Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формы обращения, которые ошибочно считаются разъяснительными проповедямиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Так как две формы проповеди иногда неправильно относят к разъяснению, возможно, полезно будет поговорить и о них. Когда мы дадим определение этим формам обращения, читателю станет ясно, что они отличаются от разъяснительной проповеди одним или несколькими важными аспектами. 1. Библейская беседа. Библейская беседа - это последовательное толкование какого-либо отрывка из Писания, которое объясняет каждый стих и каждое предложение и показывает связь с действительностью. Обычно библейская беседа не имеет структуры проповеди, а состоит из ряда не связанных между собой замечаний к тексту, в ней не предпринимаются попытки установить связь между отдельными частями текста или между текстом в целом и его какой-либо частью, то есть она не имеет структурного единства или структурной связи. 2. Экзегетическая лекция. Экзегетическая лекция - это подробное толкование смысла текста, имеющее логическую упорядоченность и практическое применение или не имеющее таковых. Важно, чтобы составитель проповеди мог найти экзегетический подход к изучению Слова Божиего. Однако для прихожан важен не процесс исследования, а его результат. Экзегезис извлекает скрытый смысл отрывка, разъяснение раскрывает этот смысл в необходимой и эффективной последовательности. Ряд исследователей, пишущих о гомилетике, весьма язвительно отзывается об использовании библейской беседы и экзегетической лекции. Однако некоторые проповедники, повидимому, обладают даром находить в тексте именно те стороны, которые требуют пристального внимания и разъяснения, поэтому их обращения, хотя и состоящие лишь из не связанных между собой небольших проповедей, являются большим благословением для народа Божиего. Основные принципы составления разъяснительных планов 1. Каждый рассматриваемый отрывок необходимо тщательно изучить, чтобы понять его смысл и сформулировать предмет проповеди. Раскрытие темы отрывка является одной из первых задач разработки разъяснительного плана. Решение этой задачи обычно упрощает дальнейшую разработку плана. Однако чтобы найти главный предмет отрывка, необходимо тщательно изучить текст (см. главу 9). Важность тщательного изучения отрывка нельзя переоценить. Оно дает проповеднику такую возможность проникновения в Писание, которую он не может получить другим путем. Поверхностные, случайные или небрежные методы никогда не позволят вам стать истинным проповедником-разъяснителем. Служение по изучению Библии требует, чтобы человек Божий отдал этой работе свою душу и сердце. Это означает, что он должен проводить часы в молении и усердных поисках при постоянной концентрации мыслей, чтобы понять намерение автора священной книги и истинный смысл отрывка. При таком изучении он добьется свежего, обнадеживающего проникновения в замысел отрывка. Весь текст предстанет пред ним в новом свете, так что он сможет увидеть истины, о которых прежде и не подозревал. В процессе своего научного исследования он рано или поздно увидит главный предмет, который проходит сквозь весь разъяснительный блок, а также естественные границы деления отрывка. 2. Наиболее значимые слова или словосочетания в тексте могут указывать на главные разделы плана или образовывать их". Мы уже отмечали, что во многих отрывках намеренно повторяются различные важные слова или словосочетания и, безусловно, чаще всего такие повторения направлены на то, чтобы помочь нам понять ход размышлений автора, например, при переходе от одной важной идеи к другой. Чтобы проиллюстрировать это, приведем один пример из Послания к Ефесянам. Прочтите Ефесянам 1:3-14 и отметьте следующее: ст. 6 - "в похвалу славы благодати Своей", ст. 12 - "к похвале славы Его", ст. 14 - "в похвалу славы Его". Повторение этих словосочетаний вынуждает нас задуматься над тем, хотел ли Дух Божий, чтобы каждое из этих выражений указывало на определенную часть рассуждения. Изучая с учетом этого Ефесянам 1:3-14, мы поймем, что апостол здесь имеет в виду искупительное дело Бога. Первая часть, заканчивающаяся 6-м стихом, описывает искупающее дело Бога Отца, вторая, завершающаяся 12-м стихом, говорит нам о деле Бога Сына, и третья, состоящая из стихов 13 - 14, переходит к делу Бога Святого Духа. Таким образом, дело искупления приписывается трем Лицам Триединого Бога. Неудивительно, что апостол в конце каждой части восклицает: "В похвалу славы Его!" 3. Порядок пунктов плана, выведенного из разъяснительного блока, может отличаться от последовательности стихов в тексте. Вообще-то говоря, удобно, когда главные пункты и подпункты точно соответствуют порядку стихов в Библии, но это не всегда нужно. Могут быть случаи, когда ради сохранения логического или хронологического порядка последовательность главных пунктов или подпунктов должна будет отличаться от библейской последовательности. Обратите внимание на следующий план отрывка из Исхода 12:1-3, где 4-й и 5-й главные пункты не соответствуют порядку стихов в Разъяснительном блоке: Название: "Агнец Божий". Предмет: Характеристики пасхального агнца, который предшествует Христу, Пасхальному Агнцу. I. Это был божественно предопределенный агнец (12:1-3). II. Это был агнец без порока (12:5). III. Это был убиенный агнец (12:6). IV. Это был искупающий агнец (12:7,12-13). V. Это был подкрепляющий агнец (12:8-11). 4. Важные истины, излагаемые в отрывке, могут сформировать главные пункты плана. Планы такого типа обычно вытекают из исторических и пророческих Писаний, главные духовные истины или уроки которых взяты из фактического материала и, по всей вероятности, подтверждаются или иллюстрируются фактами. Затем эти духовные истины или принципы становятся главными пунктами плана. В качестве примера мы используем историческое событие - потоп (ссылка на Бытие, гл. 6-7). Название: "Бог, с Которым мы должны сотрудничать". Предмет: Истины о Боге и Его отношениях с людьми. I. Он - высший моральный авторитет во вселенной (6:1-7,11-13). 1. Который отметил развращение людей (6:1-6,11-12). 2. Который решил наказать людей за их вину (6:7,13). II. Он - Бог благодати (6:3,8-22). 1. Который предлагает средство избежать наказания за грех (6:8-22). 2. Который распространяет Свое милосердие и на виновных (6:3). III. Он - Бог верности (7:1-24). 1. Который исполняет Свое Слово в отношении наказания (7:11-24). 2. Который верен Своим обязательствам (7:1-10,23). Давайте рассмотрим второй пример. Он взят из книги пророка Авдия, книги, состоящей лишь из 21 стиха, представляющих собой пророчество о разрушении Едома. Изучая текст, мы обнаруживаем, что он содержит два откровения о характере Бога: I. Он - Бог справедливости (ст. 1-16). 1. Который судит людей за их гордость (ст. 1-9). 2. Который судит людей за их жестокость (ст. 10-16). II. Он - Бог благодати (ст. 17-21). 1. Который несет освобождение Своему народу (ст. 17,21). 2. Который дает им во владение Свою собственность (ст. 17-21). 5. Два или три не слишком длинных отрывка из различных "частей Писания можно соединить вместе, чтобы "сформировать основу разъяснительного плана. В соответствии с этим принципом разъяснительный блок необязательно должен строиться вокруг единственного отрывка, где стихи следуют друг за другом; если два или три отрывка - кратких или развернутых - определенно связаны между собой по смыслу, их можно рассматривать как единое целое. Таким примером является приношение мирной жертвы, которое описывается в книге Левит. Первое из ее описаний дается в главе 3:1-17, а остальные - в главе 7, стихи 11-15 и 28- 32. Но чтобы получить полную картину правил приношения мирной жертвы, нам придется объединить эти три отрывка, и в результате у нас выстраивается следующий план (пользуясь типологией Христа и верующего): Название: "Мир с Богом". Предмет: Правила, регулирующие примирение грешника с Богом. I. Путь достижения примирения (3:1-17). 1. Божественно предписанная жертва (3:1,6,12). 2. Олицетворение грешника с жертвой (3:2,7-8,12-13). 3. Смерть жертвы (3:2,7-8,12-13). II. Способ, которым можно получить примирение (7:11-15,28-32). 1. Участие в трапезе того, кто приносит жертву (7:11- 15). 2. Участие в трапезе священника (7:28-32). Аналогично строятся и биографические проповеди. Взяв любой развернутый отрывок из Писания, где говорится о библейском персонаже, мы можем прибавить к нему другие отрывки, в которых этот персонаж упоминается, и таким образом получить полную картину для плана биографической проповеди. Для примера мы выбрали историю Раав. Основное описание жизни Раав дается в книге Иисуса Навина, глава 2 и 6:22-25, но с помощью симфонии мы обнаруживаем, что существует еще восемь ссылок, в которых упоминается Раав, включая Матфея 1:5. По мере наших исследований мы обнаруживаем, что три ссылки, а именно: псалмы 86:4 и 88:11 и Исаии 51:9, никак не связаны с объектом нашего изучения. Напротив, в этих трех ссылках говорится об ужасном морском монстре, называемом "Раава", и к тому же это слово используется как символ Египта. Таким образом, мы приступаем к внимательному изучению остальных пяти отрывков, где упоминается имя Раав, а также двух отрывков из Иисуса Навина. В результате подробного рассмотрения, анализа и классификации всех этих отрывков мы можем подготовить два плана биографической проповеди о Раав, основанных на отрывке из Иисуса Навина. Первый план является аналитическим, а второй показывает истины или принципы, которые можно усвоить из "живой веры" Раав: Название: "От грешника к святому". I. Трагическое прошлое Раав (Нав.2:1; Евр.11:31; Иак.2:25). II. Ее вера в Бога (Евр.11:31). III. Проявление ее веры (Нав.2:1-6; Иак.2:25). IV. Ее благословенное свидетельство (Нав.2:9-13). V. Ее чудесное воздействие (Нав.2:18-19; 6:22-23,25). VI. Ее благородное потомство (Мф.1:5; ср. Руфь 4:21-22). Название: "Живая вера". I. Вера, которая спасает (Евр.11:31). II. Вера, которая действует (Нав.2:1-6; Иак.2:25). III. Вера, которая свидетельствует (Нав.2:9-13). IV. Вера, которая воздействует и на других (Нав.2:18-19; 6:22-23,25). V. Вера, которая спустя много лет приносит плоды (Мф.1:5; ср. Руфь 4:21-22). Другим примером биографической проповеди является история Лота, основанная на Бытии 13:2-13, 14:1-16, 19:1-38 и 2 Петра 2:6-8. Объединив эти отрывки, мы получим трагическую историю человека, который ходил "на совет нечестивых, стоял "на пути грешных" и сидел "в собрании развратителей". Название: "Чего стоят мирские ценности". I. Он выбирает свой путь в жизни (Быт.13:1-13). II. Он настаивает на своем выборе (Быт.14:1-16; 2Пет.2:6-8). III. Он страдает от последствий своего неправильного выбора (Быт.19:1-38). Опираясь на духовные истины, которые можно вывести из его биографической зарисовки, мы приходим к следующему плану: Название: "Приобретение или потеря - результат нашего собственного выбора". I. Мы можем выбрать свой собственный путь в жизни. 1. Осуществляя свои планы независимо от Бога, подобно Лоту (Быт.13:1-13). 2. Пренебрегая, подобно Лоту, общением, которое дается нам (Быт.13:12-13; 2Пет.2:6-8). II. Мы можем настаивать на своем выборе. 1. Пренебрегая, подобно Лоту, голосом совести (2Пет.2:6-8). 2. Пренебрегая предупреждениями, которые Бог милостиво посылает нам, как поступил и Лот после спасения его Авраамом (Быт.14:1-16). III. Мы должны страдать от обстоятельств, порожденных нашим нечестивым путем. 1. Подобно Лоту, теряя все, что нам дорого (Быт.19:15-16; 30-35). 2. Подобно Лоту, теряя собственное достоинство (Быт.19:1; 6-8; 30-38). Биографические проповеди можно составлять и по другим планам, включая такие пункты, как предпосылки появления личности, ее характер, достоинства и воздействие. Биографические проповеди о характере личности иногда можно построить на контрасте между положительными и отрицательными сторонами характера. На основе фактов из Марка 16:14-29 и Луки 23:6-12 Чарльз Гэддон Сперджен однажды прочитал такого рода проповедь, в которой рассмотрел хорошие и плохие черты характера царя Ирода. I. Черты характера Ирода, подающие надежды. 1. Хотя Ироду не были присущи справедливость, честь и чистота, он все же испытывал некоторое уважение к добродетели (Мк.6:14-20). 2. Он защищал Иоанна Крестителя из-за его праведности и святости (Мк.6:20). 3. Он продолжал слушать Иоанна Крестителя (Мк.6:20). 4. То, что он услышал от Иоанна Крестителя, оказало величайшее воздействие на его совесть (Мк.6:20). II. Недостатки характера Ирода. 1. Хотя он уважал Иоанна Крестителя, он все же не повернулся к Иоанну Учителю (Мк.6:17-20). 2. Ему не нравилось то, что говорил Иоанн Креститель (Мк.6:17-20). 3. Хотя он "многое делал, слушаясь" Иоанна Крестителя, он все же оставался во власти греха (Мк.6:21-26). 4. Он предал смерти человека, которого уважал (Мк.6:26- 27). 5. Кончил он тем, что насмехался над Спасителем (Лк.23:6-12). 6. Используя метод множественного подхода, мы можем по-разному трактовать отрывки из Писания и, следовательно, иметь два или более различных планов для одного и того же отрывка. Мы уже упоминали о методе множественного подхода в связи с трактовкой текстуальной проповеди. То, что является истиной в трактовке определенных отдельных стихов таким методом, является истиной и в трактовке разъяснительного блока. Таким образом, применяя метод множественного подхода, мы можем разработать несколько отличающихся друг от друга планов для одного и того же отрывка. Каждый план будет основан на одной доминирующей идее, которую Дух Божий может открыть нам идя навстречу нуждам или обстоятельствам людей, которым мы служим, или затрагивая другие задачи, стоящие перед церковью в нашем сложном мире. Тем не менее, если мы начинаем подготовку к своей проповеди, решая задачу, а затем, выбирая отрывок, мы не должны подчинять идеи текста своим целям. Напротив, нам следует искать в отрывке такие идеи или истины, которые отвечают именно нашей цели и которые естественным образом вытекают из отрывка Писания в соответствии с нашим замыслом. В случае нашей неспособности найти в отрывке то, что отвечает нашей цели, нам придется обратиться к другому тексту, который будет лучше соответствовать цели наших поисков. Чтобы продемонстрировать то, как одну разъяснительную проповедь можно использовать в различных ситуациях, мы приведем ниже четыре различных плана, основанных на Матфея 14:14-21, где рассказывается о насыщении пяти тысяч. Пытаясь раскрыть содержание отрывка, мы можем рассмотреть его с точки зрения каждого человека или группы людей, о которых говорится в тексте, включая и Ипостаси Троицы. Таким образом, мы сможем задать себе следующие вопросы: что говорится о них в отрывке, что говорит или делает, или испытывает каждый человек? В качестве первой иллюстрации мы возьмем атрибуты Иисуса как доминирующую идею разъяснительного блока: Название: "Наш несравненный Господь". I. Жалость Иисуса (ст. 14). 1. Проявившаяся в Его интересе ко множеству людей (ст. 14). 2. Проявившаяся в Его служении множеству людей (ст. 14). II. Великодушие Иисуса (ст. 15-18). 1. Проявившееся в Его милосердном ответе Своим ученикам (ст. 15-16). 2. Проявившееся в Его терпеливом общении с учениками (ст. 17-18). III. Сила Иисуса (ст. 19-21). 1. Продемонстрированная в насыщении множества людей (ст. 19-21). 2. Проявившаяся посредством служения учеников (ст. 14-21). А сейчас мы трактуем этот отрывок с точки зрения Христа как удовлетворителя наших потребностей: Название: "Смотрите на дела Божии". I. Христос беспокоится о наших нуждах (ст. 14-16). 1. Он жалеет нас, когда мы нуждаемся (ст. 14,16). 2. Он помнит о наших нуждах, когда другие этого не делают (ст. 15-16). II. Христа не смущают обстоятельства, если нужно удовлетворить наши нужды (ст. 17-19). 1. Его не смущает отсутствие у нас ресурсов (ст. 17-18). 2. Его не смущает отсутствие чего-либо другого (ст. 19). III. Христос идет навстречу нашим нуждам (ст. 20-21). 1. Он в изобилии удовлетворяет наши нужды (ст. 20). 2. Он предлагает более, чем достаточно (ст. 20-21). Для третьего плана мы рассматриваем текст с точки зрения проблем, с которыми мы сталкиваемся: Название: "Разрешение наших проблем". I. Иногда мы сталкиваемся с проблемами (ст. 14-15). 1. Это могут быть очень большие проблемы (ст. 14-15). 2. Это может быть давление обстоятельств (ст. 15). 3. Эти проблемы могут быть трудноразрешимы с человеческой точки зрения (ст. 15). П. Христос в состоянии легко разрешить наши проблемы (ст. 16-22). 1. При условии, что мы доверим Ему наши ограниченные ресурсы (ст. 16-18). 2. При условии, что мы всецело подчинимся Ему (ст. 19-22). Для четвертой иллюстрации того же отрывка мы составим план, основываясь на идее связи веры с нуждами человека: Название: "Отношение веры к нуждам человека". I. Вызов вере (ст. 14-16). 1. Причина вызова (ст. 14-15). 2. Сущность вызова (ст. 16). II. Работа веры (ст. 17-19). 1. Первое проявление веры (ст. 17-18). 2. Второе проявление веры (ст. 19). III. Вознаграждение за веру (ст. 20-21). 1. Блаженство вознаграждения (ст. 20). 2. Величина вознаграждения (ст. 20-21). Таким образом, мы отметили четыре разных способа трактовки отрывка из Матфея 14:14-21; каждый из этих подходов можно использовать для выполнения различных задач. 7. Обратите внимание на контекст разъяснительной проповеди. Говоря о текстуальной проповеди, мы запомнили, что изучение контекста совершенно необходимо для правильной трактовки. Этот Принцип применим как к текстуальной проповеди, так и к большинству разъяснительных проповедей. Изучение контекста - непосредственного и отдаленного - существенно поможет нам в понимании отрывка и даст возможность увидеть текст в его истинном свете. Когда апостол Павел приступил к написанию 12 главы своего Послания к римлянам, он начал ее такими словами: "Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим". Слово "итак" относит нас к предыдущей главе и указывает, что следующие далее практические призывы основаны на жизненных истинах учения, представленных в предыдущей главе. Недостаток места не позволяет нам дальше обсуждать этот принцип, но хочется подчеркнуть, что изучением контекста нужно заниматься всегда, если мы хотим быть верующими толкователями Писания. 8. По возможности проверьте исторические и культурные предпосылки написания отрывка. Большинство отрывков из Библии нельзя рассматривать отдельно от исторических и культурных предпосылок их написания. Правильная их интерпретация будет определяться проверкой исторических периодов, к которым они относятся, а также культурной и географической окружающей обстановки по тексту. Это правило затрагивает в основном больших и малых пророков в их связи с историческими книгами Ветхого Завета, а также Посланий Павла в отношении Деяний. Возьмите, к примеру, книгу Ионы. Содержание этой маленькой книги невозможно понять, не обращаясь к 3-й и 4-й книгам Царств, в частности к 14-й главе 4-й книги Царств, из которой мы узнаем трагические обстоятельства отступничества в земле Израиля во времена Ионы. Таким образом, создается впечатление, что книга Ионы призывает Северное царство раскаяться, как раскаялась Ниневия, а также, что она предупреждает народ Божий об ужасном наказании, падущем на них, если они будут продолжать упорствовать в своем восстании против Бога. 9. Подробности текста нужно трактовать точно, но не исчерпывающе. Мы уже указывали, что в разъяснительной проповеди необходимо толковать Писание. Это означает, что мы должны толковать подробности так, чтобы раскрыть сущность отрывка. Именно это является той отличительной чертой, которая делает разъяснительную проповедь выдающимся средством сообщения божественной истины, поскольку, объясняя Слово отрывок за отрывком, она дает возможность прихожанам понять сущность и смысл, заложенные в этом тексте. Именно этот пункт должен вызывать особое беспокойство у начинающих. Пытаясь дать тщательное объяснение, молодые проповедники часто настолько теряются в большом количестве подробностей, что их проповедь становится перегруженной экзегетическим материалом, но экзегезис не является конечной целью лекции. Он - лишь средство, которым мы пользуемся, чтобы донести истины, содержащиеся в отрывке. Тем не менее, проповеднику следует помнить, что, поскольку он должен разъяснить значение отрывка людям, разъяснительная проповедь должна в качестве предмета иметь только одну главную тему. Соответственно, проповеднику следует использовать в своем сообщении только те подробности, которые относятся к этой теме. Другие материалы текста, независимо от того, насколько они интересны или явно выражены, без сомнения, нужно отложить в сторону. Проповеднику следует, таким образом, сознавать, что он сам может определять значимые аспекты выбранного отрывка, а его объяснение, безусловно, будет отражать Писание, даже если многие детали и не будут использованы. Конечно, при этом должны учитываться как величина выбранного отрывка, так и насущные проблемы. Однако мы должны добавить, что иногда детали, которые на первый взгляд кажутся незначительными, в действительности могут быть очень важны. Это не обязательно должно быть громкое слово или специфический термин, но это нечто, составляющее главную ценность объяснения; в действительности, истинная суть темы, которую проповедник должен объяснить, может быть раскрыта путем употребления глагола в определенном времени или особым предложением-связкой, или некоторыми другими, на первый взгляд, незначительными частями речи. 10. Истины, содержащиеся в тексте, следует раскрывать применительно к сегодняшнему дню. Разъяснительную проповедь нередко критикуют среди прочего за то, что проповедник, практикующий этот способ обращения, часто оказывается неспособным показать, какое отношение истины Писания имеют к обстоятельствам и ситуациям, в которых оказываются люди в наши дни. Слишком часто проповедующий удовлетворяется простым объяснением текста и не показывает, каким образом можно применить текст к важным и насущным вопросам сегодняшнего дня. И не Писание виновно в этом, поскольку Слово Бога - живое и сильное, и оно всегда и во всем применимо к людям любого возраста и любого рода деятельности. Вину следует скорее возлагать на человека, который не видит необходимости или не понимает важности приложения божественной истины к проблемам и обстоятельствам, встающим перед человеком сегодня. Таким образом, составитель проповедей должен помнить, что, толкуя Писание, он в то же время извлекает из него бессмертные истины и показывает прихожанам их практическое применение. Так как в книгах о гомилетике по этому поводу было сказано сравнительно немного, мы посвятили целую главу разговору об этом важном аспекте проповедования, в ней мы дадим учащимся несколько полезных советов о том, как связать истину с сегодняшним днем.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.16.71 (0.014 с.) |