Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Факторы производства, субъекты и структура рыночной экономики.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Любое предприятие можно представить как производственную систему, в которой осуществляется трансформация факторов производства в готовый продукт (изделие или услугу). Факторы производства – это основные компоненты, используемые в процессе производства продукции, работ, услуг. Труд – это вклад в процессе производства, сделанный людьми в форме непосредственного расходования умственных и физических усилий. Земля – это ресурсы, используемые для выращивания сельскохозяйственной продукции, строительства домов, городов и поселков, железных дорог, предприятий и т. п. Капитал (средства труда), или «инвестиционный ресурс», – это деньги, вкладываемые в средства производства – здания, сооружения, производственное оборудование, инструменты, сырье, материалы и др. Предпринимательская активность и способность – свойства человека и реальное их проявление, заключающиеся в профессионализме, умении, мобильности, предприимчивости, инициативе. Предпринимательские способности – умение людей соединять все факторы производства для создания товаров или услуг с наибольшей эффективностью, принимать основные решения по ведению производственного процесса и идти на риск. Научно-технический прогресс в качестве непременного фактора производства выдвинул информацию, которая необходима и как условие работы системы машин и оборудования, включающей в свой состав управляющее устройство, и как предпосылку успешного готового продукта (услуги). Субъекты рыночной экономики Потребности выступают движущей силой экономики. Они претерпевают количественные и качественные изменения под влиянием внешних воздействий. Изменяясь, они рождают новые потребности под влиянием развития техники и людей. Носителями решений выступают хозяйствующие субъекты. К ним относятся все единицы экономики, которые принимают экономические решения. В реальной действительности хозяйствующие субъекты представлены отдельными лицами, несколькими лицами в виде оформленных образований (семья, домашние хозяйства, акционерные общества, банки и т.д.) и правительство. Таким образом, субъектами рыночной экономики являются: домохозяйства, предприятия, государство. Домохозяйства – это обобщающий образ потребительского сектора экономики. К ним относят всех потребителей, наемных работников, владельцев капитала, средств производства. Они самостоятельно принимают решения, стремятся к удовлетворению своих потребностей.Предприятия – это самостоятельные хозяйствующие субъекты, обладающие правом юридического лица и зарегистрированные в соответствии с существующим законодательством. В рыночной экономике предприятия приобретают права, обеспечивающие полную самостоятельность в пределах законодательных актов. Они полностью свободны в выборе направлений деятельности, самостоятельны в принятии решений и ориентации на достижение конечного успеха – получение прибыли. Предприятия самостоятельно выбирают поставщиков и покупателей, имеют право своими средствами участвовать в капитале других предприятий (предоставление кредита, приобретение акций и др.).Однако государство через свои службы (структуры) регулирует экономическую деятельность предприятий, отдельных предпринимателей: устанавливает налоговые ставки, минимальную оплату труда первого разряда, контролирует уровень цен и т.д. В мире выживают только те предприятия, которые соблюдают следующие правила: производить продукцию, нужную покупателю; удовлетворять их требования к качеству; снижать издержки производства, чтобы продавать продукцию по ценам ниже, чем у конкурентов, и обеспечивать получение прибыли; иметь доход, позволяющий развивать многогранную деятельность предприятия.Под государством понимают все правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть, осуществляющие государственное управление на разных уровнях. В случае необходимости они осуществляют контроль над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общенациональных целей. Все хозяйствующие субъекты взаимодействуют на различных рынках (продуктов и услуг, средств производства, финансов), образуя поток расходов и доходов. Домохозяйство, т.е. потребители, предлагают свой труд, капитал, предпринимательские способности предприятиям, которые в свою очередь предъявляют спрос на эти факторы производства. Оплата предприятием факторов производства выступает для него расходами, а для домохозяйств — доходами.Потребление в домашних хозяйствах показывает, какие потребности были удовлетворены. Выпуск продукции на предприятиях позволяет установить, какие ресурсы (средства) были увеличены. Самостоятельность домашних хозяйств и предприятий по принятию экономических решений относительно производства и потребления зависит от экономической системы, в которой они взаимодействуют.В действительности современная рыночная экономика есть система рынков. Рыночная экономика— сложная социально-экономическая система, состоящая из множества структурно организованных, взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Исследование структуры рыночной экономики облегчается выработкой основных критериев, в соответствии с которыми выделяются основные ее подсистемы. Целесообразно рассматривать структуру рыночной экономики исходя из следующих основных критериев: 1) экономическое назначение элементов; 2) территориальные границы и масштабы товарно-денежных потоков; 3) отрасли формирования купли-продажи; 4) тип конкуренции; 5) соотношение спроса и предложения; 6) характер продаж; 7) соответствие действующему законодательству; 8) степень зрелости рыночных отношений. По экономическому назначению объектов рыночных отношений в рыночном хозяйстве выделяются три относительно самостоятельных крупных сектора: I) рынок товаров и услуг, 2) рынок рабочей силы, 3) денежный рынок.Рынок товаров и услуг, в свою очередь, включает рынки: предметов потребления; услуг (производственного и непроизводственного назначения); средств производства (машин и оборудования, топлива, минерального сырья и т.п.); информации и научно-технических разработок; технологий и ноу-хау; проектных и подрядных работ; военной продукции и др.Рынок рабочей силы (рынок труда) включает биржи труда, систему переподготовки рабочей силы и др.Денежный рынок охватывает рынок денег (собственно денежный рынок), финансовый рынок (ссудный, инвестиций, ценных бумаг, страховой) и валютный рынок.По территориальным границам и масштабам товарно-денежных потоков различают рынки: местный (в пределах микрорайона, города, села), региональный; национальный (внутренний) и мировой (внешний).В отраслевом аспекте рыночное хозяйство предстает как совокупность нефтяного, автомобильного, компьютерного, зернового и других рынков.По типу конкуренции наряду с рынком свободной (совершенной) конкуренции, где все продавцы и покупатели имеют равные права и возможности, выделяют рынок несовершенной конкуренции, который подразделяется на рынки чистой монополии, олигополии и монополистической конкуренции.По соотношению спроса и предложения различают рынок покупателя и рынок продавца.Рынок покупателя — ситуация на рынке, когда предложение производителей и продавцов товаров и услуг превышает спрос потребителей-покупателей на них по существующим ценам, в результате чего цены падают.Рынок продавца — ситуация на рынке, когда продавцы имеют преимущество, поскольку потребности покупателей приобретать что-либо по предложенным ценам превышают возможности продавцов по насыщению рынка, т.е. спрос превышает предложение. По характеру продаж рынки делятся на оптовые и розничные.В правовом аспекте (по соответствию или несоответствию действующему законодательству) рынки классифицируются на легальные (официальные) и нелегальные (теневые).По степени зрелости рыночных отношений различают развитой рынок и неразвитой (формирующийся) рынок.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 426; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.32.7 (0.011 с.) |