Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Техническое оснащение и техника безопасности при проведении полевых практик и выездов с учащимисяСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Общие правила техники безопасности регламентируются ведомственными приказами и инструкциями, в частности, инструкцией Московского комитета образования №81 от 19.03.93 г. "Об организации и проведении туристских мероприятий с учащимися и воспитанниками образовательных учреждений г. Москвы" и письмом Санэпидемслужбы г. Москвы от 01.04.95. Тем не менее, мы сочли необходимым включить в данное пособие более подробные правила, учитывающие многие реальные ситуации, возникающие при проведении практик. Любая поездка с детьми — это дополнительный риск, связанный с опасностями для жизни и здоровья. Риск этот должен быть сведен к минимуму. Это возможно при хорошей подготовке группы, умелой организации практики и четком выполнении правил техники безопасности всеми ее участниками. Поэтому в данный раздел включены некоторые сведения о технической подготовке группы к проведению практики (в том числе — гидробиологической) в полевых условиях. В то же время ясно, что правилами все случаи жизни не охватишь (в частности, в данной инструкции не отражены особенности проведения полевых практик в зимнее время). Во многом безопасность группы зависит от здравого смысла ее участников и руководителей, от их готовности не потерять голову в сложной непредвиденной ситуации. Образец инструкции По правилам техники безопасности для руководителей практики (инструкция для учеников представляет собой сокращенный вариант) Общие положения 1. Действие данной инструкции относится ко всем практикам и выездам, проводимых вне в рамках деятельности учреждения вне населенного пункта, где оно расположено. При проведении занятий со школьниками на практиках в помещениях действуют те же инструкции, что и при проведении занятий в учебных кабинетах. 2. Состав участников практик и выездов, сроки и место их проведения, ответственные за проведение оформляются приказом. Любые изменения, возникшие позднее, согласуются с администрацией и при необходимости оформляются как дополнения к приказу. 3. Школьники в вопросах техники безопасности беспрекословно выполняют указания преподавателей. 4. Взрослые участники практики в вопросах техники безопасности следуют указаниям руководителя практики, ответственного за жизнь и здоровье детей, который действует на основании настоящей инструкции. 5. На практике запрещено употребление спиртных напитков (в том числе пива) и иных наркотических средств. Школьникам в период практики запрещается курить. 6. Участники практики до ее начала должны быть ознакомлены с данной инструкцией ответственным за жизнь и здоровье детей под расписку. За нарушения данной инструкции участники практики могут быть удалены с практики и/или отстранены от дальнейшего участия в практиках распоряжением (приказом) по учреждению. 7. Руководитель практики обязан иметь при себе следующие документы: • приказ о проведении практики, заверенный печатью учреждения; • командировочное удостоверение и документ, удостоверяющий личность (паспорт); • списки участников с адресами и телефонами (3 экз., заверенные печатью); • оригиналы или копии страховых полисов учащихся; • справки от врача, разрешающие участие учащихся в выезде; • сведения о прививке школьников от столбняка, полученные от школьного врача; • инструкции по технике безопасности и правилам оказания первой помощи с подписями участников о прохождении инструктажа; • бланки учреждения с печатью "Просим оказать содействие". 8. Участники практики обязаны: • иметь личное снаряжение (по списку) и необходимые документы (школьники — копию свидетельства о рождении и страхового полиса, заверенные печатью, и справку о состоянии здоровья; взрослые — паспорт); • соблюдать правила охраны природы, не уничтожать редкие виды животных и растений; • соблюдать установленный распорядок дня; • знать и выполнять настоящую инструкцию и правила оказания первой медицинской помощи; • во всех необходимых случаях оказывать помощь другим участникам практики. 9. Ответственный за жизнь и здоровье детей должен выяснить, будут ли в период практики по указанному адресу и телефону родители или родственники. Если нет — узнать способ связи с ними в случае экстренных ситуаций. Обо всех травмах и заболеваниях, ставящих под угрозу жизнь или способных вызвать длительные расстройства здоровья, должны быть поставлены в известность по телефону родители школьника и руководители учерждения, проводящего практику. Заболевший или получивший травму школьник может быть отправлен к месту жительства только в сопровождении взрослого. 10. При нарушениях данной инструкции руководитель практики-ответственный за жизнь и здоровье детей может принимать любые меры, которые сочтет необходимыми, вплоть до удаления нарушителей с практики. При удалении с практики школьников их родители ставятся об этом в известность по телефону или телеграммой с сообщением номера поезда и вагона. Школьник отправляется по месту жительства в сопровождении взрослого. О случаях явного нарушения инструкции руководитель практики должен поставить в известность администрацию учреждения. 2. Правила устройства лагеря 1. При устройстве лагеря необходимо выбрать место, исключающее камнепад или оползень, падение деревьев на палатки и костер, а также затопление при разливе рек или ручьев. 2. При устройстве лагеря следует учитывать меры по охране здоровья и правила противопожарной безопасности (см. соответствующие разделы). 3. Правила проведения пеших Экскурсий 1. Запрещается: • школьникам перемещаться в одиночку на расстояние более 500 м от лагеря; • ходить в одиночку (в том числе и в пределах 500 м от лагеря) по прибойной зоне и приливно-отливной полосе литорали; • уходить из лагеря на расстояние более 500 м, не поставив об этом в известность остающихся в лагере, а группе школьников — не получив на это разрешение преподавателя. Возможная причина нарушения данного пункта — необходимость оказания экстренной помощи пострадавшему, когда это невозможно сделать иным способом. 2.При выходе на экскурсию руководитель заботится об экипировке группы. При длительной экскурсии группе необходимо иметь: защищенный от намокания запас спичек; плащи и/или укрытие (тент, палатку) на случай дождя; нож или топор; кан для кипячения воды; фонари; деньги для проезда на транспорте; аптечку первой помощи, в которую входят перекись водорода, иод или зеленка, перевязочные средства, обезболивающее средство. При экскурсиях в гористой местности необходимо иметь с собой веревку (20 м), при экскурсии в малознакомой местности — компас и карту. Аналогичную экипировку должна иметь группа, выходящая в маршрут без преподавателя. Школьники во время длительных экскурсий или поездок должны иметь при себе справку из школы, копию страхового медицинского полиса и сумму денег, достаточную для возвращения в лагерь. 3. При проведении длительных экскурсий группу ведут, как правило, не менее двух взрослых. На маршруте руководитель ведет группу, указывая путь следования и по возможности избегая опасных участков. При длительном движении группы на маршруте назначаются направляющий (проводник) и замыкающий из числа руководителей. Группа следует за направляющим и преодолевает препятствия тем же способом, что и он. Если необходимо остановиться, участник группы сообщает об этом направляющему, который останавливает группу и ждет. Замыкающий следит, чтобы никто из участников группы не отстал, при необходимости останавливает группу. В гористой местности и в иных опасных участках (на болотах, при форсировании водных преград, на литорали) группа должна находиться в пределах видимости руководителя и четко выполнять его указания. При передвижении по лесу необходимо держать интервал 3-4 метра, ветви отгибать вниз. Преодолевать стволы упавших деревьев нужно тем же способом, что впереди идущий — перешагивать (перелезать) через них или подлезать под ними. При передвижении по верховому болоту (сплавине) не следует наступать в следы впереди идущего. Провалившись на болоте по пояс или глубже, следует спокойно лечь передней частью тела на сплавину, широко расставив руки, и позвать на помощь. Вытаскивать провалившегося лучше с помощью длинной палки, которую руководителю группы необходимо иметь с собой. Труднопроходимые низовые болота следует обходить; если это невозможно, каждый участник экскурсии должен вырезать длинную (1,5 м) прочную палку и идти след в след за направляющим. При форсировании водных преград вброд следует исключить риск падения в воду с рюкзаком, а также падение с уступов и водопадов. При большой глубине брода или сильном течении необходимо навести веревочную переправу и обеспечить страховку школьников с помощью обвязки. Форсировать брод следует в обуви (при длительном переходе предварительно снять носки, после форсирования брода вылить воду из обуви и насухо вытереть ее). На дорогах с автомобильным движением группа следует за руководителем по обочине дороги по стороне со встречным движением. При отсутствии обочины группа следует колонной по одному правее руководителя. Во время экскурсий и переходов запрещается: • без крайней необходимости передвигаться по скальным стенкам, осыпям, обрывам и крутым склонам в местах, где возможно падение с высоты; • сбегать по склонам; • в гористой местности бросать вниз камни и иные предметы; • пересекать овраги по висящим стволам деревьев без системы страховки; • наступать на лежащие стволы и пни деревьев; • без специального оборудования спускаться в пещеры, передвигаться по ледникам и снежникам; • группам школьников без руководителя совершать экскурсии в условиях повышенной опасности (участки горной местности, где возможно падение с высоты, болота, ледники и снежники, автодороги с интенсивным движением и др.); • при наличии обочины идти по проезжей части дорог с автомобильным движением. 4. Вышедшая на маршрут группа не должна делиться без веских на то оснований. При любом ЧП (травма, внезапное заболевание и др.) группа сходит с маршрута и следует с пострадавшим до ближайшего населенного пункта, где преподаватель или старший группы принимает меры для оказания помощи или отправки пострадавшего в больницу. При малейшей возможности сопровождать его должны не менее двух человек, один из которых — взрослый. После выхода к населенному пункту может быть отправлена связная группа в базовый лагерь для оповещения о ЧП и предотвращения поисков задерживающейся группы. 5. При выходе на экскурсию группы школьников без сопровождения взрослых четко оговариваются примерный маршрут и контрольное время возвращения. До этого группа должна быть ознакомлена с планом местности и проинструктирована о мерах безопасности в местных условиях. Назначается старший группы, ответственный за время возвращения и соблюдение правил безопасности. Его указания на маршруте обязательны к исполнению. 6. При невозвращении группы школьников в течение 3 часов после контрольного времени предпринимаются меры по поиску группы. О случившемся ставится в известность местное отделение милиции и контрольно-спасательная служба (например, местная служба МЧС). При невозвращении с маршрута группы в сопровождении взрослых аналогичные меры предпринимаются начиная с 12.00 следующего дня, если иное не оговорено при выходе группы на маршрут. Школьник, отставший от группы в населенном пункте, ждет преподавателя в течение 2 часов, а затем самостоятельно возвращается в лагерь, если это возможно (и если иное не оговорено преподавателем). В противном случае следует обратиться в милицию. Школьник, отставший от группы вне населенного пункта, ждет группу в течение часа, а затем возвращается в базовый лагерь, если уверен, что найдет дорогу к нему. В противном случае следует оставаться на месте, разведя дымящий костер. Руководитель, потерявший школьника, старается как можно быстрее вернуться на это место, а если это невозможно — предпринимает необходимые меры для его поисков в зависимости от ситуации. Если поиски в течение трех часов не привели к результату, о случившемся при первой возможности ставится в известность милиция и КСС. 7. Группе, потерявшей дорогу к лагерю, следует: • не пересекать водных преград, автомобильных и шоссейных дорог; • выйдя к реке, на дорогу или железнодорожное полотно, двигаться вдоль них до ближайшего населенного пункта и запрашивать помощь у милиции или органов власти; • в малонаселенной местности при невозможности ориентироваться по сторонам горизонта прекратить движение и развести дымящий костер. Если стороны горизонта можно определить, стремиться выйти на берег моря (Туапсе, Белое море), затем развести костер. Категорически запрещается потерявшей лагерь группе: • передвигаться в горной местности и иных опасных условиях в ночное время и в условиях недостаточной видимости; • разделяться (если это не требуется в связи с оказанием помощи пострадавшему), в том числе поодиночке пользоваться попутным транспортом. 8. При выходе на протяженные маршруты в малонаселенной местности необходимо обеспечить связь с населенными пунктами таким образом, чтобы при невозвращении группы или неприбытии в пункт назначения в течение суток после контрольного срока были организованы поисково-спасательные работы. 9. При выходе на экскурсию в базовом лагере остаются дежурить не менее двух человек, один из которых — взрослый. Дежурные по лагерю не должны уходить от него дальше расстояния видимости, оставлять без присмотра костер и палатки. Меры охраны здоровья 1. Школьникам необходимо иметь на практике индивидуальные аптечки, в которые входят: бинт, иод или зеленка, анальгин или другое обезболивающее средство, бактерицидный пластырь, антибиотик, а также лекарства, которые могут быть ему нужны (противоастматические, антиаллергические и т.п.). Рекомендуется брать их с собой на экскурсии. 2. На практике должна быть коллективная аптечка, в которую входят (на группу из 20 человек): бинты стерильные — 4, вата — 200 г, жгут медицинский, иод, зеленка, перекись водорода, противоожоговая мазь, антибиотик широкого спектра — на 2 курса, имодиум, анальгин или иное обезболивающее (2 упаковки), тавегил или иное антиаллергическое, корвалол, нитроглицерин, но-шпа, термометр, сульфаниламидный препарат (бисептол, стрептоцид). Более подробный список аптечки см. на стр.136. 3. Запрещается пить некипяченую воду. Помните, что обеззараживание воды лимонной кислотой, марганцевкой и т.п. не защищает от заражения гельминтами. В энцефалитных районах запрещается пить некипяченое молоко. При устройстве лагеря места для туалетов должны быть отведены на расстоянии не менее 100 м от лагеря на участках, исключающих загрязнение используемой питьевой воды. При использовании в качестве источника воды водотока следует убедиться, что он не протекает через населенные пункты и свалки отходов, не загрязнен стоками. Участники практики должны пользоваться отведенными местами для взятия воды (выше лагеря по течению), ниже по течению — для умывания, еще ниже — для мытья посуды и стирки. Участники практики обязаны соблюдать правила личной гигиены. При необходимости руководители могут контролировать выполнение правил личной гигиены, в частности — мытье рук перед едой. Дежурные по кухне должны тщательно следить за чистотой рук, в частности, мыть руки с мылом после посещения туалета. Раздача пищи должна осуществляться только половником или специально предназначенными кружками и ложками; запрещается использовать в этих целях личную посуду. В лагере запрещается оставлять грязную посуду, а дежурным — раздавать в грязные миски и кружки пищу. В весенне-летний период, в особенности в южных районах, рекомендуется кипятить воду для мытья или ополаскивания посуды. 4. Запрещается использовать в пищу дикорастущие растения и грибы, а также диких животных без разрешения ответственного за жизнь и здоровье детей. Не рекомендуется использовать в пищу растения и грибы в районах, где их видовой состав недостаточно известен преподавателям. 5. Запрещаются: • работы, требующие контакта с грызунами, и ловля грызунов в весенне-летний период, а зимой — без специальных мер предосторожности; • школьникам ловля змей, а в районах Кавказа, Крыму и Средней Азии — также пауков, многоножек и скорпионов без разрешения преподавателя; • школьникам сбор и препарирование трупов животных без разрешения преподавателя. 6. В районах обитания иксодовых клещей преподаватели обеспечивают меры защиты от их укусов во время экскурсий и в лагере. Этими мерами по усмотрению руководителя практики могут быть специальная форма одежды, обработка одежды репеллентами и др. В случае укуса клещем школьника он должен сообщить об этом преподавателю, а тот — не только извлечь клеща, но и сообщить об этом ответственному за жизнь и здоровье детей. Следует проследить, не появляются ли признаки болезни Лайма (первый симптом — крупная красная папулла на месте укуса) и при их появлении обратиться в больницу за консультацией и помощью, а в районах, где возможен клещевой энцефалит — обратиться в медицинское учреждение сразу же. 7. При укусах дикими хищниками или бродячими собаками необходимо сделать прививки от бешенства, при глубоком инфицированном ранении и отсутствии прививки от столбняка у ребенка — прививку от столбняка. При встрече в лесу в медвежонком следует быстро и тихо двигаться от него восвояси. Да и других диких млекопитающих ловить не стоит! 8. Обо всех возникающих заболеваниях и медицинских проблемах школьники должны незамедлительно ставить в известность одного из преподавателей, а узнавший о них преподаватель — ответственного за жизнь и здоровье детей. Школьники и руководители перед началом практики должны пройти инструктаж по правилам оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах и переломах, остановке сердца и дыхания, ожогах, отравлениях и др.). Школьники должны немедленно оказать первую помощь пострадавшему, если рядом нет руководителя.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.207.11 (0.011 с.) |