). В общении осуществляется взаимный обмен деятельностями, представлениями, идеями, чувствами; проявляется и развивается система субъект — субъектные отношения.
Исследуя структуру общения и учитывая связь общения с деятельностью и социальными отношениями, обычно выделяют три уровня анализа (Б.Ф. Ломов): Первый — макроуровень: общение индивида с другими людьми рассматривается как важнейшая сторона его образа жизни. На втором, или мезоуровене, общение рассматривается как сменяющаяся совокупность целенаправленных, логически завершаемых контактов, в которых находятся люди в процессе текущей жизнедеятельности, в конкретных временных отрезках жизни. Третий уровень — микроуровень, содержащий элементарные единицы общения как сопряженные акты, или транзакции.
Функции общения многообразны, поэтому существуют разные основания для их классификации. В отечественной социальной психологии принято выделение в общении трех взаимосвязанных сторон: информационной, интерактивной и перцептивной. Информационно-коммуникативная функция общения заключается в обмене или приеме — передаче информации между взаимодействующими индивидами.Обычно различают вербальную, и невербальную коммуникацию, Регуляторно-коммуникативная (интерактивная) функция общения заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействий. Аффективно-коммуникативная функция общения связана с трансляцией эмоциональных состояний человека. Общение — это важнейшее проявление эмоциональности человека. Весь спектр человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения, когда происходит либо сближение, либо поляризация эмоциональных состояний, их взаимное усиление или ослабление.
Г. Андреева определяет структуру(компоненты) общения, как выделение в ней трех взаимосвязанных факторов: коммуникативного (предусматривает обмен информацией между индивидами); интерактивного (организация взаимодействия между участниками общения, т.е. обмен не только знаниями, идеями, но и действиями); перцептивного (процесс восприятия и познания партнерами друг друга и установления на этой основе взаимопонимания).
Основные виды и структура межличностного общения. Виды межличностного общения Общение — это процесс особого взаимодействия, по крайнеймере двух лиц, направленный на взаимное познание, установление(развитие) взаимоотношений, оказание взаимовлияния, на регуляциюсовместной деятельности. Происходит обмен информацией, ее интерпретация, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, психологическое воздействие.
В отечественной социальной психологии выделяют три различных вида межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог.
Императивное общение - это авторитарная, директивная форма (открытого)воздействияна партнера по общению с целью достижения контроля за его поведением, принуждение его к определенным действиям. Особенность императива в том, что конечная цель общения - принуждение партнера - не завуалирована. В качестве средств оказания влияния используются приказ, указания, предписания и требования.
Можно назвать группу социальных видов деятельности, в которых использование императивного вида общения вполне оправдано и с целевой, и с этической точек зрения. К ним относятся военные уставные отношения, отношения "начальник-подчиненный", в сложных и экстремальных условиях.
Вместе с тем можно определить и те сферы межличностных отношений, где применение императива неуместно и даже неэтично. Прежде всего речь идет об интимно-личностных отношениях, супружеских и детско-родительских. Известно, что с помощью команд, приказов и безусловных запретов можно добиться внешнего послушания и выполнения каких-либо требований. Однако они не становятся частью внутренних личностных убеждений человека, его интровертной мотивации.
Манипуляция - это распространенная форма межличностного общения, предполагающая (скрытое) воздействие на партнера с целью достижения своих скрытых намерений. Как и императив, манипулятивное общение предполагает воздействие на партнера с целью достижения своих целей.
Коренное же отличие состоит в том, что партнер не информируется об истинных целях общения. Они либо скрываются от него, либо подменяются другими.
В отношении манипуляции также можно сказать, что есть области человеческого взаимодействия, где она вполне уместна, а где практически недопустима. Сферой "разрешенной манипуляции" несомненно является бизнес и деловые отношения вообще. Вместе с тем есть опасность переноса таких навыков овладения средствами манипулятивного воздействия на других людей в сфере деловой и в остальные области человеческих взаимоотношений, контроль за собой и своей жизнью.
В качестве реальной альтернативы такому типу отношений между людьми может быть рассмотрено диалоговое общение, позволяющее перейти к установке на собеседника. Диалог строится на принципиально других началах, чем монологическое общение. Он возможен лишь в случае соблюдения следующих непреложных правил взаимодействия:
1. Психологический настрой на актуальное состояние собеседника и собственное актуальное психологическое состояние. 2. Безоценочное восприятие партнера, априорное доверие к его намерениям. 3. Восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение. 4. Персонификация общения - разговор от своего имени, без ссылки на мнения и авторитеты, презентация своих истинных чувств и желаний.
Столь же сложной является внутренняя структура самого общения. В ней можно выделить три взаимосвязанных стороны: коммуникативную, перцептивную и интерактивную.
коммуникативного (предусматривает обмен информацией между индивидами); интерактивного (организация взаимодействия между участниками общения, т.е. обмен не только знаниями, идеями, но и действиями); перцептивного (процесс восприятия и познания партнерами друг друга и установления на этой основе взаимопонимания).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 420; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.254.202 (0.007 с.) |