Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принципы выбора названий проповедиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Название должно быть связано с конкретным библейским текстом или с конкретным посланием. Очевидно, что название должно иметь четкую связь с библейским текстом или с самой проповедью. Например, если мы берем в качестве текста стихи 1-18 из 22-й главы Книги Бытие, где мы читаем о готовности Авраама принести в жертву своего сына Исаака, то название должно каким-то образом соотноситься с этим отрывком. Если главный упор в проповеди сделан на послушании, мы можем сузить наше название до "Цена послушания". Если, с другой стороны, наша основная идея состоит в том, чтобы показать Авраама как отца, мы вполне можем назвать проповедь "Примерный отец". 2. Название должно вызывать интерес. Название должно быть сформулировано таким образом, чтобы пробудить внимание. Оно должны быть привлекательным, причем не благодаря использованию чего-то новенького, а благодаря тому, что представляет для людей огромный интерес. Чтобы вызвать интерес, название должно соотноситься с обычными жизненными ситуациями и потребностями. На общественную жизнь и менталитет членов церкви может влиять множество различных обстоятельств как внутреннего, так и внешнего характера. Периоды духовного блаженства и дни испытаний, времена процветания или нужды, общественные и политические потрясения, праздники и юбилеи, радостные или печальные события - все это, так же, как и обстоятельства личной жизни отдельных членов церкви, затрагивает людей, к которым обращается пастор со своим словом. Поэтому он должен внимательно относиться к потребностям паствы, сталкивающейся время от времени с теми или иными обстоятельствами, и с помощью Господней его послания должны соответствовать тем конкретным условиям, в которых находятся люди. Названия его посланий точно так же должны соответствовать обстоятельствам жизни и устремлениям его аудитории. Таким образом, следует избегать названий, которые не имеют для паствы конкретного смысла или значения. Например, такие название проповеди по библейскому отрывку из стихов 1-6 17-й главы Третьей книги Царств, как "Илия у потока Хорафа" или "Голод во времена Илии", едва ли будут исполнены для современных людей особым смыслом. А вот название типа "Испытание на доверие" будет близко и значимо каждому, кто переживает период испытаний. Точно также, заголовок "У вод Мерры" для проповеди о случае с горькими водами, описанном в стихах 22-26 15-й главы книги Исход, наверняка не вызовет особого интереса, тогда как название "Горечь вод и горечь душ" сразу же вызовет ответную реакцию у тех, кто, возможно, несет в душе горечь по поводу какого-то неблагоприятного для них поворота Божиего промысла. Когда слова названия создают эффект аллитерации, это часто способствует привлечению внимания посредством самой необычности сочетания данных слов друг с другом. Эффективность такого рода моделей легко увидеть в следующих примерах названий проповедей широко известных проповедников прошлого и настоящего: "Большое обретение благочестия" Александра Макларена, основанная на стихах 25-34 4-й главы Третьей книги Царств. "Преодоление погибели" Т.А.Пирсона, основанная на 15-й главе Первого послания к коринфянам. "Метания мести" Кларенса Е.Маккартни, основанная на книге Есфирь. "Покой для беспокойных" Чарльза Сперджена, основанная на стихах 28-30 главы 11 Евангелия от Матфея. "Постижение печали" У.Х.Гриффита Томаса, основанная на Бытии 35:8-29. "Безжизненность или блаженство" Стивена Ф.Олфорда, основанная на книге Чисел 21:10-18. А вот еще некоторые примеры: "От слез к свидетельству", основанная на Евангелии от Иоанна 20:10-18. "Могучая молитва", основанная на Деяниях апостолов 12:1-19. "Обращая противодействие в помощь", основанная на Послании к филиппинцам 1:12-20. "Самодостаточность Спасителя", основанная на Послании к евреям 10:14. "Живая надежда в безнадежном мире", основанная на Первом послании Петра 1:3-9. Начинающему может потребоваться довольно много времени и известного напряжения ума, чтобы сформулировать название, способное вызвать интерес. Однако если заголовок проповеди привлекателен, и особенно если он обнародован заранее, он может стать средством привлечения людей в церковь и повышения интереса со стороны верующих. 3. Название должно соответствовать авторитету церковной кафедры. В попытках привлечь внимание некоторые проповедники совершают ошибку и используют названия, которые звучат довольно странно или даже сенсационно. Ниже приведены некоторые примеры: "Снупи или Микки Маус"; "Вино, женщины и песни"; "Шоу в стиле Ветхого Завета"; "Кошачьи усы"; "Следует ли мужу бить жену?"; "Умный Алек"; "Астронавты и человек на Луне"; "Горячее местечко"; "Хиппи и мини-юбки". Название проповедей типа вышеприведенных либо фантастичны, либо вызывающи и вульгарны и абсолютно не соответствуют священной задаче проповедования людям Библии. В попытках вызвать интерес привлекательным названием проповеди следует всегда поддерживать авторитет, достоинство и почитание, положенные Слову Божиему. Тут совершенно не нужно мудрить и всеми силами надо избегать сенсационности или того, что рассчитано на возбуждение неуместного в данной ситуации внимания или любопытства. И главное, никогда не следует использовать название, которое находится на грани фривольности или вульгарности. 4. Название обычно должно быть кратким. Короткое, компактное и четко построенное название обычно, гораздо более эффективно нежели длинное предложение. Кроме того, оно гораздо скорее привлечет внимание, чем строка из пятнадцати - двадцати слов. Таким образом, название следует, как правило, делать коротким, но не обрубленным. Не следует исключительно ради краткости жертвовать ясностью. Название, состоящее только из одного слова, выглядит обрубленным и обычно не может вызвать интерес. 5. Название может быть подано в форме либо утверждения, либо вопроса, либо восклицания. Хотя обычно названия кратки и состоят буквально из нескольких слов, бывают случаи, когда потребуется изложить его пусть коротким, но полном предложением. Предложение это может быть либо утвердительным, либо вопросительным, либо восклицательным. Есть случаи, в которых название станет гораздо более впечатляющим, если будет составлено в форме неожиданного вопроса. Посмотрите на разницу между названиями "Жизнь ценна" и "Ценна ли жизнь?" или "Мы должны быть на стороне Господа" и "Кто на стороне Господа?". Ниже приведены несколько дополнительных примеров. Вопросительные предложения: "Почему страдают благочестивые?" "В чем смысл веры?" Утвердительные: "Бог справится с вашими проблемами". "Что говорит Библия о смерти". Восклицательные: "Лучше, а не хуже!" "Обретение через потери!" 6. Название может состоять из фразы, за которой следует вопрос. Посмотрите на следующие названия: "Трудные подростки: какую ответственность за них мы несем?"; "Сложности жизни: как их преодолевать?". 7. Название иногда может быть сформулировано в форме сложного подлежащего. Посмотрите на следующие примеры: "Христианин и его друзья"; "Ученичество: его трудности и его цена"; "Знак времени и второе пришествие Христа". 8. Название может состоять из краткой цитаты из Священного Писания. Вот несколько цитат, использованных в качестве названий проповеди: "Приготовься к встрече с Богом"; "Кто мой ближний?"; "Научи нас молиться"; "Все тайное становится явным"; "Не судите, да не судимы будете". Примеры названий проповедей для специальных собраний На Новый год: "Новые горизонты"; "Порог блаженства"; "Как может моя жизнь значить больше для Бога?"; "Поверяя себя". На Великую Страстную Пятницу: "Значение креста"; "Печаль до смерти"; "Цена любви"; "Вдохновленный Богом"; "Неоценимая жертва". На Пасху: "Триумф воскресшего Христа"; "Где нет места сомнению"; "Сила воскрешения Христа"; "Утешение живого Христа"; "Твое личное знакомство с восставшим Господом". На Рождество: "Самый ценный Дар"; "Когда Бог стал Человеком"; "Рожденный погибнуть"; "Мудрость мудрецов". Упражнения 1. Нижеприведенные названия проповедей были напечатаны на церковной странице одной из газет в городе Портленде, штат Орегон. Выпишите номера тех названий, которые не отвечают требованиям, предъявляемым к хорошим названиям для проповеди, и отметьте после каждого причину вашего решения. 1) "Пути Господни просты и исполнены силы". 2) "Возрождение или отступничество?". 3) "Возвращение к жизненной религии". 4) "Сила для нынешней жизни". 5) "Чем занимается братский совет?". 6) "Трепет ожидания". 7) "Вне лагеря". 8) "Приди и отобедай". 9) "Князь мира предрекает войну". 10) "До самого конца". 11) "Иллюзия и реальность". 12) "Дверь была заперта". 13) "Помогай богатым". 14) "Расчищая путь Богу". 15) "Послание Божиего узника". 16) "Иисус - это Господь". 17) "От страха к вере". 18) "Семь женщин удержат одного мужчину". 19) "Трагедия религиозного компромисса". 20) "Мечта Навуходоносора сбудется". 21) "Идти в церковь? Зачем?". 22) "Моя величайшая потребность". 23) "Повозки Иосифа". 24) "Человек и вселенная". 2. Приведенный ниже список содержит двенадцать названий проповедей, основанных на том или ином библейском отрывке. Определите те названия, которые требуют изменения, и пометьте, как бы вы улучшили их. 1) "Ложь Раав", основанная на 2-й главе книги Иисуса Навина. 2) "Заповеди блаженства", основанная на Евангелии от Матфея 5:3-12. 3) "Совет молодому человеку", основанная на стихах 12-16 главы 4 Первого послания к Тимофею. 4) "Видение", основанная на Бытии 13:14-17. 5) "Бремя Павла ради Израиля", основанная на Послании к римлянам 9:1-5. 6) "Молитва любви", основанная на Послании к ефесянам 3:14-19. 7) "Человек благословенный", основанная на псалме 1. 8) "Ложное видение", основанная на книге Чисел 13:25-34. 9) "Угрызения совести", основанная на Евангелии от Матфея 14:1-12. 10) "О духовных дарах", основанная на Первом Послании к коринфянам 12:1-31. 11) "Христианское братство", основанная на стихах 4-21 Послания к Филимону. 12) "Город, расположенный четвероугольником", основанная на Откровении Иоанна Богослова 21:10-27. 3. Подберите подходящее название для проповедей, основанных на каждом из нижеприведенных библейских отрывков. 1) "Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать" (Рим.15:1). 2) "Даниил положил в сердце своем не оскверняться яствами со стола царского и вином, какое пьет царь" (Дан.1:8). 3) "Я... провел среди них" (Иез.3:15). 4) "Христос умер за грехи наши, по Писанию" (1Кор.15:3). 5) "Не вознесу Господу, Богу моему, жертвы, взятой даром" (2Цар.24:24). 6) "Он ходил во всем путем отца своего Асы" (3Цар.22:43). 7) "Протяни руку твою" (Лк.6:10). 8) "Ходящих в непорочности Он не лишает благ" (Пс.83:12). 9) "Обретены слова Твои, и я съел их; и было слово Твое мне в радость и в веселие сердца моего" (Иер.15:16). 10) "И не только то, чего мы надеялись, но они отдали самих себя во-первых Господу, потом и нам по воле Божией" (2Кор.8:5). 11) "И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру" (1Ин.4:14). 12) "Ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд" (Евр.11:27). Введение Определение введения В реальной практике введение, как и название, в процессе подготовки проповеди обычно формулируют в последнюю очередь. Потому что после того, как написаны основная часть и заключение проповеди, проповеднику гораздо легче придумать введение, которое будет подходить к посланию и которое лучше всего мобилизует и удержит интерес слушающих. Но хотя введение обычно готовится позже, мы считаем полезным рассмотреть его именно на данном этапе и, таким образом, держаться порядка формы плана, приведенного в главе 4. В своей прекрасной книге "Теория проповеди" Остин Фелпс указывает на различие между просто вступительными словами проповедника и непосредственно введением. В первом случае могут быть сделаны какие-то общие замечания, которые не имеют прямого отношения к проповеди, но во втором - проповедник пытается настроить свою аудиторию на такое отношение к теме его проповеди, чтобы люди с готовностью слушали его рассуждения. Таким образом, введение - это прогресс, с помощью которого проповедник пытается подготовить аудиторию и обеспечить интерес к тому, что он сейчас скажет. Введение, таким образом, является жизненно важной составной частью проповеди, и успех всего послания очень часто зависит от способности проповедника добиться поддержки своих слушателей в самом начале своего выступления. Необходимо представить введение так, чтобы с самого начала вызвать интерес слушающих. Не стоит жалеть на это усилий. Цели введения Проповедник может добиваться с помощью введения самых разных целей, но все они могут быть сведены к двум основным задачам. 1. Расположить к себе слушателей. Хотя проповедник может быть вполне уверен, что аудитория весьма расположена и к нему, и к теме его беседы, это не всегда соответствует действительности. Более того, в среднестатистической конгрегации вполне вероятно присутствие одного-двух человек, которые по той или иной причине не симпатизируют ни проповеднику, ни тому, что он собирается сказать. Иногда отсутствие взаимопонимания имеет поверхностные причины и устраняется без особых сложностей. Но бывают случаи, когда определенные неблагоприятные обстоятельства или глубоко укоренившиеся обиды, или озлобленность приводят к тому, что слушатели негативно настроены либо к самому проповеднику, либо к проповеди. В подобных случаях именно введение должно изменить настроение аудитории и вызвать благосклонное внимание всей конгрегации, если это, конечно, возможно. Однако главный фактор в обеспечении позитивного расположения слушателей - это личность самого проповедника. Именно то, что мы из себя представляем, и определяет приемлемость нашего сообщения, и это в первую очередь относится к ситуации, когда проповедник выходит перед группой людей, чтобы донести до них послание из Слова Божиего. 2. Возбудить интерес к теме. Кроме отсутствия симпатий к теме у отдельных индивидуумов, установлению требуемого внимания к проповеди может помешать ряд других обстоятельств. Одно из них - это тот факт, что головы у людей заняты совершенно иными вещами. Исполнение церковного гимна, молитва и чтение Писания до начала проповеди могут способствовать выработке к этому моменту более благосклонного отношения большей части присутствующих. Но неизменно будет много тех, чьи головы, несмотря на все точно распланированные части службы до начала проповеди, все равно останутся занятыми своими радостями или печалями, надеждами или страхами, своими собственными заботами или обязанностями. Другое препятствие на пути установления внимания - это безразличное отношение некоторых людей к библейским истинам; таких людей не особенно интересуют духовные материи. Внимание могут отвлекать и другие обстоятельства, например, плохо проветриваемое, душное помещение, тусклое освещение, хлопающая дверь, холод в здании. Цель введения - пробудить внимание людей и настроить их так, чтобы они проявили активный интерес к затрагиваемой теме. Священник лондонского Вестминстерского аббатства и автор трудов по гомилетике У.Е.Сэнгстер пишет, что, когда проповедник приступает к своим рассуждениям, его первые фразы должны обладать как бы "металлическими крюками", которые моментально могут зацепить внимание слушателей. Принципы подготовки введения 1. Как правило, введение должно быть кратким. Так как цель проповеди состоит в том, чтобы донести людям Слово Божие, то чем раньше мы перейдем к основной части послания, тем лучше. И хотя обычно следует подходить к предмету постепенно, необходимо также избегать и излишних проволочек. Нам следует устранить все вторичное включая ненужные извинения, шутливые байки или цветистые поздравления по случаю праздника. Бывают случаи, когда вполне уместно сердечно поприветствовать аудиторию, особенно если на кафедру выходит разъездной проповедник, незнакомый публике, но такие приветствия не должны быть длинными. Нижеприведенный план, основанный на истории блудного сына в 11-24 м стихах 15 й главы Евангелия от Луки, показывает, как введение может быстро и прямо подводить к теме: Название: "Потерянный и обретенный". Введение: 1. На Всемирной выставке в Чикаго власти создали специальное "бюро находок", чтобы помочь родителям отыскать потерявшихся на территории детей. 2. Глава 15 Евангелия от Луки - это такой же "отдел утрат и находок" в Библии. Там Иисус рассказывает о трех вещах и существах, которые сначала были потеряны, а затем обретены вновь, - овце, серебряной монете и сыне. 3. Рассказ о сыне, который был потерян, а потом обретен, вновь иллюстрирует историю раскаявшегося грешника, который тоже был "потерян и обретен". Предмет: Вехи жизненного пути раскаявшегося грешника. I. Вина грешника (ст. 11-13). II. Мытарства грешника (ст. 14-16). III. Раскаяние грешника (ст. 17-20). IV. Восстановление грешника в правах (ст. 20-24). 2. Введение должно вызывать интерес. Первые несколько минут проповеди обычно все решают. Именно в этот момент проповедник либо добьется успеха, либо утратит внимание своей аудитории. Если его первые фразы состоят из скучных, пустых или не относящихся к делу замечаний, он, скорее всего, с самого начала утратит внимание, которое его слушатели в ином случае, возможно, были готовы уделить его посланию. С другой стороны, если он сможет начать свою проповедь с того, что близко и важно людям или что привлечет их, он с самого начала обретет их внимание и подготовит их к восприятию своего послания. В этом месте у читателя неизбежно возникнет практический вопрос - каким образом можно стимулировать интерес в самом начале проповеди? Один из способов привлечения внимания состоит в возбуждении любопытства. Люди по природе своей любопытны, и эта черта часто проявляется именно в начале проповеди. Например, проповедник может начать свое послание с описания своей беседы с неверующим. Он может, например, сказать: "Как только я заговорил с ним, он тотчас же задал мне вопрос: "Почему церковь никак не оставит меня в покое?"" Подобное начало непременно вызовет любопытство слушателей к тому, что же ответил священник неверующему, и смог ли он дать ему удовлетворительный ответ. Второй способ возбуждения интереса состоит |в разнообразии. Не начинайте все проповеди одинаково, каждую неделю задействуйте разные подходы. Одна проповедь может начаться с уместной цитаты, другая - со строфы какого-нибудь гимна, третья - с ударного, неожиданного высказывания, а четвертая - с вопроса или с того, что проповедник как бы сам поставит под сомнение важность темы, которую он собирается предложить для обсуждения. В других проповедях можно коснуться исторического фона описанных в отрывке событий или связи данного отрывка с последующими и предыдущими главами. Другой способ возбуждения интереса заключается в том, чтобы изложить название проповеди или процитировать соответствующий 6иолейский отрывок. В этом случае следует объяснить причину выбора именно такого названия или именно этого отрывка, а потом перейти к показу отношения названия или цитаты вместе или по отдельности к теме. Еще один способ пробуждения интереса состоит в том, чтобы соотнести проповедь с обычными жизненными ситуациями, начав с изложения какой-то ситуации, которая наверняка касается жизни и образа мышления слушателей, их каждодневных проблем и потребностей. Например, рассказ об автомобильной аварии, в которой кто-то получил травму, о ребенке, который упал в колодец и которому удалось спасти жизнь, о пожаре в доме, о возникших у молодого человека сложных отношениях с соседом по комнате в университетском общежитии, о человеке, который заблудился в лесу и сгинул, об успехе какого-нибудь бизнесмена, о необычном случае на каком-нибудь местном массовом празднике - такие истории можно почерпнуть из повседневного общения с людьми. Именно использование таких элементов - самых обычных ситуаций и событий в жизни людей - сделает наши проповеди ближе к людям и наполнит наше послание понятным всем смыслом. Не следует, однако, рассказывать какие-то истории исключительно с целью развлечь публику. Нужно сделать так, чтобы приводимые случаи из жизни имели тесную связь с темой проповеди. Ниже мы приводим два примера введений к проповеди, в которых используются рассказы о жизненных ситуациях. Если тема нашего выступления "Равнодушные христиане", то мы можем начать проповедь, рассказав о случае, который произошел с пятилетней девочкой Кэрол Ли Морган, живущей недалеко от городка Астория на тихоокеанском побережье штата Орегон. Кэрол сняла трубку и сказала телефонистке: "Мама заболела, она не говорит со мной". Голос девочки звучал вполне серьезно. Почувствовав напряженность ситуации, телефонистка миссис Маделайн Маркем немедленно переадресовала звонок старшей телефонистке миссис Марджори Форнесс. Старшая телефонистка спросила у Кэрол ее полное имя, но девочка не могла вспомнить имени ни своего покойного отда, ни матери. Миссис Форнесс назвала ей имена девяти Морганов, записанных в телефонном справочнике Астории, и Кэрол, услышав их, наконец вспомнила имя матери - "миссис Роберта Морган". Тогда миссис Форнесс спросила, не помнит ли Кэрол, как зовут кого-нибудь из соседей. Через некоторое время Кэрол вспомнила имя миссис Бад Коппиш, которая жила через улицу. Старшая телефонистка позвонила миссис Коппиш, которая согласилась немедленно зайти к миссис Морган. Позднее миссис Форнесс узнала, что когда миссис Коппиш вошла в дом, она обнаружила там миссис Морган в состоянии, близком к коматозному, и позаботилась о том, чтобы ее отправили в больницу. Когда миссис Морган поправилась и вернулась домой, она выразила признательность телефонисткам, которые выслушали ее малышку, а те, в свою очередь, были счастливы, что смогли помочь и что помощь эта пришла вовремя. Мы все восхищаемся поступком телефонисток миссис Маркем и миссис Форнесс, их сообразительностью и отзывчивостью. Но, восхищаясь ими, мы спрашиваем себя: "А отнесемся ли мы сами к людям, находящимся в трудном положении, столь же чутко, как эти две служащие Тихоокеанской северо-западной телефонной компании отнеслись к беде в доме Морганов?". В то время, когда людей захлестывают волны смятения и безысходности, многие ли из нас действительно обеспокоены духовными бедами другого или хотя бы понимают их? Предположим, что нам предстоит выступить с религиозным обращением на тему "Бог, Которому мы можем доверять". Можно начать выступление рассказом о случае из жизни покойного В.Рэймонда Эдмана, бывшего президента колледжа в Уитоне, штат Иллинойс. Доктор Эдман описывает разговор, происходивший однажды между ним и управляющим супермаркета, в котором он делал покупки. После того, как управляющий принял чек у человека, стоящего перед доктором Эдманом в очереди к кассе, доктор Эдман спросил управляющего, доводилось ли ему принимать у постороннего человека чек, который впоследствии оказывался неоплаченным. Управляющий задумчиво отвечал: "Нет, потому что я смотрю не на чек, а на человека. Если я чувствую, что могу доверять человеку, то без колебаний беру у него чек". Каким уроком это должно быть для нас! Нам нужно только посмотреть на Того, Кто обещает, и тогда у нас не останется сомнений в достоверности Его обещаний. Точно и живо пересказанные злободневные факты, относящиеся практически ко всем сферам жизни, можно также с успехом использовать для привлечения внимания слушателей. Обратите внимание на пример введения к проповеди на тему "Общение с Богом", приведенного Эмори ван Терпеном в "Sudan Witness". В Африке, на кукурузном поле, находящемся неподалеку от нигерийского города Кано, от посторонних глаз спрятано обыкновенное на вид здание, обнесенное забором, внутри которого уместился целый городской квартал. Начиненное всевозможным электронным оборудованием, оно является станцией слежения (одной из восемнадцати подобных станций построенных по всему миру), ее задача - наблюдение за космонавтами, находящимися в космосе. Сложные электронные приборы постоянно измеряют пульс, кровяное давление астронавтов, следят за их дыханием, температурой и многими другими параметрами, в то время как космический корабль летит сквозь пространство. Одновременно с этим огромный магнитофон записывает всю эту информацию на ленту шириной в дюйм. Когда станция поддерживает связь с людьми на орбите, очень внимательно следят за тем, чтобы с земли не поступало никаких помех - ведь сигнал корабля так слаб! В радиусе полумили от станции запрещено движение автотранспорта, чтобы исключить создаваемые их генераторами помехи. Выключают даже радар, установленный в канском аэропорту, находящемся в нескольких милях от станции. То же самое можно сказать и о нашем общении с Богом. Если мы стремимся вступить в полноценное, непрерывное общение с Ним, мы должны оградить себя от всевозможных помех, идущих из внешнего мира. И тогда, сев в тишине перед Господом, мы сможем услышать, что Он говорит нам. 3. Оно должно подводить к главной идее или к основной мысли отрывка. Введение должно ориентироваться непосредственно на предмет проповеди. Составляющие его умозаключения должны представлять собой ряд последовательных мыслей, подводящих к главной цели проповеди. Необходимо, чтобы все приведенные цитаты, объяснения, примеры или случаи имели отношение к этой цели. Следует избегать повторений и громоздких фраз, введение должно быть простым и ясным, но в то же время не должно казаться незаконченным или поспешным. Посмотрите на помещенный ниже план, в котором введение состоит из ряда последовательных мыслей, подводящих к теме проповеди: Название: "Тайное оружие Бога". Текст: Бытие 18:17-33; 19:27-29. Введение: 1. Открытие тайны атома и обретение человеком в результате этого способности к уничтожению. 2. Тайна, открытая Богом Своим детям, - это сила более могущественная, чем любая атомная бомба. Атомное оружие разрушительно, а тайное оружие, переданное Богом в руки верующих, - созидательно, оно способно создавать и благословлять. Предмет: Истины о тайном оружии - о заступнической молитве. Что открывает нам текст об этом предмете? Из отрывка мы можем узнать три важные истины о молении - том тайном оружии, которое Бог предоставил верующим. I. Бог ищет людей, которые будут молить за других (18:17-21). II. Бог слышит молитвы тех, кто заступается за других, (18:22-33). III. Бог отвечает на молитвы тех, кто молит за других (18:23-32; 19:27-29). 4. В плане введение должно быть выражено несколькими короткими предложениями, представляющими собой последовательный ряд идеи. Следует избегать длинных и сложных предложений. Выражения, приводимые в сокращенном виде и, безусловно, заставляющие задуматься, все же должны быть достаточно понятны с первого взгляда. В качестве примера мы используем введение к помещенному в главе 3 плану проповеди "Псалом довольства" по псалму 22. Чтобы показать читателю, каким образом введение связано с проповедью, мы еще раз приведем здесь этот план: Название: "Псалом довольства". Введение: 1. Пастухи в Айдахо, имеющие стадо в 1200 овец, не могут уделять внимание каждой овце. 2. Противоположностью им в этом псалме является Пастырь, поскольку Он заботится о каждой овце в отдельности. 3. Каждое дитя Божие осознает себя овцой, о которой говорится в этом псалме. Предмет: Причина довольства овец Господа. I. Пастырь овец (ст. 1). 1. Божественный Пастырь (ст. 1). 2. Личный Пастырь (ст. 1). II. Забота об овцах (ст. 2-5). 1. Покой (ст. 2). 2. Водительство (ст. 3). 3. Утешение (ст. 4). 4. Изобилие (ст. 5). III. Надежды овец (ст. 6). 1. Светлые надежды в этой жизни (ст. 6). 2. Благословенные надежды на грядущее (ст. 6). Посылка Определение посылки Посылка - это простое заявление о предмете, который проповедник намерен обсуждать, развивать, доказывать или объяснять в своей лекции. Другими словами, это утверждение в проповеди о главном духовном уроке или вечной истине, сведенное к одному повествовательному предложению. Посылка, также называемая тезисом, фундаментальной или назидательной идеей, либо предметным предложением, является, таким образом, неким законом: правилом, которое регулирует правильный подход, либо фактом или обобщением, которое принимают в качестве истины и основы. Она состоит из чисто декларативного заявления о фундаментальной истине, которая действует постоянно или имеет универсальное применение. Приведем следующие примеры принципов или вечных истин: • Ежедневное размышление о Писании жизненно необходимо христианину. • Господь желает, чтобы поклонение исходило от сердца. • Человек, имеющий Бога в сердце, обладает всем, чем стоит обладать. • Бог использует избранные средства, чтобы пойти навстречу нуждам других. • Никто не может избежать последствий собственного греха. • Тот, кто ставит Господа на первое место, никогда не будет испытывать нужды. • Любовь ко Христу потребует от нас забыть о себе ради службы другим. Библия изобилует материалом, из которого мы можем извлекать тезисы или фундаментальные идеи. Даже один-единственный стих Писания может быть источником нескольких принципов или вечных истин. Возьмем, к примеру, Ефесянам 2:8: "Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар". Из этого небольшого отрывка мы извлекаем следующие принципы: • Каждый спасенный грешник - это результат безграничной Божией милости. • Хотя спасение дается даром, мы обретаем его лишь тогда, когда примем его верой. • Источник благодати - это благодать Божия. • Вера получает то, что по благодати дает Бог. • Предусмотренное Богом спасение никак не зависит от того, что делает человек. Важность посылки Важность правильно сформулированной посылки нельзя переоценить. Она фактически является одним из наиболее важных элементов структуры проповеди. На это есть две причины: 1. Посылка является фундаментом всей структуры проповеди. Посылка для структуры проповеди является тем же, чем фундамент для здания. Как нельзя без прочного основания построить хороший дом, так нельзя и составить проповедь, не имея правильной основы для дальнейшего ее развития. Следовательно, каждое слово посылки должно 6ыть сформулировано очень точно, чтобы правильно выразить главную мысль проповеди. Правильно сформулированная посылка позволяет проповеднику сосредоточить материал вокруг запланированной основной мысли. В проповедь можно ввести многие положения, но все в ней, от первого до последнего слова, будет иметь отношение к одной конкретной истине или принципу, раскрытым в посылке. Помимо этого, следование одной центральной идее помогает проповеднику понять, что относится к проповеди, а что следует исключить из нее. В то же время неточно сформулированная посылка ослабляет или дезорганизует всю продуманную композицию проповеди. 2. Посылка раскрывает прихожанам суть проповеди. Правильная посылка необходима не только проповеднику, но и прихожанам. Когда священнослужитель начнет свою проповедь, слушатели почти инстинктивно спросят себя: "А что он собирается сказать по этому поводу?". Если о цели проповеди не сказано ясно, то ее понимание затруднено, что нередко провоцирует невнимательное отношение слушателей. С другой стороны, если в самом начале проповедник сможет четко определить направление, которому собирается следовать, то тем самым он позволит слушателю следить за своими словами с легкостью и пониманием. Обратите внимание на планы, приведенные во второй половине этой главы и в последующих главах, и отметьте, как тезис в начале каждого из них подготавливает почву для понимания следующей за ним основной части проповеди. Раскрытие посылки Создание посылки - одна из самых трудных задач для начинающего проповедника. Но в виду крайней важности точной формулировки предметного предложения, проповеднику совершенно необходимо научиться это делать. Бывает так, что яркая идея возникает в сознании проповедника и на раннем этапе составления проповеди, но, как правило, определение главной истины отрывка и формулирование посылки все же является результатом последовательных действий, предпринимаемых при составлении проповеди. 1. Подробное экзегетическое исследование отрывка. В главах 2 и 3 мы уже говорили о том, что тщательное изучение текста крайне важно для понимания его подлинного смысла. Другими словами, тщательное толкование отрывка, является, предпосылкой точного и исполненного веры разъяснения любого фрагмента Слова Божиего. 2. Формулирование экзегетической идеи отрывка. После того, как толкование завершено наступает следующий этап - определение главной мысли отрывка. В предыдущих главах мы намеренно старались избегать упоминаний о посылке, ограничивая себя в разговоре о составлении плана такими словами, как "сюжет", "предмет", "основная идея" или "тема". В недавно вышедшем труде, посвященном искусству составления проповеди, Гэддон В.Робинсон подробно говорит о том, что мы называем предметом или темой. Он же называет это экзегетической идеей. Экзегетическая концепция состоит из двух частей: предмета и одного или нескольких дополнений. Предмет - это то, о чем вы собираетесь говорить, а дополнение - то, что вы собираетесь сказать о предмете. Таким образом, экзегетическая идея соединяет предмет и дополнение или дополнения в единое связное предложение. Каждый раздел Писания содержит предмет и, по крайней мере, одно дополнение. Задача составителя проповедей, во-первых, выявить предмет и, во-вторых, найти то, что в тексте говорится о предмете. Если учащийся не в состоянии сделать это, то у него, по-видимому, сложится лишь туманное представление о содержании отрывка, и он не сможет вразумительно объяснить его содержание своим слушателям. Постановка знакомых вопросов "кто?", "что?", "почему?", "как?", "когда?" и "где?" нередко помогает искусным составителям найти предмет. Раскрыть предмет и дополнение иногда позволяет перефразировка всего разъяснительного блока. В других случаях проанализировать содержание отрывка нам помогает его механистическая разбивка, которая наглядно показывает связь между зависимыми или независимыми частями предложения (см. пример из главы 3), она же подсказывает нам, о чем говорится в тексте. Теперь мы обсудим четыре отрывка, для которых вы должны сформулировать экзегетические идеи. Толкование этих текстов выходит за рамки данного учебника, поэтому мы вынуждены считать, что это необходимое исследование уже было проведено. Наш первый пример взят из Марка 16:1-4. "По прошествии субботы, Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия ку
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 581; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.48.237 (0.022 с.) |