Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принципы донесения правды до людейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Сопоставляйте содержание проповеди с проблемами людей и их потребностями. Мы уже отмечали, что если проповедник намерен преуспеть в применении того, о чем говорит перед общиной, он должен хорошо понимать человеческую природу и модели поведения представителей разных классов и возрастных групп. Неся людям Слово Божие, необходимо не только обладать чутким пониманием основных человеческих проблем, но и обращать свои слова к тем, кто изо дня в день испытуем соблазнами или находится перед нелегким выбором. Иными словами, мы должны найти такие слова, которые будут применимы для наших слушателей в конкретных жизненных ситуациях. Для того чтобы помочь начинающему проповеднику осознать связь между Писанием и человеческими проблемами, мы предлагаем ему составить перечень основных человеческих черт и моделей поведения. Затем следует найти соответствующие этим ситуациям чертам фрагменты из Писания, а также примеры из Библии. Изучив специальные пособия, проповедник обнаружит большое количество материала, который относится к таким категориям, как вина, расстройство, одиночество, боязнь, ненависть, злость, ревность. И чем больше проповедник узнает таких соотношений между фактической жизнью и Библией, тем легче ему будет реализовывать свою миссию. Ранее в этой главе мы уже констатировали, что человек, читающий проповеди, должен ознакомиться с положением людей, которые его слушают, с их повседневной жизнью. Это необходимо, чтобы понять образ их мышления. Желая своей проповедью затронуть интересы людей, проповедник может привнести в свою речь слова, которые заденут самые тонкие струны в душах его слушателей. 2. Используйте ваше воображение таким образом, чтобы оживить в воображении ваших слушателей библейские образы. Как мы уже видели в предыдущей главе, сила воображения играет важную роль в процессе подготовки и произнесения проповеди. Это особенно важно, когда речь идет о возможности применения слушателями того, что они услышали от вас, в практической жизни. Поэтому нам всегда следует быть крайне осторожными, использовать слова и силу воображения с чувством меры, чтобы нас не "уводило" в сторону от темы. Посмотрите в иллюстрациях, приведенных ниже, как использовано воображение проповедника для раскрытия двух библейских характеров. Какие слова нашел проповедник, чтобы донести правду об этих характерах до слушателей. Представьте себе, что мы готовим проповедь по Бытию 45:1-15. Мы только что обсудили стихи от 4 до 8 и готовы перейти к области применения. Можно повести речь примерно так: Какую восхитительную слабость прощать проявил Иосиф в отношении своих братьев! Только подумайте о годах невыразимых страдании, физических и моральных, которые он прошел, - и все из-за своих братьев. И, тем не менее, он не произносит в их отношении ни одного слова упрека, нет в его словах и горечи. Напротив, он не выказывает в их отношении никаких других чувств, кроме доброты и снисхождения к тем, кто так несправедливо поступил с ним. Конечно, никто из нас не может сказать, что к нему кто-то был несправедлив так же, как это случилось с Иосифом Не пришлось нам пройти и через трудности и лишения, которые выпали на долю Иосифа Но давайте задумаемся. способны ли мы прощать так, как это сделал Иосиф, простив своих братьев? Поскольку мы христиане, мы можем и должны сказать, что именем Иисуса Христа Бог простит нам наши грехи. И каково же должно быть наше отношение к нашему брату, который провинился? Нет сомнений в том, что Бог обратил все зло в жизни Иосифа в добро, поскольку тот никогда не таил в своей душе злобу и горечь против тех, кто был виновен в его бедах. Бог обратит в добро все испытания, которые выпали или выпадут и на нашу долю, если мы отнесемся к ним соответствующим образом - так, как Иосиф, взрастя в душе дух прощения в отношении тех, кто нас невинно обидел. В качестве нашего второго примера мы выбрали Евреям 11:24-27. В этих стихах мы находим, что Моисею было предложено три блага - почет, богатство и удовольствия. Но он понял, что, если он хочет быть человеком Бога, ему следует отказаться от каждого из них. И наша попытка применения может выглядеть следующим образом: Обратите внимание, что ни одна из вещей, предложенных Моисею, не была плохой сама по себе. Бог вовсе не возражает против того, чтобы мы пользовались уважением среди других людей, чтобы мы использовали наши таланты на благо этого мира или чтобы мы выделяли определенное время для удовольствий и развлечений. В то же время, если хотя бы одна из этих вещей, будучи совершенно нормальной сама по себе, начинает мешать нам полностью отдаваться Богу - тогда она обращается во зло. Поняв это, свое решение принял и Моисей. Ведь все то, что может нам дать этот мир, - ничто по сравнению со счастьем близости с Богом, счастьем быть Его человеком Моисей понял, что Бог хочет быть не его знакомцем, а его другом. А ведь есть немало людей, которые готовы согласиться именно на знакомство с Господом, ходя в церковь и поддерживая ее. Давайте не будем забывать. Бог хочет не знакомства, а нашей дружбы. 3. Используйте иллюстрации, которые показывали бы, как библейская истина может быть использована в жизни и каждодневной работе людей. Люди, перед которыми проповедник выступает в воскресное утро, - это мужчины и женщины, мальчики и девочки, изо дня в день сталкивающиеся с жизненными проблемами. И на них действует стресс, их тоже охватывает разочарование, они подвергаются различным соблазнам, их мучают трудности, у них болит сердце. И им следует наглядно показать, какую пользу они могут извлечь из знакомства с Библией, какова может быть эта практическая польза. Таким образом, иллюстрации, взятые из жизни и должным образом использованные в проповеди, оказывают на аудиторию сильное воздействие. Давайте рассмотрим случай, произошедший, когда пастор Вернон Мак-Ги из церкви Открытых Дверей в Калифорнии вел проповедь по Луки 19:1-10. Доктор Мак-Ги комментировал тот факт, что, когда Закхей обратился к Богу, он сразу же был готов покаяться в тех грехах, которые совершил в отношении других людей. И тогда Мак-Ги процитировал слова из неопубликованного письма, которое 2 января 1900 года направил Фрэнк де Уитт Тэлмидж доктору Торрею, - на него Мак-Ги наткнулся, когда случайно просматривал бумаги, оставшиеся от Торрея. Письмо представляло собой покаяние доктора Тэлмиджа перед доктором Торреем и содержало, в частности, такие слова: Дорогой Торрей, Сегодня я живу под тяжестью двух несчастий во-первых, скончался доктор Муди Во-вторых, я совершил в вашем отношении очень несправедливый поступок. (Тут следовало признание в неверном поступке, и ввиду его личного характера доктор Мак-Ги не захотел сказать, о чем конкретно идет речь). Если есть какая-либо возможность искупить мою вину, я с удовольствием сделаю это. И пусть светлый дух того, кто ушел от нас, поможет мне проповедовать любовь. Искренне ваш, с печалью, Тэлмидж И тогда Мак-Ги сказал в проповеди следующее: Слезы навернулись на мои глаза, когда я прочитал эти слова, которые были скрыты от глаз людей на протяжении пятидесяти лет. Страшно подумать, сколько лет прошло с тех пор. Мы по-прежнему говорим о Боге и верности ему, но когда в последний раз мы так честно и с достоинством каялись в грехе? Даже в наших кругах есть мнение о том, что если голова человека повернута в направлении Бога, ноги его могут идти, куда только пожелают, - и тем не менее он останется человеком Бога. Дорогой Друг, когда твоя голова смотрит в одну сторону, а ноги идут в другую что-то в корне неверное творится с тобой. Закхей не говорил, что он полон веры, - да ему и не надо было говорить об этом, поскольку он доказал это своим поступком. 4. Из текста выбирайте вечные принципы, которые действительны в любое время. В ходе изучения Библии проповедник может многое открыть для себя именно из того отрывка, который он готовит для проповеди. Когда он сознает подобную истину, он незамедлительно должен записать ее на отдельный листок бумаги. И пусть ему не удастся применить все, что он написал, в той проповеди, которую он готовит, эти записи пригодятся ему в ходе подготовки других проповедей. Вот пять основных принципов из учения Господа, касающихся беспокойства. Они взяты Чарльзом Свитндолом из Матфея 6:25-34. Тревога мешает нам наслаждаться тем, что мы имеем. Беспокойство заставляет нас забыть о нашей собственной ценности. Тревога совершенно бессмысленна - она сама по себе не решит ни одной проблемы. Тревога стирает из нашей памяти обещания Господа Тревога - это свойство неверующего человека. Таким образом, можно констатировать, что принципы, записанные авторами Писания много столетий назад, действительны и в наши дни. Конечно, недостаточно просто констатировать принципы, выведя их из нашей проповеди. Надо поподробнее разобраться в каждом из них. Иногда речь, в которой мы упоминаем только одну или две универсальные истины, становится столь же эффективной, как если бы мы рассказали сразу о многих вечных истинах. При этом, естественно, предполагается, что все истины будут подробно раскрыты. Для того чтобы облегчить работу начинающему проповеднику, ниже мы рассмотрим шесть принципов, выведенных нами из псалма 22. Каждый верующий может быть уверен в том, что Господь Бог защитит именно его. Бог дает возможность полноценного отдыха и спокойствия тем, кто в Него верит. У меня есть Божественный руководитель, Которому я доверяю на все сто процентов. Бог всегда с теми из верующих, кому нужна Его помощь. Бог заботится и снабжает Свой народ всем необходимым, как бы трудно это ни было. Обещание вечной жизни остается в силе - мы можем полностью положиться на него, что бы ни случилось. Подобные принципы мы можем выводить как из отдельных стихов в тексте Писания, так и из целых разделов Библии. Следующие истины взяты, например, из псалма 22: Истинно верующий в Иисуса может быть уверен в том, что не будет испытывать нужды. Забота Господа о каждом из верующих пробуждает в их душах безграничное доверие к Богу. 5. Добивайтесь того, чтобы каждая область применения материала вашей проповеди была соотносима с истиной, содержащейся в рассматриваемом отрывке. Правильное толкование и использование Писания зависит от точной интерпретации текста. Именно поэтому нам следует не жалеть усилий, чтобы понять истинный смысл Писания. Хотя усвоение этого смысла может происходить с трудом и даже болезненно, мы должны уяснить, что такая работа очень важна для проповедника. Ведь пока мы сами точно не усвоим, о чем идет речь в Библии, мы не сможем побудить наших слушателей верно применять библейские истины. Вот что сказал однажды один изучающий Библию по поводу повествования, содержащегося в Марка 16:1-4: "Женщина подошла к могиле, должным образом приготовившись - так и мы должны идти к Богу готовыми вверить Ему свою волю и свою жизнь". Каждый, кто знаком с Евангелием от Марка, признает, что этот изучающий не вполне точно ухватил смысл текста. Если бы он понял, что женщина была настолько отважной и любящей, что пришла к могиле Иисуса ранним утром, он бы, наверное, так не ошибся. Ведь вместо утверждения о том, что мы готовы вверить Богу наши жизни и нашу волю, следовало бы заметить, что речь идет, скорее, об истинной любви к Спасителю и об ее свидетельствах, говорящих о самоотверженном характере этой любви. 6. Обозначайте область применения библейской истины точно и определенно. Очень часто, к сожалению, призыв к верующим излагается такими общими словами, такими туманными выражениями, что община не понимает, чего от нее хочет проповедник и связан ли этот призыв с повседневной жизнью людей вообще. Такое случается, как правило, тогда, когда и сам проповедник не обладает достаточно ясным знанием предмета проповеди. Бывает и иначе: проповедник может испугаться обвинений в фанатизме или узости мышления, которые могут прозвучать в его адрес. Посмотрите, как отличается от этой позиция Павла. Он говорил старейшинам храма в Ефесе, что ни минуты не сомневался, провозглашая им целиком и полностью волю Бога (см. Деян.20:27). И фессалоникийцам Павел объявил, что призыв, которым он будоражил души людей, проистекает не из сиюминутного веления или ошибки и не из обмана. "Ибо в учении нашем нет ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства, но, как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим", - заявил Павел (1Фес.2:3-4). Взяв пример с великого апостола, следует провозглашать Слово Божие, исполнясь святой самоотверженностью, но, в то же время, любовью и добротой. Только таким образом мы сможем показать, что эта истина существует независимо от сознания людей. Одним из лучших средств призыва аудитории является использование вопросов, которые непосредственно относятся к присутствующим на проповеди людям. Следует, однако, обращать внимание на то, чтобы вопросы эти задавались в корректной и неоскорбительной форме. И проповедник должен порой ставить себя на место отвечающих на вопрос, называя отвечающую сторону не "вы", а "мы". В качестве примера специфической возможности применения библейской истины мы используем видение Иисуса Навина, когда тот стоял у ворот Иерихона (Нав.5:13-15). Когда Иисус Навин увидел человека с мечом, он спросил его, против кого направлено это грозное оружие. И получил ответ, что человек этот - "Вождь воинства Господня". И тогда, как мы помним, Иисус упал ниц и спросил, чего хочет от него, слуги Господа, Бог. Этот отрывок мы могли бы прокомментировать в аспекте применения библейской истины следующим образом: Когда Бог является христианину, всегда случается одно и то же. Вид нашего святого Спасителя напоминает нам о нашем месте. Вспомним принцип Царствия Небесного: пусть Бог станет более великим, пусть я, Его слуга, стану еще более ничтожным. Этим принципом руководствовались и Иаков, и Исаия, и Даниил, и Павел, и Иоанн. Можем ли мы сказать, что действуем согласно этому принципу? Видели ли мы Господа во плоти? И если мы Его увидим - то воскликнем ли мы, подобно Иакову, с молением о том какое задание дает Хозяин Своему слуге? Проповедь "Поведение по законам Бога", основанную на 1 Коринфянам 13 и опубликованную в журнале "Christian Economics" 4 апреля 1967 года, профессор Кайл Йетс из Вако, Техас, начинает серией вопросов Посмотрите, как эти вопросы направляют слушателя на соотнесение Слова Божиего с повседневной жизнью людей: Как мы ведем себя в нашей повседневной жизни? Могут ли вас считать христианином ваш пастор, ваши соседи, ваш отец и мать, ваши дети, ваша жена или ваш муж? Очень печально, если кто-либо из этих людей даст негативный ответ. А если честно, каков ваш собственный ответ на этот вопрос? Свидетельствует ли ваше поведение о том, что вы - христианин? Это - вопрос первостепенной важности. Вам на помощь приходит апостол Павел, который точно и ясно нарисовал портрет христианина Вы найдете этот портрет в 1 Коринфянам 13 4-7 Вы не должны упустить из этого определения ни единой черты. И одной из главных характеристик является любовь. В журнале "The Calvary Pulpit" в марте 1960 года пастор Нью-Йоркской баптистской церкви Стивен Олфорд опубликовал проповедь под названием "Подчиняясь Христу", основанную на Иоанна 15:1-11. В первой части проповеди, озаглавленной "Смысл подчинения жизни Христу", Олфорд также задает слушателям и читателям ряд вопросов, наталкивающих на мысль о применении библейских истин в жизни. Давайте посмотрим на пятый стих. Иисус говорит: "Без Меня не можете делать ничего". Мой друг христианин, скажи мне, случалось ли тебе упорно работать или бороться за что-нибудь долгие годы, так и не достигнув цели? Правда ли, что в твоей жизни нет результативности, нет истинной радости? Ты не находишь утешения? Тебя не уважают и не слушаются дети? Тебя донимают твои же перепады настроения? Тебя угнетают моменты одиночества? Прошла еще одна неделя, а ты не можешь с радостью сказать слова благодарности Иисусу, в Царствие Которого ты привел еще одного человека? Ты не можешь сказать, что Иисус живет в тебе, общается с тобой через Святого Духа? Если ты не можешь сказать так, если ты, напротив, наполнен духом упадка и поражения, следовательно, ты не знаешь, что значит жить во Христе, подчинившись Ему "Без Меня, - говорит Иисус, - не можете делать ничего". Предыдущий параграф весьма убедительно показал нам, как надо сделать область применения проповеди определенной и понятной аудитории. Тем не менее, следует отметить, что о применении библейских истин можно говорить и не прибегая к прямым призывам. Иногда достаточно просто процитировать Библию. Бывают случаи, когда на применение истины слушателя наталкивает и иллюстрация. Но в каком бы виде библейское содержание ни присутствовало в проповеди о практическом применении, проповедник Должен всегда быть уверен в том, что люди понимают Слово Божие, которое он им несет, имеет к ним самое прямое отношение. Начинающий проповедник должен иметь в виду, что никогда нельзя говорить о применении библейской истины, которая имеет отношение лишь к некоторым членам общины или к какой-то их части. Говорить о таком применении - значит эксплуатировать Церковную кафедру за счет людей, потерявших надежду. Это, конечно же, вызовет негативную реакцию и со стороны тех христиан, к которым в данном случае обращены слова пастора. С другой стороны, если истина представлена так, что аудитория сама осознает область ее применения, - это можно считать большим успехом проповедника. 7. Давайте слушателям правильную мотивацию. Если проповедник посвятил проповедь проблемам и потребностям своих слушателей, которые могут понять, как библейские истины непосредственно относятся к их жизни, было бы логично, если бы проповедник показал путь разрешения конфликтов или решения проблем. Но для этого необходимо, чтобы он знал этот путь и вооружил паству верной мотивацией поступков. Проповедник может мотивировать поступки людей, аппелируя к благородным чувствам мужчин и женщин, предупреждая, с другой стороны, проявления низменных чувств. Он может мотивировать поступки людей, приводя примеры, достойные подражания. 8. Пусть истина будет точно ориентирована во времени. Ни у кого нет сомнения в том, что мы живем в век огромный перемен - политических, экономических, социальных, религиозных и моральных. Стандарты и масштабы прошлого времени все больше подвергаются сомнению, и общество, к сожалению, во все возрастающей степени отходит от соблюдения закона и порядка. И самые простые люди достаточно сильно затронуты этими революционными переменами, которые касаются всех аспектов их жизни. Досадно слышать проповеди многих священников, посвященные оценке того, что происходит в мире сегодня. Вместе с тем, нельзя уже говорить о Слове Божием, не затрагивая массы вопросов, которые ставит перед человеком сама жизнь. Важно при этом помнить, что о чем бы ни говорилось в Библии, - эти слова имеют прямое отношение и к нашему "сегодня". Если вы хотите сделать Слово Божие значимым в жизни конгрегации, знающей о переменах, охвативших мир, вам следует раскрывать не только значение Святого Писания, но и показывать, как истины из Библии соотносимы с бурными переменами в нашем мире. Проповедь, которая выполняет это требование, называется интерпретационной проповедью. Она представляет из себя, в частности, разъяснение фактов из Библии, которые бросают свет на события в мире, и их влияния на членов общины. В то время как связи между Библией и сегодняшним днем в проповеди уже не избежать, интерпретационные проповеди таят в себе ряд опасностей. Некоторые проповедники, сознавая социальный и политический хаос, в котором большинство из нас живет, стремятся совместить разъяснение Слова Божиего с оказанием конкретной социальной помощи людям. А на деле получается так, что вместо провозглашения вечных истин они ратуют за социальные реформы. Иные религиозные деятели стремятся к участию в политической жизни. При этом они говорят, что чувствуют потребность высказываться по политическим, экономическим и глобальным проблемам и в ходе проповедей. Причем некоторые полагают, что их мнение по проблемам, которые ставят в тупик десятки видных политиков и экономистов, имеет немалый вес и что оно будет услышано. Между тем, ни в Ветхом, ни в Новом Заветах мы не найдем заявлений апостолов, касающихся управления Римской империей. Никогда они не высказывались и о римском сенате. Священник, который стремится пролить свет на Писание, делая это на примере последних политических событий, должен быть мудрым человеком. Преданный делу пастор предупредит своих людей об опасности оценок, которые могут повредить чистоте веры или церкви.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.83.248 (0.016 с.) |