Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Определение тематической проповедиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Начнем обсуждение тематической проповеди с ее определения, ибо если студент усвоит это определение, он легко овладеет основными навыками тематического рассуждения. Тематическая проповедь - это проповедь, основные составные части которой определяются самой темой, независимо от текста. Обратите внимание на это определение. Первая его часть гласит, что составные части следует определять, исходя из самой темы. Это значит, что проповедь начинается определением темы, и ее составные части должны включать в себя положения, основанные на этом суждении. Во второй части определения говорится, что тематическая проповедь не подразумевает текстуальной основы выступления. Это не значит, что тема будет небиблейской, это лишь указывает на то, что текст Писания не будет источником тематической проповеди. Однако, чтобы убедиться в том, что тема выступления будет библейской по содержанию, нужно начинать с библейского сюжета или библейской истины. Основная мысль вашей проповеди должна основываться на этих сюжетах или истинах, и каждое ваше заключение должно подкрепляться цитатами из Писания. Стихи для подтверждения ваших доводов следует выбирать из, разных глав Библии. Пример тематической проповеди Для лучшего понимания данного определения давайте рассмотрим простейшую схему тематической проповеди. Возьмем для примера следующую тему: причины безответных, молитв. Обратите внимание, что мы обратились не к тексту Библии, а к одной из тем. Исходя из выбранного предмета обсуждения, мы должны составить основные тезисы. Для этого нужно определить, в каких главах Библии говорится о причинах безответных молитв. Размышляя и вспоминая различные библейские отрывки, относящиеся к нашей теме, мы сможем назвать следующие стихи, объясняющие, почему наши молитвы иногда остаются без ответа: Иакова 4:3, Псалом 65:18, Иакова 1:6-7, Матфея 6:7, Притчи 28:9 и 1 Петра 3:7. Здесь неоценимую помощь могут оказать библейские справочные издания, полный указатель библейских изречений, тематическая Библия и иные издания. С помощью справочной литературы мы находим следующие причины того, почему иногда молящийся не получает ответа от Бога: I. Просьба материальных благ (Иак.4:3). II. Грех в сердце (Пс.65:18). III. Сомнения в Слове Божием (Иак.1:6-7). IV. Многословие (Мф.6:7). V. Непокорность Слову (Пр.28:9). VI. Недостойное поведение в супружестве (1Пет.3:7). Таким образом, мы имеем схему тематической библейской проповеди, где каждый тезис основывается на теме безответных молитв и каждый тезис подкреплен номером стиха Писания, в котором об этом сказано. Единство мысли Как можно заметить, в приведенном примере тематической проповеди содержится одна основная мысль. Иными словами, все тезисы имеют отношение только к одной теме, а именно - к теме безответных молитв. Можно привести и другие понятия, имеющие отношение к молитве, как то: значение молитвы, важность молитвы, сила молитвы, способ молитвы, результат молитвы. Однако, исходя из определения тематической проповеди, мы должны выстраивать схему выступления на базе основной темы. Такие положения, как значение молитвы и важность молитвы, должны быть опущены, ибо наша тема ограничивает нас разъяснением причин того, почему молитвы иногда остаются без ответа. Разнообразие тем В Писании содержатся наставления по всем аспектам человеческой жизни и деятельности. Там также говорится о благодати Божией как явленной в определенный момент конкретному человеку, так и вечной. Таким образом, Библия является неистощимым источником тем, которые могут быть использованы проповедником применительно к любому состоянию и положению, в котором может оказаться человек. Постоянно и пытливо изучая Писание, христианин обогатит свою душу драгоценными самородками божественных истин и сможет поделиться своим духовным богатством с другими, чтобы и они могли обладать вечными ценностями. В огромном разнообразии священных знаний мы можем найти такие темы: влияние добра; ошибки святых; благословение через страдание; результаты неверия; божественное отпущение грехов, формирующее характер; воля Христа; христианское восхищение; дьявольская ложь; отличительные признаки христиан; неудачи, которые нам препятствуют; слава небесная; оковы души; лекарство от духовных болезней; христианские ценности; библейские концепции воспитания детей; важность христианской службы. Следующие страницы этой главы покажут студентам, как составить схему основных тезисов тематической проповеди. При рассмотрении этих тезисов читатель увидит, что каждый из них не только относится к определенной теме или сюжету, но и имеет название, отличное от основной темы. Определения предмета, сюжета, темы и названия вы найдете в главе 5. В данный момент мы рассматриваем понятия предмета, сюжета и темы как синонимичные. Название же, данное всей службе, должно заинтересовать слушателя, привлечь его внимание. Выбор темы Принимаясь за тематическое изучение Библии, студент обнаружит такое разнообразие тем, что у него могут возникнуть затруднения, какую из них выбрать для проповеди. Если мы хотим узнать, какой теме отдать предпочтение, мы должны обратиться за наставлением к Богу. Решение придет к нам во время молитвы и размышлений о Слове Божием. На выбор темы могут повлиять и другие факторы. Например, проповедь будет произнесена по особому случаю. Определенные настроения прихожан также могут указать на необходимость или желательность той или иной темы в соответствии со сложившимися обстоятельствами. Хотя тематическая проповедь не опирается на текст Писания непосредственно, цитата из Библии может стать хорошим началом для составления схемы проповеди. Например, в Послании к Галатам 6:17 говорится: "Впрочем, никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем". Остановимся на словах "я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем". Для сравнения приведем иной перевод этих строк из Новой Американской Стандартной Библии: "я ношу знаки Господа Иисуса на теле моем". Не вызывает сомнений, что Павел имеет в виду шрамы от ран, нанесенных ему его преследователями за веру, шрамы, являющиеся доказательством того, что он навечно принадлежит Иисусу. Небиблейские источники повествуют о том, что во времена, когда Павел писал эти строки, существовал обычай клеймить не только животных, но и людей - след от раскаленного железа оставался на теле навсегда. По меньшей мере, три класса людей имели подобные шрамы: рабы, клейменные хозяином; воины, которые иногда ставили себе клеймо с именем полководца, ими командовавшего, в качестве символа преданности его делу; жрецы, живущие в храмах, посвященных божествам, которым поклонялись. Получив эту информацию, можно составить тезисную схему тематической проповеди: Название: "Знаки Иисуса". Тема: Постоянные признаки верного христианина. I. Подобно рабам, преданные христиане носят на теле своем знаки хозяина, которому они принадлежат (1Кор.6:19-20; Рим.1:1). II. Подобно воинам, преданные христиане носят на теле знаки верности повелителю, которому они служат (2Тим.2:3; 2Кор.5:15). III. Подобно жрецам, преданные христиане носят знаки божества, которому они поклоняются (Флп.1:20; 2Кор.4:5). Основные принципы составления плана тематической проповеди 1. Основные тезисы должны находиться в логическом и хронологическом порядке. Это значит, что мы должны стремиться расположить тезисы в четкой последовательности, логической или хронологической, но вся последовательность должна быть определена развитием темы. Рассмотрим тему насущных истин об Иисусе Христе, план ее будет выглядеть так: Название: "Достойное поклонение". Тема: Насущные истины об Иисусе Христе. I. Он есть Бог во плоти (Мф.1:23). II. Он есть наш Спаситель (1Тим.1:15). III. Он есть грядущий Царь мира (Отк.11:15). Обратите внимание на то, что все тезисы расположены в хронологическом порядке. Иисус Христос, Сын Божий, сначала родился, затем был распят и отдал жизнь за наше Спасение, и Он будет Царем царствующих и Господом господствующих. Обратите также внимание на то, что, в соответствии с определением тематической проповеди, тезисы составлены не на основе названия, но на основе темы или предмета. Это правило будет соблюдаться и во всех последующих примерах составления планов проповеди. Еще один пример последовательности расположения тезисов приведен ниже, в данном случае соблюдается логический порядок. Тема имеет отношение к характеру надежды верующих, но в качестве простого названия проповеди мы будем использовать два слова: "Надежда верующих". Название: "Надежда верующих". Тема: Характер надежды верующих. I. Это надежда жизни (1Пет.1:3). II. Это надежда спасения (1Фес.5:8). III. Это твердая надежда (Евр.6:19). IV. Это благая надежда (2Фес.2:16). V. Это невидимая надежда (Рим.8:24). VI. Это блаженная надежда (Тит.2:13). VII. Это вечная надежда (Тит.3:7). Обратите внимание, что кульминацией плана является последний тезис. 2. План может являться анализом темы. Чтобы произвести анализ темы, мы должны выделить ее составные части таким образом, чтобы каждый тезис являлся этапом раскрытия этой темы. Для примера рассмотрим тему дьявола в Библии, в качестве названия выберем "Наш злейший враг сатана". Тему можно проанализировать следующим образом: Название: "Наш злейший враг сатана". Тема: Основные библейские сведения о сатане. I. Его происхождение (Иез.28:12-17). II. Его низвержение (Ис.14:12-15). III. Его власть (Еф.6:11-12; Лук.11:14-18). IV. Его действия (2Кор.4:4; Лук.8:12; 1 Фес.2:18). V. Его судьба (Мф.25:41). Если опустить второй пункт этого плана, мы не сможем провести удовлетворительного анализа, так как отсутствовал бы один из основных тезисов темы. Однако возможно, что при дальнейшем изучении библейской темы дьявола к этому плану добавится еще несколько пунктов. Обратите внимание, что в соответствии с предыдущим правилом все тезисы находятся в логическом порядке. 3. Основные тезисы могут представлять различные доказательства одного утверждения. Пример данной модели выглядит следующим образом: Название: "Познание Слова Божиего". Тема: Преимущества, которые дает познание Слова Божиего. I. Знание Священного Писания умудряет во спасение (2Тим.3:15). II. Знание Священного Писания удерживает от греха (Пс.118:11). III. Знание Священного Писания способствует духовному росту (1Пет.2:2). IV. Знание Священного Писания помогает достичь успеха в жизни (Нав.1:7-8). Несложно заметить, что каждый пункт плана относится к теме, то есть каждое положение плана раскрывает ценность знания Библии. 4. Пункты плана могут рассматривать тему по аналогии или его контрасту с иными библейскими высказываниями. В таком плане тематической проповеди раскрытие темы достигается через сравнение с иными библейскими цитатами. Например, в Матфея 5:13 Иисус говорит: "Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям". Изучение контекста, в котором находится этот стих, показывает, что Христос имеет в виду свидетельства верующих и уподобляет их свидетельства соли. Таким образом, можно составить план проповеди с названием "Эффективное свидетельство", где в каждом пункте будет содержаться сравнение свидетельства верующего с солью. Название: "Эффективное свидетельство". Тема: Сравнение свидетельства верующего с солью. I. Подобно соли, свидетельство должно придавать вкус (Кол.4:6). II. Подобно соли, свидетельство должно быть очищено (1Фес.4:4). III. Подобно соли, свидетельство не должно терять остроты (Мф.5:13). IV. Подобно соли, свидетельство должно вызывать жажду (1Пет.2:12). 5. Основные положения плана могут выражать определенную идею, повторяемую писанием многократно. Предложения, начинающиеся словами "Бог может" или "Он может" (где местоимение "Он" относится к Богу), встречаются в тексте Библии много раз. Используя эту фразу как основу, составляем следующий план: Название: "Возможности Бога". Тема: Деяния, подвластные Богу. I. Он может спасать (Евр.7:25). II. Он может хранить (Иуд.24). III. Он может помочь (Евр.2:18). IV. Он может покорить (Флп.3:21). V. Он может облагодетельствовать (2Кор.9:8). VI. Он может сделать несравненно больше того, о чем мы просим (Еф.3:20). 6. Пункты плана могут содержать устойчивые словообороты, встречающееся в Библии. Это значит, что одни и те же слова и выражения, встречающиеся в Библии, не вынесены в план проповеди, как в предыдущем случае, а являются подтверждением каждого тезиса. Например, составим план на основе изучения выражения "в любви", встречающегося в Послании к Ефесянам 6 раз. Раскрывая тему жизни в любви, обратимся к библейским цитатам, которые и составят основные положения плана. При этом данное выражение будет служить подтверждением каждого тезиса: Название: "Жизнь в любви". Тема: Определение жизни в любви. I. Она создана Богом (1:4-5). II. Она достигается посредством вселения Христа в сердце (3:17). III. Она должна проявляться в христианских взаимоотношениях (4:1-2; 4:15). IV. Она ведет к созиданию и росту церкви (4:16). V. Она является примером жизни Самого Иисуса Христа (5:1-2). Наблюдательный студент заметит, что повторения наиболее значимых слов и выражений встречаются в Библии достаточно часто. Иногда некое важное выражение может повторяться неоднократно в одной книге, как в рассмотренном выше примере. Эти повторения не случайны, они, несомненно, содержатся в Священном Писании для того, чтобы на них обратили особое внимание. Псалтирь, Послания Павла и Послание к евреям содержат самое большое количество повторений одних и тех же слов и выражений. Изучив контекст, в котором они встречаются, можно составить планы множества интересных и полезных проповедей. 7. Основные положения плана могут являться толкованием одного слова или выражения, встречающегося в Библии. Изучать значения слов можно путем изучения их происхождения. Таким образом, проповедник сможет продемонстрировать различные смысловые оттенки рассматриваемого слова, не известные слушателям. Например, глагол "идти" в русском переводе может соответствовать шести различным глаголам греческого языка, на котором был написан Новый Завет, и эти 6 глаголов предполагают разнообразные толкования одного и того же слова. Такое изучение значений слова и его происхождения раскроет некоторые нюансы этого слова в греческом языке и иврите. Например, греческое существительное "ценность" имеет 4 значения в греческом варианте Нового Завета, и изучив эти значения по контексту Библии, можно составить следующий план: Название: "Переоценка ценностей - Божиих и людских". Тема: Значение слова "ценность" в греческом Новом Завете. I. Цена, которую платят (1Кор.6:20). II. Значение, придаваемое некоторым человеческим поступкам (Кол.2:23). III. Честь и слава, воздаваемые кому-либо (1Тим.1:17; Евр.2:9). IV. Значение Христа для верующего (1Пет.2:7). Совершенно не обязательно владеть ивритом или греческим языком, чтобы произвести подобный анализ. Различные приложения к Библии, выпускаемые сегодня, помогут студентам, не владеющим языками Священного Писания, исследовать семантическую структуру слова. Подобное исследование можно произвести с любым значимым словом или выражением, встречающимся в Библии, обращая внимание на их контекст и проводя индуктивный анализ. Иными словами, нужно изучить каждую цитату, где встречается данное слово или выражение, сравнить их, проанализировать и классифицировать результаты наших наблюдений. Например, разберем фразу "я согрешил". В алфавитном указателе Библии зафиксировано 22 случая употребления этой фразы в Ветхом и Новом Заветах. Изучив контекст каждого случая, сравнив и проанализировав их, мы увидим, что фраза "я согрешил" не всегда выражает истинное раскаяние. Затем классифицируем наши наблюдения и составляем план. Названием "Раскаяние - истинное или ложное" продемонстрируем, как выражение "я согрешил" использовалось разными персонажами Библии в разном значении: I. Выражение страха. Обратите внимание на слова фараона (Исх.9:27); Ахана (Нав.7:20); Семея (2Цар.19:20). II. Неискренность. Случай с Саулом (1Цар.15:24-30). III. Угрызения совести. Случай с Саулом (1Цар.26:21); с Иудой (Мф.27:4). IV. Истинное раскаяние. Случай с Давидом (2Цар.12:13; Пс.51:4); с Неемией (Неем.1:6); с блудным сыном (Лк.15:18,21). 8. Основные положения плана не должны доказываться цитатами, вырванными из контекста. При тематическом изучении Библии существует опасность использования библейских цитат, вырванных из контекста. Поэтому проповедник должен постоянно внимательно следить за тем, чтобы каждая ссылка на Библию, используемая для раскрытия темы, не только подтверждала его слова, но и не противоречила целям авторов Священного Писания. Вероучительная проповедь Тематическое изучение Библии идеально подходит к подготовке к вероучительной проповеди. Выбранная богословская позиция дополняет тему. Можно ограничить тему одним аспектом богословской доктрины. Например, в качестве темы проповеди можно взять значение искупления людских грехов Иисусом и выбрать несколько ключевых стихов для составления плана. Но если мы будем проповедовать истину целиком, в соответствии с вероучением, необходимо изучить все содержание Библии и найти все упоминания принципов данного вероучения. Проанализировав каждый из принципов в соответствии с контекстом, мы сопоставим, изучим и классифицируем результаты наших изысканий и, таким образом, получим солидную библейскую основу для наших выводов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 603; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.16.71 (0.009 с.) |