Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О речи и логопедических проблемах

Поиск

Цикл занятий «Погружение в сказку» решает и другие задачи, но прежде чем перейти к их описанию, позвольте сделать лирическое отступление и обратиться к сугубо профессиональной теме.

Я много лет работаю логопедом в дошкольных учреждениях и, разумеется, не могу обойти стороной такой важный психический процесс, как речь.

В предлагаемых «сказочных» занятиях мало видимой работы над словом. Но есть работа невидимая, незаметная на первый взгляд. И именно она готовит почву для последующей коррекции речевых расстройств.

Логопедам известно, как трудно выполнять, например, артикуляционную гимнастику с возбудимым, двигательно расторможенным ребенком. Если бы у него был непослушным только язык, но ведь у него непослушно все тело... Он постоянно отвлекается, суетится, задает вопросы, пытается о чем-то рассказать. Его сосредоточенности хватает разве что на минуту. И таких детей в логопедической группе обычно много.

А дети вялые, ослабленные, с высокой истощаемостью нервной системы? Они не нарушают дисциплину, их порой и вовсе незаметно в группе, но логопеду приходится испытывать с ними немалые трудности. Всего после нескольких минут работы ребенок слабым и безжизненным голосом объявляет, что он устал и больше ничего не может. У таких детей, как правило, трудно ставятся звуки, требующие активного выдоха, медленно и вяло происходит автоматизация.

Не знаю, как коллегам, но мне не раз доводилось работать с детьми, страдающими, как я это называю, «синдромом гиперответственности». Эти дети настолько тщательно стараются выполнить все задания логопеда, настолько стремятся к совершенству и правильности, что этим самым невероятно закрепощают мышцы тела, в том числе и языка. Их напряженное состояние затрудняет и постановку звуков, и последующую автоматизацию.

Очень нелегко автоматизируются звуки у детей с крепкой нервной системой, мало чувствительных, не проявляющих особенного интереса к тому, что их окружает. Им как бы безразлично, какое у них произношение. А отсутствие желания означает и отсутствие сознательного контроля. У таких детей может и не быть сложностей с постановкой звуков, их начальной автоматизацией, но введение звуков в спонтанную речь порой является проблемой как для логопеда, так и для самого ребенка.

А неумение большинства детей-логопатов слушать и слышать как звуки окружающего мира, так и тонкие различия в произношении тех или иных речевых звуков?

А недостаточное чувство ритма и неумение согласовывать свои действия с действиями других?

А проблемы с дыханием, когда оно не свободное и плавное, а зажатое или прерывистое?

Можно было бы и дальше перечислять характерные особенности детей, посещающих логопедические группы, но вернемся к тому, что речь не является отдельной обособленной функцией. Ее правильность и выразительность зависят от многих факторов. И улучшая что-то одно, мы совершенствуем работу всего организма в целом. Если мы добиваемся заметных результатов в работе над дыханием, слуховым или зрительным вниманием, в способности детей чувствовать и понимать других, то это неминуемо благотворно скажется и на речи.

Если ослабленный, заторможенный ребенок приобретет уверенность в себе и хотя бы частично избавится от сомнений и страхов, то в более короткие сроки будет происходить и постановка, и автоматизация звуков; ребенок станет меньше уставать на занятиях, заметно активизируется его мышление, и он будет способен к усвоению большего объема информации, чем раньше.

Если у «сверхспокойного» ребенка проснулся живой интерес и развилась чувствительность, то это означает, что у логопеда станет меньше проблем при введении автоматизируемых звуков в спонтанную речь.

Если ребенок приучается осознавать то, что он видит, слышит, ощущает, если он пытается определить характер того, что он чувствует, то его возросшая чувствительность очень помогает логопеду в такой, например, области, как развитие фонематического слуха. Большинство детей достаточно легко начинают дифференцировать сходные по звучанию и артикуляции звуки, чувствовать ритм слова, его мелодию и структуру.

 

О ДРУГИХ ЗАДАЧАХ

Циклом занятий «Погружение в сказку» мне хотелось бы восполнить некоторый пробел и в работе по усовершенствованию эмоционально-волевой сферы детей. Традиционно в логопедической работе принято уделять большое внимание (кроме речи, разумеется) активизации процессов мышления и улучшению моторики пальцев рук. Но, как мне кажется, недостаточное внимание уделяется общим движениям тела и совершенствованию эмоционально-волевых процессов.

А между тем игры и упражнения, направленные на высокую двигательную активность, чередование состояний активности и пассивности повышают гибкость и подвижность нервных процессов, развивают моторику и координацию движений, снимают физическое и психическое напряжение, увеличивают работоспособность детей.

Многие упражнения, требующие активного зрительного или слухового внимания (пристальное смотрение на пламя свечи, вглядывание в постоянно изменяющееся движение ленты или куклы, вслушивание в звуки природы, в звон колоколов, в ритм музыки), увеличивают способность детей к концентрации внимания, к умению максимально сосредоточиваться и совершенствовать волевые качества.

В каждой предлагаемой сказке, как правило, присутствуют или специальные упражнения на тренировку дыхания или упражнения на расслабление с фиксацией внимания на дыхании. Состояние мышц тела человека и его дыхание очень тесно связаны. Дети учатся дышать ритмично, глубоко и спокойно. «Освобождая дыхание», они легче погружаются в состояние покоя и расслабленности. «Слушай свое дыхание, — говорят йоги, — и ты услышишь ритм Вселенной».

«Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.

Постоянно используемые всказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику и речь.

Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.

Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» спрятанные глубоко в подсознании страх, беспокойство, агрессию, чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела, принятие себя таким, какой ты есть.

 

 

КОНКРЕТНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЯМ

I. Прежде чем приступить к проведению полноценных занятий по сказкам, необходимо потренировать детей в умении правильно сидеть, расслабляться, чувствовать, выполнять инструкции.

Для этого предлагаются три техники расслабления:

а) расслабление по контрасту с напряжением;

б) расслабление с фиксацией внимания на дыхание;

в) расслабление — медитация.

Расслабление по контрасту с напряжением. При обучении детей расслаблению по контрасту с напряжением мы привлекаем внимание детей к определенным группам мышц (рук, ног, туловища, шеи, лица). Контрастными парами могут быть слова:

Твердый — мягкий,

Сильный — слабый,

Холод — тепло,

Сосулька — водичка,

Движение— сон,

Страх — доверие,

Злой —добрый.

Используются следующие варианты упражнений:

• Детям предлагается максимально напрячь, сделать твердыми пальцы рук («коготки тигра») и подержать их в таком положении. Ведущий обходит детей, проверяет, достаточно ли твердыми стали пальцы и кисти рук. Затем детям предлагается расслабить пальцы, свесить кисти рук, сделать их мягкими и слабыми (вместо «коготков» — «мягкие лапки»). Ведущий проверяет, достаточно ли расслабленными стали пальчики.

• Детям предлагается стиснуть зубы, прищурить глаза, сделать свое лицо злым и грубым, почувствовать напряжение в мышцах лица. Можно потрогать лицо своими пальчиками и ощутить, какими твердыми стали мышцы губ, челюстей, лба. Затем дети расслабляют лицо, делая его мягким, добрым, спокойным. Нежно поглаживают пальчиками щеки, губы, подбородок, лоб, ощущая покой и расслабленность мышц.

• Детям в положении «стоя» предлагается «замерзнуть», сжаться от холода, напрячь мышцы шеи, плеч, рук, почувствовать их твердость и зажатость. Ведущий, дотрагиваясь до каждого ребенка, проверяет, насколько напряглись мышцы его тела. Затем он ласково гладит каждого ребенка по голове, шее, плечам, рукам, предлагая «согреться», расслабиться, почувствовать тепло и мягкость во всем теле. Руки у детей свисают вдоль туловища, голова легонько падает на грудь. Ведущий проверяет расслабленность, поднимая руки детей. Мягкая и расслабленная рука будет падать сама, без всякого сопротивления.

Другие упражнения в технике «напряжение — расслабление» можно найти в разделе «Программное содержание цикла занятий».

При обучении детей расслаблению ведущий обязательно проверяет степень напряжения и расслабления детей прикосновением. Детей закрепощенных, нервных ведущий чаще, чем других, нежно и ласково поглаживает, помогая им расслабиться.

Расслабление с фиксацией внимания на дыхании. Почти все динамичные упражнения, игры и танцы рекомендуется заканчивать расслаблением с фиксацией внимания на дыхании. Ритмичное замедленное дыхание успокаивает возбужденный ум и помогает ребенку полнее расслабиться.

Живот во время вдоха должен подниматься, а во время выдоха опускаться. Внимание следует сосредоточить на животе, добиваясь более полного и глубокого выдоха. Вдох происходит самопроизвольно и не требует особого внимания. Расслабление с фиксацией внимания на дыхании можно выполнять сидя или стоя, но лучше если это происходит в положении «лежа».

Ведущий «ведет» детей своим голосом: вдо-о-о-х-х... вы-ы-до-о-х... мягче... легче... Тело не двигается... ручки лежат спокойно... расслабленно... Дышим животиком... мягче... легче... Молодцы! У вас замечательно получается... Наблюдаем, как воздух выходит... животик поднимается... опускается... Лицо расслабляется... становится спокойным... мягким... Вдо-о-о-х-х... вы-ы-до-о-х... молодцы.

Лучше это делать без музыки, так как она будет отвлекать внимание детей от голоса ведущего.

Расслаблениемедитация. Что такое медитация? Это состояние наиболее полной и глубокой погруженности в какой-либо процесс, которым может быть концентрация внимания на зрительных или слуховых объектах, на состояниях своего тела и т. п.

Детям предлагается как можно внимательнее всматриваться, вслушиваться, погружаться в то или иное состояние. Ведущий старается помочь детям максимально глубоко погрузиться в звук, цвет, свет или ощущения... Если медитация предполагает перевоплощение в героев сказок, то детям предлагается как можно ярче и выразительнее передать заданный образ.

Как построить подготовительные занятия?

Для этого достаточно трех-четырех упражнений, например:

• Упражнение на слуховое или зрительное внимание, различные виды ходьбы.

t • Упражнение на расслабление по контрасту с напряжением.

• Подвижная игра или танец с последующим расслаблением в сочетании с дыханием.

Сколько времени готовить детей к сказкам? Этот процесс совершенно индивидуален, он зависит от психологического состояния группы и от возраста детей. Кому-то потребуется две-три недели, кому-то месяц-полтора.

 

 

ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ

 

Занятия по сказкам достаточно проводить один раз в неделю. Длительность их может быть разной: 25 минут и более. Следует учитывать возраст детей и их психические возможности.

В этом цикле нет определенного начала и конца. Занятия со сказками можно проводить в любой последовательности.

Сказки составлялись так, чтобы включить в них максимальное количество упражнений, поэтому при необходимости любое занятие можно сократить до минимума.

В случае непредвиденного утомления детей занятие можно мягко остановить, объяснив, что «волшебная сила» иссякла и нет возможности сегодня продолжать путешествие по сказке, что следующая встреча с героями сказки состоится в другой раз.

 

Основные правила проведения занятий:

1. Места для занятия должно быть достаточно много. На полу необходим больших размеров ковер.

На занятиях дети чаще всего сидят в так называемой позе расслабления: сидя на пяточках, опустив свободно руки вдоль туловища или положив их на бедра. Спину надо держать прямо. Поначалу эта поза может показаться непривычной, могут слегка побаливать ноги, но детям необходимо объяснить, что косточки и мышцы их тела мягкие, гибкие, подвижные и что они скоро привыкнут к необычному положению. Опыт работы показывает, что дети действительно легко к этому привыкают.

2. В процессе расслабления (сидя, лежа, стоя) детям не рекомендуется двигаться, разговаривать, задавать вопросы. Потому что процесс «слушания себя» очень тонок, и любые разговоры, стуки, хлопки, движения отвлекают внимание детей и легко разрушают созданную ведущим атмосферу. Поначалу дети могут испытывать некоторое неудобство от неподвижности. Ведущему предстоит очень мягко и терпеливо объяснить детям, как важно научиться «слушать» себя, преодолевать неприятные ощущения, быть мужественными и сильными.

Слово «слушать», постоянно употребляемое в занятиях, означает, конечно, не только физический слух, но и способность чувствовать, ощущать «внутренние звуки».

Внутренние звуки — это ощущения, которые могут быть очень разными: от легкости, приятного тепла, «мурашек» до покалывания, чувства тяжести, неприятных ощущений.

Все, что дети слышат внутри, нормально, даже если иногда это и кажется неприятным. Если дети ничего не слышат, это поначалу тоже нормально. Постепенно их чувствительность возрастет.

3. В процессе занятия детям периодически дается возможность говорить о своих ощущениях, но иногда предлагается просто молча «послушать себя».

4. Вхождение в сказку является очень важным моментом. Это — момент волшебства, таинства, «наполнения суперэнергией». Для того чтобы перенестись в необычное пространство, нужны «волшебная сила», сверхсила или, по крайней мере, преодоление определенного барьера, препятствия.

Думается, что для выхода из сказки нет необходимости использовать те же приемы, что и для вхождения. Выход осуществляется сам

собой, легко и просто: для этого не нужны сверхусилия. Энергия, потраченная на действия, осознание и переживания во время путешествия по сказке, как бы иссякает, и ребенок автоматически возвращается на обычный уровень осознания и энергии, в привычный реальный мир. Кроме того, «проживая» сказку, ребенок приобретает какие-то новые качества, знания, некоторым образом трансформируется. Было бы нелогичным снова преодолевать «огненную реку» (см. сказку «Снегурочка») или насыщаться силой «волшебного цветка» (см. сказку «Цветик-семицветик»), чтобы перейти рубеж от сказки к реальности.

5. Текст сказки является связующим звеном между упражнениями и создает определенную атмосферу. У каждой сказки свой неповторимый дух, свои особенности. Тексты можно пересказывать, но иногда, если это сказки Андерсена, Пушкина, Киплинга, Шарля Перро, лучше читать их, чтобы сохранить стиль и тонкую авторскую атмосферу.

Разумеется, при составлении занятий тексты сказок приходятся значительно сокращать, зачастую что-то изменять.

6. Сказки можно повторять через определенные промежутки времени. Дети любят повторения, и, кроме того, знакомые упражнения воспринимаются легче, а порою и с большим интересом. Ведь в знакомом упражнении не приходится тратить энергию и силы на узнавание, запоминание, усвоение, а можно просто получать наслаждение от самого процесса, погрузившись в него, что называется, с головой.

7. Сказки лишь условно можно поделить на простые и сложные, но все же занятия построены не по типу «от простого к сложному».

Цикл называется «Погружение в сказку», что означает движение в глубину.

Любое, даже самое простое, движение или действие имеет глубину. Под глубиной понимаются точность, выразительность, качественность... Одно и то же упражнение будет по-разному выполняться ребенком пятилетнего возраста и семилетнего. Одно и то же упражнение будет по-разному выполняться ребенком в начале года и в конце, при первом знакомстве со сказкой и при повторных знакомствах с ней. Приобретаемые навыки расслабления и осознанного восприятия мира увеличивают чувствительность детей, и то, что сначала осуществлялось поверхностно, в дальнейшем будет выполняться с большей отдачей, на более глубоком уровне.

8. Все атрибуты сказок, любую наглядность, музыкальные произведения можно варьировать и заменять другими, упрощать или усложнять. О применении и изготовлении «кукол-марионеток» читатель может узнать из книги «Путь к Волшебству. Теория и практика сказ-котерапии» (см. список литературы).

9. Роль ведущего в этих занятиях трудно переоценить. Именно от него зависит, какую атмосферу, какое настроение он создаст, как будет направлять внимание детей, активизировать и успокаивать их. Be-

душий должен тонко чувствовать, в каком ритме и темпе проводить занятия, когда уменьшать или увеличивать количество и интенсивность упражнений. От ведущего требуются некоторые психологические способности, чтобы вовремя и точно определить, какого ребенка назначить на ту или иную роль.

10. Необходимо помнить, что всё, выполняемое детьми, все их слова, движения, даже импровизации (их надо поощрять особо!) являются успешными, удачными, наилучшими и прекрасными. И неважно, как это выглядит со стороны. Важно, чтобы дети чувствовали себя свободными, раскрепощенными, чтобы поверили в себя и в свои силы. Каждый делает лучшее, на что способен. Детей необходимо постоянно подбадривать, словесно поощрять и за особо трудные упражнения непременно хвалить.

Педагогическая работа похожа на работу садовода. И от нашей заботы, любви и внимания во многом зависит красота души каждого ребенка.

«Детство как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но они есть. Потом они начинают прорастать. Биография человеческой души, человеческого сердца — это прорастание семян, развитие их в крепкие, большие, во всяком случае, растения. Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые — хлебными колосьями, некоторые — злым чертополохом» (Владимир Солоухин).

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЦИКЛА ЗАНЯТИЙ

 

В цикле «Погружение в сказку» используется много разнообразных приемов, игр, упражнений, танцев. Для того чтобы читателю было удобнее просмотреть цели и задачи, решаемые в процессе выполнения тех или иных упражнений, все упражнения из разных сказок объединены в группы. К сожалению, почти все группы упражнений являются недостаточно полными, так как большинство упражнений направлены сразу на несколько задач.

Иногда, напротив, одно и то же упражнение повторяется в нескольких пунктах, так как многие задачи кажутся в разной степени важными.

В п. II представлено небольшое количество упражнений. На самом деле их значительно больше, так как практически любую подвижную игру, танец, бег рекомендуется заканчивать расслаблением с фиксацией внимания надыхании.

Упражнений, подходящих под технику «расслабление-медитация», тоже значительно больше, чем представлено в п. III.

 

 

--------.   Какие цели и задачи  
Группы упражнений Номера и названия занятий и упражнений преследуют предлагаемые упражнения  
I. Расслабление Занятие 1. 1. Формирование умения  
по контрасту Заяц-Коська и Родничок. произвольно концентри-  
с напряжением Упр. 4. Страх. ровать внимание на задан-  
  Упр. 7. Роднички и река. ных группах мышц.  
  Занятие 2. Ежик и море. 2. Обучение детей умению  
  Упр. 1. Колючий человек. наблюдать за ощущениями  
  Упр. 5. Утки. в теле, определять и  
  Занятие3. Дюймовочка, ч. I. сравнивать мышечные  
  Упр. 1. Ячменное зерно. ощущения (напряжение —  
  Упр. 2. Цветок. расслабление, твердость —  
  Упр. 3. Лягушата. мягкость, тяжесть —  
  Занятие 4. Дюймовочка ч. II. легкость и др.).  
  Упр. 1. Холод. 3. Формирование навыка  
  Упр. 2. Тепло. управлять мышцами тела:  
  Упр. 6 (вариант 2). Полет. расслаблять или напрягать  
  Занятие 5. Золушка. их по собственному жела-  
  Упр. 1. Чистка кастрюли. нию.  
  Упр. 2. Уборка пола. 4. Расширение представле-  
  Упр. 4. Горе Золушки. ний об эмоциях и связан-  
  Упр. 5. Мыши и кони. ных с ними физических  
  Упр. 7. Примерка. состояниях: эмоции стра-  
  Занятие 6. Царевна-лягушка. ха, злости создают в теле  
  Упр. I. Стрельба из лука. напряженность, а доброе,  
  Упр. 5. Танец жен старших спокойное состояние  
  братьев. Занятие 7. Лягушка-путешественница. Упр. 3. Лягушка и утки. Занятие 8. Снежинка. Упр. 9. Айсберг и ветер. Занятие 9. Сказка о рыбаке и рыбке. Упр. 2. Забрасывание невода. Упр. 4. Рыбка. Занятие 10. Снежная королева, ч. I. Упр. 3. Снежная королева. Упр. 6. Кусты роз. Занятие 11. Снежная королева, ч. II. Упр. 5. Олень. Занятие 12. Спящая красавица. Упр. б.Сон. Занятие 13. Снегурочка. Упр. 1. Снежные комочки. рождает расслабленность.  
  Упр. 5. Град.    
     
    Продолжение табл.  
Группы Номера и названия Какие цели и задачи  
упражнений занятий и упражнений преследуют предлагаемые упражнения  
  Занятие 14. Аленький цветочек, ч. I. Упр. 3. Дремучий лес. Занятие 16. Маугли, ч. I. Упр. 4. Пантера. Занятие 17. Маугли, ч. II. Упр. 1. Игры с удавом. Упр. 6. Битва. Занятие 18. Дикие лебеди, ч. I. Упр. 1. Полет. Упр. 8. Полет к утесу. Занятие 19. Дикие лебеди, ч. II. Упр. 1. Крапива. Упр. 2. Слезы брата. Занятие 20. Цветик-семицветик, ч. I. Упр. 1. Догонялки. Упр. 2. Плач. Занятие 21. Цветик-семицветик, ч. II. Упр. 2. Северный полюс. Занятие 22. Русалочка. Упр. 2. Танец русалок с рыбками. Упр. 8. Иглы. Занятие 24. Лягушка и экскаватор. Упр. 4. Грохот экскаватора. Упр. 6. Лягушки. Упр. 7. Отдых. Упр. 8. Вываливание мусора. Занятие 25. Каменный цветок. Упр. 2. Цветы. Упр. 4. Ящерки. Занятие 26. Огневушка-Поскакушка. Упр. 5. Зима и лето.    
II. Расслабление Упр. 10. Сугробы и 1. Отработка правильного  
с фиксацией солнышко — Заяц-Коська диафрагмального дыхания.  
внимания и Родничок. 2. Формирование умения  
на дыхании Упр. 9. Море — Ежик и море. ритмично и мягко дышать,  
  Упр. 4. Танец ручейка — погружаясь в состояние  
  Дюймовочка, ч. I. расслабленности и покоя.  
    Продолжение табл.  
    Какие цели и задачи  
Группы Номера и названия преследуют предлагаемые  
упражнений занятий и упражнений упражнения  
  Упр. 2. Встреча с лягушкой — 3. Развитие произвольного  
  Царевна-лягушка. внимания: умения слушать  
  Упр. 4. Восточный ветер — и слышать свое дыхание,  
  Снежинка. наблюдая при этом за ощу-  
  Упр. 6. Танец. щениями в теле.  
  Упр. 11. Капелька. 4. Тренировка восприим-  
  Упр. 1. Шум моря — чивости, умения тонко  
  Сказка о рыбаке и рыбке. чувствовать окружающее  
  Упр. 1. Аромат розы — Снежная королева, ч. I. Упр. 4. Разбойники — Снежная королева, ч. II. Упр. 4. Танец злой феи — Спящая красавица. Упр. 3. Снегурочка — Снегурочка. Упр. 1. Качка — Аленький цветочек, ч. I. Упр. 2. Разбойники. Занятие 15. Аленький цветочек, ч. II. Упр. 4. Вздох. Упр. 6. Танцы. Упр. 7. Удав — Маугли, ч. I. Упр. 4. Охота — Маугли, ч. II. Упр. 4. Звуки моря — Дикие лебеди, ч. 1. Упр. 9. Ночь на утесе. Упр. 7, б. Запах роз — Дикие лебеди, ч. II. Упр. 4. Качка — Русалочка. Упр. 5. Буря. Занятие 23. Новое платье короля. Упр. 2. Ткачи. Упр. 1. Пляска Огневушки — Огневущка-Поскакушка. Упр. 2. Филин. пространство.  
111.Расслабле- Упр. 9. Облачко — 1. Развитие произвольного  
ние— медитация Заяц-Коська и Родничок. внимания: умения макси-  
  Упр. 2. Печаль Ежика — мально концентрироваться  
  Ежик и море. Упр. 6. Голоса природы. на происходящем.  
    Продолжение табл.  
    Какие цели и задачи  
Группы Номера и названия преследуют предлагаемые  
упражнений занятий и упражнений упражнения  
  Упр. 2. Ткачи — Новое платье короля. Упр. 6. Волшебный балдахин. Вхождение в сказку — Каменный цветок. Упр. 3. В лесу. Упр. 7. В каменном саду. Вхождение в сказку — Огневушка-Поскакушка.    
V. Дыхание Упр. 3. Прохлада — Заяц- 1. Отработка правильного  
. Физиологи- Коська и Родничок. диафрагмального дыхания,  
еское. Упр. 5. Филин. умения длительно выдыхать.  
2. Речевое. Упр. 5. Утки — Ежик и море. 2. Развитие умения регули-  
3. В сочетании Упр. 9. Море. ровать и изменять ритм ды-  
с голосом, Упр. 2. Встреча с лягушкой — хания, согласовывая свои  
движениями Царевна-лягушка. действия с действиями  
  Упр. 6. Ветер. других.  
  Упр. 3. Лягушата — Дюймо- 3. Развитие моторики рече-  
  вочка, ч. I. вого аппарата, помошь детям  
  Упр. 1. Северный ветер — упражняться в звукоподра-  
  Снежинка. жаниях (диким животным,  
  Упр. 2. Южный ветер. птицам, звукам природы).  
  Упр. 3. Западный ветер. 4. Развитие силы голоса,  
  Упр. 4. Восточный ветер. высоты, длительности зву-  
  Упр. 9. Буря — Сказка о ры- чания, интонационной вы-  
  баке и рыбке. разительности.  
  Упр. 1. Аромат розы — 5. Достижение координации  
  Снежная королева, ч. 1. дыхания, речи и движений  
  Упр. 3. Ворон — Снежная ко- тела.  
  ролева, ч. II. 6. Успокоение нервной сис-  
  Упр. I. Качка — Аленький темы, погружение в состоя-  
  цветочек, ч. I. ние покоя и расслабленно-  
  Упр. 4. Вздох — Аленький цветочек, ч. II. Упр. 7. Удав — Маугли, ч. 1. Упр. 4. Звуки моря — Дикие лебеди, ч. I. Упр. 9. Ночь на утесе. Упр. I. Крапива — Дикие лебеди, ч. II. Упр. 7, 6. Запах роз. Упр. 4. Качка — Русалочка. Упр. 5. Буря. Упр. 7. Хохот ведьмы. Упр. 2. Филин — Огневушка- сти.  
_ Поскакушка.    
       
    Продолжение таб/  
Группы Номера и названия Какие цели и задачи  
упражнений занятий и упражнений преследуют предлагаемые упражнения  
  Упр. 7. Танец с бабочками — 2. Формирование способ-  
  Дюймовочка, ч. I. ности регулировать процес-  
  Упр. 4. Стук сердца — Дюймо- сы возбуждения и торможе-  
  вочка, ч. II. ния, умения быстро пере-  
  Упр. 5. Путаница. ключаться с активной  
  Упр. 7. Танец эльфов. деятельности на пассивную  
  Упр. 6. Танец — Золушка. и наоборот.  
  Упр. 8. Венчание. 3. Снятие эмоционально-  
  Вхождение в сказку — психического и телесного  
  Лягушка-царевна. напряжения.  
  Упр. 4. Танец Василисы. 4. Активизация детей на  
  Упр. 7. Смерть Кощея. проявление чувств любви и  
  Вхождение в сказку — доверия.  
  Лягушка-путешественница. 5. Развитие воображения и  
  Упр. 1. Приятный дождь. Упр. 4. В полете. Вхождение в сказку — Снежная королева, ч. I. Упр. 5. Причесывание. Упр. 7. Превращение хлопьев в снежинки — Снежная королева, ч. II. Упр. 2. Бал — Спящая красавица. Упр. 5. Веретено и принцесса. Упр. 8. Облачко — Снегурочка. Упр. 5. Обморок — Аленький цветочек, ч. II. Упр. 6. В плену у обезьян — Маугли, ч. I. Упр. 8. Красный цветок — Маугли, ч. II. Упр. 2. В пути — Дикие лебеди, ч. I. Упр. 3. Море. Упр. 7. Чудесная сеть. Упр. 5. Любовь — Дикие лебеди, ч. II. Упр. 6. Превращение. Упр. 7, а. Обморок. Упр. 7, в. Колокола. Вхождение в сказку — Цветик-семицветик. Вхождение в сказку — Русалочка. Упр. 3. Пузырек воздуха. Упр. 10. Воздушные создания. фантазии.  
    Продолжение табл.  
Группы Номера и названия Какие цели и задачи  
упражнений занятий и упражнений преследуют предлагаемые упражнения  
V. Речь Вступление — Заяц-Коська 1. Активизация и обогаще-  
1. Словарь. и Родничок. ние словарного запаса.  
2. Фразовая речь. Упр. 6. Ручеек. 2. Развитие памяти,  
3. Связная речь. Вступление — Ежик и море. формирование способности  
  Упр. 7. Бабочки. вспоминать свои действия в  
  Заключение. сказке и называть их;  
  Вступление — Дюймовоч- соотносить названия  
  ка, ч. I. действий с собственными  
  Упр. 5. Любование. движениями.  
  Упр. 6. Отврашение. 3. Развитие речи при  
  Заключение — Дюймовочка, ответах на вопросы, умения  
  ч. II. свободно и ясно выражать  
  Упр. 2. Беседа — Лягушка- свои мысли.  
  петешественница. 4. Развитие связной речи,  
  Упр. 5. Взгляде высоты. умения описывать предме-  
  Упр. 6. Хвастовство. ты, называя их наиболее  
  Заключение. характерные особенности.  
  Вступление — Снежинка. 5. Развитие способности  
  Упр. 5. Любимое место. концентрироваться,  
  Упр. 7. Восход солнца. управлять мысленными  
  Упр. 3. Украшения — Золушка. образами.  
  Упр. 5. Старуха — Сказка 6. Развитие логического  
  о рыбаке и рыбке. мышления, умения анали-  
  Упр. 8. Грозная царица. зировать, сравнивать,  
  Упр. 1. Пожелания фей — обобщать, делать выводы.  
  Спяшая красавица. 7. Развитие абстрактных и  
  Упр. 3. Беседа с детьми. творческих мыслительных  
  Вступление — Снежная коро- способностей.  
  лева, ч. 1. 8. Формирование мотива-  
  Упр. 1. Цветы — Снежная ции деятельности и актив-  
  королева, ч. П. ных личностных установок,  
  Упр. 3. Дремучий лес — Алень- формирование навыков  
  кий цветочек, ч. 1. целенаправленной деятель-  
  Упр. 4. Дворец. ности.  
  Упр. 5. Цветы. 9. Развитие умения свобод-  
  Вступление — Аленький цве- но общаться друг с другом,  
  точек, ч. II. внимательно и терпеливо  
  Упр. 3. Желания. Вступление — Дикие лебеди, 4.1. Упр. 5. Морские камешки. слушать других.  
     
  Заключение. Упр. 1. Пляска Огневушки — Огневу шка- Поскакушка. Упр. 3. Незнакомое место. Упр. 1. Мастера — Каменный цветок.    
    Продолжение табл.  
~"   Какие цели и задачи  
Группы Номера и названия    
  И преследуют предлагаемые  
упражнений занятии и упражнении упражнения  
  Упр. 5. Наряд для ящерки. Упр. 8. Красота. Заключение. Упр. 3. Невидимые ткани — Новое платье короля. Вступление — Цветик-семицветик, ч. 1. Упр. 4. Семья. Вступление — Цветик-семицветик, ч. II. Упр. 2. Северный полюс. Вхождение в сказку — Русалочка. Упр. 6. Спасение. Заключение. Вступление — Маугли, ч. I. Вхождение в сказку. Вхождение в сказку — Маугли, ч. II. Заключение.    
VI. Голос, Упр. 8. Удивление — 1. Развитие силы голоса,  
интонация Заяц-Коська и Родничок. высоты, длительности зву-  
  Упр. 1. Ячменное зерно — чания, интонационной  
  Дюймовочка,


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.123.194 (0.011 с.)