Спрос и предложение. Ценовые и неценовые детерминанты спроса и предложения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Спрос и предложение. Ценовые и неценовые детерминанты спроса и предложения.



Спрос, а точнее платежеспособный спрос – это рыночное отношение, выражающее потребности покупателей товаров в пределах их платежных возможностей. В этом отношении играют существенную роль два фактора: структура потребительских предпочтений и структура распределения денежной массы между покупателями. Если бы эти две структуры могли совпасть, тогда рыночные цены всех товаров без каких-либо колебаний совпадали с их стоимостями, т.е. общественно необходимыми затратами труда. Однако в сколько-нибудь многочисленном обществе это практически невозможно, ввиду чего для рыночных цен на конкретные товары отклонение от их стоимостей – норма, а их совпадение – исключение. Неравновесие рыночных цен усугубляется тем, что не существует единого рынка, все рынки локализованы и относительно обособлены, так что даже при точном равенстве массы денег и товаров в обществе в целом, на одних конкретных рынках создается избыток денег, на других – их недостаток.В каждом конкретном акте купли-продажи товара его цена зависит от множества случайных факторов, включая такие, как осведомленность покупателя о ценах соседних продавцов, наличия у него денег, склонности к бережливости и даже просто настроения и взаимных симпатий продавца и покупателя. Но хотя рыночная цена это, как правило, цена не одной, а нескольких сделок купли-продажи, остается много неучтенных и трудно учитываемых факторов, различное сочетание которых заставляет рыночную цену колебаться подобно листьям на ветру.Факторы, нарушающие рыночное равновесие со стороны спроса, дополняются факторами неравновесия со стороны предложения. Предложение – это рыночное отношение, характеризующее намерение и возможности товаропроизводителей создать и доставить на рынок товары в определенном количестве. Сколько его товара при этом может быть продано, зависит, в конечном счете, от рыночного, т.е. платежеспособного спроса. Но сам платежеспособный спрос для товаропроизводителя – тайна за семью печатями. Практически он может ориентироваться только на рыночные цены товаров и пытаться предугадать их изменение к тому времени, когда товар может быть произведен и доставлен на рынок. Но для того, чтобы прогноз мог оправдаться с достаточной вероятностью, необходимо изучить многие закономерности поведения рыночных цен. Изучение и анализ этих цен составляет предмет того раздела экономической теории, который называется микроэкономикой. Закон спроса

Каждый человек после недолгого обдумывания может сказать, исходя из собственной практики, что снижение цены товара при неизменности всех прочих параметров ведет к возрастанию величины рыночного спроса. И, напротив, повышение цены уменьшает спрос. Эту обратную связь между ценой (Р) и величиной рыночного спроса (Q) экономисты называют законом спроса. На графике эта связь будет выглядеть в виде вогнутой кривой, называемой кривой спроса, хотя на практике она зачастую оказывается прямой Надо заметить, что графики кривой спроса, как и вообще все графики в экономической теории ровным счетом ничего не доказывают, как может показаться при чтении некоторых учебников западных авторов. Графики – лишь иллюстрации, призванные облегчить понимание теоретических положений, хотя на самом деле нередко затрудняют его.Например, приведенный график создает впечатление, что причиной увеличения индивидуального спроса при снижении цены товара является рыночный закон, закон спроса, тогда как на самом деле подлинной причиной его является производственный закон, а именно закон стоимости. Ведь деньги, которые покупатель платит за товар, есть лишь выражение стоимости его собственного товара. Если допустить, что всего два товаропроизводителя, работающих в одинаковом режиме, обмениваются ежедневно своими товарами, то яснее ясного, что, сколько бы товара они ни предъявили к обмену, они могут предложить друг другу лишь продукт своего дневного труда, т.е. равные стоимости. Так что закон спроса при ближайшем рассмотрении есть лишь внешнее выражение того, что по мере снижения общественно необходимых затрат труда на производство одного товара его стоимость уменьшается, а значит относительно растет меновая стоимость другого товара. Если этим "другим" товаром являются деньги, то при снижении стоимости обычных товаров, а тем самым и их цен, растет не потребительский спрос покупателя, а его платежеспособный спрос. Так что при более глубоком теоретическом анализе можно обнаружить, что кривая спроса выражает не только увеличение спроса покупателя, но также причину этого явления – повышение общественной производительности труда, обусловливающей уменьшение стоимости товара. Неценовые детерминанты спроса Кривая спроса изображает зависимость рыночного спроса на конкретный товар от его цены. Между тем, на динамику спроса воздействуют и другие факторы, называемые неценовыми детерминантами спроса, основными из которых являются следующие:1) вкусы, или предпочтения, потребителей;2) число потребителей на рынке;3) денежные доходы потребителей;4) цены на сопряженные товары;5) потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов.Прямая связь величины спроса с изменением предпочтений, числа и денежных доходов потребителей очевидна и не требует пояснений. Понятно также, что увеличение спроса на один товар под влиянием изменения вкусов покупателей при неизменном их доходе сопровождается обязательным уменьшением спроса на другие товары.Ожидания потребителей относительно возможности повышения цен в скором будущем побуждают их к покупке товаров немедленно в больших количествах, т.е. создают ажиотажный спрос, что в условиях свободных рыночных цен ведет к их действительному росту. Ожидание падения цен и снижения доходов, напротив, ведет к сокращению текущего спроса на товары. Закон предложения Зависимость объема продажи товара от рыночной цены менее очевидна, чем зависимость от нее величины спроса. На очень коротких промежутках времени резкое уменьшение цены может обусловить уменьшение продаж, но ее увеличение скорее всего не вызовет увеличения продаж, потому что прежде чем продать товар, его надо сначала произвести и доставить на рынок, что требует известного времени. Но если отвлечься от фактора времени и ограниченности ресурсов, то можно заключить, что рост цены товара на рынке, в конечном счете, вызывает рост его производства, а, следовательно, и предложения. Эта связь и называется в экономической теории законом предложения. Он просто показывает, что повышение цены товара стимулирует производителей к продаже большего количества своего продукта. Линия на графике, характеризующая зависимость величины Неценовые детерминанты предложения Помимо цены на величину предложения влияют следующие факторы, называемые неценовыми детерминантами.1. Цены на ресурсы. Цены на средства труда, сырье, материалы, рабочую силу прямым образом влияют на стоимость производства товара в денежном выражении, и значит, его цену. При наличии определенной суммы денег товаропроизводитель вынужден приобрести меньше ресурсов, поднявшихся в цене, а, следовательно, произвести меньше продукции. 2. Технология производства. Совершенствование технологии позволяет производить единицу продукции с меньшей затратой ресурсов. При неизменных рыночных ценах снижение затрат на единицу продукции ведет к увеличению прибыли от продажи товара. 3. Налоги и дотации. Налоги, непосредственно взимаемые с предприятия, повышают издержки производства его товаров, а следовательно и их цену. Косвенные налоги, включаемые в цены, отражают общественные издержки производства и тоже повышают цену товаров. Дотации, субсидии, трансферты, представляемые предприятию государством, понижают издержки предприятия и тем самым цену товара. 4. Число продавцов. Рост числа продавцов товара при условии, что объемы продаж прежним количеством продавцов не меняется, увеличивает предложение и уменьшает рыночную цену. 5. Цены на другие товары. Изменение рыночных цен на одни товары может заставить товаропроизводителей изменить производство других товаров, причем в обратном направлении. Это явление имеет место как во внутриотраслевом, так и межотраслевом масштабах. Так, повышение цен на зерно при полном использовании земельной площади ведет к уменьшению производства технических культур и наоборот. Точно также повышение цен на рыбные товары может вызвать перелив капитала в рыбную отрасль из мясной. 6. Ожидания изменения цен. Ожидания изменения цен на продукты в ту или другую сторону тоже могут повлиять на желание производителей поставлять продукт на рынок в настоящее время. Например, придержать зерно осенью, чтобы дороже продать зимой, или постараться сбыть запас товаров в ожидании снижения цен на него.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 499; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.88 (0.005 с.)