Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Различие между текстуальной и разъяснительной проповедью

Поиск

В этом разделе мы попытаемся получить ясное представление об отличии текстуальной проповеди от разъяснительной.

Мы уже показывали, что текстуальная проповедь - это такая проповедь, в которой главные пункты основаны на тексте, представляющем собой короткий отрывок Писания, состоящий обычно из одного-двух стихов, а иногда только из части стиха. Для разъяснительной же проповеди берется относительно большая часть Писания, иногда целая глава и даже более, и из данного отрывка выделяются главные пункты проповеди. Эти основанные на тексте пункты в текстуальной проповеди используются в качестве указания. То есть они указывают, каким должен быть ход мыслей в проповеди, позволяя проповеднику привлекать для подтверждения основной идеи материал из любой части Писания, созвучной с логическим развитием мыслей, содержащихся в главных пунктах. Разъяснительная же проповедь обязывает составителя 6рать все подпункты, как и главные пункты плана из того отрывка Писания, который он собирается раскрыть. Таким образом, вся проповедь должна состоять из разъяснения определенной части Писания, а отрывок становится основой выступления. Другими словами, система представлений основывается непосредственно на тексте, а проповедь определенно можно считать толковательной.

Как мы говорили в главе 2, в Писании встречаются отрывки, которые, несмотря на то, что они состоят только из одного-двух стихов, являются настолько насыщенными, что на основе их можно построить не только главные пункты, но и все подпункты. В этом случае текстуальная проповедь ведется в разъяснительном ключе, а все выступление становится объяснением текста.

Примеры планов разъяснительных проповедей

Наш первый план мы построим на примере отрывка из Ефесянам 6:10-18. Чтобы учащимся была более понятна процедура составления проповеди, мы бы порекомендовали сначала прочитать этот отрывок несколько раз и тщательно изучить его, а уже затем обратиться к нашему примеру. Мы бы посоветовали им поступать так перед изучением каждого примера плана в этой главе и во всех последующих.

Даже краткое рассмотрение Ефесянам 6:10-18 позволит нам сделать вывод, что Павел говорит здесь о духовной борьбе верующего и стремится познакомить его с различными подробностями, относящимися к этому конфликту, чтобы он, в свою очередь, мог стать удачливым воином.

Рассмотрев отрывок более внимательно, мы увидим, что в стихах с 10-го по 13-й апостол призывает верующего быть храбрым и крепко стоять перед лицом превосходящих сил духовных врагов. Другими словами, Павел в этих стихах говорит о боевом духе христианина. Стихи с 14-го по 17-й рассказывают о различных доспехах и оружии, которые Господь дал святому, стоящему перед "мироправителями тьмы века сего". Таким образом, мы приходим к выводу, что этот раздел можно назвать "вооружение христианина". Но прежде чем закончить разговор о подробностях, связанных с духовной борьбой, апостол добавляет стих 18. В нем он говорит верующему, одетому в Божественные доспехи, что тот должен непрестанно молиться духом и просить за всех святых. Тогда становится ясно, что последняя деталь, о которой говорит Павел в связи с Духовным конфликтом, - это молитвенная жизнь христианина. Теперь мы готовы изложить в форме плана три главных положения, приводимых апостолом в разговоре о духовной борьбе верующего:

I. Боевой дух христианина (ст. 10-13).

II. Вооружение христианина (ст. 14-17).

III. Молитва в жизни христианина (ст. 18).

Рассматривая стихи 10-13 более подробно, мы видим, что великий апостол указывает, по крайней мере, на два аспекта христианской нравственности. Он призывает верующего, который переживает духовный конфликт, вначале возложить свои упования на Господа, а после того - "стоять" (см. ст. 11, 13 и 14), какими бы великими и могущественными ни выглядели его враги. Поэтому для развития плана разъяснительной проповеди в пункте "Боевой дух христианина" мы должны сделать два подпункта. Во-первых, боевой дух христианина должен быть высоким, а во-вторых, он должен быть неизменным.

Перейдя ко второму разделу разъяснительного блока, а именно к стихам 14-17, мы видим, что различные элементы вооружения христианина можно разделить на две основные группы: перечисление начинается вооружением оборонительного характера, а заканчивается наступательным вооружением - духовным мечом. В частности, интересно отметить, что о доспехах, защищающих спину, ничего не говорится по очевидным причинам - Господь не опасается, что Его воины в день битвы повернутся спиной и побегут.

Последний пункт, стих 18, можно также разделить на два подпункта. Внимательное изучение первой части стиха показывает, что христианин должен пребывать в молитве постоянно, а вторая часть говорит, что его молитва должна быть молитвой о других.

Учитывая все это, мы готовы теперь представить полный план проповеди со всеми подпунктами и главными пунктами, составленный на основе одного отрывка. В соответствии с содержанием той части Писания, которую мы намереваемся объяснить, мы выбираем такой заголовок для плана: "Благочестивая борьба веры".

Название: "Благочестивая борьба веры".

Предмет: Положения, связанные с духовной борьбой верующего.

I. Боевой дух христианина (ст. 10-14).

1. Он должен быть высоким (ст. 10).

2. Он должен быть неизменным (ст. 11-14).

II. Вооружение христианина (ст. 14-17).

1. Должно носить оборонительный характер (ст. 14-17).

2. Должно носить наступательный характер (ст. 17).

III. Молитва в жизни христианина (ст. 18).

1. Должна быть постоянной (ст. 18).

2. Должна быть заступнической (ст. 18).

Чтобы проповедь можно было назвать подлинно разъяснительной, все подпункты, а также главные пункты необходимо истолковать или должным образом объяснить. Таким способом проповедник достигает цели разъяснения, которая требует использовать в качестве основного материала какой-то один отрывок и раскрыть его содержание относительно одной основной темы.

В качестве второго примера разъяснительной проповеди мы выбираем отрывок из Исхода 14:1-14. Мы не имеем возможности привести здесь подробное толкование этого отрывка, но в то же время, не сделав этого, мы не имеем права приступать к составлению разъяснительной проповеди.

Однако, проведя необходимое подробное исследование текста, мы будем готовы к работе с планом отрывка. В качестве главной мысли отрывка мы выбираем ситуацию "безвыходное положение", позволяющую извлечь из нее не один урок, поскольку ясно, что, подобно народу Израиля у Чермного моря, мы тоже иногда оказываемся в обстоятельствах, из которых, как нам кажется, нет выхода, от которых нет избавления. Придерживаясь этой мысли, мы извлекаем из текста несколько уроков или истин:

I. "Безвыходное положение" - это положение, в которое Бог иногда ставит нас (ст. 1-4).

II. "Безвыходное положение" - это положение, когда Бог испытывает нас (ст. 4-9).

III. "Безвыходное положение" - это положение, в котором мы иногда изменяем Господу (ст. 10-12).

IV. "Безвыходное положение" - это положение, когда Бог заступается за нас (ст. 13-14).

Если читатель хочет знать, каким способом эти истины были выведены из текста, то ему следует еще раз обратиться к отрывку и проследить за развитием плана от пункта к пункту.

Исход 14:1-14 не только преподает нам четыре главных урока, но и предоставляет все подзаголовки плана. Таким образом, текст обеспечивает большую часть материала, необходимого для проповеди.

Теперь мы показываем план Исхода 14:1-14, в котором каждый главный пункт расширен подпунктами:

Название: "Безвыходное положение".

I. "Безвыходное положение" - это положение, в которое Бог иногда ставит нас (ст. 1-4).

1. Конкретным повелением (ст. 1-2).

2. В Своих целях (ст. 3-4).

П. "Безвыходное положение" - это положение, когда Бог испытывает нас (ст. 4-9).

1. Испытывает наше послушание (ст. 4).

2. Испытывает нас, позволяя нам оказаться в сложнейшей ситуации (ст. 5-9).

III. "Безвыходное положение" - это положение, в котором мы иногда изменяем Господу (ст. 10-12).

1. Своим неверием (ст. 10).

2. Своими жалобами (ст. 11-12).

IV. "Безвыходное положение" - это положение, когда Бог заступается за нас (ст. 13-14).

1. В нужный момент (ст. 13).

2. Взяв на себя контроль над ситуацией (ст. 14).

И вновь мы советуем серьезным ученикам сравнить предложенный план с текстом и самим убедиться, каким образом данные подпункты и главные пункты вытекают из рассматриваемого отрывка.

Третий пример плана разъяснительной проповеди мы построили на отрывке из Луки 19:1-10. Предварительно осуществив толковательное исследование отрывка, мы берем в качестве темы обращение Закхея, "потерянного" человека. Что говорит этот отрывок из Писания относительно выбранного предмета? Внимательно изучив его, мы обнаруживаем некоторые основополагающие факты обращения Закхея, "потерянного" человека, и эти факты ложатся в основу нашего исследования.

I. Поиски Закхея (ст. 1-4).

II. Завоевание расположения Закхея (ст. 5-7).

III. Спасение Закхея (ст. 8-10).

Теперь мы изучаем отрывок более внимательно и размышляем над тем, что в этом тексте отвечает нашим главным пунктам. Наше исследование показывает, что первому главному пункту отвечают два положения, связанные с поисками Закхея.

1. Иисус ненавязчиво привел Закхея к поискам.

2. Посещение Иисусом Иерихона пробудило в Закхее желание увидеть Его.

Для второго главного пункта мы отмечаем два других положения:

1. Иисус завоевал расположение Закхея, человека, у которого не было друзей (см. ст. 7), попросив Закхея пригласить Его в гости!

2. Просьба Иисуса пригласить Его в гости вызвала двоякий эффект - она обрадовала Закхея, но произвела неприятное впечатление на жителей Иерихона.

Мы обнаруживаем, что с третьим главным пунктом связаны следующие факты:

1. О спасении Закхея говорят удивительные перемены, произошедшие с ним во время посещения Иисуса.

2. Иисус весьма недвусмысленно объявляет о спасении Закхея.

Из содержания отрывка ясно, что Закхей, заблудший грешник, нашел в Иисусе друга или, лучше сказать, Иисус нашел его! Поэтому мы выбираем в качестве названия проповеди слова: "Победа любви".

Теперь мы можем соединить части плана в единое целое:

Название: "Победа любви".

I. Поиски Закхея (ст. 1-4).

1. Способ осуществления (ст. 1).

2. Результаты (ст. 2-4).

II. Завоевание расположения Закхея (ст. 5-7).

1. Способ осуществления (ст. 5).

2. Результаты (ст. 6-7).

III. Спасение Закхея (ст. 8-10).

1. Свидетельство спасения (ст. 8).

2. Объявление спасения (ст. 9-10).

Посмотрев на план, мы можем видеть естественное развитие событий, связанных с обращением Закхея, кульминацией которых было спасение начальника мытарей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.118.151 (0.008 с.)