Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Хактеристика финансов некоммерческих организаций.

Поиск

 

Учреждения и организации, осуществляющие некоммерческую деятельность (т. е. не ставящие целью своей деятельности извлечение прибыли), оказывают разнообразные услуги, в том числе социального характера, управленческие, по охране общественного порядка, обороне страны и т. д. В условиях рыночной экономики учреждения и организации, осуществляющие некоммерческую деятельность, перешли на новые условия хозяйствования, что привело к значительному расширению состава их финансовых источников. Под финансовыми ресурсами учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность, понимаются денежные средства, мобилизуемые ими из различных источников на осуществление и расширение своей деятельности. Источники формирования финансовых ресурсов формируются в зависимости от вида и характера оказываемых услуг. Услуги могут предоставляться потребителям на платной, бесплатной или смешанной основе.

Источники формирования финансовых ресурсов учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность: 1) бюджетные средства, выделяемые на основе установленных нормативов; 2) денежные средства, поступающие за предоставленные платные услуги; 3) выручка от сдачи в аренду помещений, сооружений, оборудования; 4)добровольные взносы и безвозмездно передаваемые учреждениям и организациям материальные ценности; 5) прочие денежные поступления.

Учреждения и организации, осуществляющие некоммерческую деятельность, имеющие самостоятельный баланс и расчетный счет, могут привлекать кратко– и долгосрочные кредиты для своей деятельности.

Мобилизация и использование финансовых ресурсов в некоммерческих учреждениях и организациях осуществляются на основе сметного финансирования и самофинансирования. Функционирование некоммерческих учреждений и организаций на началах самоокупаемости и самофинансирования означает полное возмещение затрат за счет выручки от предоставления платных услуг. Формирование и использование их финансовых ресурсов отражается в финансовом плане по соответствующим статьям доходов и расходов.

На некоммерческих началах функционируют общественные объединения: творческие союзы, общественные организации, благотворительные фонды, ассоциации и др. В силу добровольности создания общественных объединений основным источником их финансовых ресурсов являются вступительные и членские взносы. Использование общественными объединениями бюджетных средств, формируемых на основе обязательных платежей налогоплательщиков, является недопустимым.

Финансовые ресурсы в некоммерческих учреждениях и организациях используются: 1)для покрытия текущих затрат, в том числе для расчетов со сторонними организациями и уплаты процентов за кредит; 2)для формирования фондов экономического стимулирования.

К фондам экономического стимулирования относятся: 1) фонд производственного и социального развития; 2) фонд материального поощрения (фонд оплаты труда); 3) фонд валютных отчислений. Источниками формирования фондов экономического стимулирования являются: 1)совокупный доход учреждения; 2)специфические поступления. Для составления смет используются контрольные цифры, экономические нормативы и государственный заказ.

 

 

15. Финансовый контроль, его формы, виды и методы.

Финансовый контроль представляет собой форму реализации контрольной функции финансов – часть финансового управления, включающая в себя систему методов, органов и мероприятий по проверке законности, целесообразности и результативности образования, распределения и использования фондов денежных средств.

Различают следующие виды контроля:

1. Бюджетный контроль – это проведение комплексных ревизий и тематических проверок с целью контроля поступлений и целевого использования средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов. Проводится органами Федерального казначейства, которые призваны осуществлять государственную бюджетную политику, управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль поступления, целевого и экономного использования государственных средств.

2. Налоговый контроль – это система контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей. Осуществлением налогового контроля занимаются налоговые органы в лице городских и районных налоговых инспекций, которые осуществляют непосредственный налоговый контроль и ведут учет налогоплательщиков. При проведении налогового контроля проверяются любые денежные документы у юридических и физических лиц; налогоплательщики обязаны предъявлять необходимые справки и сведения (за исключением составляющих коммерческую тайну); обследуются производственные, складские и торговые помещения.

3. Внутрифирменный финансовый контроль осуществляется экономическими службами самого предприятия, фирмы, корпорации – бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента и др. – за финансовой деятельностью своего предприятия, его филиалов и дочерних структур. Службы внутреннего контроля постоянно следят за эффективностью и целесообразностью расходования денежных средств (собственных, заемных, привлеченных), проводят анализ и сопоставление фактических финансовых результатов с прогнозируемыми, финансовую оценку результатов инвестиционных проектов, контролируют финансовое состояние предприятия.

4. Аудиторский контроль – это деятельность по установлению достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.

Формы и методы

1. Обследование – изучение широкого спектра финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

2. Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Департамента страхового надзора Минфина России – за страховыми фирмами. Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.

3. Анализ финансового состояния как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

4. Наблюдение (мониторинг) – постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности могут привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

5. Ревизия или проверка – наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности. Виды ревизии:

• полные и частичные; • комплексные и тематические; • плановые и внеплановые.

16. Органы управления финансами и их функции.

Органы управления финансами и их функции. 1) Минфин РФ: подготавливает предложения и реализует меры по совершенствованию бюджетной системы РФ, развитию бюджетного федерализма и механизма внебюджетных отношений с субъектами РФ; участвует в разработке прогнозов социально-экономического развития на долго-, средне- и краткосрочную перспективы; участвует в подготовке предложений по основным направлениям денежно-кредитной, инвестиционной, налоговой политики; разрабатывает проекты федерального бюджета, исполняет фед. бюджет; проводит с участием ЦБ РФ гос. политику в области эмиссии и размещения гос. ц.б.; подготавливает предложения по формированию и использованию средств гос. внебюджетных фондов и целевых бюджетных фондов и др. 2) Министерство по налогам и сборам РФ: проводит непосредственно и организует работу гос. налоговых инспекций (ГНИ) по осуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства; разрабатывает формы налоговых расчетов, отчетов, деклараций и др. налоговых документов; производит в министерствах и ведомствах, на предприятиях проверки ден. документов, регистров бух. учета, отчетов, планов, смет и др. документов; осуществляет контроль за состоянием инспекторской работы НИ в субъектах РФ; координирует работу по взаимодействию с органами гос. Власти и управления всех уровней и др. 3) Учреждения ЦБ РФ: Принимают и зачисляют средства, поступающие в доходы бюджетов; распределяют в установленных размерах доходы между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов, производит отчисления от поступлений по налогам и другим доходам в местный бюджет; выдают средства бюджетов в пределах сумм, имеющихся на счетах этих бюджетов; ведут учёт доходов и расходов федерального бюджета и бюджета субъектов РФ и представляют в установленные сроки отчёты о кассовом исполнении этих бюджетов в вышестоящем учреждениям ЦБ и фин.органам, ведут учёт средств местных бюджетов; производят расчётное кассовое обслуживание учреждений и организаций, состоящих на федеральных, субфедеральных и местных бюджетах; осуществляют контроль при выдаче бюджетных и внебюджетных средств. 4) Министерство гос. имущества РФ: координирует деятельность соответствующих фед. органов в области управления и распоряжения фед. собственностью; организует и контролирует реализацию программы приватизации; организует учет фед. имущества и ведение его реестра; создает комиссии по приватизации фед. имущества; осуществляет преобразование гос. унитарных предприятий в ОАО; разрабатывает и издает в пределах своей компетенции предусмотренные законом, программой приватизации нормативные правовые акты, регулирующие процесс приватизации гос. имущества и др. 5) Счетная палата РФ: организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей фед. бюджета и гос. Внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; оценка обоснованности доходных и расходных статей бюджетов; контроль за законностью и своевременностью движения средств фед. бюджета и средств внебюджетных фондов в ЦБ РФ; регулярное представление Совету Федерации и Гос. Думе информации о ходе исполнения фед. бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий и др. 6) Федеральное казначейство РФ: организация бюджетного и фин. исполнения фед. бюджета и гос. внебюджетных фондов, исходя из принципа единства кассы; ведение сводного реестра распорядителей средств фед. бюджета, гос. внебюджетных фондов и фед. внебюджетных средств; управление доходами и расходами фед. бюджета; организация и ведение операций по счету гос. казны; управление и обслуживание гос. внутреннего и внешнего дога совместно с ЦБ РФ; организация осуществления взаимных расчетов между фед. бюджетом и бюджетами субъектов РФ и др.

17.Финансовая политика государства, ее содержание.

Финансовая политика - совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых отношений (финансов). Финансовая политика предполагает установление целей и средств достижения поставленных целей. Финансовая политика — совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

Содержание финансовой политики:

Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач.

Создание адекватного финансового механизма.

Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основа финансовой политики — стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.

 

18.Финансовое планирование и прогнозирование.

Финансовое планирование – подсисте–ма внутрифирменного планирования. Объек–ты финансового планирования:

1) финансовые ресурсы – это денежные до–ходы и поступления, находящиеся в распоря–жении коммерческой организации и предназначенные для осуществления затрат по расширенному воспроизводству, экономическому стимулированию, выполнению обя–зательств перед государством, финансированию прочих расходов;

2) финансовые отношения – денежные отношения, возникающие в процессе расши–ренного воспроизводства;

3) стоимостные пропорции – пропорции, которые формируются при распределении финансовых ресурсов. Данные пропорции должны быть экономически обоснованными, поскольку влияют на эффективность деятель–ности коммерческой организации;

4) финансовый план предприятия – до–кумент, отражающий объем поступления и расходования денежных средств, фиксирую–щий баланс доходов и направлений расходов предприятия, включая платежи в бюджет на планируемый период.

Цели финансового планирования ком–мерческой организации зависят от выбранных критериев принятия финансовых решений, к ко–торым относятся максимизация продаж; макси–мизация прибыли; максимизация собственности владельцев компании и т.д.

Основные задачи финансового планиро–вания – обеспечение финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной, финансо–вой деятельности предприятия; определение пу–тей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования; вы–явление внутрихозяйственных резервов увели–чения прибыли; установление рациональных фи–нансовых отношений с бюджетом, банками, контрагентами; соблюдение интересов инвесто–ров; контроль за финансовым состоянием пред–приятия.

Значение финансового планирования заключается в том, что оно воплощает вырабо–танные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей; обеспечивает финан–совыми ресурсами заложенные в производственном плане экономические пропорции раз–вития; предоставляет возможность определить жизнеспособность (эффективность) проекта предприятия в условиях конкуренции; служит ба–зой для оценки инвестиционной привлекательно–сти для инвесторов.

Основными задачами финансового прогнозирования являются выявление объектив–но складывающихся тенденций хозяйствования; анализ потенциала фирмы; выявление альтер–натив развития; определение проблем, требую–щих решения в прогнозный период.

В условиях изменяющейся внешней среды финансовое прогнозирование может быть све–дено к расчету вариабельного значения прибыли в зависимости от меняющихся значений ряда па–раметров, таких как объем производства, состав и структура затрат по различным направлениям деятельности хозяйствующего субъекта и др.


«Деньги, кредит, банки»

Сущность и свойства денег.

Деньги – это товар, который выступает в роли всеобщего эквивалента. Сущность денег проявляется в их функциях. Деньги выполняют самые разнообразные функции: экономические, политические (полномочный представитель государства), идеологические (герб, девиз), информационную. Экономические функции подразделяются на: мера стоимости, средство обращения, средство накопления, средство платежа, мировые деньги. Мера стоимости– средство выражения товарных цен. Товар А = х гр. денежного материала. Т.о. цена товара зависит от свойств самого товара и цены денежного материала. Цена одного и тоже отвара может иметь многообразное выражение в различных денежных знаках. В процессе установления цен при металлическом денежном обращении возникает возможность закрепления за некоторым количеством металла своеобразного денежного эталона. Эталон путём деления или умножения на определённые части развёртывается в масштаб цен. Сейчас масштаб цен устанавливается государством. Путём уменьшения весового содержания монет можно извлекать прибыль. Средство обращения. Т-Д-Т. Обмен распадается на 2 самостоятельных акта: продажа товара (Т-Д); покупка товара (Д-Т). Товарное обращение – обращение товаров по средствам денег. Деньги – это лишь посредник.. Для удобства обмена появляются монеты (от древнеримской богини Юноны Монеты). Монета – слиток из денежного металла единой формы, фиксированного веса и определённого достоинства. Деньгам нужна защита от подделки – например гарантия государства. Средство накопления. Т-Д. Деньги – это залог, дающий право приобретать товары в будущем. Деньги, имеющие внутреннюю стоимость, являются сокровищем. Накопление – это страховой запас и возможность сделать дорогостоящую покупку. Функцию накопления выполняют как реальные деньги, так и их представители – бумажные и иные виды денег. С расширением этой функции и снятием количественных ограничений накопления (записи на счетах позволяют делать сколь угодно большие накопления) всё становится предметом купли-продажи. Средство платежа. Д->Д. Платёж – движение денег независимо от движения товаров. Т.е. трансферт денег. Обмен товарами может иметь временной лаг. Тогда продавец становится кредитором, а покупатель – должником. Деньги становятся средством платежа. Деньги в социальных трансфертах выполняют ту же функцию. Мировые деньги (МД). Деньги, обслуживающие МЭО, называются валютой. Есть национальная и иностранная валюта. МД функционируют в качестве: интернациональное средство платежа; средство учёта торгового и платёжного баланса страны; всеобщее покупательное средство; глобальное общественное богатство. СКВ – свободно конвертируемая валюта. Валюта страны А конвертируется в СКВ, которая в свою очередь конвертируется в Валюты страны Б, которые аналогично конвертируются в Товары. Валютный курс – это характеристика МД, представляющая собой количественную пропорцию обмена национальной валюты на валюту другой страны. Импортируемая инфляция – возможна при существовании МД. Нефть (и др. стратегические ресурсы), доллары – МД. Свойства денег: а) Д являются всеобщим эквивалентом товаров и услуг;

Д – товар особого рода, кот. имеет внутреннюю стоимость и через этот товар измеряются стоимости других товаров.Какими свойствами должен обладать товар, чтобы быть признанным деньгами? – Он должен иметь всеобщее признание; должен быть делим, удобен для транспортировки и пригоден для хранения, не теряя при этом своей стоимости; кроме того, этому товару должна быть обеспечена надежность против подделки;б) деньги, как и любая другая экономическая категория, выражают определенные производственные отношения, которые могут быть кредитными, финансовыми, расчетными.в) всеобщая непосредственная обмениваемость на все другие товары, т.е. все товары находят своего конечного потребителя, участвуя в обращении;г) золотое содержание денег. В настоящее время, находящиеся в обращении деньги, не разменны на золото. При этом следует различать золотое содержание и золотое обеспечение денег. Золотое содержание – или масштаб цен – весовое содержание золота в денежной единице, представленное идеально. Золотое обеспечение – требует реальных золотых запасов. Золотое содержание национальных валют менялось неоднократно, затем было отменено. Золотое обеспечение есть во всех странах мира, что необходимо для поддержания стабильности валюты в стране;

д) кредитный характер денег: деньги выпускаются в процессе кредитной эмиссии и являются обязательствами Центрального банка.

2.Необходимость и предпосылки появления и применения денег. Формы и виды и денег. Эволюция форм и видов денег. Упоминания о деньгах, изображения денег встречаются во всех памятниках культуры, начиная с древнейших времен. У разных народов деньгами служили раковины, скот, камни, меха, люди и другие, подчас самые неожиданные экзотические предметы. Деньги сегодня предстают как в виде чувственно осязаемых монет и банкнот, так и в виде конфиденциальной информации, скрытой на пластиковых карточках. Аристотель – величайший мыслитель древности – науку о богатстве делил на две науки, в которые включал искусство накопления денег. Первоначально даже в экономической науке характеристики денег как многогранного общественного явления носили не столько научный, сколько описательный характер. При значительном разнообразии теоретических и практических ответов на вопрос, что такое деньги, все сходятся в одном: деньги чрезвычайно облегчают обмен товаров и платежи в обществе, основанном на разделении труда. Появление денег в таких условиях – общественная необходимость. Чаще всего происхождение денег объясняется объективными причинами. К ним относятся: экономический рост; разделение общественного труда; выделение особого товара, наиболее приспособленного к роли посредника при совершении обменных операций. Данное объяснение составляет суть эволюционной концепции происхождения денег. Однако все события конкретной истории общества, в том числе и денежного обращения, обусловлены не только объективными обстоятельствами хозяйственной жизни, но и конкретными действиями людей, правительств. В ряде случаев субъективные моменты занимают доминирующее положение в исследовании, все внимание акцентируется на них. Тогда деньги рассматриваются как продукт соглашения между людьми. Это дает повод для выделения особой рационалистической концепции денег, объясняющей их происхождение. Она возникла еще в древности. По природно-функционалъному признаку выделяют три основных вида денег, отражающих их историческую эволюцию: товарные деньги; полноценные деньг; неразменные деньги. В рамках каждого вида выделяют формы денег (их внешнее представление или оформление). В основе эволюции форм лежит поиск более совершенных и удобных платежных инструментов, в том числе обеспечивающих достижение экономии на трансакци-онных издержках. Функции денег выполняли различные полезные ископаемые и металлы, орудия труда из них (камни, соль, янтарь и т.п.).Денежная форма стоимости появилась в III тысячелетии до н.э. в виде медных и серебряных денег. ВСчитают, что монеты впервые появились в Древней Греции. Развитие промышленности к XV в. позволило увеличить добычу полезных ископаемых, в первую очередь серебра и золота. Лицевая сторона монеты получила название аверс, оборотная сторона — реверс, а боковая (ребро) — гурт.Сначала монеты были лишь одной из разновидностей металлических всеобщих эквивалентов. Появление золотой чеканки означало новый этап в истории денежного обращения Европы.Впоследствии слиткам драгоценных металлов стали придавать определенную стандартную форму и ставить на них соответствующий штамп. Тем самым деньги получили монетную форму и номинал стоимости. Чеканка монет приносила доход. Разность между номиналом монеты и рыночной стоимостью денежного металла, затраченного на ее изготовление, получила название эмиссионного дохода, или сенъоража.Выпуск древнерусских монет (с изображением Христа) был приурочен к крещению Руси. Ученые-историки считают, что основной денежной единицей Древней Руси была гривна кун. Далее слиток стал первым рублем — новгородская гривна или полугривна (разрубленная пополам гривна). Предполагают, что рубль (возможно, от слова «рубить») появился при делении серебряных платежных слитков (XIII в.).Начало чеканки русской серебряной монеты для массового денежного обращения относится ко 2-й половине XIV в.; расчетный (счетный) рубль (слиток стандартного веса и формы) стал соответствовать фиксированному количеству монет, которые постепенно снижались в весе. В конце XIV в. монеты чеканили многие удельные княжества и на Руси появилось множество разнообразных по весу и оформлению монет.В начале XVI в. в результате централизации денежного дела на Руси остались монетные дворы в Новгороде, Пскове, Москве и Твери. Москва и Тверь «били» московскую денгу («московку»), вес которой составлял 0,4 г, а также полуденгу (около 0,2 г). В начале 30-х гг. XVI в. монеты начали обрезать, чтобы привести старые монеты к весовой норме. 1534 г. была проведена первая денежная реформа и в стране впервые появились единые общегосударственные денежные знаки, была создана денежная система.Переходной формой считают банкноты (долговые обязательства банков), выпуск которых полностью или частично обеспечен запасами денежного металла.Основные формы неразменных денег — наличные купюры и монеты, эмитируемые центральным (эмиссионным) банком; депозиты в системе коммерческих банков; электронные безналичные средства.Наличные купюры и монеты — средства платежей. По экономической сути они являются долговым обязательством государства, а депозитные и электронные деньги — долговым обязательством эмитента.Современные наличные деньги особые, они неразменны на денежный металл. В составе наличных денег преобладают бумажные купюры (95—97%), оставшаяся часть приходится на монетыПосле появления банков в X в. для упрощения расчетов для монет из драгоценных металлов появляется новый вид заменителей — бумажные деньги. Бумажные денежные знаки бывают двух видов: государственные, выпускаемые казначейством (казначейские билеты), и банковские билеты или банкноты, выпускаемые банками (bank notes).Казначейские билеты принято называть просто бумажными деньгами в отличие от банкнот, которые по своей природе являются кредитными деньгами. Их выпуск ограничивался количеством полноценных денег (количеством золотых денег), необходимых для обращения в данный период.Кредитные деньги возникают как средство платежа, развитие которого происходит на основе капиталистического кредита. Они имеют вид кредит-векселя, банкноты. Банкнота — это вексель банка. Банкнота является бессрочным обязательством эмиссионного банка, подлежащим раньше обмену на золото по предъявлению. При учете векселей банк выпускал в обращение банкноты, один вид кредитных денег заменялся другим. При оплате векселей банкноты возвращались обратно в банк.В XVI—XVII вв. появились безналичные расчеты, а также новая форма кредитных денег — чек как письменный приказ владельца счета банку перевести владельцу чека определенную сумму денег.С прекращением размена банкнот на золото механизм банковской эмиссии претерпел значительные изменения, вместе с тем изменилась и природа банкнот. Наряду с коммерческими векселями в качестве законного обеспечения банкнот стали использоваться облигации госзаймов и казначейские векселя.В XX в. практически все денежное обращение свелось к обращению бумажных и недрагоценных заменителей денег (за исключением отдельных операций с драгоценными металлами в межгосударственных отношениях).С прекращением размена кредитных денег на золото и их обесценением официальный масштаб цен утратил свой экономический смысл. В результате валютной реформы капиталистического мира 1976-1978 гг. (на основе Ямайского соглашения) официальная цена золота и золотое содержание денежных единиц были отменены. По существу, масштаб проявляется при соизмерении стоимостей товаров посредством цены.В XX в. стала сокращаться сфера использования наличных денег, в платежном обороте стали преобладать безналичные расчеты и депозитные деньги. Это связано с развитием банковской системы и организацией безналичных расчетов. В настоящее время депозитные деньги выпускаются в обращение путем открытия текущих (трансакционных) банковских счетов. А развитие электронных платежных систем привело к появлению электронных денег.

 

3.Понятие денежной массы, денежных агрегатов и денежной базы. Структура денежной массы. Особенности структуры денежной массы современной России. Под денежной массо й понимается денежное предложение, или совокупность общепринятых средств платежа в экономике, или сумма наличных и безналичных денежных средств в обращении. Структура денежной массы определяется соотношением между денежными агрегатами. Под денежными агрегатами понимают совокупность активов, выполняющие функции денег, обладающих одинаковой ликвидностью. Структура денежной массы строится по принципу убывающей ликвидности денежных агрегатов, вход в нее агрегатов.Под ликвидным понимается такой актив, который может быть использован как средство обращения и платежа или обращен в средство обращения и платежа и имеет фиксированную номинальную стоимость. Структура денежной массы в России:М0 - наличные деньги в обращении, не включая средства в резервных фондах РКЦ ЦБ РФ. Особенность М0 - очень высокий удельный вес в структуре денежной массы (до 40%); не наблюдается тенденция к сокращению. Денежная база (резервные деньги) - наиболее ликвидные активы по классификации ЦБ: Наличные деньги, в том числе в кассах коммерческих банков, Средства коммерческих банков на корреспондентских счетах в ЦБ, Средства коммерческих банков в фонде обязательного резерва ЦБ, Средства на депозитах в ЦБ М1 = М0 + средства на расчетных, текущих счетах, счетах до востребования. В М1 к ликвидным наличным деньгам добавляются деньги безналичного оборота, владелец которых может их использовать в любой момент. М2 - основной денежный агрегат, который используется для анализа состояния денежно-кредитной сферы; показывает уровень монетизации экономики. М2 = М1 + срочные вклады до 1 года. Особенность: незначительное отличие от М1 в связи с низким удельным весом срочных вкладов. Широкие деньги = средства на валютных счетах + М2 + иностранная валюта на руках населения. М3 = М2 + срочные вклады более 1 года + депозиты и сберегательные сертификаты + государственные ценные бумаги. В странах с развитой экономикой: М0 - наличные деньги (1-5% - удельный вес) М1 = М0 + средства на трансакционных счетах + средства на счетах до востребования, не приносящие %. Владельцы этих счетов имеют право на электронные чековые переводы. М2 = М1 + мелкие срочные вклады + ценные бумаги по однодневным операциям РЕПО. РЕПО - операция по купле (продаже) ценных бумаг с целью продажи (купли) на следующий день по определенному курсу. М3 = М2 + крупные срочные вклады + ценные бумаги по операциям РЕПО более 1 дня. L = М3 + казначейские ценные бумаги. Денежный агрегат - это часть денежной массы, представляющая определенную совокупность денежных активов, сгрупированных по уровню ликвидности. М0 - наличные или узкие деньги. М1 = М0 + счета до востребования. М2 = М1 + счета в иностранной валюте + иностранные банковские депозиты. М3 = М2 + квазиденьги (векселя и чеки). М4 = М3 + ЦБ. М5 = М4 + вся иностранная валюта. Компоненты денежной массы позволяют устранять или определять уровень монетизации экономики. Уровень монетизации = М2 / ВВП (для РФ = 14-15%, а в развитых странах - около 50%). Денежная база (в узком смысле) включает наличные деньги в обращении вне Центрального банка РФ и обязательные резервы кредитных организаций по привлеченным средствам в национальной валюте. В широком смысле денежная база включает наличные деньги в обращении вне Центрального банка РФ. обязательные резервы кредитных организаций по привлеченным средствам в национальной и иностранной валютах, средства кредитных организаций на корреспондентских и депозитных счетах в Банке России, обязательства его по обратному выкупу ценных бумаг и облигациям Банка России, а также средства резервирования по валютным операциям, внесенные в Банк России. Денежная база = М0 + денежные средства в обязательных резервах (в ЦБ РФ) + денежные средства коммерческих банков на корреспондентских счетах ЦБ РФ. Формула Фишера. Чем больше в стране денег, тем выше цены на товары - эту истину утверждали еще на заре развития капитализма основоположники количественной теории денег Ш. Монтескье, Д. Локк, Д. Юм. Их учение развил и дополнил американский экономист Ирвинг Фишер (1867-1947). Он предложил математическую формулу, которой пользуются сегодня большинство западных экономистов. Выглядит эта формула так: MV = PQ M - денежная масса, V - скорость обращения денег, P - уровень товарных цен, Q - количество обращающихся товаров.В соответствии с этой формулой уровень цен определяется по формуле P = MV/Q, то есть произведением массы денежных знаков на скорость их обращения, деленными на количество товаров. А количество денег в обращении (объем денежной массы) - это M = PQ / V. На основании этой формулы Фишер сделал вывод, что стоимость денег обратно пропорциональна их количеству. Формула Фишера позволяет при первом приближении объяснить феномен инфляции (с точки зрения нарушений в сфере бумажно-денежного обращения). Инфляция - это обесценивание денег, сопровождаемое ростом товарных цен.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 436; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.134.161 (0.014 с.)