Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Билет 1: Конвергенция, саккадические движения глаз↑ Стр 1 из 15Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Билет 1: Конвергенция, саккадические движения глаз
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_psychology/200/%D0%94%D0%B2%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F
Глаза почти всегда находятся в движении. Самому человеку кажется, что окружающий мир относительно неподвижен, а глаза движутся произвольно, но это не так. Даже когда мы пытаемся фиксировать взгляд на предмете или картине при их внимательном рассматривании, глаза прекращают выполнять размашистые движения всего на 250—300 мс, а мелкие движения продолжаются даже в этот период относительной неподвижности. В общем, Д. г. выполняют функцию обеспечения новой информ. центрального, или фовеального, зрения, чтобы рецепторы не адаптировались и не прекращали передавать информ. в зрительную кору. Нек-рые Д. г., в частности мелкое дрожание, объясняются мышечным напряжением плотной мускулатуры, обслуживающей зрительную систему. Каждое глазное яблоко сохраняет свое положение в орбите и приводится в движение с помощью шести мышц. Обычно Д. г. совершается сопряженно, или параллельно. Единственное исключение — система вергентных движений: при рассматривании близких предметов происходит конвергенция глаз (сведение зрительных осей за счет поворота глазных яблок навстречу друг другу), а при переводе взгляда на более удаленные предметы происходит дивергенция глаз (разведение зрительных осей за счет отведения глазных яблок кнаружи от средней линии тела). И в том, и в др. случае глаза движутся в противоположных направлениях. Д. г. подразделяются на схватывающие, удерживающие и мелкие. Схватывающие движения направлены на поиск и фиксацию стимула. Осн. движением этого типа является быстрое скачкообразное Д. г. — саккада. Ежедневно совершается приблизительно 230 000 саккадических Д. г. В общем, чем больше Д. г., тем с большей скоростью оно совершается: при углах вращения глаза в 5° и меньше скорость движения составляет примерно 200°/с, а более крупные саккады в 100° и более могут достигать скорости, превышающей 700°/с. Вместе с тем, 85% саккадических движений глаз ограничены 15°. Считается, что это баллистические движения: раз начавшись, они должны достичь мишени, прежде чем инициируется следующее движение и направление изменится. Саккады, по-видимому, чувствительны и адаптируемы к когнитивному входу и к мишени или насыщенности зрительной сцены. Маловероятно, что последовательные саккады произойдут в промежуток времени меньше 150 мс, поскольку зрительной системе требуется около 50 мс на программирование саккады в процессе фиксации, от 20 до 30 мс — на выполнение саккадического движения и 50 мс — на восстановление четкого восприятия. Во время чтения саккады организованы в относительно упорядоченную последовательность, однако во время визуального поиска или разглядывания объектов они возникают без всякой системы. Быстрая фаза оптокинетического нистагма тж относится к схватывающим движениям. Когда чел. следит за вращающимся полосатым барабаном или кружится на карусели, через определенные интервалы происходит резкий скачок глазного яблока с фиксацией взгляда на новом и обычно несколько смещенном назад (относительно вращения) элементе барабана или визуальной сцены. Удерживающие движения направлены на сохранение схваченной сцены или предмета в области нейтрального (фовеального) зрения. В настоящее время выявлены три вида таких движений. Вестибулярные движения происходят в тех случаях, когда вестибулярная система внутреннего уха дает по цепи обратной связи команду глазодвигательной системе удерживать взгляд на мишени независимо от движений головы. Тихое преследование, слежение или медленная фаза нистагма — примеры удерживающего движения, при к-ром глаза следуют за движущимся стимулом. Если скорость движения стимула нарастает слишком быстро, инициируются корректирующие саккады, обеспечивающие повторный захват движущегося стимула для продолжения слежения за ним до тех пор, пока не будет достигнут следующий критический уровень корректировки. Вергентные движения тж относятся к удерживающим, но выполняются они рассогласованно (глаза движутся в разных направлениях). К осн. вергентным движениям относятся конвергенция и дивергенция, проявляющиеся в виде перекрытия зрительного поля. Вергентные движения можно продемонстрировать с помощью карандаша, удерживаемого прямо перед собой на расстоянии вытянутой руки от глаз: сгибая руку в локте и приближая карандаш к носу, мы вызовем конвергенцию, а удаляя карандаш от носа — дивергенцию глаз. Эти движения произвольны. Они совершаются медленно и обычно имеют малую угловую величину. Третья группа чрезвычайно мелких движений известна под названием физиолог. нистагма. Эти движения накладываются на более крупные движения и фиксации, обсуждавшиеся выше, и, по-видимому, имеют сходное происхождение, однако их назначение выяснить пока не удалось. Мелкий тремор имеет медианную амплитуду около 17 угловых секунд, а его частота составляет от 25 до 125 колебаний в секунду. Медленный дрейф происходит с амплитудой от 2 до 5 угловых минут и средней скоростью от 1 до 5 угловых минут в секунду. Это можно наблюдать, поместив небольшой источник красного света в темной комнате. Фиксация взгляда на этом источнике света создаст впечатление его движения по комнате. Микросаккады, или рывки, являют собой др. вид физиолог. нистагма. Они имеют амплитуду от 1 до 20 угловых минут и предельную скорость около 10°/сек. Строгие эксперим. исслед. показали, что мелкие движения физиолог. нистагма не играют существенной роли в повышении остроты зрения.
Характеристики света
Смешение цветов Осветление: цвет и белила; замутнение в серый тон: цвет и серый; замутнение в черный тон: цвет и черный; преломление, цветное замутнение: цвет и дополнительный цвет; цветные смеси: цвет I и цвет II, например пурпурный и оранжевый; модулировки: равномерные цветовые переходы в цветной или нецветной области - например, цвет и белый, цвет и цвет, то есть от желтого к белому, от желтого к оранжевому. Аддитивное (сочетательное) и субтрактивное (вычитательное) смешение цветов Аддитивное смешение цветов. Субтрактивное смешение цветов. Если перемешивают цветной свет путем проецирования цветных световых лучей, то это называют аддитивным (сочетательным) смешением цвета (свет + свет + свет + и т. п. сочетается в белый свет). Спектральный красный и спектральный зеленый, например, не являются дополнительными. Оба световых луча, наложенные друг на друга, дают желто-оранжевый свет. Если смешивают цвета (пигменты, смесь различных цветовых веществ, материалов), то результат смешения будет все замутненнее и темнее: световой тон этого смешанного цвета убывает, отчего и появилось название субтрактивного (вычитательного) цветового смешения. Результаты физических опытов со светом можно перенести и на живописные краски (цвет как субстанция). Интересным вариантом цветового смешения является так называемое Медиальное смешение цветов Здесь мы попытаемся осуществить своего рода аддитивное смешение цветов. Собственно процесс смешения происходит перед глазами наблюдателя: например, сделаем цветные точки желтой краской и поочередно фиолетовым цветом на большой площади и полностью ее покроем этими цветами, то есть возьмем плоскость картины не как желтый и фиолетовый, а как средний серый (сравните принцип дополнительных цветов в опытах со светом). Наши глаза теперь не в состоянии отделить каждую отдельную цветную точку, они не различают желтый от фиолетового, они «устают» и воспринимают «усеянную цветными точками» плоскость как единое целое. При этом желтые точки не теряют своей яркости, они не замутняются (желтые и фиолетовые пигменты дают темный матовый серый цвет). Таким образом происходит своего рода аддитивное смешение цветов, которое мы называем медиальным потому, что медиумом смешения цветов являются глаза. Мастера пуантилизма (point - франц. точка, постимпрессионистское течение в живописи, особенно распространенное во Франции) использовали это явление в своих работах. Так как в основе все опирается на явление спектра, цвета живописных красок должны выступать в чистой форме, а не смешанными. Смешанные краски, так сказать, «разделяются», отсюда происходит и название другого постимпрессионистского течения - дивизионизм. Сумма всех световых цветов дает белый цвет (аддитивное смешение цветов). Сумма всех цветов красок дает серо-черный цвет (субтрактивное смешение цветов). Билет 4, 5: последовательный контраст. определение. принципы действия. Примеры
Этот вид контраста возникает, когда мы переводим взгляд с одного цветового тона на другой. При этом на последнем наблюдается оттенок не свойственный ему, это будет цвет дополнительный тому, что мы видели прежде (если перевести взгляд с ярко-красного пред-
Рис. 10. Последовательный цветовой контраст
мета на серую поверхность, возникает зеленоватый оттенок). Малонасыщенные цвета такого контраста не вызывают (рис. 10). Если посмотреть на солнце и затем перевести глаз на белую стену, то некоторое время видится темное пятно, представляющее размытое изображение солнца на сетчатке. Если после длительного смотрения на яркий свет закрыть глаза, можно отчетливо видеть образ светящегося тела, интенсивность которого будет постоянно ослабевать Последовательный контраст заключается также и в том, что при переводе взгляда с одного красочного пятна на другое мы наблюдаем на последнем оттенок цвета, несвойственный ему. Ученые объясняют это явление остаточным раздражением сетчатки глаза при восприятии предыдущего цвета, ибо световое ощущение имеет длительность и продолжается некоторое время и тогда, когда предмет уже исчез из поля зрения. В результате, когда мы переводим взгляд с ярко-красной освещенной поверхности на серую, например, бумагу, то можем заметить зеленоватый оттенок в сером. Сила и направленность изменения цвета здесь, как и в случае с одновременным контрастом, обусловлена многими причинами. Во многих старых учебниках и руководствах по живописи указывается, что в результате последовательного контраста наблюдается цвет, дополнительный к тому, на который смотрели прежде. Однако более точные опыты и эксперименты современных исследователей показывают, что цвета последовательного контраста, например, на белом фоне несколько отличаются от дополнительных. Последовательный контраст иногда выражается в том, что воспроизводится и форма предыдущего цветового пятна. Он протекает определенное время в зависимости от продолжительности и силы раздражения сетчатки глаза предшествующим цветом. Малонасыщенные цвета не создают последовательного контраста.
Действие последовательного контраста имеет значение при наблюдении художником натуры (при работе с натуры) и в наблюдении зрителем картины. Когда мы смотрим на живописное произведение достаточно большого размера и переносим взор с одного цветового пятна на другой, то вместе с тем переносится и сохранившееся на сетчатке глаза кратковременное изображение предыдущего пятна в дополнительном цвете и тоне. Поэтому каждое место картины мы будем воспринимать разно и в зависимости от того, какую последовательность восприятия задает нам художник.
Билет 6: субтракция цвета http://fotoslov.ru/vocabulary/subtraktivnoe-obrazovanie-cveta.html Субтрактивное образование цвета - Вычитательное образование цвета - получение спектрально более простого цвета из белого света или окрашенного светового потока, путем поглощения (вычитания, субтракции) части лучей при пропускании исходного света через поглощающую среду (светофильтр). СУБТРАКТИВНОЕ (вычитательное) ОБРАЗОВАНИЕ ЦВЕТА — получение спектрально более простого цвета из белого света или окрашенного светового потока, имеющего более сложный спектральный состав, путемпоглощения (вычитания, субтракции) части лучей при пропускании исходного света через поглощающую среду (светофильтр, субтрактор). Из исходного белого света таким путем могут быть получены дополнительные косновным цвета (при поглощении лучей одной трети спектра), основные цвета (при поглощении лучей двух третей спектра), спектральные цвета (при пропускании лучей лишь одной узкой спектральной, зоны). Из световых потоков, дополнительных к основным, и основных цветов могут быть путем частичной субтракции получены световые потоки более простого спектрального состава и цвета. Существует принципиальное различие между аддитивным и субтрактивным образованием цвета. При субтрактивном образовании цвета также аддитивно воспринимаются лучи прошедшего через окрашенную среду светового потока. При аддитивном образовании цвета субтрактивный процесс также имеет место при выделении необходимых лучистых потоков основных цветов из исходного белого света.
Билет 8: цветовой спектр
Луч света, пропущенный сквозь трехгранную стеклянную призму, разлагается на составные цвета, на цвета линейного спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Если к цветам спектра добавить пурпурный, смесь крайних его цветов—красного и фиолетового, то можно замкнуть линейный спектр в цветовой круг. При помощи этого цветового круга попробуем разобраться в закономерностях взаимодействия цветов. Разделив цветовой круг пополам по диаметру пурпурный, — зеленый, получаем группу холодных и группу теплых цветов. Холодными принято называть цвета, в которых ощущается примесь голубого цвета, а теплыми—примесь желтого. Это определение условно, но при колорировании, подборе красок оно имеет большое значение. Многие краски могут быть и холодными, и теплыми. Ярче всего это прослеживается на примере зеленого цвета: с примесью голубого или синего он становится голубовато-зеленым, т. е. холодным, а с примесью желтого — желто-зеленым, т. е. теплым. Этот пример показывает еще одно интересное и нужное художнику свойство цветов, соседствующих в цветовом круге. Как известно из практики, при их смешивании получаются более насыщенные тона. И наоборот, чем дальше цвета отстоят друг от друга, тем менее насыщенными получаются их смеси. Основные цвета Главные, основные, цвета на цветовом круге: красный, желтый, синий. На то они и основные, что составляют основу цветового круга. Имея в руках краски только этих цветов плюс белый и черный, опытный художник создаст все остальные цвета (при условии, что три основных цвета будут радужной чистоты, без примесей). Составные цвета Цвета второго порядка: зеленый, фиолетовый, оранжевый. Получаются путем смешивания попарно трех основных цветов: красного, желтого и синего. Например, при смешении желтого и синего - получается зеленый. Составных цветов всего три: оранжевый, зеленый и фиолетовый. Сложные цвета Сложные цвета получаются путем смешивания трех составных цветов с рядом лежащими основными. Например: оранжевый плюс желтый: получается желто-оранжевый. Таких цветов уже шесть. Триада сложных цветов может быть одной из этих комбинаций:
Затемняя или осветляя эти цвета в той или иной степени, мы получаем всю возможную гамму цветов. На основном цветовом круге сложные цвета представлены (насколько это возможно) без осветления или затемнения, путем смешивания цветов в равной пропорции. Если же пропорции цветов для смешивания менять по своему усмотрению и дополнительно еще и осветлять либо затемнять цвета, то в итоге мы получим всю градацию цветов, представленную на полном цветовом круге и даже более того.
Билет 10: контрастность цвета. определение. принципы действия. Примеры Рассмотрим теперь, что такое контраст цветов. Если применительно к композиции понятие «контраст» означает всякое противопоставление двух свойств, то в цветоведении контраст – это кажущееся изменение цвета по светлоте (светлотный контраст) или цветовому тону (хроматический контраст) в зависимости от окружения. Вглядимся пристально в цветную фигуру, а затем переведем взгляд на белую поверхность – на последней возникает такое же изображение, но противоположного цвета. Если же долго смотреть на какой-то цвет, то начинает казаться, что последний постепенно темнеет и ахроматизируется. Эти явления связаны с адаптацией человеческого зрения: когда человек попадает в другие условия освещения, когда после одного цвета он смотрит на другой, ощущение, вызываемое вторым цветом, зависит от того, каким был первый цвет, поэтому второй цвет может казаться светлее, если первый цвет был темным, и наоборот. В данном случае это последовательный контраст цветов. Он имеет большое значение при работе художника с цветом: необходимо периодически снимать, если можно так выразиться, утомляемость глаз, чтобы видеть истинные, а не искаженные отношения цветов. Другое интересное явление, связанное с контрастом, возникает, когда какой-то цвет находится в окружении других цветов (ахроматических или хроматических). Если фон светлее хроматического цвета, последний кажется темнее. Ахроматический цвет, окруженный хроматическим, например зеленым, розовеет. А желтый цвет на фоне зеленого приобретает оттенок оранжевого. Изменение светлоты или цветового тона предмета в зависимости от окружения называется одновременным контрастом цветов. Одновременный контраст цветов отличается от последовательного тем, что два цвета рассматриваются не один после другого, а одновременно, когда один цвет окружает другой или примыкает к нему. Одновременный хроматический контраст цветов усиливается при увеличении площади цвета, который является фоном, и уменьшении площади цвета, на который этот контраст воздействует, а также при сближении светлот фона и цветной фигуры. Заметнее явление контраста и на границе сопоставляемых цветов, а также при обводке черным контуром границ контрастируемых цветов. Наконец, контраст проявляется активнее при условии большего периметра цветной фигуры, подвергаемой воздействию контраста; площадь фигуры в этом случае может оставаться неизменной. Явление одновременного цветового контраста широко используется в художественной практике, когда нужно усилить насыщенность цвета, особенно если он имеет мутный оттенок, или, наоборот, ослабить насыщенность цвета, сделать его более тусклым. Билет 11: контур http://hudozhnikam.ru/tehnika_akvarelnoi/17.html
Контур в живописи - явление, столь же идеальное и условное, как и в скульптуре. Он должен возникать естественным путем, в результате правильного расположения существенных частей.
Первой необходимой стадией работы всегда будет нанесение контура. Прозрачная акварель не терпит никаких исправлений. Одновременно акварель исключает контур, ибо он сквозит из-под красочного слоя и делает работу грязной, жесткой; но вместе с тем требует контура, сокращающего число ошибок до минимума. Поэтому контур в акварельной технике занимает видное место и заслуживает самого тщательного изучения в качестве начальной стадии работы. Контура в природе нет: край одной формы, обрываясь, непосредственно переходит в другую форму. Отсутствуя в природе, в изображении контур служит условной границей формы. Выраженный не в меру, он удаляет рисунок от реального изображения. В живописи контур играет роль вспомогательного построения, редко оставаясь необходимым в законченной работе. Он наносится слегка и к концу работы исчезает совсем, освобождая рисунок от условностей. Излишне заметный контур придает работе черты стилизации. В изобразительной практике бывают случаи, когда контур выступает как единственное средство передачи натуры. В набросках, в подготовительном рисунке форма предмета изображается одним очертанием; линии служат единственным средством выражения. Но линейный набросок всегда будет неполным, условным изображением и в работе мастера имеет обычно подсобное значение.
Здесь уместно привести пример, когда контур доводится до максимальной силы. Так, в эмалях или витражных цветных композициях с изображением жанровых сцен ширина контура доведена до ширины перегородок или оконных переплетов. Здесь контур служит художественным средством построения плоскости витража. Очевидно, что если изображением нужно выявить плоскость, ее зрительно утвердить, то среди прочих изобразительных средств контур должен играть заметную роль; если же на картинной плоскости требуется создать трехмерное пространство, то контур будет играть роль вспомогательного построения. Следовательно, контур может быть подготовлен для плоскостного или пространственного изображения. Предметом нашей темы будет пространственный контур, каким он должен быть в станковой акварельной живописи. Как определенная стадия работы контур нужен художнику тогда, когда перед ним стоит задача изображения сложной формы, требующей точного и детального построения. В изображении же простых форм можно обойтись без контура. В натюрмортах, составленных из простых по форме предметов, в пейзажах, не сложных по рисунку, можно обойтись без контура; тут полезно сразу работать красками. Такие упражнения будут несколько усложнять работу, но зато разовьют способность и умение сразу строить предмет по форме и по цвету, а при постепенном переходе от простых к более сложным задачам — сокращать стадии до необходимого минимума. В портретной, жанровой и архитектурной живописи сделать работу без контура трудно, так как здесь точность формы имеет первостепенное значение. Особенно трудно обойтись без контура в архитектурных акварелях, в которых сооружения обычно изображаются в мелком масштабе. В них математическая точность пропорций и сопряжение перспективных линий строго взаимосвязаны и требуют наибольшей точности в изображении. В архитектурных акварелях контур имеет решающее значение.
Билет 14: цветовая слепота http://www.vadu.ru/zrenie/p4.html
Цветовая слепота - неспособность распознавать не которые цвета. Самый частый тип - наследственная Невозможность различать красный и зеленый цвета. Этот дефект поражает 8% мужчин и мальчиков и лишь 0,5% женщин и девочек. Полная цветовая слепота, встречаощаяся очень редко, и неразличение пастельных тонов считаются наследственными. Другие формы (включая слепоту на голубой, желтый и красный цвета) могут быть наследуемыми или приобретенными.
Описание Цветовая слепота возникает от дефекта конусообразных светочувствительных клеток (колбочек) централь ной ямки сетчатки, маленького желтоватого углубления на задней стенке глаза, который служит центром цветового зрения. Колбочки (их семь миллионов) сильно отличаются от 130 миллионов палочковидных клеток на остальной части сетчатки, которые регистрируют только черно-белое изображение.
Полагают, что колбочки содержат обесцвечиваемые пигменты на красный, зеленый и голубой цвета, которые сочетаются и создают все оттенки спектра. Пигменты становятся более яркими или блекнут в ответ на цвета, которые видит глаз. Изменения пигмента создают маленькие вспышки электрических сигналов, которые переносятся к зрительному центру мозга с помощью оптического нерва.
Здесь электрические сигналы создают цветовую картину. У больного цветовой слепотой по неизвестным причинам колбочки в целом работают, но для одного-двух пигментов этот процесс не протекает нормально. Средств для лечения не сущестует.
Почему слепота на красный и зеленый цвет чаще наследуется мальчиками, чем девочками? Дело в том, что дефектный ген локализован в Х-хромосомах - паре хромосом, определяющих пол ребенка. У женщины, имеющей две Х-хромосомы, дефектный ген почти всегда компенсирован нормальным геном во второй половой хромосоме. У мужчины, обладающего набором половых хромосом ХУ, такой дефектный ген не компенсируется, и мальчик рождается с цветовой слепотой.
Красно-зеленая цветовая слепота не может прямо передаваться от больного отца к сыновьям. Его дочери также не будут болеть, если только мать не несет подобный де фектяый ген. Однако, все его дочери являются носителями дефектного гена, и сыновья дочерей имеют 50% -ую вероятность унаследовать тени цветовую слепоту.
Билет 15: цветные тени
Тени цветные - выражаются окрашиванием Т. от любого предмета в цвет, дополнительный к цвету всего освещенного фона, на котором обрисовывается эта Т. Так, Т. от человека на светлом фоне снега, освещенного желтоватыми лучами солнца, будет казаться голубой, и т. д. Явления эти относятся к ряду явлений одновременного светового контраста. Так, известно, что серый кусочек бумажки, наложенный на какой-нибудь цветной фон - красный, зеленый и т. д., всегда для глаза нашего кажется окрашенным в дополнительный цвет фона и это выступает еще резче, когда весь цветной фон с серым кусочком бумаги прикрывается прозрачным белым листом.
Цветные тени при цветном освещении. При освещении предмета одновременно белым и цветным светом на белой поверхности под предметом образуются цветные тени. При наблюдении цвет тени Л, отброшенной от цветного света, будет дополнительным цвету источника. При красном освещении тень ощущается зрением голубой (при зеленом — пурпурной, при синем свете — желтой и аналогично при противоположных соотношениях). Участок Л, освещаемый белым светом, должен был быть белым, однако окружающая его площадь, освещенная красным светом, создает на нем иллюзию голубого цвета, основанную на явлении одновременного цветового контраста (152), характерную для зрения. Фотопленка воспринимает отраженные цвета иначе, цвет тени Л для пленки — белый. Действие цвета рефлексов. Окружающие объект съемки предметы под действием прямого излучения, в зависимости от спектральной характеристики окраски, отражают собственный цветной свет, называемый рефлексным (вторичным). Общий воздействующий на объект свет определяется суммой рефлексных и прямых излучений, изменяющих цвет объекта по способу аддитивного синтеза. Тень, брошенная солнцем на белую поверхность, не дает нам ощущения света, пока солнце действует в полной силе. Тень кажется черной или, если к ней примешивается встречный свет, ослабленной, полуосвещенной, серой.
Билет 16: иррадиация, определение, примеры
Иррадиация, явление кажущегося увеличения размеров белых (светлых) объектов на чёрном (тёмном) фоне (при сравнительно большой яркости белого объекта) или, наоборот, кажущееся уменьшение размеров чёрных объектов на белом фоне (см. рис.). В первом случае И. называется положительной, во втором — отрицательной. В результате И. чёрная тонкая нить или проволока, рассматриваемая на фоне яркого пламени, кажется прерванной в этом участке, яркий лунный серп в новолуние кажется имеющим больший поперечник, чем видимый одновременно с ним пепельно серый диск луны и т. п. Величина И. растет при увеличении яркости светлого фона или светлого объекта. И. обусловлена оптическими недостатками глаза (аберрацией — сферической и хроматической), дифракционными явлениями в глазу, а также несовершенной установкой глаза на рассматриваемые объекты.
Глазное яблоко Этот орган имеет почти правильную шарообразную форму и располагается в переднем отделе глазницы. Основная его часть прячется в глазнице, поэтому увидеть можно лишь роговицу и еще малую область рядом. Видимая часть глазного яблока состоит из передней камеры (рис. 1), где находится роговица, и задней камеры, которая расположена поблизости от выхода зрительного нерва.
Внутреннее ядро глазного яблока состоит из хрусталика, стекловидного тела и водянистой влаги. Оно окружено тремя оболочками: наружной, средней и внутренней. Три оболочки глаза и производные принято подразделять на светопреломляющий и аккомодационный аппарат (формируют оптическую систему глаза), а также рецепторный аппарат. Светопреломляющий аппарат глаза представляет собой сложную систему линз, формирующую на сетчатке уменьшенное и перевернутое изображение внешнего мира, и включает в себя роговицу, жидкости передней и задней камер глаза, хрусталик и стекловидное тело, позади которого находится сетчатка, воспринимающая свет. Аккомодационный аппарат включает в себя радужку с отверстием в центре (зрачок) и ресничное тело с ресничным пояском хрусталика. Он обеспечивает фокусировку изображения на сетчатке, а также приспособляемость глаза к интенсивности освещения. Рецепторный аппарат глаза представлен зрительной частью сетчатки, содержащей фоторецепторные клетки, а также тела и аксоны нейронов, образующих зрительный нерв.
Свет, попадая в глазное яблоко через роговицу, далее проходит сквозь жидкость передней камеры, хрусталик и стекловидное тело и, пройдя через сетчатку, начинает взаимодействовать с отростками светочувствительных клеток, где протекают фотохимические процессы, обеспечивающие цветовое зрение. Теперь о каждом из них подробнее. Хрусталик — эластичное двояковыпуклое тело диаметром приблизительно 8 мм. Этот зрительный орган плоской передней поверхностью прилегает к радужке, а задней, более выпуклой, — к стекловидному телу. Он состоит из прозрачных волокон, образующих кору и плотное ядро хрусталика, и не содержит нервов и сосудов. При помощи поясковых волокон хрусталик крепится к ресничной мышце. Благодаря тому что хрусталик эластичен и поэтому имеет способность изменять форму, это в большой степени и определяет работу глаза. Если, например, рассматриваемый объект находится вдали, ресничная мышца естественным образом растягивает хрусталик, что приводит к улучшению четкости изображения. Когда же объект расположен близко, мышца, наоборот, сжимает хрусталик, что также создает четкость видения. Весь этот процесс обеспечивает четкое различение предметов, расположенных на разных расстояниях от глаза, и иначе именуется в офтальмологии аккомодацией. Основная же задача хрусталика — пропускать через себя свет, завершать фокусировку на сетчатке и при необходимости регулировать фокус. Стекловидное тело — прилегает к сетчатке своей передней поверхностью, облегая хрусталик, и заполняет основную часть полости глазного яблока. Стекловидное тело состоит из прозрачной студенистой массы и тончайших волоконцев. Не содержит сосудов и нервов и окружено стекловидной перепонкой. Основная задача — участвовать в проходе света для образования оптической среды. Водянистая влага — заполняет заднюю камеру глазного яблока. Она вырабатывается сосудами радужной оболочки и ресничного тела, участвует в питании бессосудистых сред глаза, а ее обмен в значительной степени определяет величину внутриглазного давления. Задача водянистой влаги та же, что и у стекловидного тела, — образовывать оптическую среду. Средняя оболочка Ее еще называют сосудистая оболочка глазного яблока. Обеспечивает питание глаза и выведение продуктов обмена. Она богата кровеносными сосудами и пигментом. Состоит из собственно сосудистой оболочки, ресничного тела и радужки. Собственно сосудистая оболочка — расположена на внутренней поверхности склеры, там, где склера переходит в роговицу. Ее задача — обеспечивать фокусировку изображения на сетчатке, а также приспособляемость глаза к интенсивности. Ресничное тело — является продолжением сосудистой оболочки и состоит из ресничной мышцы (см. рис. 1), ресничного венчика, ресничного кружка, стромы ресничного тела, рыхлой соединительной ткани и кровеносных сосудов. Задача та же, что и собственно сосудистой оболочки. Радужная оболочка, или радужка, — является продолжением ресничного тела и просвечивает через роговицу. Пространство, отделяющее радужку от роговицы, и есть передняя камера глазного яблока, которая заполнена прозрачной жидкостью. За ней находится задняя камера глазного яблока, заполненная водянистой влагой, которая вырабатывается сосудами радужки и ресничного тела. Основная задача радужки — регулировать количество поступающего в глаза света, а также менять размер зрачка, центрального отверстия, через которое внутрь глаза идет свет.
Виды цветовых кругов Наиболее распространён восьмисекторный цветовой круг. Он включает 7 цветов радуги и пурпурный. Основными в этом круге считают три цвета — красный, жёлтый, синий, при смешении двух цветов в процентном содержании примерно 50/50 получаем — Зелёный, Оранжевый, Фиолетовый. Далее, пр
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 567; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.109 (0.023 с.) |