Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принципы использования иллюстрацийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Используйте адекватные примеры. В соответствии с этимологией этого термина "иллюстрация" должна объяснять, то есть делать более ясным. Но иллюстрация не ведет к лучшему пониманию предмета, если она сама запутана или не относится к данной теме. В таком случае лучше от нее вовсе отказаться. Иначе ваша иллюстрация безнадежно отвлечет внимание слушателей от темы проповеди. Между тем, адекватная иллюстрация, приведенная в нужное время и к месту, является одним из наиболее эффективных средств объяснения текста или возбуждения интереса. Если, например, проповедник говорит о благодати Бога, поскольку Бог прощает грехи наши, он может процитировать стихи, например, 2 Коринфянам 5:20-21 или Ефесянам 1:7. И после этого весьма уместно будет прибегнуть к примеру: Один верующий узнал, что священник посетил умирающего человека, который всю жизнь беспрестанно грешил. Он спросил святого отца: "Зачем вы пошли к нему? Ведь за час нельзя искупить грех, длившийся всю жизнь!" На это священник ответил: "Нет, один час не может искупить греховной жизни. Но кровь Иисуса Христа может это сделать". 2. Вы должны быть уверены в том, что ваш пример всем понятен. Как мы уже узнали, главное значение слова "иллюстрировать" состоит в том, чтобы делать доходчивым. История или случай, которые пересказываются человеком за кафедрой с целью усвоения людьми какой-то истины, окажут как раз обратное воздействие, если пример непонятен. При таких условиях ваша иллюстрация, которая в других условиях казалась бы важной и уместной, просто-напросто "повиснет в воздухе". В то же время ясный, хорошо продуманный и умело подобранный пример будет способствовать усвоению библейской истины, что в значительной мере будет способствовать полезности вашей проповеди. Двадцать пятого января 1981 года через все газеты США прошла одна заметка. В ней говорилось о том, что Летний институт лингвистики отверг требование некоего колумбийского террориста. Террорист угрожал убить похищенного им ранее миссионера Честера Биттермана, если институт до 19 февраля не прекратит свою деятельность на территории Колумбии. Через некоторое время после того, как это сообщение появилось в печати, Берни Мей, директор американской ассоциации переводчиков Библии, опубликовал призыв к молитве, в котором, в частности, говорилось: "У нашей ассоциации есть политика, которую мы будем продолжать, какому бы шантажу мы ни подвергались. Мы ясно сознаем риск, на который идем (риск - это просто другое слово для обозначения понятия ВЕРА). Поэтому мы верим, что Бог Сам все уладит лучшим образом Честер Биттерман хорошо знал, что идет на опасное дело, вступая в ряды проповедников Библии. Но идти по стопам Иисуса - значит всегда быть под Его защитой. Человек, который следует путем Бога, неминуемо окажется под защитой креста. Это совершенно точно и неизбежно, поскольку "обещание урожая" остается в силе всегда и везде. Поэтому я прошу всех молиться за Биттермана. Я прошу всех еще раз пересмотреть свое отношение к Иисусу". Через несколько недель после этого воззвания Честер Биттерман был застрелен людьми, которые его похитили. Если целью нашего послания является проповедование преданности Иисусу, то этот случай, конечно же, станет понятным каждому призывом, отдать жизнь в руки Господа. 3. Используйте примеры, которые заслуживают доверия. Иллюстрации, которые взяты "с потолка" или из какой-то далекой и чуждой вашей общине жизни, только снизят доверие к проповеди. Они могут пробудить у людей ощущение, что священник стремится либо запутать людей, либо сам настолько легковерен, что не проверяет свои источники. Даже если рассказ в целом или какой-либо эпизод соответствуют действительности, проповедник должен постоянно избегать излишне сложных и сомнительных примеров. Если какая-то иллюстрация покажется ему уместной, она должна, как минимум, соответствовать действительности. Она должна нести в себе все признаки правды и реальности. Иногда на первый взгляд невероятный факт может быть удачно использован в качестве иллюстрации, особенно если он взят из области науки или истории. При этом, однако, необходимо, чтобы священник мог предъявить ссылку. 4. Подавайте факты в иллюстрациях точно. Пример, который достоин того, чтобы быть приведенным в проповеди, достоин и того, чтобы быть приведенным правильно, без искажений. Пример не следует зачитывать. Как и вся проповедь в целом, пример, считанный с листа, теряет свое воздействие на людей. Именно поэтому, если проповедник решается применить тот или иной пример, он должен быть абсолютно уверен в том, что знаком со всеми его деталями. И он должен помнить, что стоит ему забыть одну или две важные детали, как весь пример, а, возможно, и вся проповедь, будут испорчены. Есть, однако, случаи, когда иллюстрация содержит такое количество деталей, что все их не упомнишь. Возьмите себе на заметку пример, приведенный доктором М.Р.Де Хааном, который в свое время бросил врачебную практику и стал проповедником. Пример таков: Каков потенциал нашего организма? Если вы - человек среднего роста и среднего размера, за 24 часа ваш организм делает следующее: ваше сердце бьется 103.689 раз. Ваша кровь проделывает по сосудам путь, равный 168 миллионам миль. Вы вдыхаете воздух 23.040 раз, то есть потребляете 438 кубометров воздуха. Вы съедаете около 3 или 4 фунтов пищи, выпиваете до 2 литров воды, а через вашу кожу испаряется около 2 пинт воды. Ваше тело поддерживает температуру около 36.6 градусов по Цельсию при любой погоде. Если вы мужчина, вы ежедневно произносите около 4.800 слов, используете около 700 мышц. Постоянно в работе находятся 7 миллионов клеток головного мозга Вы проходите около 7 миль (только женщины - мужчины в основном ездят на машинах). И это тело принадлежит Богу. Со всей этой активностью - сколько же остается Богу? Ведь на самом деле это чудесно сотканное тело должно принадлежать только его Творцу. Поэтому сделайте Богу подарок - сделайте его сегодня. Пример должен быть приведен очень точно. Полная честность - вот один из ведущих принципов проповеди. Никогда нельзя делать никаких заявлений, которые не соответствовали бы истине (исключение составляют заявления, рассмотренные в главе 9). Факты нельзя искажать или передергивать. И проповедник, который не выполняет эти правила, делая ложные заявления, скоро сведет на нет свою миссию, так как община справедливо не будет доверять ему. 5. Как правило, используйте краткие примеры. Иллюстрация не должна отнимать слишком много времени от проповеди. Помните, что основная функция примера - лишь подтвердить какую-либо мысль. И поэтому существует общее правило: примеры не должны быть слишком пространными. Кроме того, некоторые иллюстрации только выигрывают от своей краткости. Однако в то время, как в одной части проповеди примеры должны отличаться краткостью, в другой они, возможно, займут несколько большее время. 6. Принципы отбора иллюстраций. Иллюстрации для проповеди следует подбирать тщательно и со вкусом. Никакого гротеска, никакой пошлости в проповеди быть не должно. Использование такого рода примеров может стать поводом для обвинения проповедника в вульгарности - что навсегда закроет перед ним двери храма. Особо тщательно следует проходить не только к выбору примера, но и к числу примеров, использованных в одной проповеди. Помните о том, что проповедник, который приводит слишком много примеров, может прослыть просто "рассказчиком". Если главной целью проповедника является проповедь Слова Божиего, он станет применять иллюстрации только будучи уверенным, что пример поможет людям лучше понять смысл библейского послания. Говоря о том, какое количество примеров следует использовать в проповеди, можно упомянуть простое практическое правило: в среднем каждый из разделов должно сопровождать не более одного примера. Иногда в одном разделе уместно использовать и два примера, не снабдив примером следующий раздел. Но не надо, конечно, сосредоточивать четыре примера в одном разделе. Если проповедник избирателен в подборе иллюстраций, он позаботится о том, чтобы они применялись разнообразно. Как уже подчеркивалось в предыдущей главе, разнообразие должно присутствовать и в типе примеров, и в источниках, откуда они были почерпнуты. Тогда удастся избежать монотонности, и ваши примеры будут эффективными. Сбор материала в качестве примеров Хороший проповедник знает, что не следует применять одни и те же примеры перед одной и той же аудиторией - за исключением редких случаев. Чтобы избежать повторения примеров, надо постоянно находить новые. Следует заметить, что важные и доходчивые примеры найти непросто. Примеры можно почерпнуть не только в процессе чтения книг и разнообразной специальной литературы, их источником может стать практические любое занятие. Ниже следует история, которая была почерпнута с последней страницы одного церковного бюллетеня. Один человек путешествовал по чужой для него стране. Однажды он обнаружил, что путь его ведет через горный перевал. Он понял, что путешествие будет небезопасным, и ему потребуется опытный проводник. Свои услуги предложил один из местных жителей. Перед тем как согласиться, путешественник спросил: "Вы когда-нибудь были в поселке, в который мы идем?" Проводник ответил: "Нет, но мне довелось проходить до половины пути. И друзья рассказывали мне, как выглядит этот поселок". "Это хорошо, - сказал путешественник, - но вы не будете меня сопровождать". И он вступил в разговор с другим местным жителем. Его он тоже спросил, не бывал ли тот в поселке, куда лежал его путь. "Нет, - ответил второй житель, - но я видел этот поселок с вершины горы". Путешественник отказался и от его услуг. И тогда к путешественнику подошел третий житель. Путешественник спросил его о том же, что и первых двоих. "Сэр, - сказал проводник, - этот поселок - моя родина". Помните, что говорил Иисус? Он называл себя единственным путем к истине в жизни. И никому не дано прийти к Богу, минуя Иисуса. Иногда во время чтения проповеди проповеднику приходит в голову хорошая идея. И если он не запишет ее, мысль может быть потеряна навсегда. Чтение проповедника, его разговоры с людьми, его собственное чтение Писания также могут подтолкнуть его к важным мыслям. И с течением времени человек, внимательно относящийся к жизни, поймет, что ценные идеи поджидают его буквально за каждым поворотом. И если он будет методично собирать, накапливать этот жизненный материал, у него постепенно сложится значительный архив важных мыслей, из которого он сможет черпать идеи для проповедей. Для того чтобы в случае необходимости можно было скоро отыскать нужное, проповеднику следует завести простой каталог. Для этого потребуются две картотеки типа библиотечных. В одной можно собирать текстуальный материал. Во второй картотеке должен быть составлен тематический указатель. Важнейшие темы для внесения во вторую картотеку таковы:
Упражнения 1. Скажите, какими примерами вы можете проиллюстрировать следующие тексты из Библии: 1) "Ибо возмездие за грех - смерть" (Рим. 6.23). 2) "Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земный и есть и говорит, как сущий от земли" (Ин.3:30). 3) "Направляет меня на стези правды ради имени Своего" (Пс.23:3). 4) "Благословляйте гонителей ваших" (Рим.12:14). 5) "Я твой щит; награда твоя весьма велика" (Быт.15:1) 6) "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" (Мф.5-8). 7) "Ищите Господа, когда можно найти Его" (Ис.55:6). 2. Используя вашу силу воображения, придумайте иллюстрацию к следующим реалиям: 1) Послушный сын; 2) Рвение в учении, 3) Раб Божий; 4) Разочарование, 5) Действенная молитва. 3. Найдите два примера из Библии, которые иллюстрировали бы следующее: 1) Проявление мягкотелости, 2) Поспешные действия, 3) Радость во время испытания, 4) Проявление ненависти; 5) Верный слуга; 6) Женщина, которая служит другим людям; 7) Проявление доброты; 8) Эгоистичное отношение к людям; 9) Дух прощения; 10) Нарушенное обещание; 11) Любовь к деньгам, 12) Сопротивление соблазну; 13) Проявление трусости; 14) Безумие мира. 4. Дайте четыре иллюстрации - две из Библии и две из окружающей нас жизни - к каждой из служб. 1) Причастие, 2) Пасха, 3) Рождество; 4) Евангелизационное собрание; 5) Возвещение Благой Вести 5. Выделите три темы, о которых шла речь в первой главе, и снабдите каждую из них двумя иллюстрациями. 6. Если у вас до сих пор нет систематизированного архива, заведите картотеку, которая была описана в этой главе. Подготовьте два каталога - тематический и текстовой, - как это рекомендовано в данной главе. Подготовьтесь к сбору информации для каталогов. Применение Определение применения Практическое применение сказанного в Библии в жизни верующего - это важный элемент проповеди. Придавая должное значение применению, следует фокусировать Слово Божие на жизни каждого отдельно взятого человека. Это необходимо для того, чтобы он воспринимал и усваивал материал проповеди. Когда этот элемент проповеди должным образом раскрыт, он призван показывать актуальность слов из Писания для жизни каждого из нас. Благодаря применению христианское послание становится элементом жизни людей. Между тем, реакция людей на библейское послание может быть весьма различной и зависит от характера проповеди. В одном случае ее результатом может стать изменение в оценках индивидуума, в другом - конкретные действия, а в третьем - приятие слов, которые произносит проповедник. Применение часто описывается в учебниках как процесс, в ходе которого проповедник пытается убедить слушателей действовать в соответствии с определенными правилами, вытекающими из библейских истин. Но в таком определении нас подстерегает опасность. Ведь человек, который стремится целиком и полностью донести библейскую правду до конгрегации, может волей-неволей поставить себя на им же возведенный пьедестал, удариться в нравоучения, позабыв, что сказанное относится не только к аудитории, но и к нему самому. Подобное отношение может породить у слушателей впечатление, что проповедник стремится к такого рода нравоучениям, и это грозит для него потерей внимания и уважения общины. Значительно лучше с самого начала исходить из того, что истина, которую вы проповедуете, относится в равной мере, как к слушателям, так и к вам самим. Проповедник должен дать понять аудитории, что и ему нужно искупление, прощение, что и он грешен. Люди поймут, что проповедник считает себя одним из них, ставит себя на один с ними уровень. Следовательно, он обладает теми же духовными потребностями. Таким образом, мы можем определить применение как область ораторского искусства, где правда преподносится слушателю непосредственно и персонифицированно для того, чтобы убедить его в необходимости определенного характера поведения. Это определение, на наш взгляд, относится как к слушателю, так и к проповеднику.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 464; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.130 (0.015 с.) |