Кривая безразличия: порядок построения и свойства. Карта кривых безразличия. Предельная норма замещения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кривая безразличия: порядок построения и свойства. Карта кривых безразличия. Предельная норма замещения.



КБ – линия равная полезности. Каждая точка кривой безразличия соответствует наборам благ с одинаковой полезностью для конкретного потребителя. Совокупность кривых безразличия одного потребителя в одной координатной плоскости образует карту безразличия. Свойства кривых безразличия:

1. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон: для сохранения полезности при уменьшении потребления первого товара надо увеличить потребление второго товара.

2. Чем дальше от начала координат стоит кривая, тем больший уровень полезности она характеризует. Следовательно, КБ, находящаяся правее и выше является более предпочтительной.

3. Две кривые безразличия не могут пересекаться, поскольку один и тот же набор товаров не может характеризоваться двумя разными уровнями полезности.

4. КБ имеют вогнутую форму из-за убывающего характера предельной нормы замещения товаров.

Чтобы остаться на прежнем уровне полезности, уменьшение одного блага компенсируется увеличением другого.

Предельная норма замещения MRS-это кол-во одного блага, от кот. потребитель отказывается ради дополнительной единицы другого, оставаясь при этом на уровне неизменной полезности.

По мере увеличения потребления одного блага, предельная норма замещения убывает.

MRS=-∆Y/∆X

 

 

Бюджетные ограничения. Бюджетная линия: экономический смысл, правило построения, назначение.

БЮДЖЕТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ:

1) различные наборы товаров, которые могут быть куплены при данном размере дохода по средним рыночным ценам;

2) в теории потребления - точка на кривой бюджетного ограничения конкретного человека, лежащая одновременно на самой высокой из кривых безразличия, представляющая собой точку максимизации полезности;

3) финансовые ограничения на расходование денежных средств из бюджета, выражающиеся в форме предельно допустимых расходов. Финансовые ограничения обусловлены наличием ограниченного количества денежных средств в бюджете государства, региона, предприятия, семьи. Наиболее часто термин «бюджетное ограничение» используется в теории потребления и означает, что денежные расходы экономического агента на все приобретаемые им товары не могут превышать его денежного дохода, т. е. выходить за пределы бюджетной линии, называемой иначе линией цен или линией возможностей потребления. Линия бюджетного ограничения-это прямая, точки которой показывают наборы благ, при которых имеющийся доход реализуется полностью. При положительной предельной полезности благ потребитель всегда выбирает набор, изображаемый одной их точек этой линии, иначе оставалась бы неизрасходованной часть денег, на которые можно было бы купить дополнительные товары, повысив свое благосостояние. Линия бюджетного ограничения может быть и более сложной: составной, ломаной, выпуклой - в зависимости от условий, определяющих возможность потребителя покупать данный товар. Например, ломаная бюджетная линия возникает, если в бюджетное ограничение включается такое условие, как ограничение не только по денежным ресурсам, но и по времени.

Экономический смысл наклона бюджетной линии состоит в том, что дополнительное количество товара У, которое потребитель может купить, жертвуя единицей товара Х, зависит от соотношения цен на данные товары.

Рх / Ру.

Для построения бюджетной линии необходимо иметь уравнение этой линии.

I = Px *X + Py * Y.

 

Влияние цен на потребление. Изменение положения БЛ из-за изменения цен.

Любое изменение цены блага приводит к смещению БЛ. Если предположить, что цены на оба блага изменились одновременно, однонаправлено и пропорционально, то на графике это будет означать параллельный сдвиг БЛ: при росте цен БЛ переместится в БЛ1, при снижении-в БЛ2.

Однако в жизни такое изменение цен хотя и возможно, но происходит достаточно редко (н-р, введение единого налога с продаж). При изменении цены на один товар набора (н-р, Х) БЛ сместится именно потому, что изменится максимальное количество этого блага, доступного потребителю по новой цене: с ростом цен-БЛ в БЛ1, при снижении-в БЛ2. Аналогичные смещения БЛ происходят и при изменении цены на товар У. При этом считают, что доход остался фиксированным.

 

Доход и потребление. Изменение положения БЛ из-за изменения дохода потребителя.

Всякое изменение дохода потребителя приводит к изменению положения БЛ, т.к. БЛ строится по точкам максимально возможного приобретения двух благ объемом потребления благ (Х мах = доход/цена х). На графике это показывается как ее параллельный сдвиг. Уменьшение дохода перемещает бюджетную линию к началу координат (БЛ1), что означает снижение доступной для потребителя полезности. Возрастание дохода соответственно отодвигает БЛ от начала координат (вправо) и означает, что потребителю доступны наборы благ с большей полезностью (БЛ2). Эти сдвиги предполагают, что цены остаются фиксированными, т.е действует правило «при прочих равных условиях».

 

Эффект дохода.

Рост спроса может быть вызван ростом реальных доходов покупателей, т.е. возрастанием количества доступных ему благ при определенном доходе и сложившемся уровне цен. Если цена падает, реальный доход потребителя возрастает. Т.к.ему становится доступным больший объем благ. С падением цен на какое-либо благо покупатель может выбрать прежний набор благ, а высвобожденную сумму денег тратить на покупку другого нормального блага. Рост спроса на товар с фиксированной ценой, который вызван ростом реального дохода покупателя, называется эффектом дохода.

 

Эффект замещения.

Обычно потребитель делает выбор между различными наборами благ, руководствуясь своими возможностями и предпочтениями. Предположим, что потребитель выбрал наилучший набор. В случае роста цен на один товар, входящий в набор, покупатель будет стремиться заменить подорожавший товар. При этом товар с неизменной ценой будет в глазах покупателя выглядеть подешевевшим. Согласно закону спроса снижение цен вызовет рост спроса на этот товар, который подешевевшим является лишь относительно подорожавшего товара. Та часть прироста спроса на товар, которая вызвана подорожанием другого товара, называется эффектом замещения, который вызван исключительно поведением покупателя, стремящего заменить дорогие блага более дешевыми.

 

Типология эк.благ Энгеля.

Все товары можно разделить на три группы:

-качественные-такие товары, спрос на которые растет по мере роста дохода;

-некачественные (антиблага, инфериорные)-товары, спрос на которые снижается по мере роста доходов. На самом деле они могут быть вполне качественными, но с т.зр. потребителя являются товарами с более низким качеством, чем он себе может позволить. Н-р, с ростом дохода потребитель может отказаться от автомобиля ВАЗ в пользу ФОРД, от одежды местной швейной фабрики в пользу одежды, выпускаемой под известным брендом.

- нейтральные-спрос на эти товары никак не реагирует на изменение спроса. Обычно они или занимают ничтожный удельный вес в расходах потребителя (соль, спички, йод) или является товаром жизнеобеспечения, от которого невозможно отказаться (н-р, инсулин). Кривая «доход-потребление» для нормальных (полноценных) товаров имеет положительный наклон, т.к. с увеличением дохода увеличивается их потребление.

Оценка качества товара зависит только от субъективного к нему отношения потребителя. При переходе от одной группы потребителей к другой оценка одного и того же блага меняется.

 

Понятие конкуренции, виды и методы конкуренции.

К-ция-форма столкновения интересов фирм по поводу расширения рынков сбыта, источников ресурсов, дешевых кредитов, льготных условий, прибыли. В целом, к-ция-это необходимое условие существования свободного рынка.

Виды:

-внутриотраслевая;

-межотраслевая;

-предметная;

-функциональная.

Методы ведения к-ции:

1.ценовые;

2.неценовые;

3.добросовестные;

4.недобросовестные.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.007 с.)