Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
VI. Общественное сознание Основные темы и понятия разделаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
• Общественное сознание и сознание индивида • Духовно-нравственные ценности российского общества • Социальная мифология России и проблемы адаптации • О роли индивидуального и коллективного сознания в социальной динамике Б. А. Чагин ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ И СОЗНАНИЕ ИНДИВИДА [89] Общественное сознание на его различных уровнях и в различных формах не только познает предметный мир, оценивает его явления, активно воздействует на общественные отношения, но в процессе этого воздействия регулирует взаимоотношения людей. Само собой разумеется, эта регуляция проистекает из того обстоятельства, что сознание отражает существующие объективные связи и отношения в обществе. Под регулятивной функцией общественного сознания следует понимать его целесообразные воздействия на деятельность людей в определенном направлении, что находит свое отражение в их практике, формирует их мировоззрение, идеалы, заставляя их действовать в жизни соответствующим образом. Регулятивной функцией обладают как идеология, так и психология, а также различные формы общественного сознания. Регулятивная функция каждой из них характеризуется специфичностью и относительной самостоятельностью, но исходит в конечном счете из потребностей и интересов индивида, социальной группы, класса и общества в целом. Регуляция сознания в обществе может принимать стихийный характер, выступая в форме подражания, моды и пр. Признание тех или иных социальных ценностей, принципов и идеалов является весьма важным моментом в регулирующей функции сознания. Регулятивная функция общественного сознания создает необходимые условия функционирования и развития общества. Стержнем духовной жизни общества на любом историческом этапе является общественное сознание, отражающее основные черты и закономерности общественного бытия в тех или иных формах, присущих определенным классам. Общественное сознание тем самым определяет основной характер и закономерности духовной жизни общества, все его духовные процессы и отправления. Ставя вопрос о соотношении сознания и знания, основоположники марксизма отмечали: «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это — знание». Осознание человеком объективной действительности и самого себя в обществе является познанием. Общественное сознание внутренним образом связано со знанием, с его производством, приращением и функционированием. Общественное сознание представляет собой духовный результат развития общества, выражение его социального, экономического и политического бытия. Общественное сознание возникает как продукт всей общественной деятельности людей. Оно представляет собой социальную функцию общества. Поэтому его результаты в различных сферах всегда носят общественный характер. По общественному сознанию можно судить не только об образе духовной жизни общества, но и о его коренных основах бытия, чего нельзя сказать об индивидуальном или обыденном сознании. Общественное сознание вырабатывается обществом, является квинтэссенцией его духовных процессов. В обществе, расколотом на антагонистические классы, общественное сознание приобретает противоречивый характер. Оно прежде всего отражает интересы господствующего класса, но не сводится только к идеям последнего. Поэтому нельзя говорить об однотипности общественного сознания в обществе, разделенном на классы и социальные группы. Плеханов писал: «Структура цивилизованных обществ настолько сложна, что, в строгом смысле слова, нельзя даже говорить о состоянии духа и нравов, соответствующем данной форме общества. Состояние духа и нравов горожан часто существенно отличается от состояния духа и нравов крестьян, а дух и нравы дворянства очень мало похожи на дух и нравы пролетариата. Поэтому "тип", являющийся "господствующим" в представлении одного какого-нибудь класса, отнюдь не господствует в представлении другого класса». Но господствующий класс стремится навязывать свою идеологию другим классам. Основоположники марксизма отмечают, что «тот класс, который представляет собой господствующую материальную силу общества, есть в то же время и его господ- ствующая духовная сила». В меньшей мере это может быть отнесено к общественной психологии. Диалектика соотношения сознания человека и общественного сознания весьма сложна. Человек не просто часть общества. Он так или иначе выражает собой общество на конкретной ступени его развития в определенных социальных формах. Общественное сознание аккумулирует также минувший исторический опыт, который участвует в формировании сознания человека. <...> Общественное сознание отнюдь не представляет конгломерата индивидуальных сознании, хотя именно в них оно и имеет свою реальную основу и источник. <...> Вбирая в себя содержание индивидуальных сознаний, общественное сознание отнюдь не является простым их итогом. Общественное сознание отражает наиболее общее, основное, решающее, что содержится во множестве индивидуальных сознаний. Но этого недостаточно, чтобы охарактеризовать социальную природу общественного сознания. Общественное сознание вырастает не на пустом месте. Оно внутренне связано с предшествующим развитием общества. Действует закон исторической преемственности, связи. При этом способы исторической преемственности и сохранения прогрессивных идей в сознании людей крайне разнообразны. Нередко это прямое наследование прогрессивных идей, иногда — признание только важнейших принципов прошлых учений и т. д. Общественному сознанию присуще сохранение, усвоение и дальнейшее развитие возникших идей. Но формы этой преемственной связи в науке, философии, искусстве, морали в различные эпохи имели свой конкретно-исторический характер. Подлинная научная история общественного сознания невозможна без анализа исторической преемственной связи идей, учений. Индивидуальное сознание само по себе не может охватить всю совокупность всех связей и опосредований, существующих в обществе, выделить главное и существенное. На него неизбежно воздействует общественное сознание, которое отличается от него глубиной отражения действительности, масштабом понимания исторических событий, широким охватом общественных явлений, предвидением исторических процессов. Сознание индивида невозможно без связи, взаимодействия с общественным сознанием. Это происходит с помощью средств, выработанных обществом. Материализуясь в языке, объекти-вируясь в книгах и других предметах и явлениях культуры и находя выражение в разнообразных средствах и формах общения, представления и идеи индивида становятся достоянием общественного сознания. И наоборот, результаты общественного сознания становятся идейным богатством индивида. Индивидуальное сознание — отражение индивидом общественного бытия и своего места в нем. Сознание индивида представляет собой его внутренний духовный мир, через призму которого оно взаимодействует с общественным сознанием и, следовательно, с общественным бытием. «Какова жизнеде-ятельность индивидов, таковы и они сами. То, что они собой представляют, совпадает, следовательно, с их производством — совпадает как с тем, что они производят, так и с тем, как они производят». Через индивидуальную психически-идеологическую и научную деятельность человек отражает свою объективную связь с обществом, классом, социальным коллективом. Процесс освоения мира в сознании человека всегда индивидуален, но в индивидуальном сознании людей содержится прежде всего общее, основное, свойственное обществу, классу. Методологической основой изучения взаимодействия индивидуального сознания и сознания общества является диалектический принцип соотношения общего, частного и единичного. Этот принцип относится, само собой разумеется, не только к гносеологической, но и к социологической стороне анализа проблемы. Общее раскрывает общечеловеческие черты, а также общезначимые, типические стороны содержания сознания индивида на данном этапе исторического развития, частное — принадлежность черт, свойств, относящихся к социальной группе или классу, и единичное — особенности в духовном развитии личности. Все эти аспекты внутренне связаны и выражают общественный характер сознания индивида, зависимость его индивидуального сознания от общественного сознания и тем самым детерминацию поведения индивида. Для общественного сознания характерно такое отражение общественного бытия, в котором дано самое основное, существенное в нем, стремление открыть законообразное в общественных явлениях. В нем находят свое выражение потребности и главные интересы общества или класса на данном этапе исторического развития. Индивиды, составляющие тот или иной класс, сплачиваются вокруг общих социально-экономических интересов благодаря действию общественного, классового сознания, которое выполняет тем самым определенную регулятивную социальную функцию. Процесс отражения действительности индивидом возможен только в результате выработанных обществом форм и средств отражения, создания учений, теоретических принципов, усвоения духовной культуры прошлого, взаимодействия идеологических отношений людей. Сложнейший механизм общества можно познать в результате творческих усилий многих поколений людей. Общественное сознание — это сознание определенной исторической эпохи. Индивидуальное сознание возникает на базе общественного сознания, в главном и решающем определяется им. В общественном сознании закреплен исторический путь культуры человечества в различных областях духовных отношений людей. В. Е. Семенов
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.68.201 (0.008 с.) |