Предпринимательство как фактор производства. Его эволюция и особенности развития в современной Российской экономике. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предпринимательство как фактор производства. Его эволюция и особенности развития в современной Российской экономике.



Предпринимательство — инициатив­ная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица. Предприниматель может осуще­ствлять любые виды хозяйственной деятельности, не запре­щенные законом, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную, консультационную и иную деятельность, а также операции с ценными бумагами".Экономические отношения в прежней командной экономике не оставляли места для предпринимательской деятельности. В течение десятилетий люди в нашей стране, имеющие склонность к деловой активности, не считались предпринимателями. В настоящее время предприниматели России работают в условиях дополнительного риска и неопределенности. Этому способствуют сокращение объемов производства, произошедшее вследствие кризиса в экономике и разрыва хозяйственных связей в 90-е годы; незавершенность формирования банковской системы, бирж; несовершенство законодательных актов; высокий уровень инфляции и т. д. Преобладающими мотивами предпринимательства в современных российских условиях являются; стремление к сверхприбыльному обогащению через использование неконтролируемой текущей ситуации; желание уйти от зависимости со стороны государственных структур, получить свободу действий и независимость существования; стремление реализовать свой потенциал; стремление повысить свой социальный статус; вынужденность и т. д. В нашей стране медленно, а нередко и бессистемно формируется законодательная база предпринимательства. Это особенно относится к несовершенству налоговой системы. Свободе хозяйственной деятельности, договоров и объединений зачастую противостоит монополизм, который нельзя отменить только волевым решением. Товарно-денежный обмен сильно затруднен несовершенством финансово-кредитных отношений, а также высокими темпами инфляции. Одной из характерных особенностей России является тесное переплетение частного и государственного капитала, заметна роль государственного предпринимательства. Одновременно наблюдается сильная зависимость частных предпринимателей от многочисленных чиновников, имеющих большие возможности для контроля над деятельностью частного бизнеса, часто небескорыстно. Нельзя не учитывать и того, что немалая часть предпринимателей находится под прямым контролем криминальных структур. Рэкет стал почти неотъемлемой частью российского предпринимательства конца XX - начала XXI века. Распространение в предпринимательской среде нелегальной деятельности, недостаточная действенность правовой базы способствовали привлекательности для криминала в предпринимательстве. Очевидно, что одной из насущных задач в современной российской экономике является формирование слоя цивилизованных предпринимателей, создание условий для добросовестного предпринимательства, уменьшения влияния теневой экономики. Все большее число предпринимателей начинают отдавать предпочтение вложению капитала в реальный сектор, в сферу производства материальных благ. Это также нацеливает российское предпринимательство на цивилизованные формы развития.

 

15. Трансакционные издержки: сущность, виды, значение. Факторы снижения трансакционных издержек в рыночной экономике.

Трансакционные издержки - это издержки (денежные и неденежные), появляющиеся при принятии управленческих решений о реализации товаров (информационных затрат по поводу рынков сбыта, покупателях, поставщиках, конкурентах, ценах реализации, затрат по рекламе, по заключению договоров и т.п.).К ним относятся затраты на сбор информации о ценах, предпочтениях потребителей и намерениях конкурентов; на ведение переговоров, заключения и юридического обеспечения сделок.Классификация трансакций восходит к американскому экономисту английского происхождения Дж. Коммонсу:1) Трансакция сделки – служит для осуществленияфактического отчуждения и присвоения прав собственности и свобод, и при ееосуществлении необходимо обоюдное согласие сторон, основанное на экономическоминтересе каждой из них.2) Трансакция управления – в ней ключевым являетсяотношение управления подчинения, которое предполагает такое взаимодействиемежду людьми, когда право принимать решения принадлежит только одной стороне.3) Трансакция рационирования – при ней сохраняетсяасимметричность правового положения сторон, но место управляющей сторонызанимает коллективный орган, выполняющий функцию спецификации прав. Ктрансакциям рационирования можно отнести: составление бюджета компании советомдиректоров, федерального бюджета правительством и утвержде-ние органомпредставительной власти, решение арбитражного суда по поводу спора,возникающего между действующими субъектами, посредством которого распределяетсябогатство. В трансакции рационирования отсутствует управление.Через такую трансакцию осуществляется наделение богатством того или иногоэкономического агента.В развитой рыночной экономике имеют место факторы, снижающие издержки взаимодействия субъектов. Можно выделить семь основных факторов:1) Благоприятное «правовое поле». Это правовая структура, которая отвечает следующим требованиям:* продуманность (с точки зрения создаваемых правовой системой стимулов);* всеохватность;* низкий уровень коррупции и бюрократизации;* наличие централизованного (государственного) механизма обеспечения правопорядка, в том числе механизма разрешения конфликтов и принуждения к соблюдению договоренностей;2) Законопослушность субъектов экономики, в частности - признание чужих прав собственности. Данное качество не только снижает издержки контроля и принуждения со стороны государства, но и позволяет снизить риск оппортунистического поведения контрагентов;3) Высокий уровень доверия в обществе. Доверие в мире трансакционных затрат выступает в качестве важнейшего и очень эффективного компонента, позволяющего снизить общий уровень «трения». К сожалению, доверие невозможно искусственно воспроизвести - это продукт длительной эволюции. Однако государство в состоянии ускорить этот процесс, способствуя формированию благоприятного «правового поля»;4) Макроэкономическая и политическая стабильность. Данный фактор снижает присущий экономической системе уровень неопределенности, что облегчает долгосрочное планирование и снижает риск инвестиций;5) Оптимальное налоговое бремя. Чрезмерный налоговый пресс порождает уклонение от налогов и связанные с этим трансакционные издержки;6) Развитость информационной инфраструктуры экономики. Этот параметр напрямую воздействует на издержки поиска информации;7) Неформальные правила, обычаи и традиции. Иногда традиции, укорененные в обществе, могут снижать «трение» в экономике.

Часть мировой экономики не обладает столь мощным иммунитетом по отношению к «трению», что неизбежно отражается на количестве и емкости рынков.

 


Вопросы по дисциплине "Налоги и налогообложение" к билетам междисциплинарного экзамена для студентов 6 курса 1 образования на 2012/2013 год

 

1. Природа и функции налога.

Налоги - древнейший институт человеческой цивилизации, необходимый атрибут государства. Поэтому история налогообложения неразрывно связана с зарождением и развитием государственности.

В соответствии со статьей 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Природа налога состоит в его признаках: обязательность (статья 57 Конституции РФ "Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы"), индивидуальная безвозмездность, денежная форма налога, отчуждение имущества, цель взимания налога.

Различают 3 функции налогов: фискальную, регулирующую и контрольную.

Фискальная функция налогов - основная, изначально характерная для любых налоговых систем. Сущность этой функции заключается в том, что с помощью налогов образуются денежные фонды, необходимые для осуществления государством своих собственных функций. Фискальная функция налогов приводит к тому, что государство активно вмешивается в экономические отношения хозяйствующих субъектов. Это вмешательство предопределяет следующую функцию налогов - регулирующую функцию. Суть этой функции заключается в том, что налоги как эффективный инструмент перераспределительных процессов оказывают огромное влияние на производство, стимулируя или сдерживая его рост, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Государство с помощью налогообложения решает ряд экономических и социальных проблем общества. Внутри регулирующей функции можно выделить стимулирующую, дестимулирующую подфункции и подфункцию воспроизводственного назначения.

Стимулирующая подфункция заключается в том, что государство посредством установления более благоприятного налогового режима для той или иной группы налогоплательщиков содействует развитию той деятельности, которой эти налогоплательщики занимаются. Стимулирующая подфункция реализуется через систему различных льгот или иных преференций, предусмотренных для определенной категории налогоплательщиков. В отдельных главах части второй Налогового кодекса РФ дан перечень налоговых льгот, которые используются в российской налоговой системе для реализации стимулирующей функции налогов. Льготы могут предоставляться путем изменения объекта налогообложения, уменьшения налогооблагаемой базы, понижения налоговой ставки и т.п. Таким образом, государство обладает довольно широкими возможностями по стимулированию тех или иных действий налогоплательщиков с помощью налогового механизма.

В противовес стимулирующей подфункции налоги имеют еще и дестимулирующую подфункцию. Эта подфункция проявляется в том, что государство, будучи заинтересованным в ограничении деятельности тех или иных категорий налогоплательщиков, устанавливает для них более тяжелое налоговое бремя, чем для обычных налогоплательщиков. Так, например, государство заинтересовано в ограничении игорного бизнеса, поэтому налоговые ставки на доходы игорных заведений установлены в абсолютных суммах на достаточно высоком уровне.

Третьей является подфункция воспроизводственного назначения. Сущность этой подфункции заключается в том, что государство, взимая налог с налогоплательщиков, направляет полученные средства на воспроизводство тех объектов материального мира, которые были задействованы в процессе производственной или иной деятельности налогоплательщика. Ярким примером реализации подфункции воспроизводственного назначения налогов может послужить установление водного налога, взимаемого с водопользователей и направляемого на воспроизводство водных ресурсов страны.

Таким образом, реализуя экономическую функцию налогов, государство имеет возможность активно вмешиваться в организацию хозяйственной жизни страны, используя при этом не административные, а регулирующие налоговые методы.

Контрольная функция устанавливая особые специфические правила и нормы государство в лице ФНС контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов в бюджетную систему государства.

Механизм этой функции проявляется, с одной стороны, в проверке эффективности хозяйствования и, с другой стороны, в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства. В условиях острой конкуренции, свойственной рыночной экономике, налоги становятся одним из важнейших инструментов независимого контроля за эффективностью финансово-хозяйственной деятельности.

При прочих равных условиях из конкурентной борьбы выбывает в первую очередь тот, кто не способен рассчитаться с государством.

Учет всех функций налогов только в совокупности может обеспечить успешную налоговую политику, сделает налоги эффективным механизмом воздействия на экономику страны.

 

Принципы налогообложения.

Эффективность налоговой системы обеспечивается соблюдением определенных критериев, требований и принципов налогообложения. В основе построения большинства действующих налоговых систем лежат идеи А. Смита, сформулированные в его труде "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776 г.) в виде четырех основных принципов налогообложения:

- принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;

- принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;

- принцип удобства - налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;

- принцип экономии, который подразумевает сокращение издержек взимания налогов.

Принципы построения налоговой системы в РФ сформулированы в части I НК РФ, 3 статья которого устанавливает основные начала законодательства о налогах и сборах:

- каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога,

- налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев,

- не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала,

- налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными,

- не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций,

- ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов и сборов, не предусмотренные им либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ,

- при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить,

- все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.208.168.232 (0.037 с.)