Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Техническое оснащение и техника безопасности при проведении полевых практик и выездов с учащимися

Поиск

Общие правила техники безопасности регламентируют­ся ведомственными приказами и инструкциями, в частно­сти, инструкцией Московского комитета образования №81 от 19.03.93 г. "Об организации и проведении туристских мероприятий с учащимися и воспитанниками образователь­ных учреждений г. Москвы" и письмом Санэпидемслужбы г. Москвы от 01.04.95. Тем не менее, мы сочли необходи­мым включить в данное пособие более подробные прави­ла, учитывающие многие реальные ситуации, возникающие при проведении практик.

Любая поездка с детьми — это дополнительный риск, связанный с опасностями для жизни и здоровья. Риск этот должен быть сведен к минимуму. Это возможно при хо­рошей подготовке группы, умелой организации практики и четком выполнении правил техники безопасности всеми ее участниками. Поэтому в данный раздел включены не­которые сведения о технической подготовке группы к про­ведению практики (в том числе — гидробиологической) в полевых условиях.

В то же время ясно, что правилами все случаи жизни не охватишь (в частности, в данной инструкции не отражены особенности проведения полевых практик в зимнее время). Во многом безопасность группы зависит от здравого смы­сла ее участников и руководителей, от их готовности не потерять голову в сложной непредвиденной ситуации.

Образец инструкции

По правилам техники безопасности для руководителей практики

(инструкция для учеников представляет собой сокращенный вариант)

Общие положения

1. Действие данной инструкции относится ко всем прак­тикам и выездам, проводимых вне в рамках деятельности учреждения вне населенного пункта, где оно расположено.

При проведении занятий со школьниками на практиках в помещениях действуют те же инструкции, что и при про­ведении занятий в учебных кабинетах.

2. Состав участников практик и выездов, сроки и место их проведения, ответственные за проведение оформляются приказом. Любые изменения, возникшие позднее, согласу­ются с администрацией и при необходимости оформляются как дополнения к приказу.

3. Школьники в вопросах техники безопасности беспре­кословно выполняют указания преподавателей.

4. Взрослые участники практики в вопросах техники безопасности следуют указаниям руководителя практики, ответственного за жизнь и здоровье детей, который дей­ствует на основании настоящей инструкции.

5. На практике запрещено употребление спиртных на­питков (в том числе пива) и иных наркотических средств. Школьникам в период практики запрещается курить.

6. Участники практики до ее начала должны быть озна­комлены с данной инструкцией ответственным за жизнь и здоровье детей под расписку.

За нарушения данной инструкции участники практики могут быть удалены с практики и/или отстранены от даль­нейшего участия в практиках распоряжением (приказом) по учреждению.

7. Руководитель практики обязан иметь при себе следу­ющие документы:

• приказ о проведении практики, заверенный печатью учреждения;

• командировочное удостоверение и документ, удосто­веряющий личность (паспорт);

• списки участников с адресами и телефонами (3 экз., заверенные печатью);

• оригиналы или копии страховых полисов учащихся;

• справки от врача, разрешающие участие учащихся в выезде;

• сведения о прививке школьников от столбняка, полу­ченные от школьного врача;

• инструкции по технике безопасности и правилам ока­зания первой помощи с подписями участников о про­хождении инструктажа;

• бланки учреждения с печатью "Просим оказать содей­ствие".

8. Участники практики обязаны:

• иметь личное снаряжение (по списку) и необходимые документы (школьники — копию свидетельства о ро­ждении и страхового полиса, заверенные печатью, и справку о состоянии здоровья; взрослые — паспорт);


• соблюдать правила охраны природы, не уничтожать редкие виды животных и растений;

• соблюдать установленный распорядок дня;

• знать и выполнять настоящую инструкцию и правила оказания первой медицинской помощи;

• во всех необходимых случаях оказывать помощь дру­гим участникам практики.

9. Ответственный за жизнь и здоровье детей должен вы­яснить, будут ли в период практики по указанному адресу и телефону родители или родственники. Если нет — узнать способ связи с ними в случае экстренных ситуаций.

Обо всех травмах и заболеваниях, ставящих под угро­зу жизнь или способных вызвать длительные расстройства здоровья, должны быть поставлены в известность по те­лефону родители школьника и руководители учерждения, проводящего практику.

Заболевший или получивший травму школьник может быть отправлен к месту жительства только в сопровожде­нии взрослого.

10. При нарушениях данной инструкции руководитель практики-ответственный за жизнь и здоровье детей может принимать любые меры, которые сочтет необходимыми, вплоть до удаления нарушителей с практики.

При удалении с практики школьников их родители ста­вятся об этом в известность по телефону или телеграммой с сообщением номера поезда и вагона. Школьник отправля­ется по месту жительства в сопровождении взрослого.

О случаях явного нарушения инструкции руководитель практики должен поставить в известность администрацию учреждения.

2. Правила устройства лагеря

1. При устройстве лагеря необходимо выбрать место, исключающее камнепад или оползень, падение деревьев на палатки и костер, а также затопление при разливе рек или ручьев.

2. При устройстве лагеря следует учитывать меры по охране здоровья и правила противопожарной безопасности (см. соответствующие разделы).

3. Правила проведения пеших

Экскурсий

1. Запрещается:

• школьникам перемещаться в одиночку на расстояние более 500 м от лагеря;

• ходить в одиночку (в том числе и в пределах 500 м от лагеря) по прибойной зоне и приливно-отливной поло­се литорали;

• уходить из лагеря на расстояние более 500 м, не по­ставив об этом в известность остающихся в лагере, а группе школьников — не получив на это разрешение преподавателя.

Возможная причина нарушения данного пункта — не­обходимость оказания экстренной помощи пострадавшему, когда это невозможно сделать иным способом.

2.При выходе на экскурсию руководитель заботится об экипировке группы. При длительной экскурсии группе не­обходимо иметь: защищенный от намокания запас спичек; плащи и/или укрытие (тент, палатку) на случай дождя; нож или топор; кан для кипячения воды; фонари; деньги для проезда на транспорте; аптечку первой помощи, в которую входят перекись водорода, иод или зеленка, перевязочные средства, обезболивающее средство. При экскурсиях в го­ристой местности необходимо иметь с собой веревку (20 м), при экскурсии в малознакомой местности — компас и кар­ту.

Аналогичную экипировку должна иметь группа, выхо­дящая в маршрут без преподавателя.

Школьники во время длительных экскурсий или поездок должны иметь при себе справку из школы, копию страхо­вого медицинского полиса и сумму денег, достаточную для возвращения в лагерь.

3. При проведении длительных экскурсий группу ведут, как правило, не менее двух взрослых. На маршруте ру­ководитель ведет группу, указывая путь следования и по возможности избегая опасных участков. При длительном движении группы на маршруте назначаются направляющий (проводник) и замыкающий из числа руководителей. Груп­па следует за направляющим и преодолевает препятствия тем же способом, что и он. Если необходимо остановиться, участник группы сообщает об этом направляющему, кото­рый останавливает группу и ждет. Замыкающий следит, чтобы никто из участников группы не отстал, при необхо­димости останавливает группу.

В гористой местности и в иных опасных участках (на болотах, при форсировании водных преград, на литорали) группа должна находиться в пределах видимости руководи­теля и четко выполнять его указания.

При передвижении по лесу необходимо держать интер­вал 3-4 метра, ветви отгибать вниз. Преодолевать стволы упавших деревьев нужно тем же способом, что впереди иду­щий — перешагивать (перелезать) через них или подлезать под ними.

При передвижении по верховому болоту (сплавине) не следует наступать в следы впереди идущего. Провалившись на болоте по пояс или глубже, следует спокойно лечь перед­ней частью тела на сплавину, широко расставив руки, и позвать на помощь. Вытаскивать провалившегося лучше с помощью длинной палки, которую руководителю группы необходимо иметь с собой. Труднопроходимые низовые бо­лота следует обходить; если это невозможно, каждый участ­ник экскурсии должен вырезать длинную (1,5 м) прочную палку и идти след в след за направляющим.

При форсировании водных преград вброд следует ис­ключить риск падения в воду с рюкзаком, а также падение с уступов и водопадов. При большой глубине брода или сильном течении необходимо навести веревочную перепра­ву и обеспечить страховку школьников с помощью обвязки. Форсировать брод следует в обуви (при длительном перехо­де предварительно снять носки, после форсирования брода вылить воду из обуви и насухо вытереть ее).

На дорогах с автомобильным движением группа следует за руководителем по обочине дороги по стороне со встреч­ным движением. При отсутствии обочины группа следует колонной по одному правее руководителя.

Во время экскурсий и переходов запрещается:

• без крайней необходимости передвигаться по скаль­ным стенкам, осыпям, обрывам и крутым склонам в местах, где возможно падение с высоты;

• сбегать по склонам;

• в гористой местности бросать вниз камни и иные предметы;

• пересекать овраги по висящим стволам деревьев без системы страховки;

• наступать на лежащие стволы и пни деревьев;

• без специального оборудования спускаться в пещеры, передвигаться по ледникам и снежникам;

• группам школьников без руководителя совершать экс­курсии в условиях повышенной опасности (участки горной местности, где возможно падение с высоты,


болота, ледники и снежники, автодороги с интенсив­ным движением и др.);

• при наличии обочины идти по проезжей части дорог с автомобильным движением.

4. Вышедшая на маршрут группа не должна делиться без веских на то оснований. При любом ЧП (травма, вне­запное заболевание и др.) группа сходит с маршрута и сле­дует с пострадавшим до ближайшего населенного пункта, где преподаватель или старший группы принимает меры для оказания помощи или отправки пострадавшего в боль­ницу. При малейшей возможности сопровождать его долж­ны не менее двух человек, один из которых — взрослый. После выхода к населенному пункту может быть отправле­на связная группа в базовый лагерь для оповещения о ЧП и предотвращения поисков задерживающейся группы.

5. При выходе на экскурсию группы школьников без сопровождения взрослых четко оговариваются примерный маршрут и контрольное время возвращения. До этого груп­па должна быть ознакомлена с планом местности и проин­структирована о мерах безопасности в местных условиях. Назначается старший группы, ответственный за время воз­вращения и соблюдение правил безопасности. Его указания на маршруте обязательны к исполнению.

6. При невозвращении группы школьников в течение 3 часов после контрольного времени предпринимаются ме­ры по поиску группы.

О случившемся ставится в известность местное отделе­ние милиции и контрольно-спасательная служба (например, местная служба МЧС).

При невозвращении с маршрута группы в сопровожде­нии взрослых аналогичные меры предпринимаются начиная с 12.00 следующего дня, если иное не оговорено при выходе группы на маршрут.

Школьник, отставший от группы в населенном пункте, ждет преподавателя в течение 2 часов, а затем самостоя­тельно возвращается в лагерь, если это возможно (и если иное не оговорено преподавателем). В противном случае следует обратиться в милицию.

Школьник, отставший от группы вне населенного пунк­та, ждет группу в течение часа, а затем возвращается в базовый лагерь, если уверен, что найдет дорогу к нему. В противном случае следует оставаться на месте, разведя ды­мящий костер.

Руководитель, потерявший школьника, старается как можно быстрее вернуться на это место, а если это невоз­можно — предпринимает необходимые меры для его поис­ков в зависимости от ситуации. Если поиски в течение трех часов не привели к результату, о случившемся при первой возможности ставится в известность милиция и КСС.

7. Группе, потерявшей дорогу к лагерю, следует:

• не пересекать водных преград, автомобильных и шос­сейных дорог;

• выйдя к реке, на дорогу или железнодорожное полот­но, двигаться вдоль них до ближайшего населенного пункта и запрашивать помощь у милиции или органов власти;

• в малонаселенной местности при невозможности ори­ентироваться по сторонам горизонта прекратить дви­жение и развести дымящий костер.

Если стороны горизонта можно определить, стремиться выйти на берег моря (Туапсе, Белое море), затем развести костер.

Категорически запрещается потерявшей лагерь группе:

• передвигаться в горной местности и иных опасных условиях в ночное время и в условиях недостаточной видимости;

• разделяться (если это не требуется в связи с оказани­ем помощи пострадавшему), в том числе поодиночке пользоваться попутным транспортом.

8. При выходе на протяженные маршруты в малона­селенной местности необходимо обеспечить связь с насе­ленными пунктами таким образом, чтобы при невозвра­щении группы или неприбытии в пункт назначения в те­чение суток после контрольного срока были организованы поисково-спасательные работы.

9. При выходе на экскурсию в базовом лагере остают­ся дежурить не менее двух человек, один из которых — взрослый. Дежурные по лагерю не должны уходить от не­го дальше расстояния видимости, оставлять без присмотра костер и палатки.

Меры охраны здоровья

1. Школьникам необходимо иметь на практике индиви­дуальные аптечки, в которые входят: бинт, иод или зелен­ка, анальгин или другое обезболивающее средство, бакте­рицидный пластырь, антибиотик, а также лекарства, кото­рые могут быть ему нужны (противоастматические, анти­аллергические и т.п.). Рекомендуется брать их с собой на экскурсии.

2. На практике должна быть коллективная аптечка, в которую входят (на группу из 20 человек): бинты стериль­ные — 4, вата — 200 г, жгут медицинский, иод, зеленка, перекись водорода, противоожоговая мазь, антибиотик ши­рокого спектра — на 2 курса, имодиум, анальгин или иное обезболивающее (2 упаковки), тавегил или иное антиал­лергическое, корвалол, нитроглицерин, но-шпа, термометр, сульфаниламидный препарат (бисептол, стрептоцид).

Более подробный список аптечки см. на стр.136.

3. Запрещается пить некипяченую воду. Помните, что обеззараживание воды лимонной кислотой, марганцевкой и т.п. не защищает от заражения гельминтами. В энцефа­литных районах запрещается пить некипяченое молоко.

При устройстве лагеря места для туалетов должны быть отведены на расстоянии не менее 100 м от лагеря на участ­ках, исключающих загрязнение используемой питьевой во­ды. При использовании в качестве источника воды водото­ка следует убедиться, что он не протекает через населенные пункты и свалки отходов, не загрязнен стоками. Участники практики должны пользоваться отведенными местами для взятия воды (выше лагеря по течению), ниже по течению — для умывания, еще ниже — для мытья посуды и стирки.

Участники практики обязаны соблюдать правила лич­ной гигиены.

При необходимости руководители могут контролиро­вать выполнение правил личной гигиены, в частности — мытье рук перед едой.

Дежурные по кухне должны тщательно следить за чи­стотой рук, в частности, мыть руки с мылом после посеще­ния туалета. Раздача пищи должна осуществляться только половником или специально предназначенными кружками и ложками; запрещается использовать в этих целях личную посуду. В лагере запрещается оставлять грязную посуду, а дежурным — раздавать в грязные миски и кружки пищу.

В весенне-летний период, в особенности в южных рай­онах, рекомендуется кипятить воду для мытья или ополас­кивания посуды.

4. Запрещается использовать в пищу дикорастущие ра­стения и грибы, а также диких животных без разрешения ответственного за жизнь и здоровье детей. Не рекоменду­ется использовать в пищу растения и грибы в районах, где их видовой состав недостаточно известен преподавателям.

5. Запрещаются:

• работы, требующие контакта с грызунами, и ловля грызунов в весенне-летний период, а зимой — без спе­циальных мер предосторожности;


• школьникам ловля змей, а в районах Кавказа, Кры­му и Средней Азии — также пауков, многоножек и скорпионов без разрешения преподавателя;

• школьникам сбор и препарирование трупов животных без разрешения преподавателя.

6. В районах обитания иксодовых клещей преподаватели обеспечивают меры защиты от их укусов во время экскур­сий и в лагере. Этими мерами по усмотрению руководителя практики могут быть специальная форма одежды, обработ­ка одежды репеллентами и др.

В случае укуса клещем школьника он должен сообщить об этом преподавателю, а тот — не только извлечь клеща, но и сообщить об этом ответственному за жизнь и здоровье детей. Следует проследить, не появляются ли признаки бо­лезни Лайма (первый симптом — крупная красная папулла на месте укуса) и при их появлении обратиться в больни­цу за консультацией и помощью, а в районах, где возможен клещевой энцефалит — обратиться в медицинское учрежде­ние сразу же.

7. При укусах дикими хищниками или бродячими соба­ками необходимо сделать прививки от бешенства, при глу­боком инфицированном ранении и отсутствии прививки от столбняка у ребенка — прививку от столбняка.

При встрече в лесу в медвежонком следует быстро и тихо двигаться от него восвояси. Да и других диких млекопита­ющих ловить не стоит!

8. Обо всех возникающих заболеваниях и медицинских проблемах школьники должны незамедлительно ставить в известность одного из преподавателей, а узнавший о них преподаватель — ответственного за жизнь и здоровье де­тей.

Школьники и руководители перед началом практики должны пройти инструктаж по правилам оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах и переломах, останов­ке сердца и дыхания, ожогах, отравлениях и др.). Школь­ники должны немедленно оказать первую помощь постра­давшему, если рядом нет руководителя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.207.11 (0.011 с.)