Понятие и назначение микроэкономики. Субъекты микроэкономики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и назначение микроэкономики. Субъекты микроэкономики.



Понятие и назначение микроэкономики. Субъекты микроэкономики.

МЭ-самостоятельный раздел эконом.теории. Сформировалась в последней трети 19 века.

МЭ изучает рациональность поведения хозяйствующих субъектов по поводу использования ограниченных ресурсов. Субъектами МЭ являются элементарные, т.е. неделимые хозяйствующие субъекты, кот. самостоятельно отвечают на 3 вопроса(что,как, зачем). Рациональность поведения означает, что все субъекты стремятся к получению максимальной выгоды или минимизации затрат.

МЭ рассматривает поведение хоз.субъектов только в условиях рынка.

Хоз.субъекты-лица, которые самостоятельно организуют свою деятельность и несут полный риск экономической ответственности за ее результаты.

Хоз.субъекты: продавцы, дом.хоз-ва, покупатели, фирмы, гос-во.

Дом.хоз-ва-группы лиц, кот. имеет совокупный доход и сообща принимает решения о расходах(семья).

Фирма-любое предприятие, цель кот. получение прибыли(гос-ная, частная).

Гос-во-оптимизирует и удерживает деятельность дом.хоз-в и фирм.

Кроме того осуществляется хоз.деятельность при производстве общественных благ.

Все субъекты МЭ выступают в роли продавцов и покупателей, но никто не может на долгое время стать лишь продавцом или покупателем.

Цель МЭ обеспечить эк.равновесие, т.е. баланс между разными рынками. Для этого МЭ изучает отношение продавцов и покупателей, поведение на конкурентных рынках, ценообразование, а также факторы, кот. воздействуют на потребительский выбор.

-МЭ изучает факты прошлого, на основе чего способна предвидеть будущее;

-помогает избежать негативных последствий от принятия политических решений, т.к. способна учесть действие закона непредвиденных последствий, т.к. эк. страны-это совокупность всех МЭ субъектов, МЭ считают фундаментом всей нац.экономики.

 

 

Метод предельных величин в микроэкономике.

Метод любой науки-это совокупность приемов и способов познания своего предмета.

Метод МЭ базируется на общефилософском методе, общенаучном приеме, диалектике познания.

Общенаучный метод-сравнения, анализ, синтез, индукция, дедукция и др.

Специфические приемы отличают МЭ от др.наук:

1.предельный подход. В основе лежит система предельных величин, кот. показывает насколько изменился результативный показатель из-за того, что причина этого изменения изменилась на единицу.

2.равновесный подход.

3.экономико-математическое моделирование, т.е. формирование математических взаимосвязей, кот. позволяет спрогнозировать изменения одного показателя вследствие изменения другого.

 

 

Понятие эк.равновесия. Равновесный подход в исследовании эк.явлений.

Эк.равновесие-это понятие анализа прогнозов на будущее, кот. характеризует совпадение планов покупателей относительно объемов покупок с планами продавцов относительно объемов продаж. Продавцы и покупатели на всех рынках являются экономически независимыми, суверенными субъектами, поэтому в реальной жизни их планы могут совпасть лишь случайным образом. При несовпадении планов наступает ситуация неравновесия, выход из которой связан с корректировкой планов продавцов и покупателей, стремящихся к улучшению своего эк.положения.

Равновесный подход означает, что МЭ изучает состояние относительной стабильности системы, т.е. когда отсутствуют внутренние тенденции к изменению такого состояния. Если при незначительном изменении внешних условий эк.положение изменяется существенно, такое равновесие называется неустойчивым. Если же при внешних изменениях в самой системе имеются силы, кот. возобновляют в системе прежнее положение, то такое равновесие является устойчивым.

 

Проблема эк.выбора.

Проблема выбора возникает тогда, когда существует:

1.проблема выбора;

2.необходимость выбора.

Эк.субъекты могут совершать или не совершать определенные действия, но они должны самостоятельно выбрать, какое именно действие будут совершать. При этом различные варианты решений могут быть взаимоисключающими, т.е. альтернативными. Проблема выбора всегда связана с определением соответствующей потребности. Потребности всегда безграничны. Их удовлетворение в одном периоде приводит к возобновлению и возрастанию в другом. Ограниченность ресурсов приводит к тому, что в каждый момент времени не все потребности и не в полной мере могут быть удовлетворены. Различают:

- абсолютную ограниченность, т.е. их недостаточность для полного удовлетворения потребностей;

- относительную ограниченность, т.е. их неодинаковую пригодность для производства различных благ.

Проблема выбора в МЭ-это поиск максимальной выгоды от использования ограниченных ресурсов.

 

 

Понятие полезности. Виды полезности.

Полезность-это мера удовлетворения от потребления.

Различают:

-общая полезность(TU)

-предельная полезность (MU)

TU-совокупное удовлетворение от всего объема потребляемых благ. С ростом потребления TU растет.

MU-приращение общей полезности от дополнительной единицы потребляемого блага. С ростом потребления MU снижается.

1-ый закон Госсена: - с ростом потребления общая полезность растет, однако, темпы роста замедляются. Это объясняется тем, что по мере насыщения потребности предельная полезность уменьшается.

 

Аксиомы поведения потребителей.

Поведение потребителей характеризуется общими чертами, кот. следует учитывать в ходе прогнозирования спроса:

1.Свобода выбора потребителя. Означает потребление без принуждения, в результате с одной стороны формируется структура потребления конкретных дом.хоз-в, с другой стороны покупатели своим выбором влияют на фирмы и определяют структуру всей нац.экономики.

2.Упорядоченность предпочтений. Означает, что в сознании потребителей существует своя шкала ценностей, кот. позволяет ему признавать одни блага лучше или хуже других.

3.Рациональность поведения. Означает стремление к максимальной полезности.

4.Ограниченность дохода.

5.Ненасыщаемость потребления. Означает, что рационально мыслящий потребитель никогда не откажется от большего блага в пользу меньшего.

 

Содержание и общая хар-ка кардиналистской теории полезности.

Поведение потребителя рассматривается с позиций предельной и общей полезности. Теория:

-основана на возможности количественной оценки полезности, за единицу полезности принят 1 ютил.;

-утверждает, что максимизация полезности зависит лишь от количества потребляемого блага, а сами полезности отдельных товаров являются независимыми.

Слабое звено кардинализма: потребитель не может с точностью сказать, сколько единиц полезности он получил от того или иного набора.

 

Условие равновесия по-кардиналистски.

Для максимизации полезности в соответствии с кардиналистской теорией пользуются вторым законом Госсена: распределение денежного дохода потребителя должно осуществляться т.о., чтобы последняя денежная единица, затраченная на приобретение каждого блага, приносила одинаковую предельную полезность. При условии полного расходования дохода предельные полезности в расчете на один затраченный доллар (рубль) должны быть равны:

MUa / Pa = MU b / Pb

 

Содержание и общая хар-ка ординалистской теории полезности.

Она основана на утверждении, что создать точный количественный измеритель полезности невозможно. Основная идея:

-потребитель не дает количественную оценку полезности, а на основе своей субъективной оценки решает, что данный набор предпочтительнее остальных;

-в процессе потребления многие товары взаимосвязаны, т.е. являются взаимодополняемыми или взаимозаменяемыми. Потребитель может сравнивать их по критерию предпочтения или безразличия; но он не может сказать, сколько единиц полезности получил от блага;

- полезность рассматривается от всего набора потребляемых благ и оценивается: 1) важностью блага; 2) степенью редкости блага; 3) степенью насыщения потребности в благе.

 

Эффект дохода.

Рост спроса может быть вызван ростом реальных доходов покупателей, т.е. возрастанием количества доступных ему благ при определенном доходе и сложившемся уровне цен. Если цена падает, реальный доход потребителя возрастает. Т.к.ему становится доступным больший объем благ. С падением цен на какое-либо благо покупатель может выбрать прежний набор благ, а высвобожденную сумму денег тратить на покупку другого нормального блага. Рост спроса на товар с фиксированной ценой, который вызван ростом реального дохода покупателя, называется эффектом дохода.

 

Эффект замещения.

Обычно потребитель делает выбор между различными наборами благ, руководствуясь своими возможностями и предпочтениями. Предположим, что потребитель выбрал наилучший набор. В случае роста цен на один товар, входящий в набор, покупатель будет стремиться заменить подорожавший товар. При этом товар с неизменной ценой будет в глазах покупателя выглядеть подешевевшим. Согласно закону спроса снижение цен вызовет рост спроса на этот товар, который подешевевшим является лишь относительно подорожавшего товара. Та часть прироста спроса на товар, которая вызвана подорожанием другого товара, называется эффектом замещения, который вызван исключительно поведением покупателя, стремящего заменить дорогие блага более дешевыми.

 

Типология эк.благ Энгеля.

Все товары можно разделить на три группы:

-качественные-такие товары, спрос на которые растет по мере роста дохода;

-некачественные (антиблага, инфериорные)-товары, спрос на которые снижается по мере роста доходов. На самом деле они могут быть вполне качественными, но с т.зр. потребителя являются товарами с более низким качеством, чем он себе может позволить. Н-р, с ростом дохода потребитель может отказаться от автомобиля ВАЗ в пользу ФОРД, от одежды местной швейной фабрики в пользу одежды, выпускаемой под известным брендом.

- нейтральные-спрос на эти товары никак не реагирует на изменение спроса. Обычно они или занимают ничтожный удельный вес в расходах потребителя (соль, спички, йод) или является товаром жизнеобеспечения, от которого невозможно отказаться (н-р, инсулин). Кривая «доход-потребление» для нормальных (полноценных) товаров имеет положительный наклон, т.к. с увеличением дохода увеличивается их потребление.

Оценка качества товара зависит только от субъективного к нему отношения потребителя. При переходе от одной группы потребителей к другой оценка одного и того же блага меняется.

 

Признаки и виды олигополии.

Олигополия-тип рынка несовершенной к-ции, кот. доминирует крайне небольшое число фирм.

Признаки:

1)малое число продавцов

2)очень большие барьеры для вступления в отрасль

3)продукт может быть диф-ным и недиф-ным

4)фирмы взаимосвязаны по объему продаж рынком сбыта и ценообразованием

5)любое решение фирмы принимается с учетом ответной реакции конкурента

6)фирмы могут быть как прайстэйкерами, так и прайсмэйкерами

7)покупатели на цену не влияют

8)преимущественно использование ценовой к-ции

9)фирмы диф-ся по размеру

Виды олигополии:

1.по степени диф-ния продукции:

а)однородная

б)диф-ная

2.по совокупной рыночной доле:

а)плотная

б)неплотная

3.по характеру взаимодействия:

а)последовательная игра

б)одновременная игра

4.по степени взаимозависимости олигополистов:

а)некооперативная

б)кооперативная

 

Содержание теоремы Коуза – Стиглера и ее значение для регулирования внешних эффектов.

Рональд Коуз-американский экономист, лауреат Нобелевской премии 1991 г..

Причина внешних эффектов-отсутствие установленных прав собственности на ресурсы.

Право на совершение определенных действий является фактором производства и должно приносить владельцу прибыль. Отсутствие закрепленных прав собственности позволяет использовать его бесплатно. При установлении прав собственности ресурс получает стоимостную оценку и используется уже в качестве платного фактора производства. В результате частные издержки растут до уровня общественных. Нейтрализация внешнего эффекта происходит без государственного вмешательства.

Следовательно, проблема ВЭ решается посредством четкого распределения и спецификации прав собственности.

 

Квазиобщественные блага.

Квазиобщественные- это смешанные ОБ, потребление которых считается желательным из политических или социальных целей общества: здравоохранение, образование, культура и т.п. Они легко поддаются рыночному ценообразованию. Но из-за позитивного эффекта для общества это является нежелательным. Правительство берет на себя затраты по их производству(ущерб здоровью нации, снижение общего уровня грамотности).

Формирование рынка КОБ связано с проблемой гос-ого патернализма, т.е. заботы гос-ва о населении.

Проблема заключается в том, что потребление КОБ связано с экспансией гос-ва в рын. экономику, основано на авторитетных действиях политиков.

Проблема любого гос-ва определить границу вмешательства в личную жизнь.

 

Причины фиаско государства.

Фиаско государства-это случаи неэффективного распределения и использования общественных ресурсов государством. Причины:

1)ограниченность и информации для принятия решений: принимаемые правительством решения не всегда основываются на точных и полных данных; 2)асимметричность информации дает преимущества тем, кто ею владеет в большей степени; 3)отрицательные эффекты лоббизма и логроллинга; 4)сознательное уклонение части общества от участия в голосовании. 5)ограниченный контроль над бюрократией: государственный аппарат-сложная многоуровневая структура; решения верхнего уровня не всегда точно и вовремя выполняются на нижних; 6)ограниченный контроль над ответной реакцией частного сектора: любое решение относительно частного сектора может привести к противоположному результату; 7)растянутость во времени процессов принятия решений: актуальные сегодня мероприятия могут потерять свою важность завтра. Временные лаги-разрыв между осознанием проблемы, выбором инструментов решения и воплощением принятой программы. Внутренний лаг-время от возникновения проблемы до выработки мер ее решения. Внешний лаг-время от принятия правительственной программы до момента, когда объект государственного регулирования начинает изменяться вследствие принятых мер.

 

Причины фиаско рынка.

Фиаско рынка-это такая рыночная ситуация, при которой равновесие на рынке не является эффективным по Парето.

Причины:

-внешние эффекты;

-общественные блага;

-недостаточная к-ция;

-гиперинфляция.

 

Понятие банкротства фирмы.

банкротство фирмы-признанная уполномоченным государственным органом неспособность должника (гражданина либо организации) удовлетворить в полном объёме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных государственных платежей.

 

Понятие и назначение микроэкономики. Субъекты микроэкономики.

МЭ-самостоятельный раздел эконом.теории. Сформировалась в последней трети 19 века.

МЭ изучает рациональность поведения хозяйствующих субъектов по поводу использования ограниченных ресурсов. Субъектами МЭ являются элементарные, т.е. неделимые хозяйствующие субъекты, кот. самостоятельно отвечают на 3 вопроса(что,как, зачем). Рациональность поведения означает, что все субъекты стремятся к получению максимальной выгоды или минимизации затрат.

МЭ рассматривает поведение хоз.субъектов только в условиях рынка.

Хоз.субъекты-лица, которые самостоятельно организуют свою деятельность и несут полный риск экономической ответственности за ее результаты.

Хоз.субъекты: продавцы, дом.хоз-ва, покупатели, фирмы, гос-во.

Дом.хоз-ва-группы лиц, кот. имеет совокупный доход и сообща принимает решения о расходах(семья).

Фирма-любое предприятие, цель кот. получение прибыли(гос-ная, частная).

Гос-во-оптимизирует и удерживает деятельность дом.хоз-в и фирм.

Кроме того осуществляется хоз.деятельность при производстве общественных благ.

Все субъекты МЭ выступают в роли продавцов и покупателей, но никто не может на долгое время стать лишь продавцом или покупателем.

Цель МЭ обеспечить эк.равновесие, т.е. баланс между разными рынками. Для этого МЭ изучает отношение продавцов и покупателей, поведение на конкурентных рынках, ценообразование, а также факторы, кот. воздействуют на потребительский выбор.

-МЭ изучает факты прошлого, на основе чего способна предвидеть будущее;

-помогает избежать негативных последствий от принятия политических решений, т.к. способна учесть действие закона непредвиденных последствий, т.к. эк. страны-это совокупность всех МЭ субъектов, МЭ считают фундаментом всей нац.экономики.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.231.109.23 (0.06 с.)