Билет 44: воздействие цвета в зависимости от структуры поверхности и материала



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 44: воздействие цвета в зависимости от структуры поверхности и материала



http://abc.vvsu.ru/Books/l_hud_kons/page0007.asp

Цвет как свойство формы
Цвет является важным информационным качеством предмета. Он более, чем другие признаки, эмоционально воздействует на человека. В костюме это имеет особенное значение, так как при довольно стандартных современных формах разнообразие достигается применением тканей с различным цветовым оформлением. Будучи одним из самых активных признаков объекта, цвет способствует выделению предмета из общей среды. Воздействие цвета на человека проявляется в 3-х аспектах: 1) физическом (оптическом); 2) физиологическом; 3) эмоционально-психологическом.
Физические основы восприятия оптических свойств материалов
Мы видим окружающие нас предметы, если на них падает свет от солнца или каких-либо других источников. Световой поток представляет собой видимую часть спектра электромагнитных излучений, имеющих длину волн от 400 до 760 нм. Излучения с длинами волн от 600 до 760 нм воспринимаются как красный цвет. При уменьшении длины световой волны постепенно меняется цветовой тон. Излучения с самыми короткими длинами волн (от 370 до 470 нм) имеют фиолетовый и синий цвета. Световой поток, падающий на текстильный материал, претерпевает ряд изменений: часть его отражается от поверхности волокон, а часть проходит через материал. Световой поток, проходящий через материал, изменяется и качественно, и количественно: часть его поглощается веществом волокна, часть диффузионно рассеивается, а часть выходит из него в виде направленного потока. Характер воздействия материала на световой поток выявляет его свойства: прозрачность, блеск, цвет. Непрозрачные предметы отражают большую часть света. Чем глаже поверхность, тем больше световых лучей она отражает. От зеркальных поверхностей луч отражается в одном направлении. Чем выше составляющая зеркального отражения, тем сильнее блеск материала. Шероховатые неровные поверхности тоже отражают световые лучи, но при этом свет рассеивается в разные стороны. Материалы, в которых волокна в нитях расположены параллельно, а нити имеют длинные прямолинейные участки (сатиновое, атласное переплетения в тканях, переплетения сукно, шарме в трикотажных полотнах), обеспечивают в значительной мере зеркальное отражение светового потока. Материалы, имеющие в своей структуре сильно изогнутые волокна и нити (текстурированные нити, пряжу аппаратного прядения, нити креповой крутки) и переплетения с большим количеством изгибов нитей, дают рассеянное отражение. В характере отражения светового потока текстильными материалами существует анизотропия: когда плоскость падения светового потока совпадает с продольным направлением волокон, преобладает зеркальное отражение, когда она совпадает с поперечным направлением волокон – рассеянное. Поэтому степень блеска текстильного материала определяется характером поверхности волокна и нитей и зависит от угла наблюдения, от расположения зеркально отражающих участков. Блеск может быть желательным или нежелательным явлением в зависимости от назначения материала. Цвет материала зависит от того, какие лучи его поверхность отражает. Предмет, который отражает все падающие на него лучи и при этом их рассеивает, дает ощущение белого цвета. Предмет, который поглощает все падающие на него лучи, дает ощущение черного цвета. Предмет, который отражает красные лучи, а все остальные поглощает, имеет красный цвет. Поглощающая способность волокон определяется химическим составом и молекулярным строением вещества волокон и красителя. Прозрачные материалы пропускают световой поток. Прозрачность материала определяется прозрачностью волокон и плотностью их расположения в структуре материала. В материалах разреженной структуры часть падающего светового потока проходит через промежутки между волокнами и нитями, не изменяясь качественно и количественно. Основы физической теории цвета были заложены И. Ньютоном, который первым попытался систематизировать мир цветов, открыв зависимость между преломлением света и цветом. Он полагал, что белый свет, который до него принимали за однородный, разлагается после преломления в призме на множество разнообразных световых волн. Ньютон указывал на существование семи основных цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового. Такое деление произвольно было принято Ньютоном по аналогии с семью тонами музыкальной гаммы. В действительности же человеческий глаз в спектре способен различать неизмеримо большее количество цветов (от 100 до 300 различных оттенков цветового тона, а если различать цвета еще и по степени насыщенности и яркости, то до нескольких десятков тысяч). Ньютон расположил в замкнутый круг цвета своего спектра и добавил недостающий пурпурный. Такое расположение цветов показало, что один цветовой тон постепенно переходит в другой. Кругообразное расположение цветов послужило основой для дальнейшей систематизации цветовых тонов. Особое место в учении о цвете занимают работы немецкого ученого В.Оствальда. Ему принадлежит целый ряд работ, среди которых несколько изданий цветового атласа и многочисленных цветовых шкал. Первый атлас содержал более 2500 образцов; полные насыщенные цвета составили сточленный цветовой круг. Более поздние издания включили в качестве основных 24 цвета, равноотстоящих в цветовом круге и расположенных так, что дополнительные цвета находились на противоположных участках. Вопросы упорядочения и систематизации цветов привлекали внимание различных специалистов: физиков, химиков, математиков, физиологов, психологов, биологов, искусствоведов, художников и философов. Все доступные человеческому глазу цвета принято разделять на две группы: ахроматические (бесцветные) – от белого, светло-се­рого и до черного; хроматические (цветные) – красные, оранжевые, желтые, зеленые, голубые, синие, фиолетовые, пурпурные со всеми переходами и оттенками. Ахроматические цвета обладают только одним свойством – светлотой. Это значит, что если у двух нейтральных цветов светлота одинакова, то они вообще друг от друга ничем не отличаются. Под серыми, или нейтральными, цветами понимают только такие, в которых совершенно отсутствует какой-либо цветной оттенок; так что всякий желтоватый, синеватый или зеленовато-серый цвет уже не будет ахроматическим в строгом смысле слова. Строго ахроматический серый цвет мы видим там, где на чистую белую поверхность падает более или менее густая тень. Нейтрально-серый цвет, таким образом, – это затененный белый или белый малой яркости. За единицу светлоты принят белый цвет; черный же цвет, поглощающий весь падающий свет и ничего не отражающий, имеет нулевую светлоту. Хроматические цвета (от греч. слова хромос – цвет) – спектральные цвета и пурпурные, которых в спектре нет. Хроматические цвета в их спектральной последовательности, включая и пурпурные, располагают по окружности, в результате чего получается цветовой круг. Специалисты легкой промышленности руководствуются в своей практической и научной деятельности цветовым кругом, в основу которого положены разработки В.М. Шугаева. Хроматические цвета обладают тремя свойствами: цветовым тоном, яркостью (или светлотой), насыщенностью. Когда мы одни цвета называем красными, другие синими или желтыми, мы имеем в виду то свойство хроматического цвета, которое называется цветовым тоном. Цветовых тонов существует в природе гораздо больше, чем названий для них. Светлота цвета означает различие внутри одного и того же монохромного цвета. Этот термин означает степень добавления к данному монохромному цвету белой или черной краски. Розовый – это разбавленный красный, голубой – разбавленный синий. Темные краски получают путем примешивания черной краски в чистый цвет. Примером этому может служить серо-синий (цвет полуночного неба). Некоторые цвета являются очень светлыми даже в чистом виде (например, желтый), а другие – в чистом виде более темные (например, пурпурный). Так, один и тот же предмет, если он освещен сильнее, кажется боле светлым, более ярким по цвету, чем когда он освещен слабо. Даже когда цвета различны по цветовому тону, мы их можем сравнивать по светлоте. Так, про желтый канареечный мы можем сказать, что он очень светлый по сравнению с зеленым цветом елок. Насыщенность – степень отличия хроматического цвета от ра­вносветлого ахроматического, интенсивность цвета. Ахроматические цвета не имеют насыщенности. Два цвета могут быть одинаковыми по названию (например, оба красные) и по светлоте (ни один из них не темнее и не светлее другого) и в то же время различаться по силе цвета: один может быть ярко-красным, а другой бледным, серовато-красным. У разных народов существуют различныеназвания цветов; у одних их меньше, у других больше. Так, у индусов известно 544 названия цветов, а у англичан – 50000. В лексиконе специалиста должны присутствовать образные, точные названия цветов. Зеленые: болотный, оливковый, хаки, изумрудный, фисташковый, цвет лишайника, морской волны. Оттенки коричневого: шоколадный, кофейный, ореховый, медовый, цвет луковой кожуры, пряностей, кремовый. Синий: бирюзовый, васильковый, ночная синева и много других. “Без названий нет знаний” – гласит поговорка. Беден язык дизайнера – плохо закрепляются в памяти оттенки цвета.

 

Билет 45: аккомодация, определение, примеры

Аккомода́ция (от лат. accommodatio — приспособление, приноровление) — приспособление органа либо организма в целом к изменению внешних условий.

Чаще всего термин применяется при описании изменений преломляющей силы оптической системы глаза для ясного восприятия объектов, расположенных на разном расстоянии.

Объём аккомодации описывает пределы возможности изменения преломляющей силы оптической системы глаза для восприятия объектов, расположенных на разном расстоянии.

У птиц и млекопитающих обеспечивается изменением кривизны хрусталика под действием цилиарной мышцы.

Однако наравне с общепринятой теорией Гельмгольца существуют и другие теории механизмов аккомодации. Например теория американского офтальмолога Бейтса объясняет аккомодацию сокращением глазодвигательных мышц, результатом чего является небольшое удлинение/сокращение длины глаза для попадания фокуса на сетчатку.

У человека посредством аккомодации обеспечивается точная подстройка в пределах 5 диоптрий. При чётком зрении на каждом конкретном расстоянии объём аккомодации делится на две части: израсходованную и оставшуюся в запасе (резерв).

Усталость может вызывать временное нарушение аккомодации.

Многие наркотики и отравляющие вещества обладают способностью вызывать нарушение аккомодации.

Понять, что такое аккомодация, может любой человек, если закроет глаза и слегка надавит пальцами на глазные яблоки. Через 1-2 минуты надо открыть глаза, и все вокруг будет как «в тумане». Это объясняется тем, что при нажатии пальцем на глазное яблоко происходит деформация мышцы хрусталика. Через 5-10 минут зрение восстанавливается.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.234.191.202 (0.013 с.)